Денис Иванович Фонвизин
(1745 -1792)
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
… Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, автор комедии «Недоросль»
Литературные направления
классицизм
романтизм
сентиментализм
реализм
модернизм
Особенности драмы как рода литературы
- основа драмы – действие
- речь героя – главное средство создания образа
- отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения
- важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.)
- авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)
Основные правила классической комедии
- Изображение повседневной жизни, людских пороков
- Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев
- Говорящие фамилии
- Одна идея
- Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
- Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
- Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
- Установка на разговорный язык
- Счастливый конец
Первая постановка пьесы состоялась в 1782г. И имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
Подумаем
Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?
- единство места (деревня Простаковых)
- единство времени (одни сутки)
- одна идея ( воспитание достойного гражданина)
- деление героев на отрицательных и положительных
- «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж
- отступление от единства действия ( в комедии «Недоросль» две сюжетные линии)
- отрицательные герои интересны и неоднозначны
- при создании характеров героев используется речевая характеристика
- несчастливый конец
СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА
ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ
Правила «трех единств»
единство места
поместье Простаковых
единство времени
единство действия
в течение одних суток
борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи
Разделение всех героев на положительных и отрицательных
Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья
Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
Назначение комедии: смехом казнить пороки
«Говорящие» фамилии персонажей
Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.
Продолжите афоризмы Стародума
перестаёт искренность.
и будешь человек на всякое время.
зверь.
не в помощь богатство.
премелкие души.
не наличные достоинства.
Подберите цитаты из текста комедии Фонвизина «Недоросль» к иллюстрациям Т.Костериной.
ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит.
Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни — личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.
Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.
Смысл ее жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.
МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.
Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить — не знает любви даже к своим близким.
Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.
ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.
Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Невежда без души — зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины — перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.
Значение комедии
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» ( Н.В. Гоголь ).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль» ).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»
«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».
В.Г. Белинский «Горе от ума»
Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль »
- Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до обличения самодержавия и крепостничества. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе, возлагал надежды на «просвещенную» монархию.
- «Недоросль» служит важной цели – исправлению пороков общества и воспитанию добродетели.
- Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.
- Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.