СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разновидности литературного языка
Урок № 6-7 Разновидности литературного языка
Тип урока: усвоение новых знаний | ||
Педагогические задачи: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; -понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; -усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; -освоение базовых понятий лингвистики; -овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета | Метапредметные: Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ.
|
Образовательные ресурсы: "Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001) | ||
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Эпиграф: «Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её…» А.А. Потебня О чем будем говорить на уроке? | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”. Вопросы: 1.Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да) 2.Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?(нет)
3.Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический? (да) 4.Верно ли, что разговорная речь используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения?(да) 5.Верно ли, что задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью?(да) 6.Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?(да) 7.Верно ли, что публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью?(да) | Читают помещённые на слайде утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Б) Приём “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. “V” – уже знал. “+” – новое. “-” – думал иначе. “?” – не понял, есть вопросы. Беседа по прочитанному теоретическому материалу. Текст.
| Читают текст по абзацам и делают пометы Читают статью учебника .
самостоятельно заполняют таблицу читают текст
| познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичное закрепление | Заполнить таблицу. Каждая пара (группа) получает карточку с текстом и на основании материалов текста заполняет свою графу в таблице. (Сначала таблица заполняется самостоятельно, затем проверяется по эталону, подсчитывается количество неверных ответов, затем обсуждение)
| работа в парах; или в группах | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Создание “синквейна” | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Итак, мы вспомнили особенности функциональных разновидностей языка. Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания. На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и отметьте стилевые черты На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и отметьте стилевые черты | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |