СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дагестан глазами русской учительницы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

Хунзахский район

«Они были первыми»

На тему:

«Дагестан глазами русской учительницы»

Автор: Магомедов Абдулмажид, 1991г.рождения, 10  кл. Амушинская средняя школа,          с. Амуши Хунзахского района.

Научный руководитель: Аминов Омар Алибегович,    учитель истории  Амушинской средней школы, с. Амуши Хунзахского района.  368266

План:

  1. Предисловие.
  2. Нина Георгиевна.
  3. Коллеги о Нине Георгиевне.
  4. Заключение.
  5. Приложения.
  6. Использованная литература.

В этом учебном году основное внимание мы уделяли изучению жизненного пути приезжих учителей-специалистов из России.

Основной целью выбора этой темы было: выяснить, когда и с какой целью они приезжали  в наше село, сколько было приезжих, где и как они жили.

Основная задача - воспитать чувство уважения к приезжим специалистам, отдавшим здоровье и жизнь за дело образования в городах и районах республики, способствовать развитию у учащихся чувств интернационального и патриотического долга перед своим народом.

Мы собрали материал о русской учительнице  Ермолаевой Нине Георгиевне, которая приехала к нам как учитель русского языка и литературы. Своими воспоминаниями о Нине Георгиевне поделилась с нами  и учитель мате6матики Чакар Исаевна. Она помнит первые годы работы Нины Георгиевны в Амушинской средней школе. В конце доклада  заключение и приложения.

II

Нина Георгиевна родилась 8 марта 1936 г. в городе Собинка Владимирской  области. Родители были простыми горожанами. Мать работала на ткацкой фабрике. Училась в школе. После школы поступила в Педагогический  институт Владимирской области. Рассказывает Нина Георгиевна: «Попала я в Дагестан не так, как сейчас попадают. Это сейчас институт закончил, диплом в руки получил и отправляйся на все четыре стороны. Тогда так не было. Учились пять лет и должны были три года отработать там, куда нас пошлют. Без этого диплом был недействителен. Собирались попасть куда угодно, но только не в Дагестан. Как сейчас ходят слухи, так и раннее ходили о Дагестане. Что русских здесь не любят, что русских убивают, живется им плохо. Это были страшные слухи. Ждали мы распределения и вдруг новости, что надо еще один год учится. Когда я поступала в институт,  то было четырехлетнее обучение. С нашего выпуска началось  пятилетнее обучение. Что делать, программа пройдена, всему научили. И начали нас учит немецкому языку. Целый год учили немецкий язык. Получили второю специальность- право на преподавание немецкого языка. Это было в 1958 году.

После учебы по распределению, попали в Дагестан. Прежде чем поехать, открыли энциклопедию. Что такое Дагестан? Где он расположен? Изучали историю Дагестана по книжкам.  И вот так приехали. Встречали нас очень торжественно в Махачкале, на железнодорожном вокзале, в половине первого ночи. Устроили целый митинг. Там был замминистра просвещения. Сказали, что все будет хорошо. На следующий день отправились в министерство просвещения. Вывесили в коридоре карту Дагестана. Предлагали только горные районы: Ботлихский, Хунзахский, Чародинский, Рутульский и другие районы. Что делать, взяли направление. У меня были две подруги, которые учились со мной. Думали, куда поехать. Никто ничего не предлагает. Подошли к карте. Смотрим, там кружочками села обозначили. Ищем, где эти кружочки близко, чтобы нам троим попасть рядом. И нашли: Хариколо, Амишта, Орота. Смотрим, один район – Хунзахский. Думали, хоть на учительских совещаниях будем встречаться.  Должна была поехать в Хариколо. Но вдруг подходит однокурсник и говорит, что здесь из Ботлихского района  инспектор из районо много хорошего рассказал. Он подвел меня к инспектору. Инспектор сказал, что нужна учительница в с. Тлох. Рассказал, что там есть завод, туда иногда приезжают русские, есть пекарня. Иногда дают электрический свет. А о других районах ничего неизвестно. Этот что-то обещал. Опять мы с подружками подошли к карте.  Оказалось, что Орота и Тлох рядом. Подумали, что хоть на выходной день можно встречаться. Одна попала в Амишта, другая в Орота, а я в Тлох. Вот так и поехали.

Автобусы еще в горные районы не ездили. Мы поехали на грузовом машине одного из  колхозов Ботлихского района. Помню, как мы ехали. Посмотришь, а там пропасть,  не видна  дна. Очень плохие дороги. Со мной были две женщины-колхозницы. Это было в августе. Уже было прохладно. А я горожанка,  платье без рукавов, без воротника. Колхозницы меня пожалели. Они  дали мне одеться, одеяло вынули и завернули в него. Долго ехали. Помню, как приехали в Хунзах. Там были маленькие  домишки с плоскими, земляными крышами. Я там увидела, как один мужчина на крыше укатывает ее большим круглым камнем. Я спрашиваю у этих женщин: а что он катает в этой коляске?  И они с улыбкой отвечают: «Поживешь- узнаешь, что это за коляска». Потом сказали, что  это земляные крыши, поэтому их укатывают. В село приехали  вечером. Встретил нас заврайоно.  Поселили в интернате Ботлихской средней школы.  Утром проснулись. Ничего не видно. Впереди гора, сбоку гора, сзади гора и мы, как в этой каменной яме. Что делать? Куда мы попали?  Обливаемся слезами.  Пришел заврайоно.  Стал успокаивать. Стали упрашивать отпустить нас домой на следующий год.  Потом посмеялись, пошутили. За нами приехали и развезли нас по  своим направлениям. 

В Тлохе школа была достаточно  большая по сравнению с другими школами. Наверное, из-за того , что русский язык знала, мне дали и биологию. Никогда не забуду свой первый  урок по биологии. Урок был в 8 классе. Хорошенько подготовилась к уроку. Пришла, рассказывала, рассказывала. Так на меня смотрят, так внимательно слушают. Думаю, какие молодцы. Оказывается, они не меня слушали, они на меня, смотрели, ничего не понимая. Сперва было очень трудно работать.  Нас не учили, как надо работать в национальной школе.  Постепенно мы привыкли друг к другу. Очень много времени уходило на словарную работу. Нужно было самой научиться писать по-аварски.  Планы писала расширенные. Ко мне прикрепили местного учителя Малламагомедова Камиля, родом из с. Амуши, чтобы он помог со словарной работой.  Камил переводил на русский, учил писать и понимать по-аварски.

Перед началом учебного года нужно было пойти к родителям. Опять языковый барьер. Один из учителей подсказал, что в 6 классе есть ученик по имени Магомед. Его родственники живут в Махачкале, сам он тоже иногда ездит в город .  Возьми, говорят, его с собой и он кое-что переведет. Пошла в обход.  Рассказывала, как учатся ихные дети, что и как делают.  Что меня поразило: в какой-бы дом не пришли, везде там что-то давали: орехи, груши, абрикосы, яблоки и т.д. я говорила им, что у нас в России так не принято брать, и я отказывалась. И тогда Магомед говорит, что здесь нельзя так. Если не будете брать, на вас будут обижаться. Все что дают, все бери. Я все-таки не смогла брать, и за меня брал Магомед. Дети были очень старательными, выполняли все домашние задания. Чувствовалось поддержка со стороны родителей.  Смогла организовать приобретение школьной формы. Тлохская средняя школа была на хорошем счету в Ботлихском районе.

В 1961 году я приехала  работать в с. Амуши. В Амушинской школе тоже не хватало специалистов по русскому языку. Когда я вышла замуж за Камиля, мы решили перейти в с. Амуши. Сперва работала учительницей, со второго полугодия сделали завучем. В 1963 году стала директором школы. Мужа Камиля выбрали председателем колхоза. Коллектив был очень хороший. Помню тогдашних учителей: Ганзи из с. Мушули, Алиасхаб, Али, Муху, Чакар и др. первые ученики: Сарижат, Ярханат, Айшат из с. Мушули, Абдулагаджи (учитель). Сейчас в школе посмотришь и кругом мои ученики-нынешные учителя: Шарудин (директор), Шахбан (учитель францкузского языка), Нуцалай, Патимат ( учителя начальных классов) и многие другие. Постепенно я привыкла к ученикам, к коллегам, к дагестанским обычаям и народам. В Дагестане я нашла вторую Родину.

Не знаю, много нам страшного рассказывали в России.  Я ничего страшного не видала в Дагестане. Никто никогда мне не сказал плохого слова, никто меня не назвал «русской». Очень хорошо относились, уважали. И уважать нас, приезжих, заставляли, начиная с местной власти. Если в магазин что-нибудь привозили, никакой торговли не было, пока не придут учителя. Купят, что им надо, только потом начинается торговля.

Самое главное, в каждом ученике надо видеть маленького человека. Его надо уважать, никогда не обижать, не оскорблять. Учитель не должен гордиться тем, что он учитель. Учитель должен гордиться тогда, когда его любит ученик. Я любила свою работу и не жалею о том, что я 46 лет простояла у доски и 50 лет живу в Дагестане ».

 

 

 

III

Рассказать о Нине Георгиевне с удовольствием согласилась учительница математики Амушинской средней школы Чакар Исаевна. Рассказывает Чакар Исаевна: «После Великой Отечественной войны в Дагестане не хватало специалистов и поэтому в основном приезжали из России. Основные специалисты были учителя и врачи. Что касается Нины Георгиевны, до моего приезда, уже 5 лет работала  в Амушинской средней школе. Она работала директором школы. Нина была очень старательной, спокойной женщиной. Никогда не кричала на учеников, на коллег по работе. В селе и в районе ее уважали, всегда вставили в пример другим ». Учителя Амушинской средней школы очень много рассказали о Нине Георгиевне. Они помнят, какие у нее были поучительные уроки и наставления. Ученики Нины Георгиевны всегда занимали призовые места на олимпиадах района и республики. Они отличались от других учащихся особой прилежностью, знаниями и хорошим поведением.

 

 

 

IV

Изучение биографии первых специалистов, приехавших в наше село, будет продолжено. Нина Георгиевна – единственный специалист, оставшийся в живых в нашем селе, которая приехала в то трудное для Дагестана время. Мы постарались показать в этом докладе тот неоценимый вклад русских учителей-специалистов в дело развития образования Дагестана.

Работа, сделанная первыми специалистами, неоценима. Достаточно того, что они, несмотря на все трудности и тяжелое время,  смогли приехать и выполнить свою работу достойно и добросовестно. Самое главное – была заложена основа для начального образования и воспитания подрастающего поколения.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дагестан глазами русской учительницы»



РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ


Хунзахский район


«Они были первыми»




На тему:

«Дагестан глазами русской учительницы»




Автор: Магомедов Абдулмажид, 1991г.рождения, 10 кл. Амушинская средняя школа, с. Амуши Хунзахского района.


Научный руководитель: Аминов Омар Алибегович, учитель истории Амушинской средней школы, с. Амуши Хунзахского района. 368266




Амуши – 2007г.




План:



  1. Предисловие.

  2. Нина Георгиевна.

  3. Коллеги о Нине Георгиевне.

  4. Заключение.

  5. Приложения.

  6. Использованная литература.






























I


В этом учебном году основное внимание мы уделяли изучению жизненного пути приезжих учителей-специалистов из России.

Основной целью выбора этой темы было: выяснить, когда и с какой целью они приезжали в наше село, сколько было приезжих, где и как они жили.

Основная задача - воспитать чувство уважения к приезжим специалистам, отдавшим здоровье и жизнь за дело образования в городах и районах республики, способствовать развитию у учащихся чувств интернационального и патриотического долга перед своим народом.

Мы собрали материал о русской учительнице Ермолаевой Нине Георгиевне, которая приехала к нам как учитель русского языка и литературы. Своими воспоминаниями о Нине Георгиевне поделилась с нами и учитель мате6матики Чакар Исаевна. Она помнит первые годы работы Нины Георгиевны в Амушинской средней школе. В конце доклада заключение и приложения.

















II


Нина Георгиевна родилась 8 марта 1936 г. в городе Собинка Владимирской области. Родители были простыми горожанами. Мать работала на ткацкой фабрике. Училась в школе. После школы поступила в Педагогический институт Владимирской области. Рассказывает Нина Георгиевна: «Попала я в Дагестан не так, как сейчас попадают. Это сейчас институт закончил, диплом в руки получил и отправляйся на все четыре стороны. Тогда так не было. Учились пять лет и должны были три года отработать там, куда нас пошлют. Без этого диплом был недействителен. Собирались попасть куда угодно, но только не в Дагестан. Как сейчас ходят слухи, так и раннее ходили о Дагестане. Что русских здесь не любят, что русских убивают, живется им плохо. Это были страшные слухи. Ждали мы распределения и вдруг новости, что надо еще один год учится. Когда я поступала в институт, то было четырехлетнее обучение. С нашего выпуска началось пятилетнее обучение. Что делать, программа пройдена, всему научили. И начали нас учит немецкому языку. Целый год учили немецкий язык. Получили второю специальность- право на преподавание немецкого языка. Это было в 1958 году.

После учебы по распределению, попали в Дагестан. Прежде чем поехать, открыли энциклопедию. Что такое Дагестан? Где он расположен? Изучали историю Дагестана по книжкам. И вот так приехали. Встречали нас очень торжественно в Махачкале, на железнодорожном вокзале, в половине первого ночи. Устроили целый митинг. Там был замминистра просвещения. Сказали, что все будет хорошо. На следующий день отправились в министерство просвещения. Вывесили в коридоре карту Дагестана. Предлагали только горные районы: Ботлихский, Хунзахский, Чародинский, Рутульский и другие районы. Что делать, взяли направление. У меня были две подруги, которые учились со мной. Думали, куда поехать. Никто ничего не предлагает. Подошли к карте. Смотрим, там кружочками села обозначили. Ищем, где эти кружочки близко, чтобы нам троим попасть рядом. И нашли: Хариколо, Амишта, Орота. Смотрим, один район – Хунзахский. Думали, хоть на учительских совещаниях будем встречаться. Должна была поехать в Хариколо. Но вдруг подходит однокурсник и говорит, что здесь из Ботлихского района инспектор из районо много хорошего рассказал. Он подвел меня к инспектору. Инспектор сказал, что нужна учительница в с. Тлох. Рассказал, что там есть завод, туда иногда приезжают русские, есть пекарня. Иногда дают электрический свет. А о других районах ничего неизвестно. Этот что-то обещал. Опять мы с подружками подошли к карте. Оказалось, что Орота и Тлох рядом. Подумали, что хоть на выходной день можно встречаться. Одна попала в Амишта, другая в Орота, а я в Тлох. Вот так и поехали.

Автобусы еще в горные районы не ездили. Мы поехали на грузовом машине одного из колхозов Ботлихского района. Помню, как мы ехали. Посмотришь, а там пропасть, не видна дна. Очень плохие дороги. Со мной были две женщины-колхозницы. Это было в августе. Уже было прохладно. А я горожанка, платье без рукавов, без воротника. Колхозницы меня пожалели. Они дали мне одеться, одеяло вынули и завернули в него. Долго ехали. Помню, как приехали в Хунзах. Там были маленькие домишки с плоскими, земляными крышами. Я там увидела, как один мужчина на крыше укатывает ее большим круглым камнем. Я спрашиваю у этих женщин: а что он катает в этой коляске? И они с улыбкой отвечают: «Поживешь- узнаешь, что это за коляска». Потом сказали, что это земляные крыши, поэтому их укатывают. В село приехали вечером. Встретил нас заврайоно. Поселили в интернате Ботлихской средней школы. Утром проснулись. Ничего не видно. Впереди гора, сбоку гора, сзади гора и мы, как в этой каменной яме. Что делать? Куда мы попали? Обливаемся слезами. Пришел заврайоно. Стал успокаивать. Стали упрашивать отпустить нас домой на следующий год. Потом посмеялись, пошутили. За нами приехали и развезли нас по своим направлениям.

В Тлохе школа была достаточно большая по сравнению с другими школами. Наверное, из-за того , что русский язык знала, мне дали и биологию. Никогда не забуду свой первый урок по биологии. Урок был в 8 классе. Хорошенько подготовилась к уроку. Пришла, рассказывала, рассказывала. Так на меня смотрят, так внимательно слушают. Думаю, какие молодцы. Оказывается, они не меня слушали, они на меня, смотрели, ничего не понимая. Сперва было очень трудно работать. Нас не учили, как надо работать в национальной школе. Постепенно мы привыкли друг к другу. Очень много времени уходило на словарную работу. Нужно было самой научиться писать по-аварски. Планы писала расширенные. Ко мне прикрепили местного учителя Малламагомедова Камиля, родом из с. Амуши, чтобы он помог со словарной работой. Камил переводил на русский, учил писать и понимать по-аварски.

Перед началом учебного года нужно было пойти к родителям. Опять языковый барьер. Один из учителей подсказал, что в 6 классе есть ученик по имени Магомед. Его родственники живут в Махачкале, сам он тоже иногда ездит в город . Возьми, говорят, его с собой и он кое-что переведет. Пошла в обход. Рассказывала, как учатся ихные дети, что и как делают. Что меня поразило: в какой-бы дом не пришли, везде там что-то давали: орехи, груши, абрикосы, яблоки и т.д. я говорила им, что у нас в России так не принято брать, и я отказывалась. И тогда Магомед говорит, что здесь нельзя так. Если не будете брать, на вас будут обижаться. Все что дают, все бери. Я все-таки не смогла брать, и за меня брал Магомед. Дети были очень старательными, выполняли все домашние задания. Чувствовалось поддержка со стороны родителей. Смогла организовать приобретение школьной формы. Тлохская средняя школа была на хорошем счету в Ботлихском районе.

В 1961 году я приехала работать в с. Амуши. В Амушинской школе тоже не хватало специалистов по русскому языку. Когда я вышла замуж за Камиля, мы решили перейти в с. Амуши. Сперва работала учительницей, со второго полугодия сделали завучем. В 1963 году стала директором школы. Мужа Камиля выбрали председателем колхоза. Коллектив был очень хороший. Помню тогдашних учителей: Ганзи из с. Мушули, Алиасхаб, Али, Муху, Чакар и др. первые ученики: Сарижат, Ярханат, Айшат из с. Мушули, Абдулагаджи (учитель). Сейчас в школе посмотришь и кругом мои ученики-нынешные учителя: Шарудин (директор), Шахбан (учитель францкузского языка), Нуцалай, Патимат ( учителя начальных классов) и многие другие. Постепенно я привыкла к ученикам, к коллегам, к дагестанским обычаям и народам. В Дагестане я нашла вторую Родину.

Не знаю, много нам страшного рассказывали в России. Я ничего страшного не видала в Дагестане. Никто никогда мне не сказал плохого слова, никто меня не назвал «русской». Очень хорошо относились, уважали. И уважать нас, приезжих, заставляли, начиная с местной власти. Если в магазин что-нибудь привозили, никакой торговли не было, пока не придут учителя. Купят, что им надо, только потом начинается торговля.

Самое главное, в каждом ученике надо видеть маленького человека. Его надо уважать, никогда не обижать, не оскорблять. Учитель не должен гордиться тем, что он учитель. Учитель должен гордиться тогда, когда его любит ученик. Я любила свою работу и не жалею о том, что я 46 лет простояла у доски и 50 лет живу в Дагестане ».










III

Рассказать о Нине Георгиевне с удовольствием согласилась учительница математики Амушинской средней школы Чакар Исаевна. Рассказывает Чакар Исаевна: «После Великой Отечественной войны в Дагестане не хватало специалистов и поэтому в основном приезжали из России. Основные специалисты были учителя и врачи. Что касается Нины Георгиевны, до моего приезда, уже 5 лет работала в Амушинской средней школе. Она работала директором школы. Нина была очень старательной, спокойной женщиной. Никогда не кричала на учеников, на коллег по работе. В селе и в районе ее уважали, всегда вставили в пример другим ». Учителя Амушинской средней школы очень много рассказали о Нине Георгиевне. Они помнят, какие у нее были поучительные уроки и наставления. Ученики Нины Георгиевны всегда занимали призовые места на олимпиадах района и республики. Они отличались от других учащихся особой прилежностью, знаниями и хорошим поведением.









IV

Изучение биографии первых специалистов, приехавших в наше село, будет продолжено. Нина Георгиевна – единственный специалист, оставшийся в живых в нашем селе, которая приехала в то трудное для Дагестана время. Мы постарались показать в этом докладе тот неоценимый вклад русских учителей-специалистов в дело развития образования Дагестана.

Работа, сделанная первыми специалистами, неоценима. Достаточно того, что они, несмотря на все трудности и тяжелое время, смогли приехать и выполнить свою работу достойно и добросовестно. Самое главное – была заложена основа для начального образования и воспитания подрастающего поколения.












V

Приложения.













Ермолаева Нина Георгиевна














Краеведы в гостях у Нины Георгиевны.











Коллектив Амушинской средней школы












Поздравления Нине Георгиевне с днем рождения от ее коллег.











Нина Георгиевна на экскурсии вместе с коллегами.


















Удостоверение о присвоении звания «учитель-методист».


















Удостоверение к медали: «Ветеран труда»











Удостоверение о награждении значком: «Отличник народного просвещения»























Приглашения Нине Георгиевне в качестве делегата VIII съезда учителей Дагестана.




VI

Использованная литература.


  1. Краеведческий вестник Дагестана №1, 2004г.

  2. Краеведческий вестник Дагестана, №2, 2005г.

  3. Краеведческий принцип преподавания истории в Дагестанской национальной школе. 1992 г.

  4. Республиканские краеведческие акции. Махачкала 2002г.

  5. История России XX век. Москва 2005г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!