СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cредства выразительности. Тесты с ответами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cредства выразительности. Тесты с ответами.

Просмотр содержимого документа
«credstva_vyrazitelnosti»











Cредства выразительности

Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.









Задание 1


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)


а) Оксюморон,


2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы... (Б.Пастернак)


б) гипербола;


3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)


в) парцелляция;


4. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)


г) сравнение;


5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)


д) анафора.





Задание 2


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет... (А.Пушкин)


а) Антитеза;


2. Уж вечер... Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)


б) олицетворение;

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)


в) эпитет;


4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)


г) синекдоха;


5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков)


д) перифраза.




Задание 3


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

а) Градация;


2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)


б) литота;


3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)


в) метонимия;


4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)


г) оксюморон;


5. О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)


д) перифраза.




Задание 4


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)


а) Антитеза;


2. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С.Орлов)


б) парцелляция;


3. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)


в) синекдоха;


4. Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)


г) метафора;


5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок)


д) перифраза.




Задание 5


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)


а) Олицетворение;


2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)


б) оксюморон;


3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

в) ирония;


4. Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)


г) градация;


5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)


д) гипербола.




Задание 6


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)


а) Гипербола;


2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)


б) эпитет;


3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)


в) метафора;


4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)


г) оксюморон;


5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)


д) метонимия.







Задание 7


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)


а) Гипербола;


2. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)


б) антитеза;


3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)


в) метафора;


4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)


г) метонимия;


5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)


д) оксюморон.






Задание 8


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)


а) Сравнение;


2. И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)


б) инверсия;


3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)


в) эпифора;


4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)


г) гипербола;


5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)


д) перифраза.




Задание 9


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)


а) Метафора;


2. В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)


б) антитеза;


3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)


в) сравнение;


4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М.Цветаева)


г) оксюморон;


5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная... (Н.Некрасов)


д) эпитет.
























Задание 10


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)


а) Антитеза;


2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)


б) градация;


3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)


в) олицетворение;


4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)


г) перифраза;


5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе)


д) парцелляция.




Задание 11


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете. (А.Блок)


а) Метонимия;


2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою. (К.Бальмонт)


б) олицетворение;


3. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. (А.Твардовский)


в) оксюморон;


4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)


г) параллелизм, анафора, эпифора,


5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)


д) гипербола.




Задание 12


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова...
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.Пушкин)


а) Метонимия;


2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)


б) антитеза;


3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)


в) оксюморон;


4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)


г) перифраза;


5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)


д) анафора.


























Задание 13


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Ты, брат, – это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)


а) Гипербола;


2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)


б) метафора;


3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)


в) инверсия;


4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)


г) градация;


5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)


д) ирония.




Задание 14


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.


1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)


а) Парцелляция;


2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)


б) метафора;


3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)


в) сравнение;


4. Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино. (М.Волошин)


г) лексический повтор;


5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)


д) эпитет.






Задание 15


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)


а) Метонимия;


2. Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)


б) оксюморон;


3. Но степь поет. (И.Бунин)


в) сравнение;


4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)


г) параллелизм;


5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)


д) парцелляция.


































Задание 16


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)


а) Градация;


2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха.(А.Чехов)


б) бессоюзие;


3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)


в) гипербола;


4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)


г) антитеза;


5. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)


д) анафора.
























Задание 17


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)


а) Перифраза;


2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)


б) метафора;


3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)


в) метонимия;


4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)


г) градация;


5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)


д) эпифора.




Задание 18


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)


а) Градация;


2. О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. (А.Блок)


б) звукопись;


3. Шепот ли, шорох иль шелест –
Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)


в) сравнение;


4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)


г) метафора;


5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)


д) парцелляция.




Задание 19


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. (А.Блок)


а) Сравнение;


2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин)


б) парцелляция;


3. Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)


в) оксюморон;


4. Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)


г) звукопись;


5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)


д) метонимия.




Задание 20


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)


а) Метонимия;


2. На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти. (Б.Пастернак)


б) эпитет;


3. Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха. (М.Цветаева)


в) градация;


4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)


г) метафора;


5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)


д) перифраза.






Задание 21


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(А.Грибоедов)


а) Олицетворение;


2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)


б) метонимия;


3. И на известку колоколен невольно крестится рука.(С.Есенин)


в) литота;


4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)


г) перифраза;


5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)


д) метафора.






Задание 22


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)


а) Лексический повтор;


2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)


б) перифраза;


3. Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе...
О той свободной доле, 
Что мне не суждена. (А.Блок)


в) градация;


4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)


г) синекдоха;


5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)


д) парцелляция.








Задание 23


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. (А.Ахматова)


а) Литота;


2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М.Цветаева)


б) метафора;


3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)


в) градация;


4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)


г) сравнение;


5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)


д) метонимия.






























Задание 24


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)


а) Антитеза;


2. Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)


б) гипербола;


3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)


в) олицетворение;


4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)


г) метонимия;


5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М.Кузмин)


д) сравнение.


























Задание 25


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)


а) Метонимия;


2. И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)


б) перифраза;


3. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)


в) оксюморон;


4. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)


г) лексический повтор;


5. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)


д) метафора.


























Задание 26


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)


а) Перифраза;


2. Пусть уснет океан на песке и щебне.
Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)


б) олицетворение;


3. Как чудеса твои прекрасны,
Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)


в) градация;


4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор. (К.Бальмонт)


г) анафора, параллелизм;


5. В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)


д) метонимия.




Задание 27


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)


а) Гипербола;


2. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)


б) перифраза;


3. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д.Мережковский)


в) антитеза;


4. Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)


г) эпитеты;


5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)


д) звукопись.




Задание 28


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)


а) Метонимия;


2. Летят они, написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)


б) сравнение;


3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)


в) градация;


4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)


г) перифраза;


5. Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)


д) гипербола.






























Задание 29


Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)


а) Лексический повтор;


2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)


б) оксюморон;


3. Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца. (А.Ахматова)


в) ирония;


4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)


г) перифраза;


5. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)


д) метафора.
































Задание 30



1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. (А.Фет)


а) Парцелляция;


2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! (М.Цветаева)


б) анафора, эпифора;


3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)


в) бессоюзие;


4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)


г) метонимия, метафора;


5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз.(Ю.Трифонов)


д) литота, гипербола.


























ОТВЕТЫ К ТЕСТУ




№№заданий

1

2

3

4

5

1

г

б

в

д

а

2

д

б

а

г

в

3

в

б

г

а

д

4

г

в

д

а

б

5

б

г

а

в

д

6

б

а

г

д

в

7

д

а

г

б

в

8

б

а

д

г

в

9

в

г

д

а

б

10

б

а

г

д

в

11

д

в

г

а

б

12

г

в

а

д

б

13

г

а

д

б

в

14

г

д

б

а

в

15

д

г

а

б

в

16

д

в

г

а

б

17

д

в

б

а

г

18

г

а

б

д

в

19

б

а

г

д

в

20

б

г

а

в

д

21

в

а

б

д

г

22

б

г

д

а

в

23

а

в

г

д

б

24

г

а

д

в

б

25

д

в

б

а

г

26

в.

б

а

г

д

27

в

д

г

б

а

28

г

в

а

д

б

29

в

б

а

д

г

30

в

б

д

г

а



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя