СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Даль - душа русского народа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостинная 

Просмотр содержимого документа
«Даль - душа русского народа»

Владимир Иванович Даль

Первая книга







Я полезу на нож за правду, за отечество,

за русское слово,

язык.

В.И.Даль

























Владимир Даль…. Имя этого человек можно встретить в учебниках русской литературы и в трудах по фольклористике, в книгах по этнографии и трудах по истории медицины, даже по военно-инженерному делу.

Вся биография этого незаурядного человека и исследователя, проявившего себя в совершенно разных сферах, насыщенно интересными и увлекательными событиями. Он был чиновником и врачом-офтальмологом, профессиональным моряком и военным хирургом, детским писателем.

Даль – человек необыкновенный. Мать всегда учила детей: «Надо зацеплять всякое знание, которое встретится на пути, никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится». И даль всю жизнь следовал этому правилу.

Писатель задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком, с говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни заминался, он всегда записывал слова.

В 1832 году является в свет книга «Русских сказок» Даля, выступившего под псевдонимом, который будет долго известен читающей России, - Казак Луганский. На титульном листе написано: «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные к быту житейскому, приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Делается, как бы попытка хоть несколько устранить тревожащую несообразность устной и письменной речи.

Обращение Лаля к созданию сказок неслучайно. В 20-е и 30-е годы XIX столетия у русских читателей пробуждается заметный интерес к народной сказке. Жуковский ратует за сохранение для потомков поэтического слова народа. Пушкин в Михайловском восхищенно слушает сказки няни: «Каждая есть поэма!» О необходимости собирать народные сказки пишут тогдашние журналы. Но пора публикаций народных сказок в их первозданности еще не настала. Перебираясь в книгу или на лубочный лист, сказка из устного творения становится произведением литературы. В том же 1832 году напечатана пушкинская «Сказка о царе Салтане», год спустя – «Сказка о царе Берендее» Жуковского.

[ Первая книга Владимира Даля. Запрещенное и уничтоженное издание] Даль В.И. Рисские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные к быту житейскому, приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый. СПб.: Печатано в тип. А.Плюшара, 1832. 201с. 17,5*11см. В картонажном переплете эпохи. Потертости на корешке и углах, владельческая подпись на форзаце, небольшой надрыв у корешка первых двух листов, редкие пометки карандашом в тексте. Блок чистый.

Позже, размышляя о возникновении замысла первой своей книги, Даль объяснит (о себе, по обыкновению, в третьем лице): «Но цели, намеренья его не понял никто…Не сказки по себе были ему важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода….Писатель задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком, с говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке…Он хотел только на первый случай показать небольшой образчик запасов…»

Замысел Даля, конечно, не одно лишь желание «показать образчик запасов» - он и впредь, даже работая над словарем, не оставит сказки. Видимо, движение литературы, читательская тяга к жанру подталкивают творческое воображение Даля, уже обогащенное собранными запасами народного слова, именно в сказке, сказка же, в свою очередь, представляется за неимением пока никакой иной, самой подходящей формой сбережения этих запасов.

Сатирический характер сказок и сочувственное изображение в них героев из простого народа обратили на себя внимание передовых слоев общества. «Русские сказки. Пяток первый» были с восторгом встречены А.С.Пушкиным. Через год после их выхода поэт послал В.И.Далю свой рукописный экземпляр «Сказки о рыбаке и рыбке» с надписью: «Твоя – от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин». Биограф В.И.Даля П.И.Мельников-Печерский указывал также, что Пушкин не только восхищался сказками Даля, но под влиянием их написал свою знаменитую сказку.

Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля, на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации с целью получения ученой степени доктора филологии, но потом она была отклонена самим министром просвещения как неблагонадежная. Это произошло из-за доноса на автора книги.

«Пяток первый». По поводу этой книги директор канцелярии 3-го Отделения адмирал А.Н.Мордвинов сообщил шефу жандармов А.Х.Бенкендорфу 7 октября 1832 года: «Наделала у нас шуму книжка, пропущенная цензурою, напечатанная и поступившая в продажу. Заглавие ее «Русские сказки Казака Луганского». Книжка напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата….Я принял смелость поднести ее его величеству, который приказал арестовать сочинителя и взять его бумаги для рассмотрения». Все экземпляры «Сказок», оставшиеся у продавцов книг в Петербурге и Москве, были конфискованы, отправлены в 3-е Отделение и уничтожены.

Биография Даля описывает это событие так. В конце 1832 года Владимир Иванович совершал обход по госпиталю, в котором он работал. Пришли люди в форме, арестовали его и отвезли к Мордвинову. Тот обрушился на доктора с площадной бранью, размахивая перед носом «Русскими сказками», и отправил писателя в тюрьму.

Владимиру помог Жуковский, который в то время был учителем Александра – сына Николая I. Жуковский описал наследнику престола все, что произошло, в анекдотическом свете, охарактеризовав Даля как скромного и талантливого человека, награжденного медалями и орденами за военную службу. Александр убедил отца в нелепости ситуации, и Владимира Ивановича освободили.

Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А.С.Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль не дожидаясь его взял «Сказки…» и пошел сам – без всяких рекомендаций – представляться Александру Пушкину. Поэт восторженно приветствует эту книжку и вскоре дарит Далю «Сказку о золотом петушке». Духовная близость между Далем и Пушкиным, возникшая на почве литературных интересов, переходит в дружбу.

П амятник Пушкину и Далю установлен в г.Оренбурге в 2001 году по ул.Советской











В книге «Русские сказки» - пять сказок, вольная обработка народно-сказочных сюжетов.

Первая сказка «Сказка о Иване молодом Сержанте удалой голове без роду, без племени, спроста без прозвища»

Вторая сказка «Ошемякином суде и о воеводстве его и о прочем»

Третья сказка «О Рогволоде и Могучах Царевичах, равно и о третьем их единоутробном брате, о славных подвигах и деяниях их и о Новом Княжестве и Княжении»

Четвертая сказка «Новинка – диковинка»

Пятая «О похождениях черта-послушника, Сидора Поликарпыча…»

Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут», « На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся».

Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой.

Герои, как в любой сказке делятся на положительных и отрицательных, добрых и злых. Главные герои в них чаще всего животные, обременённые проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Под вымышленными персонажами сказок скрывались реальные исторические личности.

Даль настойчиво говорил, как важно знать народный язык, его «драгоценную руду» - говоры, которые открывают нам «происхождение и средство поколений».

Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!