Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка / общая характеристика программы
Программа «Маска» направлена на формирование коммуникативных навыков и развитию речи детей с ОВЗ школьного возраста.
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Актуальность программы
Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это учащиеся с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей с интеллектуальными нарушениями является в настоящее время важнейшей социально- педагогической проблемой.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтных ситуаций. Такие дети нуждаются в помощи педагога, который бы принимал искренние участие в их судьбе.
Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.
Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единые целые средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природа - сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.
В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, также необходим комплексный подход к обучению и воспитанию. Для преодоления отклонений в развитии учащихся со специальными нуждами в обучении и воспитании необходима система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность.
Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях.
Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.
Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна как для общеобразовательных, так и для коррекционных школ. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы моей программы.
Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая, в частности на занятиях в театральном кружке.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на выявление возможностей театральной деятельности детей с УО в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном кружке «Маска» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Данная программа включает в себя в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы и т.д.
В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления
Организация занятий с использованием комплексного подхода будет способствовать актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию мелкой и общей моторики, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, новых перспектив социализации и т.д.
Отличительные особенности программы
Данная программа учитывает особенности детей с УО. Программа направлена на воспитание жизненно-адаптированного человека, психологически готового к различным ситуациям. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок с УО, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей с УО. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка с УО, формировать коммуникативные навыки, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей с УО. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Программа составлена на основе программы Ивановой Т.В. «Сказочная страна», г. Москва https://sch1454s.mskobr.ru/files/skazochnaya_strana-ivanova_t_v.pdf
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся с УО школьного возраста, которые имеют интерес к сценическому искусству, способности к перевоплощению на сцене, желанию принимать участие в школьных постановках.
На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маска» принимаются дети без предварительной подготовки и предварительного просмотра. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Срок освоения программы
1 год. За 1 год обучения можно сформировать первоначальные коммуникационные навыки и усовершенствовать разговорную речь учащегося с УО.
Формы обучения
Очная.
Уровень программы
Программа «Маска» стартового (ознакомительного) уровня. Обучающиеся за 1 год обучения, получат первоначальные данные о театре, появится заинтересованность к участию в театральных постановках.
Особенности организации образовательного процесса
В одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Учебные группы формируются 5-10 человек согласно Уставу ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат»
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся.
Фронтальная форма предполагает работу руководителя со всем коллективом учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника с УО на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Виды деятельности младшего школьника с УО:
игровая деятельность (ролевая игра, составление и следование коллективно выработанным правилам);
совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);
творческая деятельность.
Режим занятий
Общая продолжительность образовательного процесса один год, 60 часов программы предполагают проведение 2 занятий в неделю по 1 часу (время занятий включает 40 минут учебного времени и 10 минутный перерыв). Занятия состоят из теоретической и практической части. В основе практической работы лежит инсценировка сказок, музыкальных сценок, разучивание стихов и песен.
Цель и задачи программы
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников с УО: воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
предметные | Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей с УО через постановку музыкальных, театральных сказок, упражнений актерского тренинга: - сформировать интерес к сценическому искусству; - развивать способность превращать и превращаться; - развивать чувство ритма и координацию движения; - развивать речевое дыхание и артикуляцию; - развивать дикцию на материале скороговорок и стихов. Знакомить с историей и развитием театрального искусства: развивать познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства: - познакомить детей с театральной терминологией; - познакомить детей с видами театрального искусства; - познакомить с устройством зрительного зала и сцены; - воспитывать культуру поведения в театре. |
метапредметные | Создать условия для воспитания и творческой самореализации ребенка с УО, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии: - развивать познавательный интерес; - формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми; - учить строить диалог, самостоятельно выбирать партнера. Совершенствовать разговорную речь ребенка с УО, его звуковую культуру, формировать коммуникативные навыки, развивать эффективное общение и речевую выразительность: - научиться пользоваться словами выражающие основные чувства; - пополнять словарный запас. |
личностные | Воспитывать и развивать внутренние (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешние (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке: - развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление; - помочь освободиться от зажатости и скованности; - воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
Объем программы
Общее количество учебных часов: 60 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в музыкально -театральном кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.
Занятия проводятся в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).
Тема 2. Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
2.1. Вводное занятие. Предмет «Сценическая речь».
Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.
2.2. Культура речи.
Беседа о вежливости.
Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).
2.3. Дыхание и голос.
2.3.1 Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
Практические занятия – дыхательная гимнастика:
1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).
2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).
3) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).
4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).
5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.
6) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).
2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.
Практические занятия – голосовая разминка:
1) Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).
2) Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
3) Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).
4) Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).
5) Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).
2.4. Дикция .
Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).
2. Артикуляционная гимнастика:
1) Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).
2) Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).
Тема 3. Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
3.1. Вводное занятие.
Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.
3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.
Практические занятия.
1) Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).
2) Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).
3) Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:
- действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)
- действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).
Подобные упражнения и этюды проводят с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.
4) Упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)
5) Упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).
6) Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:
7) Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).
8) Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).
9) Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).
Тема 4. Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.
4.1. Вводное занятие. Предмет «Ритмопластика».
Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий.
4.2. Ритмика.
Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве.
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:
1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма
2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)
4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг
5) прыжки под музыку под скакалку
6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.
2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).
3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).
4.3. Пластика.
Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности.
Практические упражнения:
1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).
2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).
3. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный» и т.д.).
4. Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде» и т.д.).
5. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей» и т.д.).
6. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).
7. Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).
8. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик», «Шарниры» и т.д.).
4.4. Танцевальная азбука.
Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).
Практические занятия:
1. Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)
2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.
3. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).
4. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).
5. Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята» и т.д.)
Тема 5. Раздел «Репетиционно - постановочные работы». В этом разделе учащимся будут даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке творческих номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.
Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером.
Практические занятия:
1. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.
2. Распределение ролей.
3. Рабочие репетиции.
4. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.
5. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).
6. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.
7. Показ номера на общешкольном мероприятии.
8. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.
Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к общешкольным мероприятиям.
Тема 6. Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на общешкольных мероприятиях.
Основные функции этого раздела:
- создает условия для самопринятия, самореализации и самоутверждения ребенка
- устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими
- развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.
Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.
Практические занятия.
Учащиеся должны принимать участие в каждом общешкольном мероприятии - показать музыкальную сказку, сценки, миниатюры, рассказывать стихи, петь песни.
Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность» будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий.
Тема 7. Итоговое занятие.
Заключительная беседа с разбором работы каждого участника.
Перспектива работы на следующий учебный год.
Планируемые результаты
Предметные результаты | Занятия по программе будут способствовать формированию: необходимых представлений о театральном искусстве; актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка. Способствовать развитию: интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка. Ребенок научится: осознавать значимость театра и театральных постановок; ориентироваться в мире театра (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); участвовать в беседе о просмотренном спектакле, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. |
Метапредметные результаты | Занятия по программе будут содействовать развитию: речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации. |
Личностные результаты | Занятия по программе будут содействовать формированию: эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, исполнительской культуры; творческой активности ребенка с ОВЗ, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля |
Всего | в том числе |
теоретические занятия | практические занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | | Устный опрос, анкетирование |
2. | Основы сценической речи | 5 | 2 | 3 | |
2.1 | Вводное занятие. Предмет «Сценическая речь» | 1 | 1 | | Устный опрос |
2.2 | Культура речи | 1 | 1 | | Наблюдение, творческие задания |
2.3 | Дыхание и голос | 1 | | 1 | Наблюдение, творческие задания |
2.4 | Дикция | 2 | | 2 | Наблюдение, творческие задания |
3. | Актерское мастерство и основы сценической грамоты | 5 | 2 | 3 | |
3.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Устный опрос |
3.2 | Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах | 4 | 1 | 3 | Наблюдение, творческие задания |
4. | Ритмопластика | 5 | 1 | 4 | |
4.1 | Вводное занятие. Предмет «Ритмопластика» | 1 | 1 | | Устный опрос |
4.2 | Ритмика | 1 | | 1 | Наблюдение, творческие задания |
4.3 | Пластика | 1 | | 1 | Наблюдение, творческие задания |
4.4 | Танцевальная азбука | 2 | | 2 | Наблюдение, творческие задания |
5. | Репетиционно - постановочные работы | 36 | 10 | 26 | Устный опрос, наблюдение, творческие задания |
6. | Концертная деятельность | 7 | | 7 | Устный опрос, наблюдение, творческие задания |
7. | Итоговое занятие | 1 | | 1 | Устный опрос |
| ИТОГО: | 60 | 16 | 44 | |
2.2. Календарный учебный график
Общий календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Комплектование | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего в год |
01.09.2023-24.05.2043 | 02.10.2023-27.10.2023 4 недели | 07.11.2023-29.12.2023 8 недель | 10.01.2024 22.03.2024 10 недель | 01.04.2024-24.05.2024 8 недель | 30 учебных недель |
каникулы |
Осенние Зимние весенние | 28.10.2023-06.11.2023 30.12.2023-09.01.2024 23.03.2024-31.03.2024 |
Группы обучающихся, занимающихся по программе в 2023-2024 учебном году
Название группы | Год обучения | Количество часов в неделю | Периодичность занятий | Общее количество часов в год |
3-9 класс | 1 | 2 | 2 | 60 |
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ | Месяц | Неделя | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Место проведения | Форма контроля | Время проведения занятий |
| Октябрь | 02.10-06.10 | Вводное занятие. Знакомство с участниками кружка. | Беседа | 1 | Актовый зал | Устный опрос Анкетирование. Собеседование. | Вторник-четверг 17.20-18.00 |
| Основы сценической речи. Предмет «Сценическая речь» . | Беседа | 1 | Актовый зал | Беседа. Собеседование. |
| 09.10-13.10 | Основы сценической речи. Культура речи | Беседа | 1 | Актовый зал | Устный опрос |
| Репетиционно – постановочные работы. Подготовка к Осеннему балу. Подбор материалов и сказок. Распределение стихов и ролей. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Творческие задания. |
| 16.10-20.10 | Репетиционно – постановочные работы. Подготовка к Осеннему балу. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Творческая задания. |
| Концертная деятельность. Участие в мероприятии «Осенний бал». | Практические занятия | 1 | Фойе школы. | Итоговый отчет |
| | 23.10-27.10 | Основы сценической речи. Культура речи. Практикум. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Выполнение комплекса игр, упражнений. |
| Репетиционно – постановочные работы. Подготовка к празднику День рождения РМЭ, | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Наблюдения Творческие задания |
| Ноябрь | 07.11-10.11 | Концертная деятельность. Участие в мероприятии «День рождение Республики Марий Эл» | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Итоговый контроль |
| Основы сценической речи. Дыхание и голос. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Выполнение комплекса игр, упражнений. |
| 13.11-17.11 | Основы сценической речи. Дикция. Работа по устранению недостатков речи. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Устный опрос Комплекс упражнений. |
| Репетиционно – постановочные работы. Подготовка к празднику «День матери». Подборка стихов и номеров. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Самостоятельная импровизация. |
| 20.11-24.11 | Репетиционно – постановочные работы. Подготовка к празднику «День матери». Работа над выразительностью, произношением, чистотой речи. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Промежуточный контроль |
| Концертная деятельность. Участие в мероприятии «День матери» | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Итоговый контроль |
| 27.11-01.12 | Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Вводное занятие. | Беседа. | 1 | Актовый зал | Устный опрос. Собеседование. |
| Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Практическое знакомство. | Практические занятия | 1 | Актовый зал | Практическая работа по созданию этюдов. |
| Декабрь | 04.12-08.12 | Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Комплекс игр и упражнений. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал | Творческие задания. |
| Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Групповые игры. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал | Практическая работа. |
| 11.12-15.12 | Ритмопластика. Вводное занятие, цели и задачи. | Беседа. | 1 | Актовый зал | Устный опрос. |
| Ритмопластика. Ритмика. Комплекс упражнений. | Практическая работа | 1 | Зал ритмики. | Отстукивание, прохлопывание ритма, ходьба под музыку. |
| 18.12-22.12 | Ритмопластика. Пластика. Комплекс упражнений. | Практическая работа | 1 | Зал ритмики. | Комплекс упражнений под музыку. |
| Ритмопластика. Танцевальная азбука. | Практическая работа | 1 | Зал ритмики. | Новогодние песни и танцы. |
| 25.12-29.12 | Ритмопластика. Танцевальная азбука. Подготовка к Новогоднему празднику. | Практическая работа | 1 | Зал ритмики. | Новогодние песни и танцы. |
| Концертная деятельность. Участие в празднике «Новый год». | Практическая работа | 1 | Фойе школы. | Итоговый контроль. |
| Январь | 10.01-12.01 | Репетиционно – постановочные работы. Чтение и распределение ролей. Сказка «Красная шапочка на новый лад». | Практическая работа. | 1 | Актовый зал. | Собеседование. Творческие задания. |
| Репетиционно – постановочные работы. Работа над произношением, выразительностью, дикцией. | Практическая работа | 1 | Актовый зал. | Творческие задания. |
| 15.01-19.01 | Репетиционно – постановочные работы. Работа над образом, мимикой, движениями. | Практическая работа | 1 | Актовый зал. | Творческие задания. |
| Репетиционно – постановочные работы. Индивидуальная работа с артистами. | Практическая работа | 1 | Актовый зал. | Творческие задания. |
| 22.01-26.01 | Репетиционно – постановочные работы. Работа артистов в паре. Диалоги. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческие задания. |
| Репетиционно – постановочные работы. Подготовка костюмов для постановки.Декорации. | Практическая работа | 1 | | Творческое задание. |
| 29.01-02.02 | Репетиционно – постановочные работы. Выражение эмоций с помощью мимики, Образы сказочных ролей. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческое задание. |
| Репетиционно – постановочные работы. Проигрывание сказки в целом по ролям. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческое задание. |
| Февраль | 05.02-09.02 | Репетиционно – постановочные работы. Работа над недостатками речи, скованностью в движениях. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческое задание. |
| Репетиционно – постановочные работы. Проигрывание сказки . Выявление недочетов. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Наблюдения. |
| 12.02-16.02 | Репетиционно – постановочные работы . Подбор материала на концерт к 8 марта и 23 февраля. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческое задание. |
| Репетиционно – постановочные работы. Работа над громкостью речи, четким произношением. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Устный опрос |
| 19.02-22.02 | Репетиционно – постановочные работы. Индивидуальная работа по выразительному чтению стихов, | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Наблюдения Устный опрос |
| Репетиционно – постановочные работы. Работа над музыкальным сопровождением номеров и сказки. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческие задания. |
| 26.02-01.03 | Репетиционно – постановочные работы. Индивидуальная работа с артистами. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческие задания. |
| Март | 04.03-07.03 | Репетиционно – постановочные работы. Генеральная репетиция всех номеров. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Наблюдение Промежуточный контроль |
| Концертная деятельность. Участие в празднике, посвященному 8 марта и 23 февраля. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Итоговый контроль. |
| 11.03-15.03 | Репетиционно – постановочные работы. Подборка стихов к Дню Победы. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческое задание |
| Репетиционно – постановочные работы. Работа над дикцией, выразительностью и грмкостью речи. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Комплекс упражнений |
| 18.03-22.03 | Репетиционно – постановочные работы. Чтение сказки и распределение ролей Сказка «Репка на новый лад». | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Собеседование Наблюдение |
| Репетиционно – постановочные работы. Работа над произношением, недостатками речи. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Наблюдение Комплекс упражнений |
| Апрель | 01.04-05.04 | Репетиционно – постановочные работы. Индивидуальная работа над образами героев сказки. | Практическая работа | 1 | Актовый зал | Творческие задания |
| Репетиционно – постановочные работы. Подготовка к празднику День Победы. Подбор материала. | Практическая работа | 1 | Актовый зал. | Устный опрос. Наблюдение |
| 08.04-12.04 | Репетиционно – постановочные работы. Репетиция сказки в диалогах. Работа над образами героев. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Творческое задание. |
| Репетиционно – постановочные работы. Работа над произношением, дикцией, выразительностью и тембром голоса. Песни Победы. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Творческое задание. |
| 15.04-19.04 | Репетиционно – постановочные работы. Работа над костюмами героев, декорации. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Творческое задание. |
| Репетиционно – постановочные работы. Подборка музыкального сопровождения к сказке. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Творческое задание. |
| 22.04-26.04 | Репетиционно – постановочные работы. Работа над пластикой движения героев под музыку. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Творческое задание. |
| Репетиционно – постановочные работы. Индивидуальная работа с артистами. Выразительное чтение стихов и песен. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Творческое задание. |
| 29.04-03.05 | Репетиционно – постановочные работы. Генеральная репетиция праздника «День Победы» | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Промежуточный контроль |
| Май | 06.05-10.05 | Концертная деятельность. Участие в празднике День Победы. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Творческое задание. |
| Репетиционно – постановочные работы. Работа над артистичностью, мимикой и движениями в сказке. Подборка стихов и песен. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Наблюдение Творческое задание |
| 13.05-17.05 | Концертная деятельность. Участие в празднике Смотр строя и песни. | Практические занятия. | 1 | Школьный двор | Итоговый контроль. |
| Репетиционно – постановочные работы. Генеральная репетиция номеров на отчетный концерт. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Промежуточный контроль. |
| 20.05-24.05 | Концертная деятельность. Участие в празднике Последний звонок. Отчетный концерт. | Итоговое занятие. | 1 | Актовый зал. | Итоговый контроль. |
| Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший год. | Практические занятия. | 1 | Актовый зал. | Итоговый контроль. |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Спортивный зал, спортивный инвентарь (мячи, обручи, скамейки и т.д.);
- Классная комната - техническое оснащение (магнитофон, телевизор, компьютер, микрофон);
- Оборудованный актовый зал со сценой для репетиционно – постановочных занятий и сидячими местами для теоретических занятий, кабинет ан 12 посадочных мест с телевизором и интернетом для просмотра театральных постановок и практических занятий, компьютер, видеокамера, принтер, музыкальный центр.
Материалы (что нужно иметь 1 ребенку на весь период обучения):
Информационно-методическое обеспечение
Обучающимся предоставлен доступ к интернет- ресурсам.
У каждого обучающегося имеется рабочая тетрадь, куда записываются творческие задания. Имеется видеотека по комплексам упражнений по дыханию, ритмопластике и танцевальным движениям. Имеются звукозаписи по певческой и сценической постановке голоса.
Кадровое обеспечение
ФИО педагога реализующего программу | Должность, место работы | Образование |
Алехина Алина Петровна | Уитель - дефектолог ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа –интернат» | Высшее – учитель физики и математики, учитель-дефектолог инклюзивного образования |
2.4. Формы, порядок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации отражают достижение цели и задач, и соответствуют формам, указанным в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется в нормативном локальном акте образовательной организации.
Программа контроля.
Программа контроля составлена в соответствии с Порядком проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и аттестации по завершению реализации программы учащихся по дополнительным общеобразовательным программам ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат», а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях.
Отслеживание результатов обучения ребенка
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: – входной контроль (сентябрь, беседа);
– текущий контроль (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, практические работы, демонстрация номеров);
– промежуточный контроль (в течение учебного года – праздники, соревнования, занятия-зачеты тесты, демонстрация номеров);
– итоговый контроль (май, открытые занятия, спектакли, фестивали, демонстрация сказки).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: демонстрация номеров.
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа. Методы выявления результатов развития: анкетирование, тестирование. Формы подведения итогов реализации программы: демонстрация лучших номеров, показ сказки для родителей.
Таблица «Мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы «Маска»
По основным разделам курса выделяются измеряемые параметры, соответствующие ожидаемым результатам. Педагог определяет у конкретного ребенка степень освоенности того или иного предметного параметра, а также уровень развития конкретных личностных качеств.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности Оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I. Теоретическая подготовка ребенка: |
1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; | Низкий уровень практически не усвоил теоретическое содержание программы; Средний уровень объем усвоенных знаний составляет ½; Высокий уровень освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. | 1 2 3 | Наблюдение, тестирование, индивидуальный опрос, тестирование и др. |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Низкий уровень не употребляет специальные термины; Средний уровень сочетает специальную терминологию с бытовой; Высокий уровень специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; | 1 2 3 | Собеседование |
II. Практическая подготовка ребенка: |
1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Речь (вести элементарный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе/семье/друге, описывать предмет/картинку, кратко характеризовать персонаж.) | Низкий уровень коммуникативная задача совсем не решена. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин; Средний уровень общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче: Высокий уровень общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам . | 1 2 3 | Наблюдение Контрольные задания, тестирование, индивидуальный опрос, творческие задания |
Чтение (читать с выражением вслух небольшие тексты, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие знакомые слова, так и новые слова, и понимать их основное содержание, ) | Низкий уровень Коммуникативная задача совсем не решена. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин. Средний уровень Коммуникативная задача решена частично; ученик частично понял и осмыслил содержание прочитанного текста. Высокий уровень Коммуникативная задача полностью решена; ученик полностью понял и осмыслил содержание текста в объеме, предусмотренном заданием. | 1 2 3 |
Аудирование(понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных рассказов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.) | Низкий уровень Задание не выполнено. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин. Средний уровень Цель аудирования достигнута частично. Смысл аудиорассказа понят в ограниченном объеме, Высокий уровень Цель аудирования достигнута полностью: ученик верно отвечает на вопросы общего характера; верно соотносит иллюстрации с содержанием текста. | 1 2 3 |
2.Творческие навыки | Креативность в выполнении сценок, этюдов | Низкий уровень начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; Средний уровень творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с помощью педагога; Высокий уровень творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. | 1 2 3 |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: |
1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Низкий уровень учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; Средний уровень работает с литературой с помощью педагога или родителей; Высокий уровень работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 1 2 3 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | | | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (подбирать стихи, песни, сценки, проводить самостоятельные репетиции.) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | | | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
2. Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Низкий уровень объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; Средний уровень слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; Высокий уровень сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. | 1 2 3 | Наблюдение |
Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения речи и умение громко говорить | Низкий уровень перед аудиторией не выступает; Средний уровень готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; Высокий уровень самостоятельно готовит стихи, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет речью | 1 2 3 | Наблюдение |
2.3. Умение вести диалог, участвовать в обсуждении | Самостоятельность и логика в построении обсуждения постановок | Низкий уровень участие в диалоге не принимает, свое мнение не высказывает; Средний уровень участвует в диалоге, высказывает свое мнение при поддержке педагога; Высокий уровень самостоятельно участвует в диалоге, логически обоснованно и убедительно аргументирует свою точку зрения | 1 2 3 | Наблюдение |
3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение самостоятельно создать свой театральный образ | Способность самостоятельно готовить театральный костюм | Низкий уровень придумать образ и собрать театральный костюм не умеет; Средний уровень придумывает образ и театральный костюм при помощи педагога; Высокий уровень самостоятельно придумывает образ и театральный костюм | 1 2 3 | Наблюдение |
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Низкий уровень правила ТБ не запоминает и не выполняет; Средний уровень объем усвоенных навыков составляет ½; Высокий уровень освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. | 1 2 3 | Наблюдение, собеседование |
Применение того или иного диагностического метода зависит от возраста детей. Особенностей детского коллектива, но на равных условиях для всех детей одного года обучения.
Используется трехбалльная оценочная система.
Высокий уровень-3 балла
Средний уровень-2 балла
Низкий уровень-1 балл
Оценка результативности освоения программы в целом (определяется по общей сумме баллов).
Высокий уровень-31-42 балла
Средний уровень-22-30 баллов
Низкий уровень-14-21 баллов
Данные мониторинга заносятся в индивидуальную карту освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, с целью донести результат до каждого ребенка. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в начале и конце учебного года.
Отслеживание личностного развития ребенка в процессе освоения им программы «Маска»
Показатель (оцениваемые результаты) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
|
Терпение (Усидчивость) | Способность переносить (выдержать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности. | Низкий уровень. Усидчивости хватает только на начало занятия. Средний уровень. Усидчивости хватает на большую часть занятия. Высокий уровень. Усидчивости хватает на все занятие. | 1 2 3 | Наблюдение |
Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Низкий уровень. Волевые усилия ребенка постоянно побуждаются из вне. Средний уровень. Иногда сам побуждает себя к действиям. Высокий уровень. Сам активно побуждает себя к действиям. | 1 2 3 | Наблюдение |
Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | Низкий уровень. Находится под воздействием контроля из вне. Средний уровень. Периодически контролирует себя сам. Высокий уровень. Постоянно контролирует себя сам. | 1 2 3 | Наблюдение |
|
Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Низкий уровень. Завышенная. Оценивает себя не адекватно. Средний уровень. Заниженная. Оценивает себя не адекватно. Высокий уровень. Нормальная. Оценивает себя адекватно. | 1 2 3 | Анкетирование |
Интерес к занятиям в объединении | Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы. | Низкий уровень. Ребенку не интересно. Средний уровень. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Высокий уровень. Интерес поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 2 3 | Наблюдение |
3. Поведенческие качества |
Конфликтность | Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации. | Низкий уровень. Постоянно провоцирует конфликты. Средний уровень. Не участвует в конфликтах, старается их избежать. Высокий уровень. Пытается самостоятельно уладить возникающий конфликт. | 1 2 3 | Наблюдение |
Тип сотрудничества | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные. | Низкий уровень. Избегает участия в общих делах. Средний уровень. Участвует при побуждении из вне. Высокий уровень. Инициативен в общих делах. | 1 2 3 | Наблюдение |
Используется трехбалльная оценочная система.
Высокий уровень-3 балла
Средний уровень-2 балла
Низкий уровень-1 балл
Оценка личностного развития ребенка в целом (определяется по общей сумме баллов).
Высокий уровень-17-21 балл
Средний уровень-11-16 баллов
Низкий уровень-7-10 баллов
Данные мониторинга заносятся в индивидуальную карту личностного развития ребенка. Заполнение карты осуществляется 3 раза в год – в начале, середине и конце учебного года.
Формы итоговой аттестации
Итоговая аттестация по программе не предусмотрена.
2.5. Оценочные материалы
В качестве методов диагностики результатов обучения используется метод наблюдения.
Подведение итогов реализации общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с помощью таких форм:
участие учащихся в общешкольных концертах;
участие детей в мероприятиях, посвященных памятным датам;
- постановка сказок.
Главным стимулом работы и механизмом получения результата является участие учащихся на районных, республиканских конкурсах. Документальным подтверждением успешности программы являются дипломы, грамоты и благодарственные письма.
2.6. Методические материалы
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала),
творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.),
практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.),
просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.
При реализации программы «Маска» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимного обучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, экзаменационные показы.
В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях:
в обучении: беседы, этюды, сюжетно-ролевые игры, репетиции;
в воспитании: воспитательные беседы, тренинги, упражнения на коллективное взаимодействие;
в развитии: экскурсии, заочные путешествия, игры-импровизации, конкурсы, викторины.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал:
иллюстративный материал по устным темам;
иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
таблицы, схемы «Изготовление декораций»; раздаточный материал:
карточки с упражнениями по теме: «Практическая работа над голосом»;
карточки с заданиями к разделу «История театра»;
вспомогательные таблицы;
материалы для проверки освоения программы:
карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы;
творческие задания;
тесты по разделу «История театра»;
кроссворды, викторины и др.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.
Программа «Маска» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной позиции и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
2.7. Список литературы и электронных источников
Нормативные документы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №678-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 06 июля 2021 г. №656 «Об утверждении требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл».
Устав ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат» от 27.10 2015 г.
Порядок реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ ГБОУ Республики Марий Эл «Козьмодемьянская школа-интернат» от 01.09.2021 г.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и аттестации по завершению реализации программы учащихся по дополнительным общеобразовательным программам от 01.09.2021 г.
Литература для педагога
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. / И. А. Агапова – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. / Е.В. Белинская – СПб: Речь, 2006. – 125 с.
3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. / Л .А. Горбушина, А.П. Николаичева – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
4. Каришнев - Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста./ М.А. Каришнев - Лубоцкий - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
5. Копылова Е. Основы актерского мастерства по методике З. Я. Корогодского./ Е. Копылова, Ю. Качалов - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 192 с.
6. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. / М.С. Першин - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
7. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. / Н.М. Погосова – Спб: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
8. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. / Г.К. Скурат - Спб: Речь, 2007. – 144 с.
9. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
10. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. / Г.В. Кристи - Москва : Советская Россия , ВЦХТ ,1970. - 160 с.
11. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. / З. Савкова - М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
12. Никитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. /А .Б .Никитиной.–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
Литература для обучающихся и родителей
Электронные ресурсы.
1. Театр и его история // http://istoriya-teatra.ru/
2. Сайт школы-студии МХАТ // http://mxatschool.theatre.ru/
3. «Театрал» — онлайн-журнал // http://www.teatral-online.ru/
4. «Театральный калейдоскоп» — все о театре // http://www.nteatru.ru/
5. «Театр» — журнал о театре // http://oteatre.info/
Календарный план воспитательной работы
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Статус | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ |
Духовно-нравственное | Выставка поделок к Дню учителя | ОО | сентябрь | 3-9 | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Конкурс «Овощная фантазия» | ОО | октябрь | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Конкурс детского творчества (рисунков и поделок) «Люблю себя, мой край родной!» | ОО | ноябрь | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Конкурс поделок к Дню матери | ОО | ноябрь | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Конкурс плакатов к Новому году | ОО | декабрь | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Конкурс на лучшее оформление кабинетов и комнат к Новому году | ОО | декабрь | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Конкурс новогодних поделок | ОО | декабрь | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Конкурс поделок к Дню защитника Отечества | ОО | февраль | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Конкурс поделок к 8 марта | ОО | март | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Конкурс поделок к Дню Космонавтики | ОО | апрель | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Конкурс «Светлая Пасха» | ОО | апрель | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Конкурс поделок С днем Победы. | ОО | май | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Конкурс Окна Победы | ОО | май | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Смотр стоя и песни | ОО | май | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
УЧАСТИЕ В МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ |
Духовно-нравственное | День знаний | ОО | сентябрь | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Концерт к Дню учителя | ОО | октябрь | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Осенний балл | ОО | октябрь | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | День рождения Республики | ОО | ноябрь | 3 -9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Концерт к Дню матери | ОО | ноябрь | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Декада инвалидов | ОО | декабрь | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Новогодняя елка, Бал-маскарад | ОО | декабрь | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Акция «Покормите птиц зимой». | ОО | январь | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Концерт «С днем защитника Отечества» | ОО | февраль | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Концерт «С 8 Марта» | ОО | март | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Гражданско-патриотическое | Концерт «С днем Победы!» | ОО | май | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Последний звонок | ОО | май | 3-9 класс | Воспитатели Классные руководители |
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЪЕДИНЕНИИ |
Духовно-нравственное | С днем рождения | ОО | ежемесячно | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | День открытых дверей для родителей | ОО | 2 раза в год | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Экскурсии в музеи города | ОО | каждую четверть | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Духовно-нравственное | Посещение ГорномарийскогоДраматического театра | ОО | 1 раз в год | 3-9 классы | Воспитатели Классные руководители |
Рабочая программа воспитания
Характеристика объединения «Маска»
Деятельность объединения «Маска» имеет художественную направленность.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей с интеллектуальными нарушениями от 9 до 15 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания
Создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания
Способствовать развитию личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции, создания условий для самореализации и самоопределения.
развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
развивать творческий, культурный, коммуникативный потенциал обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
воспитывать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности, которые проявляются в любви к Родине, своему народу, краю, семье;
воспитывать внутреннюю потребность личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.
Планируемые результаты воспитательной работы
Реализация программы позволит заложить основы развития личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развивать его субъективную позицию, создавать условия для самореализации и самоопределения.
Развитие воспитательного потенциала позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых компетенций: гражданственности, ответственности, умения работать в команде, целенаправленности.
В ходе реализации программы ожидается, что воспитательная система в объединении «Маска» будет способствовать:
развитию микрокультуры коллектива, создание нравственной и духовно-образовательной среды, в которой ребенок может свободно развиваться и самосовершенствоваться как личность (публичные выступления, концерты и т.д.);
развитию творческого, культурного и коммуникативного потенциала обучающихся через участие в конкурсных мероприятиях и соревнованиях различного уровня и направленностей;
развитию интереса к истории и культуре, формированию гражданско- патриотических чувств и убеждений, утверждению значимости таких ценностей, как бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений, приумножению исторического наследия и т.д.
формированию у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, ответственного, бережного отношения к своему здоровью, а также развитию лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
Способы отслеживания результатов
С целью проведения самооценки и отслеживания эффективности деятельности объединения «Маска» по результатам воспитательной работы ведется мониторинг личностного развития обучающихся. Основу мониторинга составляют количественные показатели, которые могут быть дополнены и качественной характеристикой работы по каждому направлению.
Отслеживается динамика участия обучающихся в мероприятиях разного уровня и достижения обучающихся по разным направлениям деятельности.
Проводится анализ реализации плана воспитательной работы.
3. Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Для формирования и развития детского коллектива в объединении «Маска» педагог создает доброжелательную и комфортную атмосферу, в которой каждый ребенок может ощутить себя необходимым и значимым, а также способствует развитию «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом, использует разнообразные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся может приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.
Для организации воспитательной работы в объединении «Маска» разработан календарный план, который включает мероприятия, соответствующие профилю образовательной деятельности.
18