Доклад на тему:
«Повышение качества обученности учащихся средствами дальнейшего внедрения новых современных технологий с целью формирования у учащихся основных компетентностей».
Подготовила:Юнусова Альбина Ривальевна
Учитель биологии МКОУ СОШ с.Советское
2019-2020 уч.год
Качество образования-это одна из основных проблем современной школы.Этот процесс постоянного совершенствования.
Из чего же оно складывается ?
-
Из высокого уровня профессионализма педагогов.
-
Из материально-технического обеспечения школы.
-
Из создания комфортности в обучении школьников,соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.
Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.
Целевые направления:
-
совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения,
-
создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
-
обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
-
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
-
совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
-
обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
-
совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
-
обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
-
формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
-
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся .
Качество знаний-это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся:полнота,глубина,оперативность,гибкость,конкретность,обобщенность,осознанность и прочность. Это то ,что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем «
Составляющими качества образования являются:
-
качество обученности школьников по образовательным областям;
-
качество сформированности общеучебных умений школьников(умение работать с учебником, текстом,составлять план,умение анализировать,делать выводы и т.п.)
-
качество воспитанности школьников(отслеживается по специальным методикам)
-
качество развития личности школьников(эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т.д.)
-
качество социальной адаптации(способность найти свою «нишу»в обществе).
Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими как;
-
владение современными образовательными технологиями ;
-
способность делать учебный материал доступным пониманию;
-
творческое применение методов обучения;
-
способность организовать детский коллектив;
-
интерес к детям;
-
яркость речи,такт,связь с жизнью,способность к внеклассной работе.
В современных условиях учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.
Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность,в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования),обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.
Технология личностно-ориентированного образования используется с целью повышения качества обученности.
Для предупреждения неуспеваемости применяю технологии уровневой дифференциации.
Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования ,очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.
Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования, и учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.
На уроках в начальной школе необходимо применять технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности. Но я думаю, что ее можно использовать и в старших классах, учащиеся с удовольствием «поиграют» с вами ,и усвоение материала пройдет легче.
Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала ,когда дети не получают готового знания ,а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.
Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения применяю проектные методы по созданию презентаций. Это также является средством повышения качества образования- учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если- учебный проект носит творческий характер: деятельность детей предполагает создание нового обьекта внешнего или внутреннего мира.
Большое внимание уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.
Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих перед педагогами. Основными направлениями здоровьесберегающей программы для школы являются;
-
пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;
-
решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
-
использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.
Достигается это за счет: использования в начальных классах продукции «Горная вода»; обучение знаниям гигиены; правилам поведения в период обострения инфекционных заболеваний; ежедневная утренняя зарядка; физкультминутки, которые являются компонентом каждого урока .С начальной школы у детей закладываются гигиенические знания, умения и навыки, вырабатывается умение сидеть за партой, рационально использовать время, разумно организовывать свой труд, учат умению управлять своими эмоциями.
Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности .
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет активно применяю информационно-коммуникационные технологии- это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.
Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи; заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
-
создание презентаций к урокам;
-
использование готовых обучающих программ;
-
работа с ресурсами Интернет.
Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение , которым может пользоваться каждый учитель- презентацию (PowerPoint).Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Я использую созданные мною презентации на всех этапах урока.
Несмотря на трудоемкость их выполнения ,я считаю , что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный раж способствует более качественному усвоению знаний .
Работая ,над новым материалом использую:
-
схемы, для моделирования учебного материала;
-
таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;
Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме , всего перечисленного , такая работа развивает мышление , формирует умение пользоваться таблицей, схемой, алгоритмом , то есть формируется информационная компетентность .
Презентации я также использую на утренней зарядке , для двигательной активности ,ребята повторяют движения.
Практическую деятельность я осуществляю через :
Плюсом этого вида деятельности является оперативность , обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего. Такой вид деятельности позволяет отработать , полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения материала . Ну и конечно же надо сказать об использовании интернет ресурсов. На многих учебных сайтах созданы on-line программы для работы на уроке. Пока с недостаточной оснащенностью школы мы не можем работать в этой области. Но там можно взять очень много информации для уроков: таблицы и материалы для уроков биологии. Это является ярким наглядным пособием и источником вдохновения.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать особенности детей, уровня их обученности , интересов и склонностей.
Информационно-коммуникационные и проектные технологии используются мною не только на уроках , но и во внеурочной деятельности: при проведении занятий кружка.
Таким образом, применение информационных технологий:
-
способствуют повышению интереса у учеников к обучению;
-
позволяют наглядно представлять материал;
-
интенсифицировать процесс обьяснения нового материала;
-
регулировать обьем и скорость выводимой информации посредством анимации;
-
повышать познавательную активность обучающихся.
Чтобы повысить качество образования следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.
Кроме того, учителю нужно:
-
более продуманно формулировать цели своей деятельности;
-
ставить конкретные задачи;
-
прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;
-
отслеживать уровень мотивации учащихся;
-
наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;
-
отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся .