Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку
руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа,
в 2022-2023 учебном году
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов» Асбестовского городского округа
Тематическое направление:
«Сценарные разработки внеклассных мероприятий, направленных на ознакомление обучающихся и воспитанников с творчеством знаменитых соотечественников, деятелей искусства и культуры, юбилеи которых отмечаются в Российской Федерации в 2022-2023 учебном году»
Тема работы:
сценарная разработка внеклассного мероприятия, к юбилею уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Перо своё Уралу посвятил»
Автор: Шуткина Наталья Владимировна,
педагог-организатор, 1КК
Асбестовский городской округ
2022 – 2023 учебный год
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………2
Актуальность………………………………………………………………….3
Ход мероприятия….…………………………………………………………..5
Вывод…………………………………………………………………………..8
Список интернет-ресурсов …………………………………………………...9
Приложения………………………………………………………………….....
Пояснительная записка
Сценарная разработка внеклассного мероприятия, к юбилею уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Перо своё Уралу посвятил!».
Рекомендации по использованию сценарной разработки в практике работы: данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, классными руководителями и воспитателями начальной школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведении классных часов, направленных на ознакомление детей младшего школьного возраста с творчеством знаменитых людей, проживающих на территории родного края.
Методическая разработка поможет педагогам сделать мероприятие интересным и запоминающимся.
Цель мероприятия: повторение и закрепление материала по творчеству уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Задачи:
актуализировать знания детей о жизни и творчестве Д.Н. Мамина - Сибиряка;
развивать интерес к познавательной деятельности;
способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения, гордости за свой народ, воспитание бережного, заботливого отношения к животным и природе.
Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы:
- словесные методы: беседа, рассказ;
- наглядные методы: демонстрация презентации;
- практические методы: выполнение заданий - кроссворд, ребусы.
Актуальность данной работы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и творчество своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательных организаций.
Сегодня многие соглашаются с тем, что мы живем в интересное, но, к сожалению, непростое время, в котором нет места состраданию, а без этого благородного качества подрастающий ребенок вряд ли может стать человеком, открытым семье, обществу, миру.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области, 2022 год объявлен Годом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, в связи с 170-летием со дня его рождения. Во всех образовательных организациях города, в течение года, проводились мероприятия, направленные на знакомство с творческой деятельностью уральского писателя, основной темой произведений которого является любовь к природе, родному краю и Родине.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк был убежден, что сострадание - доброе человеческое чувство. Его невозможно развить, если нет знания самого сострадания, зримого представления о нем. Именно это чувство воспитывают произведения писателя. И мы, современные педагоги, на примере его произведений знакомим детей с миром природы, повадками и привычками животных, учим замечать разные явления, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи.
Новизна: разнообразие форм организации мероприятия, подбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на уже имеющийся опыт детей.
Планируемые результаты:
1) актуализация знаний детей о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;
2) развитие интереса к познавательной деятельности;
3) формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственного, бережного отношения к природным объектам родного края.
Ресурсы: сценарий, ноутбук, мультимедиа, колонки, презентация PowerPoint, мелодия «Свердловский вальс», мелодия об уральской рябине.
Действующие лица: иностранец Джон, юноша, девушка.
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
Ход мероприятия
Организационный момент
(Участники мероприятия собираются в кабинете №8)
Звучит фоновая музыка и слова из-за кулис: «О нашей родной Свердловской области, о красоте и своеобразии уральской природы, богатстве недр, славной истории и сегодняшнем дне края написано немало замечательных книг. Все вы много читали и слушали о прошлом и настоящем Урала, о наших замечательных земляках-уральцах. А чтобы любить свой край – его надо знать. Знаете ли его вы его, собравшиеся здесь?».
Под мелодию Свердловского вальса (Приложение №1)участники выходят на сцену, на экране транслируется видео – презентация «Достопримечательности города Екатеринбурга» (памятники). (Приложение №2)
Выходят девушка и юноша - жители Свердловской области и иностранец (англичанин Джон, говорит с акцентом). Джон приехал с дружеским визитом в уральскую столицу – Екатеринбург (в это время на экране транслируется видео- презентация (Приложение №2).
Джон: О, как прекрасен ваш город, а когда я уезжать из Лондона, мне говорить, что на Урале очень холодный зима и по улицам ходить дикие звери. Но я вижу, что это совсем не так, у вас прекрасный город со своей неповторимой историей и современностью. Мне очень понравилась. И экскурсий был тоже замечательный. (Оглядывается, видит памятник Д.Н. Мамина - Сибиряка- последний слайд видео-презентации). О, как интересно, скажите, это ещё один памятник вождю революции? Или это какой- то учёный?
Девушка: Ну что вы, Джон, это совсем не вождь. Мы ведь уже видели памятник В.И. Ленину и не один. Неужели вы не запомнили, как выглядит вождь революции?
Джон: Я слышал, что в каждом российском городе есть памятник Ленину и все они разные. Вот я и подумать, что это ещё один из них.
Юноша: Нет, дорогой Джон, у тебя есть прекрасная возможность узнать самого известного на Урале писателя - Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Девушка: Д.Н. Мамин-Сибиряк - это русский писатель. Если хочешь, дорогой друг Джон, мы можем тебе рассказать об этом замечательном человеке и познакомить с его творчеством.
БИОГРАФИЯ писателя (Приложение №3)
Юноша: И конечно же, сказы о детях и для детей – неотъемлемая часть творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка. Того немногого, что довелось написать Мамину - Сибиряку специально для малышей, оказалось достаточным, чтобы войти в детскую литературу 20-30 годов и остаться в ней навсегда.
Девушка: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк создал удивительную книгу для детей – «Алёнушкины сказки». Изначально она была написана для дочери писателя, но, к счастью, стала общественным достоянием. Мамин-Сибиряк по-своему раскрывает народные мотивы и сюжеты: по содержанию сказки близки к животным эпосам, однако, лиричные присказки и концовки приближают их к волшебным сказкам.
Джон: А как же Мамин - Сибиряк такой интересный история придумывал?
Юноша: «Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Алёнушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю…
Джон: Я слышал, что «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец», но очевидно, Урал богат талантами.
Юноша: Ты прав, Джон, много сказов, стихов и песен сложено о земле Уральской, и в них отразилась любовь к родной земле, к труду, к творчеству.
Девушка: Д.Н. Мамин-Сибиряк является прекрасным писателем о детях и для детей.
В своих сказках он сочетает романтику и реализм, фантазию и юмор, сатирическое начало с иронией.
Я рекомендую тебе, Джон, знакомство с творчеством Мамин - Сибиряка начать именно со сборника «Алёнушкины сказки» (Приложение 4).
Юноша: Ну что, Джон, хватит тебе впечатлений и информации для твоего доклада о наших знаменитостях и земле Уральской?
Джон: О, конечно, конечно. Я очень много узнать и о природе Урала, и о промышленности, и об архитектуре уральской столицы, но больше всего мне понравиться рассказ о вашем писателе. Этот материал будет основой совершенно другого доклада…..(задумался). А вот интересно, изучают ли в ваших школах творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка и знают ли ребята о том, кокой талантливый человек жил в этих местах?
Девушка: Не сомневайся, Джон. Не одно поколение детей выросло на таких сказках и рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, как «Серая шейка», «Приемыш», «Лесная сказка», «Алёнушкины сказки», «Медведко», «Кто умнее всех», «Сказка о славном царе Горохе» и др., а также посещают литературно-мемориальный музей, который находится в посёлке Висим, ул. Мамина - Сибиряка, д. 9.
2022 год в Свердловской области был объявлен Годом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. В течение всего года дети знакомились с его творчеством, читали книги, участвовали в викторинах, поэтому они могут вам рассказать очень многое.
Посмотри, как они быстро справляются с заданиями.
Задания:
Кроссворд (Приложение № 3)
Ребусы (Приложение № 4)
Девушка: Какие произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка вы предпочитаете больше? Почему?
Юноша: А на прощанье, Джон, мы хотим подарить тебе книгу Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки».
Девушка: А всем ребятам хотим пожелать, чтобы они читали произведения уральского писателя, черпали сокровища литературы, учились доброте, красоте и трудолюбию.
В заключении звучит мелодия об уральской рябине (приложение №5)
Вывод
Подводя итоги, можно сказать, что предложенная форма мероприятия способствует развитию познавательного интереса детей, смена видов деятельности: разгадывание кроссвордов, ребусов, просмотр презентаций, помогает непринужденно актуализировать знания детей.
Знакомство детей с творчеством знаменитых соотечественников, деятелей искусства и культуры, проживающих на территории родного края, позволяет им испытывать гордость и уважение за свою Родину, гордиться своим народом, его достижениями, формирует чувство патриотизма, ответственного и бережного отношения к природным объектам родного края.
Список интернет-ресурсов
https://yandex.ru/search/?text=описание+и+фото+памятников+в+екатеринбурге&lr=11160&clid=1882610
https://yandex.ru/search/?text=составить+ребус+онлайн+из+своих+слов&lr=11160&clid=1882610&src=s
https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
https://yandex.ru/search/?text=мамин-сибиряк+биография&lr=11160&clid=1882610&src=suggest_B
https://yandex.ru/search/?text=мамин-сибиряк+фотографии&lr=11160&clid=1882610&src=suggest_T
https://yandex.ru/search/?text=мамин+сибиряк+памятник+в+екатеринбурге&lr=11160&clid=1882610&src=suggest_T
Приложение
Фотоотчет по проведенному мероприятию
8