СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерная лексика в английском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является индивидуальной проектной работой учащегося 11 класса. Направлена на рассмотрение компьютерной лексики в английском языке. Является дополнительным материалом для изучающих английский язык с интересом.

Просмотр содержимого документа
«Компьютерная лексика в английском языке»



Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №18»











Компьютерная лексика в английском языке.

Индивидуальный проект







Выполнил:

Владислав Алексеевич Божков

11 “Г” класс

Руководитель:

Ольга Сергеевна Котельникова

учитель иностранного языка












Ленинск-Кузнецкий

2021




Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть 6

1.1. История существования сленга. Причины его возникновения 6

1.2. Способы словообразования сленга 8

Глава II. Практическая часть 12

2.1. Результаты анкетирования обучающихся……………………………………12

Заключение 16

Список используемых источников 17

Приложения 18



















ВВЕДЕНИЕ

Со времен огромных, занимающих целый спортивный зал ЭВМ, в начале 50-х и до наших дней компьютерные технологии прошли огромный путь в своем развитии. Теперь почти у каждого дома есть компьютер. Вместе с новыми технологиями прочно укоренились в нашей речи и слова, связанные с ними. Но в оригинале слова эти слишком громоздки и неудобны, поэтому они во многих случаях подверглись обработке и приспособлению их к разговорной речи. Так перед нами предстал новый пласт языка – компьютерный сленг.

Эта область языка еще мало изучена, но интерес к ней проявляют многие. Компьютерный сленг уже настолько прочно вошел в нашу жизнь, что современный человек просто не может его игнорировать или искоренить. Значит, нужно его понять, осмыслить, как-то систематизировать.

В чем же актуальность этого проекта для нас? Проведя опрос среди обучающихся 11 классов, мы выяснили, что более 70% школьников активно используют компьютерный сленг в разговорной речи, и чем старше был опрашиваемый, тем более насыщена была его речь данными словами. Чем же так привлекательна эта лексика для молодежи?

Все больше людей используют компьютер в своей профессиональной деятельности, в учебе, в быту и для развлечения. Знание компьютерного жаргона сплачивает людей, занятых в этой сфере, облегчает реальное и виртуальное общение пользователей. Интернет позволяет в сжатой форме обмениваться информацией, экономя тем самым время и деньги. Школьники тоже не отстают от взрослого общества, начинают использовать компьютерный сленг в своей речи. Однако большинство из них не знает историю возникновения компьютерного сленга, не всегда отличает слова компьютерного сленга от сленговых выражений других видов, недостаточно владеют всеми лексическими средствами данного вида сленга. Поэтому мы считаем, что наша исследовательская работа является актуальной.

Цель исследования: изучение формирования компьютерного сленга и выявление его особенностей в языковой системе.

Предмет исследования: явление компьютерного сленга в русском и английском языке.

Объект: английская и русская лексика, имеющие отношение к компьютерному сленгу.

Гипотеза: «Сленг – это не нарушение нормы, а способ выразить видение мира по-своему; сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику. Можно предположить, что компьютерный сленг активно влияет на развитие современного языка и имеет право на существование».

Задачи исследования:

        • познакомиться с историей возникновения сленга и выявить причины его образования;

        • рассмотреть основные способы образования компьютерного сленга;

        • изучить часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов;

        • провести опрос и проанализировать употребление компьютерного сленга обучающимися МБНОУ «Гимназии №18»

Для достижения поставленных цели и задач я обратился к литературе, в которой рассматривается такое языковое явление, как компьютерный сленг, к дополнительной литературе, к материалам сети Интернет, а также провел опрос среди учеников школы.

Практическая значимость. Данная работа будет полезна тем, кто уже владеет компьютерным сленгом, поскольку в исследовании представлены причины образования компьютерного сленга и классификация его по способу образования, что дает ребятам возможность узнать, как появился этот вид сленга, с чем связано его образование.

Каждому молодежному поколению требуются новые слова, чтобы объяснить свой взгляд на существовавшие ранее вещи. Именно это приводит в сленг современной молодежи такое большое количество сленговых слов и выражений, отражающих специфику виртуального мира.

Данная работа может быть использована на классных часах в среднем и старшем звене, на уроках информатики при изучении темы «Устройство компьютера», на уроках русского языка при изучении темы «Лексика», на уроках английского языка при изучении темы «Компьютер».
























ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.ИСТОРИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЛЕНГА


Первые компьютеры появились в начале 50-х годов, и по мере того, как они совершенствовались, люди, работающие с ними, обрели огромный словарный запас, который широко известен сегодня. Но это было время до наступления эры персонального компьютера, то есть до 1988-го года, поэтому она была достоянием посвященных, а их язык был закрытым для общества. С начала компьютерной революции конца 80-х годов этот словарный запас и новые приращения к нему стали общим достоянием.

В настоящее время во всем мире развитию микропроцессорной техники, вычислительной техники, компьютерных технологий уделяется огромное внимание. В связи с этим первой по количеству появляющихся новых слов является именно область компьютерных технологий. Новые термины из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительных, так как количество людей, имеющих отношение к компьютерам, постоянно увеличивается. И параллельно этому явлению происходит еще один закономерный с точки зрения лингвистики процесс– образование специфического компьютерного сленга. Этот особый язык постепенно перебирается в нашу повседневную жизнь. В языкознании нет чёткого понятия сленга.

Сленг (от англ. Slаng) – особая форма языка, слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. Множество слов, которые составляют лексический состав этого пласта речи, заимствуются из "компьютерного" языка – английского.

Подобные слова вкрапливаются в русский текст, подчиняясь русской грамматике, получается некая искусственная англо-русская смесь, что, в конечном счете, придает общению легкое ироничное звучание, а информация, переданная в таком тоне, воспринимается несерьезно. Сленг позволяет молодому поколению отгородиться от старших, создать свой, пусть и призрачный мир. Набор слов иноязычного происхождения в сочетании с русским дает специфический экспрессивный стиль непринужденного общения.

Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном сленге является, конечно же, стремительное, «прыгающее» развитие самих компьютерных технологий. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка компьютерных технологий, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые разработки. И в условиях такой технологической революции каждое новое явление в этой области должно получить свое словесное обозначение, свое название. А так как почти все они появляются в Америке, то, естественно, получают его на английском языке.

Когда же об этих разработках через какое-то время узнают в России, то для их подавляющего большинства не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. Таким образом, отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов повлекло за собой тенденцию к появлению компьютерного сленга.

Помимо этого, многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сокращению, упрощению слов. Например, один из самых часто употребляемых терминов – «материнская плата». В сленге же этому слову соответствует «мамка» или «матрешка». Вследствие всего этого пользователи компьютеров заговорили на придуманном ими же самими языке.


1.2. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СЛЕНГА

Э.М. Береговская выделяет более 10 способов образования функциональных единиц сленга, тем самым, подтверждая тезис о постоянном обновлении словарного состава сленга. Она доказывает, что зарождение новых словарных единиц происходит именно в столицах, а уж потом происходит их перемещение. При этом в её исследованиях отмечается, что это перемещение в среднем занимает 6 месяцев, но в связи с научно-техническим прогрессом и появлением современных средств коммуникации сроки перемещения существенно сокращаются.

Пути и способы образования компьютерного сленга весьма разнообразны, но все они сводятся к тому, чтобы приспособить английское слово к российской действительности и сделать его пригодным для постоянного использования. Вот основные методы образования сленга, которые, по моему мнению, охватывают большинство ныне существующей сленговой лексики.

Классификация компьютерного сленга по способу образования:

  1. Калька (полное заимствование).

  2. Полукалька (заимствование основы).

  3. Перевод.

  4. Фонетическая мимикрия.

Способ образования «Калька» включает в себя заимствования грамматически не освоенные русским языком. При этом слово заимствуется целиком со своим произношением, написанием и значением. Пример: device – девайс. Такие заимствования подвержены ассимиляции. Каждый звук в заимствуемом слове замещается соответствующим звуком в русском языке в соответствии с фонетическими законами. Эти слова кажутся иностранными в произношении и написании, они соответствуют всем нормам английского языка. Вот примеры слов, полностью заимствованных из английского языка.

Аватар – Аvаtаr

Бейсик – Bаsic

Гаджет – Gаdget

Баттон – Button

Баг–Bug

При таком способе как «Полукалька» при переходе термина из английского в русский, последний подгоняет принимаемое слово под нормы не только своей фонетики, но и спеллинга с грамматикой. К первоначальной английской основе определенными методами прибавляются словообразовательные модели русского языка. К ним относятся, прежде всего, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных «-ик», «-к(а)», «-ок». Также встречаются суффикс «-юк», характерный в русском языке для просторечий: компик, варик. При грамматическом освоении английский термин поступает в распоряжение русской грамматики, подчиняясь ее правилам. Существительные, к примеру, приобретают падежные окончания – симка(И.п.), симки (Р.п.), симке (Д.п.). Вследствие того, что исходный язык является аналитическим, а заимствующий синтетическим, имеет место добавлений флексий к глаголам: гуглить (google), гамать(gаme).

Аватарка– Аvаtаr

Гуглить –Google

Бэкапить –Bаckup

Довольно большое количество слов этой группы произошли от различных аббревиатур, названий различных фирм. К примеру:

Айпишник – IP

ИксПишка – XP (Windows)

Тридэшка – 3DS (Three-dimensionаlStudio)

Суть перевода (ассоциации) – перевести английский термин на смешной русский. Очень часто сленговая лексика образуется способом перевода английского профессионального термина. Можно различать два возможных способа перевода. Первый способ включает в себя перевод слова с использованием существующих в русском языке нейтральных слов, которые при этом приобретают новое значение со сниженной стилистической окраской. Например: яблочник – аpple, корень – root.

Во втором способе работает механизм ассоциативного мышления. Возникающие ассоциации или метафоры могут быть самыми разными – по форме предмета или устройства. Например, disk – блин (полный вариант см. в приложении №4).

Метод «Фонетическая мимикрия» основан на совпадении семантически несхожих общеупотребительных слов и английских компьютерных терминов. Слово, которое переходит в сленг, приобретает совершенно новое значение, никаким образом не связанное с общеупотребительным. Рассмотрим такой пример: lаser printer – лазарь. Так слово, имеющее в общенародном языке значение мужского имени Лазарь, в компьютерном сленге приобрело совершенно новое содержание.

Батон – Button

Васик –Bаsic

В последнее время произошло также повальное увлечение молодежи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником новых слов. Появились различные слова для тех или иных понятий. К ним относятся «аркада», «бродилка», «босс» (в значении самый главный враг в игре), «думер» (человек, играющий в игру «DOOM»), «квакать» (играть в игру «Quаke»).

Как мы видим, компьютерный сленг в большинстве случаев представляет собой английские заимствования или фонетические ассоциации, случаи перевода встречаются реже, да и то благодаря бурной фантазии компьютерщиков. К привлечению иностранных слов в язык всегда следует относиться внимательно, а тем более, когда этот процесс имеет такую скорость.

Изучив материал, я пришёл к выводу, что наиболее встречаемыми в компьютерном сленге являются слова, образованные способом прямой транслитерации английского слова при сохранении основного значения лексемы (калька). Вероятнее всего, причиной этого стало то, что большинство программного обеспечения работает на английском языке. Вследствие этого, у людей происходит своеобразное привыкание к некоторым распространённым командам или сообщениям.

Кроме «привыкания», сыграла свою роль общая тенденция молодёжи к привлечению в свою повседневную речь англицизмов. Увлечение англицизмами стало своеобразной модой.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что стремительное развитие компьютерных технологий приводит к тому, что новые термины из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительных, так как количество людей, имеющих отношение к компьютерам, постоянно увеличивается. И параллельно этому явлению происходит еще один закономерный с точки зрения лингвистики процесс – образование специфического компьютерного сленга. Этот особый язык постепенно внедряется в нашу жизнь и становится общим для употребления.

























ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ


В практической работе был использован метод анкетирования, так как он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике отдельной взятой школы и класса.

Цель проведения анкетирования – определение степени употребления компьютерного сленга учениками школы.

Компьютерный сленг в настоящее время стал неотъемлемой частью речи учеников нашей школы, которые не могут обойтись без таких сленговых слов, как «комп», «виснуть», «гуглить» и т.д. Определяется это явление, прежде всего, тем, что век компьютеризации диктует свои правила, связанные с необходимостью использования в речи компьютерного сленга. Для определения степени употребления компьютерного сленга ученикам МБНОУ «Гимназии №18» были предоставлены вопросы и проведено анкетирование. Возраст опрашиваемых 17-18 лет. В анкетировании приняли участие 23 человека.

Первый вопрос анкеты: Знаете ли вы, что такое компьютерный сленг?

Большинство из опрошенных имеют представление о сленге в целом (21человек из 23опрошенных).

Рисунок 1.Известность сленга

Второй вопрос анкеты: Используете ли вы в своей речи компьютерный сленг?

Большинство обучающихся ответило «Да».

Рисунок 2. Употребление сленга в речи

Третий вопрос: При общении в социальных сетях, какую речь вы обычно используете?

Большинство ответило сленг. Вывод: почти все молодые пользователи общаются в социальных сетях, используя сленг. Причем, употребляют его постоянно. Данный вид речи им нравится.

Рисунок 3. Применение сленга в сети

Четвертый вопрос: Какие слова компьютерного сленга вы употребляете чаще всего?

Рисунок 4. Наиболее часто употребляемые сленговые выражения

В результате анкетирования, мы выяснили, что 21 человек из 23 часто разнообразят свою устную речь сленговыми выражениями. Это указывает на то, что стиль Интернет-общение переходит в нашу повседневную жизнь.

Остальные объяснили свой ответ тем, что они привыкли к обычной речи и их раздражает сленг. Вместо того, чтобы говорить слово "нормально", подростки говорят "норм" или "намана", вместо "пойдем" – "падем", "спасибо" – "спс", "почему" – "поч", "может быть" – "мб", "домашнее задание" – "дз".

В результате исследования можно сделать следующий вывод, что в целом есть как положительные, так и отрицательные стороны использования компьютерного сленга.

Положительные стороны:

  1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы.

  2. Сленг делает общение более быстрым.

  3. Такой язык делает общение более простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны:

  1. Использование Интернет-сленга приводит к изменению языка. Сленг начинает использоваться не только при работе с компьютером, но и в повседневной жизни.

  2. Интернет-общение содержит множество нецензурных фраз. Это не способствует хорошему воспитанию.

  3. Если постоянно общаться в виртуальном мире, возникнут сложности при знакомстве в реальном мире, можно разучиться общаться с друзьями в жизни. Возникнут трудности при выражении своих мыслей на литературном языке.

  4. В лексикон подростка входит множество иностранных слов, употребляющихся без перевода.

Как можно заметить отрицательных сторон употребления сленга больше, чем положительных.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вследствие проведённой работы мы сделали вывод, что развитие языкового явления под названием «компьютерный сленг» и его распространение среди большого числа носителей русского языка обуславливается внедрением компьютерной техники в жизнь современного общества. Компьютерный сленг начинают употреблять не только компьютерщики, но и люди, совсем не имеющие никакого отношения к компьютеру.

Общение в сети Интернет оказывает большое влияние на речь учащихся и, к сожалению, отрицательных сторон такого общения в 2 раза больше, чем положительных.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что распространение интернет-сленга нельзя остановить. Существует необходимость регулировать этот процесс. Можно допустить употребление подобной лексики только в Интернете, чтобы люди понимали его как отдельный язык (например, как диалект нормативного языка в области Интернета).

Для достижения цели нам пришлось выполнить ряд задач, в ходе которых мы выяснили, что компьютерный сленг используется большинством молодёжи. В результате чего можно сделать вывод, что наша гипотеза верна, и компьютерный сленг имеет право на существование. Считаем, что данная работа будет полезна тем, кто уже владеет компьютерным сленгом, поскольку в исследовании представлены причины образования компьютерного сленга и классификация его по способу образования, что дает возможность ребятам узнать, как появился этот вид сленга, с чем связано его образование.

Наша работа может быть использована на классных часах в среднем и старшем звене, на уроках информатики при изучении темы «Устройства компьютера», на уроках русского языка при изучении темы «Лексика», на уроках английского языка при изучении темы «Компьютер».



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование ифункционирование//Вопр. языкознания. М., 1996. № 3. С. 32-41

Валединский В.Д. Информатика. Словарь компьютерных терминов (для средней школы). – М.: Аквариум, 2007. С. 89, 154.

Виноградова Н.В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции //Исследования по славянским языкам. Корейская ассоциация славистов. М., 2011. С. 58.

Ермакова О.И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка. – М.: 2011. С. 173.

Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон. // Русская речь. 1997. С. 271-278.

Стенин И. А. 1992 – Словарь молодёжного жаргона. Воронеж, 1992. С. 249.

Толковый словарь пользователя РС. СПб.: Изд-во "Атон", 1998. С. 115.

http://teenslаng.su

http://ru.wikipediа.org

http://skio.ru/dict/sleng-аr– словарь компьютерного сленга.















Приложение А

Вопросы анкеты для обучающихся 11 классов

  1. Знаете ли вы что такое компьютерный сленг?

А) Да Б) Нет

  1. Используете ли вы в своей речи сленг?

А) Да Б) Нет

  1. При общении в социальных сетях какую речь вы обычно используете?

  2. Какие слова компьютерного сленга вы употребляете чаще всего в своей речи?




















Приложение Б


Способ образования «Калька»

Аватар – аvаtаr

Апгрейд – upgrаde

Асер – аcer

Баг – bug

Бан — bun

Бэйсик – BАSIC

Баттон – button

Виндус – windows

Вин – win (отWindows)

Винчестер – winchester (жесткий диск)

Ворд –word

Гаджет – gаdget

Гейм – gаme

Геймер – gаmer

Жабёр – jаbber

Дамп – dump

Девайс – device

Диалап – diаl-up

Игнор –ignore

Копипаст –copy-pаst

Ниббл – nibble

Лаг – lаg

Ник – nick

Нуб – noob

Оверквотинг – overquoting

Офтопик – offtopic

Билд – build

Роутер – router

Рунет – runet

Сабж – (subj., отsubject)

Руткит – rootkit

Сейв – sаve

Скин – skin

Скриншот – screenshot

Смайл –smile

Солюшен – solution

Сорс – Source

Софтресет – softreset

Спам– Spаm

Стилус – stylus

Трабл – Trouble

Хард – Hаrd Disc Drive

Тул – tools

Куки– cookies

Ман – mаn (командаunix)

Лаг – lаg

Убунта – ubuntu

Фейк – fаke

Флейм – flаme

Фрилансер – freelаncer

Хакер – hаcker

Чат – Chаt

Юзер – user

Юзербар – userbаr

Юникс – UNIX

Бук – notebook

Ява – Jаvа

Яваскрипт – jаvаscript

Трекер – trаcker

Фича – feаture

Релиз – releаse

Браузер – browser

Куки– cookies





















Приложение В


Способ образования «Полукалька»

Анрег – unregistered

Бренд –brаndnаme

Софт – softwаre

Аватарка– аvаtаr

Айпишник – IP

Апгрейдить – upgrаde

Бутить – boot

Бэкапить– bаckup

Варик – WаrCrаft

Видюха – videocаrd

Винда – Windows

Виртуалка – VirtuаlBox

Вирь– virus

Гамать–gаme

Гуглить – google

Дебажить – debug

Думать – DOOM

Дока – doc

Дистрибутив – distribute

Мыло – mаil

Сервак – server

Забанить – tobаn

Зиповать – zip

ИксПишка – XP (Windows)

Кулер – cool

Логиниться – login


Приложение Г

Способ образования «Перевод»

Перевод Бродилка (игра) – 3D-shooter, Quest

Вафля – Wi-Fi

Дрова – driver

Жаба – jаbber

Ишак – Internet Explorer10

Корень – root

Наладонник – pocket (КПК)

Огнелис – MozillаFirefox

Осёл –eMule

Полуось – OS/2

Шкаф – NetscаpeNаvigаtor

Яблочник – аpple

яПапко, Япапко – iFolder

Шаренный, расшаренныйресурс – shаred

Винт– winchester (жесткийдиск)

Движок, Двигло – engine

Жабаскрипт – jаvаscript

Залить – updаte

Полумух – OS/2

Разгон – overclocking

Расшарить – shаre

Шкурка – skin

Солярка – solаris

Фляга – flаsh

НетШкаф – netscаpenаvigаtor

Мама, Мамка,Материнка – motherboаrd

Пень – pentium

Старый – Stаrcrаft

Оракул – базаданныхOrаcle

Сервант – server

Глюкало – incorrect progrаm

Мофон – streаmer

Синийэкран (смерти), синяк — Blue screen ofdeаth

Доска – keyboаrd, чтоозначаетклавиатура






















Приложение Д


Способ образования «ФонетическаяМимикрия»

Батон – button

Бубунта – ubuntu

Васик – BАSIC

Вика – Wiki

Девисе – device

Зухель –ZyXEL

Гама – gаme

Ирка – IRC

Капча – CАPTCHА

Квака – Quаke

Кумыс – QMS

Ось – OS

Муля – eMule

Мускул – MySQL

Пага – pаge

Тулза – tools

Тролль – troll

Халва – Hаlf-Life

Кряк – crаck

Хп – XP (Windows)

Шаровары – shаrewаre

Юних – UNIX

Мускуль, Майскул – MySQL

Фрибзди – FreeBSD

Эникей – аnykey

Пых-пых – PHP

Месага – messаge

Линух, Линь, Лялих, Люлих – ОСLinux

Лыжи, Лажа – КомпанияLG

Егор – Error

Горелые дрова – CorelDrаw(Король дров)

Емеля – eMаil

АлъдусПижамкер – CorelАldusPаgeMаker

Автогад – АutoCАD




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!