СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Дурной товарищ. Презентация и карточки для групповой работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроке литературного чтения (после рассказов Л.Толстого "Акула", "Прыжок") или на классном часе в 3 классе. В материалах к уроку есть задания для групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«дурной товарищ»

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Дурной товарищ

История разыгралась прескверная и совершенно неожиданная. Кажется, ни один человек в мире не мог бы ее предвидеть, тем более что осеннее утро выдалось такое чудное, светлое, с крепким морозцем... Но я забегаю вперед.

   Когда меня отдавали в школу, тетушка Мария Ильинишна считала своим долгом повторить несколько раз с особым ударением:

   - Коля, главное, бойся дурных товарищей!..

   Мой отец, скромный, вечно занятый человек, счел необходимым подтвердить то же самое.

   - Да, товарищи - это главное... И поговорка такая есть: скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. Да, нужно быть осторожным...

   Нужно сказать, что я рос порядочным баловнем, вероятно, потому, что рано лишился матери и в глазах доброй тетушки являлся сиротой. Милая добрая старушка напрасно старалась быть строгой, и даже выходило смешно, когда она начинала сердиться и придумывать грозные слова. Когда истощался весь запас строгости, тетушка прибегала к последнему средству и говорила самым зловещим тоном:

   - Вот погоди, придет папа со службы, тогда узнаешь... Да, узнаешь!

   Отец никогда меня не наказывал, а в крайнем случае, когда был особенно недоволен моим поведением, запирался у себя в кабинете. Это было самым сильным средством для моего исправления, и я серьезно мучился, пока буря не проходила.

   Итак, стояло чудное осеннее утро. Я с намерением вышел из дому пораньше, как и другие товарищи, с которыми вместе ходил в школу. Первая новость, которую я узнал на улице, была та, что река встала, то есть покрылась льдом. Это известие всех школьников страшно взволновало, тем более что наша дорога в школу проходила мимо реки, то есть не то чтоб совсем мимо, а приходилось сделать большой крюк, ну, как не посмотреть на первый лед - это было свыше наших сил. Дорога сокращалась еще тем, что мы побежали к реке бегом. Действительность превзошла все наши ожидания. Река не только встала, но была покрыта таким блестящим льдом, точно зеркалом.

   - Ах, какой лед!.. - крикнули мы все разом.

   К реке бежали мальчишки из других улиц, - как на праздник. Были тут и гимназисты, и реалисты*, и ученики городских школ, и просто безыменная детвора, высыпавшая из подвалов и чердаков. Два мальчика из соседней булочной прибежали в одних рубашках, в опорках на босу ногу и без шапок. Подняли общий радостный крик, и по льду с звенящим гулом полетели палки и камни. Нет больше удовольствия, как запустить палку по такому молодому льду, который гудит, как тонкое стекло.

   ______________

   * Реалисты - учащиеся дореволюционных гимназий и так называемых реальных училищ.

 - А ведь лед толстый, - заявил Паша Селиванов, краснощекий мальчуган из нашего класса. - Ей-богу, толстый...

   Для проверки было брошено несколько кирпичей, и лед не проломился. Это было великолепно, и мы прыгали на берегу, как дикари.

   - Если лед держит кирпичи, то, значит, можно по нему ходить, - проговорил Костя Рябов, тоже наш товарищ.

   - Ах, если бы были коньки... - пожалел кто-то.

   - Можно попробовать пройти по льду и без коньков, - продолжал третий.

   - А в самом деле, если попробовать...

   Точно в ответ на этот вопрос, с противоположной стороны на лед выскочил мальчуган в красной рубахе. Смельчак лихо прокатился, стоя на ногах, и вызвал общее одобрение. Пример получился заразительный. За первым смельчаком явился, конечно, и второй, и третий.

   - Да, им хорошо там кататься, - с завистью говорил Паша Селиванов. - Там берег мелкий. Если и провалятся, так не утонут.

   Это говорило благоразумие. Действительно, наш берег шел обрывом, и река здесь была глубокая. Но явилась счастливая мысль: пройти по льду у самого-самого берега. Это была общая мысль, трогательная по своей простоте и разумности. Костя Рябов сейчас же и привел ее в исполнение. Лед выдержал...

   - Да он совсем толстый, лед...

   Мы принялись бегать по закрайку самого берега, и все выходило отлично, несмотря на то что кое-где лед ломался и выступала вода.

   - Это тонкий лед только у самого берега, а посредине реки он совсем толстый, - сообразил кто-то. - Это всегда так бывает...

   Кому первому пришла в голову счастливая мысль проверить это предположение на опыте, трудно сказать. Впоследствии выходило как-то так, что никто не выходил на лед первым, а дело началось прямо со второго номера. Я, конечно, был виноват решительно меньше всех, вернее, совсем не виноват и даже отговаривал товарищей, хотя они, по свойственному им коварству, совершенно не слышали голоса благоразумия.

   Когда мы были уже на середине реки, на противоположном берегу раздался общий отчаянный крик:

   - Полиция!!

   Действительно, на берегу торопливо бежали два городовых и что-то кричали. Катавшаяся по льду детвора бросилась врассыпную на берег, как воробьи. Мы забрались слишком далеко, чтобы убежать сейчас же, и лед был такой скользкий. Кто-то из нас упал, на него упал другой, и лед не выдержал нашей тяжести. Сначала он зловеще треснул, потом начал опускаться, и мы все трое как-то сразу очутились по горло в воде. Как мы кричали, было слышно чуть не за версту. По берегу бегали два городовых. Откуда-то появились доски и веревки. Кто-то ужасно кричал, и со всех сторон бегали люди - мужики, женщины, дети.

   - Тонут!!! Караул!..

   Все случилось так быстро, что трудно было что-нибудь сообразить. От страха мы даже не чувствовали, как холодна вода, и напрасно цеплялись руками за тонкий лед, который сейчас же ломался, как сухарь. Вместе с нами плавали в воде наши шапки, так что с берега казалось, что тонет целых десять человек.

   Мы уже выбивались из сил, когда по льду, держа веревку в зубах, подполз какой-то подмастерье. Он вперед себя толкал длинную доску, за которую мы и ухватились окоченевшими руками. Как нас вытащили, я плохо помню. Какой-то человек поставил меня на ноги, встряхнул и проговорил всего одно слово:

   - Хорош!..

II

  

   Можно себе представить весь ужас моей тетушки, когда меня привели к ней, всего мокрого и без шапки. Бравый городовой, сделав под козырек, отрапортовал:

   - Они изволили тонуть, а мы их вытащили...

   Городовой получил на чай, а меня потащили в мою комнату, раздели, и тетушка сама принялась растирать меня водкой и скипидаром. Потом явились на сцену липовый чай, малина и мята. Через полчаса я уже лежал в своей постели. Странно, что настоящий испуг я испытал только теперь, когда лежал на своей собственной кровати.

   Первое, что могла сказать милая тетушка, была обычная фраза:

   - Вот что значит, Коля, иметь дело с дурными товарищами...

   Старушка только сейчас сообразила, как велика была опасность, которой я подвергался, и горько расплакалась.

   - Я тебе всегда говорила, Коля, что твои приятели Паша Селиванов и Костя Рябов не доведут тебя до добра...

   Я заступался за своих товарищей как умел, но это нисколько не убедило тетушку. Она еще больше рассердилась и даже погрозила кулаком.

   - Только бы они попали в мои руки... О, я знаю, что это они затащили тебя на лед! А вдруг бы ты утонул? Что бы я сказала папе, когда он вернется домой со службы? Ведь он обвинил бы во всем меня, почему я недосмотрела. А что я могу сделать с этими сорванцами?!. Господи, вот наказание-то...

   Последняя мысль убивала меня не меньше, чем тетушку, и я даже закрывал глаза от страха, представляя себе возвращение отца со службы. В самом деле, что я могу сказать ему в свое оправдание? Решительно ничего... Конечно, немного утешала мысль, что и моим товарищам по несчастью не лучше, чем мне, если не хуже. Если бы мой отец закричал на меня, начал браниться или как-нибудь меня наказал, все было бы, кажется, легче, а то выслушает рассказ тетушки, повернется и уйдет к себе в кабинет. Хуже этого я ничего представить не мог, потому что очень любил отца, а с другой стороны чувствовал себя бесконечно виноватым.

   - Тетя, я больше не буду... - по-детски оправдывался я, чтобы сказать что-нибудь. - Только позвольте мне встать и одеться.

   - Э, нет, голубчик!.. Умеешь тонуть, так лежи в постели, пока не придет отец. Пусть он делает с тобой что хочет.

   Это было для меня наказанием.

   Отец возвращался со службы в 5 часов, и я с тоской ждал, когда в передней раздастся звонок. Время точно остановилось. Но вот и звонок. У меня замерло сердце. Тетушка встретила отца в передней, и я слышал, как она ему рассказывала целую историю о дурных товарищах, которые меня силой затащили на лед и чуть-чуть не утопили.

   - Я всегда это говорила, - повторяла она. - Коля очень доверчив. Он еще совсем ребенок...

   Отец не ответил ни слова и прямо из передней пришел в мою комнату. Я со страха закрыл глаза и боялся шевельнуться. Отец сел на мою кровать, пощупал мою голову и ласково спросил:

   - Тебя не знобит?

   - Нет, папа...

   Ласковость отца растрогала меня больше всего, и я расплакался самым глупым образом. Тетушка, выгораживая меня, продолжала сочинять такую историю о дурных товарищах, причем выходило как-то так, что Костя Рябов и Паша Селиванов с намерением затащили меня на лед и точно нарочно хотели меня утопить.

   - Я всегда говорила Коле: бойся дурных товарищей. Вот по-моему и вышло... Если бы он не встретил их сегодня утром на улице, если бы они не затащили его силой на реку...

   - Да, дурные товарищи - вещь опасная, - соглашался отец и потом прибавил: - А вот я сейчас покажу Коле того дурного товарища, которого нужно опасаться больше всего...

   Отец ушел в свою спальню и вернулся с маленьким зеркалом, перед которым брился.

   - Ну вот, смотри портрет самого дурного товарища, - говорил он, подставляя зеркало к моему лицу. - Его нужно бояться больше всего, особенно если не хватает характера удержаться от чего-нибудь. Понял?

   - Да, папа... - согласился я, рассматривая свое собственное лицо в зеркале.









Восстановить последовательность пунктов плана рассказа





























Просмотр содержимого презентации
«Мамин-Сибиряк дурной товарищ »

Разминка Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки. Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Разминка

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Какова главная мысль этого стихотворения?

Какова главная мысль этого стихотворения?

Д.Н.Мамин-Сибиряк – О чём может пойти речь в произведении под названием “Дурной товарищ” Цели урока: Что выполним к концу урока? Чему надо учиться?

Д.Н.Мамин-Сибиряк

– О чём может пойти речь в произведении под названием “Дурной товарищ”

Цели урока:

Что выполним к концу урока? Чему надо учиться?

1.Познакомиться с сюжетом,  интересными словами.  2.Ответить на вопросы по содержанию.  3.Описать характер героев.  4.Выяснить главную мысль.  5.Составить план.

1.Познакомиться с сюжетом, интересными словами. 2.Ответить на вопросы по содержанию. 3.Описать характер героев. 4.Выяснить главную мысль. 5.Составить план.

Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему?  Почему у рассказа такое название?  Почему тётушка повторяла «Бойся дурных товарищей»?  Кто ещё был согласен с ней?

Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему? Почему у рассказа такое название? Почему тётушка повторяла «Бойся дурных товарищей»? Кто ещё был согласен с ней?

На что настраивают первые строки рассказа? «история разыгралась прескверная…»  Почему для мальчика было большим наказанием, когда отец запирался у себя в кабинете?

На что настраивают первые строки рассказа? «история разыгралась прескверная…» Почему для мальчика было большим наказанием, когда отец запирался у себя в кабинете?

Почему все поддались весёлому настроению?  Почему никто не подумал остановиться?  Как поступил мальчуган в красной рубахе?  Насторожил ли вас поступок этого мальчика?

Почему все поддались весёлому настроению? Почему никто не подумал остановиться? Как поступил мальчуган в красной рубахе? Насторожил ли вас поступок этого мальчика?

Почему заразительный пример оказался плачевным?  Что чувствовали дети, когда оказались в воде?  Почему автор выбрал такие слова «Лёд зловеще треснул»  Как были спасены дети?

Почему заразительный пример оказался плачевным? Что чувствовали дети, когда оказались в воде? Почему автор выбрал такие слова «Лёд зловеще треснул» Как были спасены дети?

Кому принёс страдания необдуманный поступок мальчика?  Почему он по-настоящему испугался только дома?  Права ли была тётушка обвиняя Пашу и Костю?

Кому принёс страдания необдуманный поступок мальчика? Почему он по-настоящему испугался только дома? Права ли была тётушка обвиняя Пашу и Костю?

Почему мальчик боялся встречи с отцом?  Что показал мальчику отец?  Что понял герой рассказа?

Почему мальчик боялся встречи с отцом? Что показал мальчику отец? Что понял герой рассказа?

Он понял как важно обдумывать свои действия, прежде чем совершить их. За свои поступки отвечает каждый. Нельзя свою вину перекладывать на плечи другого человека.

Он понял как важно обдумывать свои действия, прежде чем совершить их. За свои поступки отвечает каждый. Нельзя свою вину перекладывать на плечи другого человека.

Рефлексия. Какие задачи урока выполнили? Было ли задание трудным? Оцените свою работу? Над чем дальше будем работать?  1.Познакомиться с сюжетом, интересными словами. 2.Ответить на вопросы по содержанию. 3.Описать характер героев. 4.Выяснить главную мысль. 5.Составить план.

Рефлексия.

  • Какие задачи урока выполнили?
  • Было ли задание трудным?
  • Оцените свою работу?
  • Над чем дальше будем работать?

1.Познакомиться с сюжетом,

интересными словами.

2.Ответить на вопросы по содержанию.

3.Описать характер героев.

4.Выяснить главную мысль.

5.Составить план.

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

Рефлексия. Выполнили ли поставленные задачи? Что выполнить не удалось? Над чем нужно еще поработать? Что показалось самым трудным? Где будем применять полученные знания? Кого можете похвалить за работу?

Рефлексия.

  • Выполнили ли поставленные задачи?
  • Что выполнить не удалось?
  • Над чем нужно еще поработать?
  • Что показалось самым трудным?
  • Где будем применять полученные знания?
  • Кого можете похвалить за работу?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!