СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению. Тема раздела: «Сказочные человечки». Тема урока: Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон. «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

 – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению. Тема раздела: «Сказочные человечки». Тема урока: Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон. «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть).»

Литературное чтени е

Урок 25.

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон. «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть).

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.






1 2

Проверка домашнего задания.

Рассказы ребят о своей Вообразилии, демонстрация рисунков.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.



































































2 3 1 1 2 3

I. Работа с авторским текстом (с. 86).

– Хотите узнать о других сказочных человечках? Давайте прочитаем текст на с. 86 и снова встретимся с Сашей.

а) Читает учитель.

б) Дети отвечают на вопросы после текста.

II. Подготовка к чтению текста.

– Чью сказку мы сегодня начнём читать? (Сказку финской писательницы Т. Янссон «Шляпа Волшебника».)

– Знакомы ли с этой книгой? Как познакомились?

– Не все ребята слышали об этой писательнице и её книге. Чтобы нам всем было интереснее читать, я немного расскажу о Туве Янссон и её героях. Думаю, что они вам очень понравятся и всем захочется прочитать эту книгу.

Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Когда твоя мама – художник, а папа – скульптор, жить довольно весело. Когда в доме почти всю ночь играет музыка, комнаты заполнены людьми... Когда дом бабушки стоит на огромной поляне в лесу... Тогда жизнь становится похожей на сказку, тогда можно найти огромный серебряный

камень у железной дороги, можно иметь свой собственный айсберг, а ещё можно вырасти и придумать Муми-троллей...

Сначала Туве только иллюстрировала (как и её мама) чужие книжки... А потом выходит её первая книжка «Комета прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские). С этого момента водоворот Муми-событий захватывает весь мир... и это неудивительно.

– Давайте познакомимся.


Муми-мама

Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву...

Муми-папа

В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Также он самый известный писатель в Муми-доле и окрестностях.

Муми-тролль

Ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит... Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме...


Не все сказочные повести и их герои уже знакомы ребятам по мультфильмам, книгам. С целью предупреждения затруднений восприятия текста можно на этапе до чтения знакомить детей с героями, сюжетом, историей создания повести и проч.

Авторские иллюстрации (изображения героев) Янссон желательно вывести на экран или демонстрировать, увеличив в размере. Рекомендуем не убирать их из демонстрационной зоны и на последующих уроках до завершения работы.


Снифф

Немного жадный, любит поныть... Неравнодушен ко всему яркому и сладкому. Нашёл замечательный грот (правда, не совсем сам).

Снусмумрик

Птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек, дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Муми-доле, а осенью уходит в далёкие края.

Фрекен Снорк

Подруга Муми-тролля, обладательница шелковистой чёлки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом. Была спасена Муми-троллем от хищного куста.

Кроме Муми-семьи и их ближайших друзей сказки Янссон населяют, казалось бы, неприметные крошки-малявки, всякие Кнюты, Саломеи, лесные духи, загадочные зверьки… Её книги и героев настолько любят маленькие и взрослые читатели разных стран, что они даже создали в Интернете сайт, посвящённый Туве Янссон и её Муми-троллям.


– Теперь и вы знакомы в Муми-семейством. Что больше всего удивило?

– Кто из Муми-семейства показался самым интересным, забавным?

– О чём хочется спросить?

III. Работа над вступлением.

1. Работа с текстом до чтения.

– Как называется книга, отрывки из которой нам предстоит прочитать?

– Вы уже готовы предположить, о какой шляпе волшебника может идти речь в книге Туве Янссон?

2. Работа с текстом во время чтения. Читают учащиеся.

Вступление.

Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван, и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». (Вопрос: почему Муми-тролль думал о предстоящей спячке спокойно?) Ведь все Муми-тролли делают так в ноябре (и, по правде сказать, это очень разумно, если кто не любит холода и темноты). (Проверка. Оказывается, всегда в ноябре Муми-тролли погружаются в зимнюю спячку.) Он закрыл дверь, неслышным шагом подошёл к маме и сказал:

– Идёт снег. (То есть наступила зима.)

– Знаю, – ответила мама. – Я уже приготовила для вас самые тёплые одеяла.

Муми-семейство, все его друзья и знакомые готовились к долгой зимней спячке серьёзно и обстоятельно. (Вопрос: как именно?) Муми-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. (Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать целых три месяца подряд.) (Вопрос: почему иголками? Предположения-ответы детей.) После обеда (а он казался уж совсем безвкусным) все чуть серьёзнее обычного пожелали друг другу доброй ночи, и Муми-мама велела всем вычистить зубы. (Вопрос: зачем?)

А Муми-папа обошёл весь дом, закрыл все двери и ставни и обернул люстру сеткой от комаров, чтобы не запылилась. Потом каждый залез в свою кровать, устроил в ней ямку поуютнее, укрылся с головой одеялом и стал думать о чём-нибудь приятном.

– Мм... – пробормотал Муми-тролль, уже погружаясь в сумрачный мир сновидений. (Проверка. Вот как Муми-тролли готовились к зимней спячке, для этого они набивали хвойными иголками желудки, чистили зубы – начинается долгая спячка.)

А на дворе сыпал снег, мелко, но густо. Он уже завалил крыльцо и грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь Муми-дом скоро должен был превратиться в сплошной пухлый сугроб. Одни за другими переставали тикать часы (Вопрос: почему перестают тикать часы? Предположения-ответы детей.) – пришла зима. (Проверка. Наступила зима, все заснули, и тиканье часов уже не слышно.)

Выявление первичного восприятия.

– Что узнали о Муми-троллях?

– Какими их себе представили?

3. Работа с текстом после чтения.

– Где происходят события? (В Муми-доле.)

– Прочитайте строчки о наступлении зимы.

– С кем сравнивается снег? (С человеком-художником.)

– Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы?

Выборочное чтение.

– Что такое саван? (Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство.)

– Из кого состоит семья Муми-тролля?

– Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства? (Они погружаются в спячку, к ней серьёзно готовятся, просыпаются весной; набивают желудок хвоей, у них есть обеды; вежливы; чистят зубы. То есть они и похожи на людей, и непохожи.)

– Прочитайте последнее предложение (с. 88).

– Почему перестали тикать часы? (Для Муми-троллей как бы остановилось время.)

IV. Работа над 1-й частью первой главы.

1. Работа с текстом до чтения.

– Сколько глав из сказки помещено в учебнике? (Одна.) Почему? (Это отрывки из сказки. Глава – это раздел книги, отмечаемый нумерацией или заголовком.)

– На что поделена глава? (На части.)

– Сколько частей в 1-й главе? (4.)

– Прочитайте, о чём будет говориться в 1-й главе.

Читают вслух.

– Начнём читать вслух и комментировать прочитанное.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1-й главы (диалог с автором, комментирование).

Образец чтения:

Как-то весенним утром, часа в четыре, над Муми-долом пролетела первая кукушка. Она уселась на синюю крышу Муми-дома (снег уже растаял, и стал виден цвет крыши) и прокуковала восемь раз – с лёгкой хрипотцой, понятно, потому что весна была ещё в самом начале.

Муми-тролль проснулся и долго лежал, уставясь в потолок и соображая, где он. Он проспал сто ночей и сто дней подряд, он был ещё овеян сновидениями и не хотел расставаться со сном.

Но, перевернувшись с боку на бок, чтобы найти новое удобное положение, он увидел такое, что сон с него как рукой сняло. (То есть сон быстро прошёл, бесследно исчез. Вопрос: что же такое мог увидеть Муми-тролль?) Кровать Снусмумрика была пуста. (Проверка. Вот что так взволновало Муми-тролля! Вопрос: почему кровать Снусмумрика была пуста? Ответы-предположения детей.)

Муми-тролль так и подскочил в постели. (Вопрос: отчего?)

Ну конечно! Шляпы Снусмумрика тоже нигде не видать. (Проверка. Муми-тролль очень взволнован отсутствием Снусмумрика. Вероятно, это его близкий друг.)

– Это надо же! – сказал Муми-тролль.

Он подошёл к раскрытому окну и выглянул во двор. Ага, Снусмумрик воспользовался верёвочной лестницей. (Вопрос: как догадался? Ответы-

предположения детей.) Муми-тролль перебрался через подоконник и, осторожно переступая коротенькими ножками, спустился по лестнице вниз. (Проверка. Он увидел лестницу и понял, как выбрался наружу Снусмумрик.)

На сырой земле отчётливо виднелись отпечатки ног Снусмумрика. Они были запутанные, словно куриный след, и не было никакой возможности определить, куда он направился. Местами следы делали длинные прыжки и перекрещивались между собой. «Это он от радости, – размышлял про себя Муми-тролль. – А вот тут он перекувырнулся, уж это точно».

Муми-тролль поднял голову и прислушался. Где-то далеко-далеко Снусмумрик играл на губной гармошке, играл свою самую весёлую песенку:

«Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты».

Муми-тролль побежал прямо на музыку и внизу у реки увидел Снусмумрика. Тот сидел на перилах моста, нахлобучив на лоб свою старую шляпу, и болтал над водой ногами. (Ему явно хорошо.)

– Привет, – сказал Муми-тролль, усаживаясь с ним рядом.

– Привет, привет, – отозвался Снусмумрик, не отнимая от губ гармошки.

Солнце только что поднялось над верхушками деревьев и светило им прямо в лицо. А они жмурились от его лучей, болтали ногами над бегущей

сверкающей водой, и на сердце у них было привольно и беззаботно. (Оба радуются весеннему солнцу.)

И т.д.

3. Работа с текстом после чтения 1-й части.

1) Выявление первичного восприятия.

– Какими вам показались жители Муми-дола?

– Что больше всего удивило?

2) Обобщающая беседа.

– Найдите и подчеркните слова, которыми рисует автор наступление весны. (Весенним утром, первая кукушка, с лёгкой хрипотцой, весна ещё в самом начале, синяя крыша.)

– О чём думал Муми-тролль, проснувшись?

– Почему он не мог понять, где он? (Не проснулся до конца, сон тесно переплёлся с явью.)

– Что бы стали делать вы, если бы проспали всю зиму?

– Обратите внимание, как Муми-тролль шёл по следам Снусмумрика.

– Что узнали мы о внешнем виде Муми-троллей? (У них коротенькие ножки.)

– Чему радовался Снусмумрик? Как об этом догадался Муми-тролль?

– Как Муми-тролль нашёл Снусмумрика?

– Представьте себе Снусмумрика, играющего на губной гармошке.

– Какое настроение было у Снусмумрика? Как вы догадались?

– Почему на сердце у наших героев было привольно и беззаботно?

– Обратите внимание: через описание весеннего утра мы лучше понимаем настроение и чувства героев.

– Что значит отправлялись в большой мир? (Уплывали далеко от дома.)

– Почему им нравились эти путешествия?

– Что делает честь каждому дому? Как вы понимаете это выражение?

– Вы обратили внимание: семья Муми-троллей была очень гостеприимна, они были добрыми и весёлыми?

– Кто же из троллей был соней?

– Почему Сниффа надо было разбудить?

– Вы когда-нибудь придумывали что-то необыкновенное? Каким должно быть это «необыкновенное»? (Интересным, весёлым.)

4. Работа с иллюстрациями.

– В нашем учебнике размещены иллюстрации к тексту, выполненные самой писательницей. Кто помнит её имя?

– Рассмотрите рисунки автора на с. 89 и 91.

– Какие моменты изображены?

– Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем вслух.

5. Начало выполнения задания 3 в тетради на с. 13–14. Записи по итогам чтения на этом уроке.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.














ΙΙΙ. Итог.


– Кто главные герои 1-й части?

– Что мы о них узнали?

– Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше? Какие слова из текста подсказывают нам? («Надо придумать что-нибудь необыкновенное».)


– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?




ΙV. Домашнее задание.



Подготовить рассказ о семье Муми-тролля.

Нарисовать свою иллюстрацию к началу повести.





Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.


© ООО «Баласс», 2012

11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!