Да здравствует логика!
Речевое оформление сочинения-рассуждения или откуда берутся логические ошибки?
Учитель: Милькова О.В.
Помните!
- При написании сочинения-рассуждения учащиеся должны не только уметь рассуждать на заданную тему, но и логично и убедительно излагать свои мысли.
- Логичность создаваемого текста обеспечивается соблюдением 4 основных законов логики.
Основные законы логики
- Закон тождества - требует, чтобы предмет мысли ( то есть то, о чём говорится в тексте) оставался неизменным на протяжении всего текста. Важно проверять себя вопросом: « О чём я пишу?»
- Закон противоречия - не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое это же отрицает.
Основные законы логики
- Закон исключённого третьего – гласит, что из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.
- Закон достаточного основания – требует, чтобы всякое суждение-вывод имело бы достаточное основание.
Запомните!
Чтобы ваше сочинение было логичным, важно соблюдать эти законы.
Типы логических ошибок: Противоречивое высказывание
Это когда в одном или соседних предложениях содержится два утверждения , которые исключают друг друга.
Пример: Невозможно однозначно и точно определить смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать». Своим названием поэт утверждает, что 12 красногвардейцев – это 12 апостолов новой веры.
2. Потеря (подмена) тезиса .
Это когда пишущий перескакивает с одной темы на другую.
Пример: В своём творчестве Н. Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом – это священная обязанность, долг. А долги надо отдавать, не зря говорится: «Долг платежом красен».
3. Деление (классификация) не по одному логическому основанию.
Происходит нарушение классификации.
Пример: Островский изображал в своих пьесах купчих, мещанок, просто женщин.
4. Противопоставление однородных понятий.
Происходит нарушение антонимических связей.
Пример: Автор не только убедительно, но и с большой художественной силой показывает причины поражения французов в войне 1812 года.
(Эти явления не являются противоположными).
5. Нарушение причинно-следственной связи.
Пример: Вечный огонь в память о погибших героях будет гореть всегда, потому что мы всегда будем приходить сюда.
(Вечный огонь горит не потому, что мы приходим к нему).
6.Отсутствие перехода от одной мысли к другой.
Пример:
Сам Манилов живёт в созданном иллюзорном мире. Чичиков с первой же встречи завоевал симпатии и любовь Манилова.
(Первое предложение логически не связано со вторым).
7. Вывод без достаточных для него оснований.
Пример:
В мире, где всё продаётся и всё покупается, нет места жалости. Ларису никто не жалеет, никто ей по-настоящему не сочувствует: ни мать, ни Паратов, ни Карандышев. Поэтому можно сказать, что Лариса - прямая и открытая девушка, а Островский изобразил её трагическую судьбу с особой любовью.
8. «Порочный круг» или объяснение без аргументов.
Пример:
Описание природы у Пушкина очень точное и реалистичное, потому что он изображает природу правдиво и реалистично.
(Повторяется тезис, а не приводится аргументация).
Задания
Найдите предложения с логическими ошибками и исправьте их:
1. О дальнейшей судьбе Печорина мы ничего не знаем, так как он погиб.
2. Скоморохи, актёры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства.
Задания
3. Я понимаю, что слушателей интересует, кто же виновен в этих преступлениях? Виновные будут наказаны. Потому что ведётся следствие.
4. Жизнь Обломова проходит скучно и однообразно, потому что в его жизни нет разнообразия.
5. Это даже не нравственные, а просто общечеловеческие нормы.
Задания
6. Разлука, расставание – частый мотив в лирике М. Цветаевой. Строки стихов о ревности трогают душу читателя ничуть не меньше, чем строки о разлуке.
7. Учитель Беликов, герой чеховского «Человека в футляре», преподаёт латынь и древнегреческий язык, к тому же он постоянно ходит в калошах и в тёмных очках.
Проверьте себя!
1. Содержится два противоречащих друг другу утверждения.
Правильно: О дальнейшей судьбе Печорина ничего не говорится.
2. Объединяются как однородные понятия конкретные действия и абстрактные.
Правильно : В своих прибаутках и потешках они выражали интересы трудового крестьянства.
Проверьте себя!
3. Нарушена причинно-следственная связь.
Правильно: Ведётся следствие, и, вероятно, виновные будут найдены и наказаны.
4. В качестве аргумента используется само утверждение.
5. Здесь ошибочно разделены однородны понятия.
Правильно: Это общечеловеческие нравственные нормы.
6,7. Нет логических переходов от одной мысли к другой.
Желаю успехов!
Литература:
Кашникова И. В., Попова Т. В. Сочинение- это просто! Пособие для абитуриентов, школьников, учителей: Стратегии и тактики написания сочинения-рассуждения. / Под редакцией доктора филологических наук Т. В. Поповой. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.