СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, автор комедии «Недоросль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, автор комедии «Недоросль»

Просмотр содержимого документа
«Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, автор комедии «Недоросль»»

Денис Иванович Фонвизин (1745 -1792) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы…  А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» … Сатирик превосходный Невежество казнил в комедии народной.  А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Денис Иванович Фонвизин

(1745 -1792)

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, автор комедии «Недоросль»

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, автор комедии «Недоросль»

Литературные направления классицизм романтизм сентиментализм реализм  модернизм

Литературные направления

классицизм

романтизм

сентиментализм

реализм

модернизм

Особенности драмы как рода литературы основа драмы – действие речь героя – главное средство создания образа  отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.) авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)

Особенности драмы как рода литературы

  • основа драмы – действие
  • речь героя – главное средство создания образа
  • отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения
  • важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.)
  • авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)
Основные правила классической комедии  Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея  Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)  Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)  Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец

Основные правила классической комедии

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков
  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев
  • Говорящие фамилии
  • Одна идея
  • Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
  • Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
  • Установка на разговорный язык
  • Счастливый конец
Первая постановка пьесы состоялась в 1782г. И имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Первая постановка пьесы состоялась в 1782г. И имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Подумаем Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?  единство места (деревня Простаковых)  единство времени (одни сутки)  одна идея ( воспитание достойного гражданина)  деление героев на отрицательных и положительных  «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж  отступление от единства действия ( в комедии «Недоросль» две сюжетные линии)  отрицательные герои интересны и неоднозначны  при создании характеров героев используется речевая характеристика  несчастливый конец

Подумаем

Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?

  • единство места (деревня Простаковых)
  • единство времени (одни сутки)
  • одна идея ( воспитание достойного гражданина)
  • деление героев на отрицательных и положительных
  • «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж
  • отступление от единства действия ( в комедии «Недоросль» две сюжетные линии)
  • отрицательные герои интересны и неоднозначны
  • при создании характеров героев используется речевая характеристика
  • несчастливый конец
СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ Правила «трех единств» единство места поместье Простаковых единство времени единство действия в течение одних суток борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи Разделение всех героев на положительных и отрицательных  Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин) Назначение комедии: смехом казнить пороки «Говорящие» фамилии персонажей Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга. Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость») Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА

ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА

ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ

Правила «трех единств»

единство места

поместье Простаковых

единство времени

единство действия

в течение одних суток

борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья

Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

Назначение комедии: смехом казнить пороки

«Говорящие» фамилии персонажей

Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

Продолжите афоризмы Стародума Начинаются чины - перестаёт искренность. Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время.  Невежда без души - зверь. Глупому сыну – не в помощь богатство. В большом свете водятся премелкие души. Наличные деньги - не наличные достоинства.

Продолжите афоризмы Стародума

  • Начинаются чины -

перестаёт искренность.

  • Имей сердце, имей душу,

и будешь человек на всякое время.

  • Невежда без души -

зверь.

  • Глупому сыну –

не в помощь богатство.

  • В большом свете водятся

премелкие души.

  • Наличные деньги -

не наличные достоинства.

Подберите цитаты из текста комедии Фонвизина «Недоросль» к иллюстрациям Т.Костериной.

Подберите цитаты из текста комедии Фонвизина «Недоросль» к иллюстрациям Т.Костериной.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА

Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит.

Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.

Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни — личная выгода.

С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.

Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.

Смысл ее жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

МИТРОФАНУШКА  Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить — не знает любви даже к своим близким. Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

МИТРОФАНУШКА

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.

Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить — не знает любви даже к своим близким.

Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА  Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.  Просвещение возвышает одну добродетельную душу.  Невежда без души — зверь.  Великий государь есть государь премудрый.  Начинаются чины — перестает искренность.  Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.  Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.  Для прихоти одного человека всей Сибири мало.  Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.  Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.  Наличные деньги — не наличные достоинства.  Золотой болван — все болван.  Последуй природе, никогда не будешь беден.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Невежда без души — зверь.

Великий государь есть государь премудрый.

Начинаются чины — перестает искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.

Последуй природе, никогда не будешь беден.

Значение комедии

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» ( Н.В. Гоголь ).

«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль» ).

Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась  только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».  В.Г. Белинский «Горе от ума»

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

В.Г. Белинский «Горе от ума»

Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль »   Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до обличения самодержавия и крепостничества. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе, возлагал надежды на «просвещенную» монархию.    «Недоросль» служит важной цели – исправлению пороков общества и воспитанию добродетели.  Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.  Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.

Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль »

  • Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до обличения самодержавия и крепостничества. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе, возлагал надежды на «просвещенную» монархию.
  • «Недоросль» служит важной цели – исправлению пороков общества и воспитанию добродетели.
  • Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.
  • Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя