Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18.
Проект «Игры с водой как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации»
Выполнила:
Кишиева З.С.
Екатеринбург 2016
Актуальность :
Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте . Но особое значение оно имеет для детей , организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости, ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте , болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад. Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой .
Учитывая психологические особенности детей 3 лет, адаптационный период, где игры с водой имеют большие развивающие возможности и имеющие успокаивающее и расслабляющее действие, летний период, был разработан данный проект.
Проблема:
Современный ребенок, к сожалению, мало играет с водой. Родители, при выборе развивающей среды, отдают предпочтение компьютерным программам, обладая при этом недостаточными знаниями в области физического и психического развития малыша, укрепления его здоровья. В следствии, мы ежегодно наблюдаем высокую заболеваемость детей.
Цель :
Закаливание детей на этапе привыкания к условиям дошкольного учреждения посредством игр с водой .
Задачи :
- 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;
- 2. Осуществление тесного взаимодействия педагогов с семьей по вопросу укрепления здоровья детей ;
- 3. Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения;
- 4. Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, способствовать желанию родителей заниматься оздоровлением детей .
- 5. Оптимизация процесса физиологической адаптации – снижение уровня заболеваемости.
Вид проекта :
краткосрочный (июль – сентябрь)
Сроки реализации : проект осуществляется с 1 июля 2016 года по сентябрь 2016 года.
Участники проекта : дети (2 года – 3 года, воспитатели, музыкальный работник, медицинский работник детского сада, родители.
Необходимые материалы:
Бассейн, столы для игры с водой, тазик с водой, игрушка «Капитошка», игрушки для игры: лодочки, капельки, шарики, рыбки пластмассовые, игрушки заводные для игр с водой, ведёрочки, ситечки, сачки для ловли, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, пена, различные емкости, релаксационная музыка «Шум моря», фоновая детская музыка.
Ожидаемые результаты :
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. благоприятное прохождение периода адаптации у детей ;
3. установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Этапы реализации проекта :
- образовательная область по ФГОС ДО физическая.
- 1-й этап «Подготовительный»
- Изучение законодательной базы
- Подбор и изучение необходимой литературы
- Изучение педагогического опыта
- Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
- Составление плана работы и подбор методик
- Анкетирование родителей на тему : «Сведения о ребенке»
- Подготовка места для игр с водой (в группе и на участке )
- 2 этап Реализация проекта
- Проведение комплекса занятий, направленных на игры с водой
- Оформление папки – передвижки «Закаливание. Как закалять ребенка дома»
- Оформление информационного стенда «Система закаливания в ДОУ»
- Изготовление информационных листовок « Игры с водой »
- Развлечение с участием родителей «Праздник с Капитошкой»
- Семинар – практикум : «Закаляйся вместе с нами»
- Фотовыставка «Играя - закаляюсь»
- соблюдение режима дня в выходные дни
3-й этап «Заключительный»
- Составление карты заболеваний на каждый месяц (сравнительный анализ, заполнение адаптационных карт
- Обобщение и распространение семейного опыта закаливания ребенка
- Анализ эффективности с последующей корректировкой.
- С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы : солнце, воздух и вода.
- У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.
- Все игры с водой , так или иначе, способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, коор динации движений в системе «глаз-рука» . Это также является показателями общего физического и двигательного развития.
- Вода должна быть теплой.
- • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см.
- • Нужно иметь клеёнчатые передники, нарукавники.
- • Обязательно иметь салфетки, полотенца.
- • Материалы должны быть расположены так, чтобы взрослый легко мог ими воспользоваться.
- • По окончании игр с водой все игрушки и предметы следует просушить.
- Правила для детей .
- • Нельзя намеренно выливать воду на пол.
- • Нельзя брызгать водой на других детей .
- • После игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
“ Детство — это важнейший период человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский