СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДАООП "Маска" на 2023-2024г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования "Маска" (театральная деятельность) по формированию коммуникационных навыков и развитию речи детей с ОВЗ младшего школьного возраста..

Просмотр содержимого документа
«ДАООП "Маска" на 2023-2024г.»


Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования


    1. Пояснительная записка / общая характеристика программы


Программа «Маска» направлена на формирование коммуникативных навыков и развитию речи детей с ОВЗ школьного возраста.


Направленность программы

Дополнительная образовательная программа относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.


Актуальность программы

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это учащиеся с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей с интеллектуальными нарушениями является в настоящее время важнейшей социально- педагогической проблемой.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтных ситуаций. Такие дети нуждаются в помощи педагога, который бы принимал искренние участие в их судьбе.

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единые целые средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природа - сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, также необходим комплексный подход к обучению и воспитанию. Для преодоления отклонений в развитии учащихся со специальными нуждами в обучении и воспитании необходима система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность.

Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях.

Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.

Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна как для общеобразовательных, так и для коррекционных школ. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы моей программы.

Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая, в частности на занятиях в театральном кружке.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на выявление возможностей театральной деятельности детей с УО в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном кружке «Маска» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Данная программа включает в себя в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы и т.д.

В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления

Организация занятий с использованием комплексного подхода будет способствовать актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию мелкой и общей моторики, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, новых перспектив социализации и т.д.


Отличительные особенности программы

Данная программа учитывает особенности детей с УО. Программа направлена на воспитание жизненно-адаптированного человека, психологически готового к различным ситуациям. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок с УО, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей с УО. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка с УО, формировать коммуникативные навыки, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей с УО. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Программа составлена на основе программы Ивановой Т.В. «Сказочная страна», г. Москва https://sch1454s.mskobr.ru/files/skazochnaya_strana-ivanova_t_v.pdf


Адресат программы.

Программа рассчитана на обучающихся с УО школьного возраста, которые имеют интерес к сценическому искусству, способности к перевоплощению на сцене, желанию принимать участие в школьных постановках.

На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маска» принимаются дети без предварительной подготовки и предварительного просмотра. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей).


Срок освоения программы

1 год. За 1 год обучения можно сформировать первоначальные коммуникационные навыки и усовершенствовать разговорную речь учащегося с УО.


Формы обучения

Очная.


Уровень программы

Программа «Маска» стартового (ознакомительного) уровня. Обучающиеся за 1 год обучения, получат первоначальные данные о театре, появится заинтересованность к участию в театральных постановках.


Особенности организации образовательного процесса

В одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

Учебные группы формируются 5-10 человек согласно Уставу ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат»

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся.

Фронтальная форма предполагает работу руководителя со всем коллективом учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника с УО на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.

Виды деятельности младшего школьника с УО:

 игровая деятельность (ролевая игра, составление и следование коллективно выработанным правилам);

 совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);

 творческая деятельность.


Режим занятий

Общая продолжительность образовательного процесса один год, 60 часов программы предполагают проведение 2 занятий в неделю по 1 часу (время занятий включает 40 минут учебного времени и 10 минутный перерыв). Занятия состоят из теоретической и практической части. В основе практической работы лежит инсценировка сказок, музыкальных сценок, разучивание стихов и песен.


    1. Цель и задачи программы


Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников с УО: воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:


предметные

Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей с УО через постановку музыкальных, театральных сказок, упражнений актерского тренинга:

- сформировать интерес к сценическому искусству;

- развивать способность превращать и превращаться;

- развивать чувство ритма и координацию движения;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Знакомить с историей и развитием театрального искусства: развивать познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства:

- познакомить детей с театральной терминологией;

- познакомить детей с видами театрального искусства;

- познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

- воспитывать культуру поведения в театре.

метапредметные

Создать условия для воспитания и творческой самореализации ребенка с УО, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии:

- развивать познавательный интерес;

- формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

- учить строить диалог, самостоятельно выбирать партнера.

Совершенствовать разговорную речь ребенка с УО, его звуковую культуру, формировать коммуникативные навыки, развивать эффективное общение и речевую выразительность:

- научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

- пополнять словарный запас.

личностные

Воспитывать и развивать внутренние (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешние (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке:

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- помочь освободиться от зажатости и скованности;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.


    1. Объем программы


Общее количество учебных часов: 60 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.


    1. Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие

Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в музыкально -театральном кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.

Занятия проводятся в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).


Тема 2. Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

2.1. Вводное занятие. Предмет «Сценическая речь».

Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.

2.2. Культура речи.

Беседа о вежливости.

Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).

2.3. Дыхание и голос.

2.3.1 Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Практические занятия – дыхательная гимнастика:

1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).

2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).

3) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).

4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).

5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.

6) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).

2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.

Практические занятия – голосовая разминка:

1) Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).

2) Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).

3) Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).

4) Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).

5) Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).

2.4. Дикция .

Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).

2. Артикуляционная гимнастика:

1) Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).

2) Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).


Тема 3. Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

3.1. Вводное занятие.

Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.

3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.

Практические занятия.

1) Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).

2) Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).

3) Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:

- действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)

- действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).

Подобные упражнения и этюды проводят с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.

4) Упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)

5) Упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).

6) Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:

7) Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).

8) Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).

9) Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).


Тема 4. Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.

4.1. Вводное занятие. Предмет «Ритмопластика».

Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий.

4.2. Ритмика.

Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:

1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5) прыжки под музыку под скакалку

6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).

3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).

4.3. Пластика.

Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности.

Практические упражнения:

1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).

2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный» и т.д.).

4. Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде» и т.д.).

5. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей» и т.д.).

6. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).

7. Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).

8. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик», «Шарниры» и т.д.).

4.4. Танцевальная азбука.

Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)

2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.

3. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).

4. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).

5. Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята» и т.д.)


Тема 5. Раздел «Репетиционно - постановочные работы». В этом разделе учащимся будут даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке творческих номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.

Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером.

Практические занятия:

1. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.

2. Распределение ролей.

3. Рабочие репетиции.

4. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.

5. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).

6. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.

7. Показ номера на общешкольном мероприятии.

8. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.


Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к общешкольным мероприятиям.


Тема 6. Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на общешкольных мероприятиях.

Основные функции этого раздела:

- создает условия для самопринятия, самореализации и самоутверждения ребенка

- устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими

- развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.

Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.

Практические занятия.

Учащиеся должны принимать участие в каждом общешкольном мероприятии - показать музыкальную сказку, сценки, миниатюры, рассказывать стихи, петь песни.


Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность» будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий.


Тема 7. Итоговое занятие.

Заключительная беседа с разбором работы каждого участника.

Перспектива работы на следующий учебный год.


    1. Планируемые результаты


Предметные результаты

Занятия по программе будут способствовать формированию:

  • необходимых представлений о театральном искусстве;

  • актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

  • практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка.

Способствовать развитию:

  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка.

Ребенок научится:

  • осознавать значимость театра и театральных постановок;

  • ориентироваться в мире театра (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • участвовать в беседе о просмотренном спектакле, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.

Метапредметные результаты


Занятия по программе будут содействовать развитию:

  • речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации.

Личностные результаты

Занятия по программе будут содействовать формированию:

  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, исполнительской культуры;

  • творческой активности ребенка с ОВЗ, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.



Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Учебный план


Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля

Всего

в том числе

теоретические занятия

практические занятия

1.

Вводное занятие


1

1


Устный опрос, анкетирование

2.

Основы сценической речи

5

2

3

2.1

Вводное занятие. Предмет «Сценическая речь»

1

1


Устный опрос

2.2

Культура речи


1

1


Наблюдение, творческие задания

2.3

Дыхание и голос


1


1

Наблюдение, творческие задания

2.4

Дикция


2


2

Наблюдение, творческие задания

3.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

5

2

3


3.1

Вводное занятие

1

1


Устный опрос

3.2

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах

4

1

3

Наблюдение, творческие задания

4.

Ритмопластика

5

1

4


4.1

Вводное занятие. Предмет «Ритмопластика»

1

1


Устный опрос

4.2

Ритмика


1


1

Наблюдение, творческие задания

4.3

Пластика


1


1

Наблюдение, творческие задания

4.4

Танцевальная азбука


2


2

Наблюдение, творческие задания

5.

Репетиционно - постановочные работы


36

10

26

Устный опрос, наблюдение, творческие задания

6.

Концертная деятельность


7


7

Устный опрос, наблюдение, творческие задания

7.

Итоговое занятие

1


1

Устный опрос


ИТОГО:


60

16

44



2.2. Календарный учебный график


Общий календарный учебный график на 2023-2024 учебный год


Комплектование

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего в год

01.09.2023-24.05.2043

02.10.2023-27.10.2023

4 недели

07.11.2023-29.12.2023

8 недель

10.01.2024

22.03.2024

10 недель

01.04.2024-24.05.2024

8 недель

30

учебных недель

каникулы

Осенние

Зимние

весенние

28.10.2023-06.11.2023

30.12.2023-09.01.2024

23.03.2024-31.03.2024


Группы обучающихся, занимающихся по программе в 2023-2024 учебном году


Название группы

Год обучения

Количество часов в неделю

Периодичность занятий

Общее количество часов в год

3-9 класс

1

2

2

60

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год


Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Место проведения

Форма контроля

Время проведения занятий

Октябрь

02.10-06.10

Вводное занятие. Знакомство с участниками кружка.


Беседа

1

Актовый зал

Устный опрос

Анкетирование.

Собеседование.

Вторник-четверг

17.20-18.00

Основы сценической речи.

Предмет «Сценическая речь» .

Беседа


1

Актовый зал

Беседа.

Собеседование.

09.10-13.10

Основы сценической речи.

Культура речи

Беседа

1

Актовый зал

Устный опрос

Репетиционно – постановочные работы.

Подготовка к Осеннему балу. Подбор материалов и сказок. Распределение стихов и ролей.

Практические занятия

1

Актовый зал

Творческие задания.

16.10-20.10

Репетиционно – постановочные работы.

Подготовка к Осеннему балу.

Практические занятия

1

Актовый зал

Творческая задания.

Концертная деятельность.

Участие в мероприятии «Осенний бал».

Практические занятия

1

Фойе школы.

Итоговый отчет


23.10-27.10

Основы сценической речи.

Культура речи. Практикум.

Практические занятия

1






Актовый зал

Выполнение комплекса игр, упражнений.

Репетиционно – постановочные работы.

Подготовка к празднику День рождения РМЭ,

Практические занятия

1

Актовый зал

Наблюдения

Творческие задания

Ноябрь

07.11-10.11

Концертная деятельность. Участие в мероприятии «День рождение Республики Марий Эл»

Практические занятия

1

Актовый зал

Итоговый контроль

Основы сценической речи.

Дыхание и голос.

Практические занятия

1

Актовый зал

Выполнение комплекса игр, упражнений.

13.11-17.11

Основы сценической речи.

Дикция. Работа по устранению недостатков речи.

Практические занятия

1

Актовый зал

Устный опрос

Комплекс упражнений.

Репетиционно – постановочные работы.

Подготовка к празднику «День матери». Подборка стихов и номеров.

Практические занятия

1

Актовый зал

Самостоятельная импровизация.

20.11-24.11

Репетиционно – постановочные работы.

Подготовка к празднику «День матери». Работа над выразительностью, произношением, чистотой речи.

Практические занятия

1

Актовый зал

Промежуточный контроль

Концертная деятельность. Участие в мероприятии «День матери»

Практические занятия

1

Актовый зал

Итоговый контроль

27.11-01.12

Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Вводное занятие.

Беседа.


1

Актовый зал

Устный опрос.

Собеседование.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Практическое знакомство.

Практические занятия

1

Актовый зал

Практическая работа по созданию этюдов.

Декабрь

04.12-08.12

Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Комплекс игр и упражнений.

Практические занятия.

1

Актовый зал

Творческие задания.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты. Групповые игры.

Практические занятия.

1

Актовый зал

Практическая работа.

11.12-15.12

Ритмопластика.

Вводное занятие, цели и задачи.

Беседа.

1

Актовый зал

Устный опрос.

Ритмопластика.

Ритмика. Комплекс упражнений.

Практическая работа

1

Зал ритмики.

Отстукивание, прохлопывание ритма, ходьба под музыку.

18.12-22.12

Ритмопластика.

Пластика. Комплекс упражнений.

Практическая работа

1

Зал ритмики.

Комплекс упражнений под музыку.

Ритмопластика.

Танцевальная азбука.

Практическая работа

1

Зал ритмики.

Новогодние песни и танцы.

25.12-29.12

Ритмопластика.

Танцевальная азбука. Подготовка к Новогоднему празднику.

Практическая работа

1

Зал ритмики.

Новогодние песни и танцы.

Концертная деятельность.

Участие в празднике «Новый год».

Практическая работа

1

Фойе школы.

Итоговый контроль.

Январь

10.01-12.01

Репетиционно – постановочные работы.

Чтение и распределение ролей. Сказка «Красная шапочка на новый лад».


Практическая работа.

1

Актовый зал.

Собеседование.

Творческие задания.

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над произношением, выразительностью, дикцией.


Практическая работа

1

Актовый зал.

Творческие задания.

15.01-19.01

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над образом, мимикой, движениями.


Практическая работа

1

Актовый зал.

Творческие задания.

Репетиционно – постановочные работы.

Индивидуальная работа с артистами.


Практическая работа

1

Актовый зал.

Творческие задания.

22.01-26.01

Репетиционно – постановочные работы.

Работа артистов в паре. Диалоги.


Практическая работа

1

Актовый зал

Творческие задания.

Репетиционно – постановочные работы.

Подготовка костюмов для постановки.Декорации.

Практическая работа

1


Творческое задание.

29.01-02.02

Репетиционно – постановочные работы.

Выражение эмоций с помощью мимики, Образы сказочных ролей.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческое задание.

Репетиционно – постановочные работы.

Проигрывание сказки в целом по ролям.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческое задание.

Февраль

05.02-09.02

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над недостатками речи, скованностью в движениях.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческое задание.

Репетиционно – постановочные работы.

Проигрывание сказки . Выявление недочетов.

Практическая работа

1

Актовый зал

Наблюдения.

12.02-16.02

Репетиционно – постановочные работы . Подбор материала на концерт к 8 марта и 23 февраля.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческое задание.

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над громкостью речи, четким произношением.

Практическая работа

1

Актовый зал

Устный опрос

19.02-22.02

Репетиционно – постановочные работы.

Индивидуальная работа по выразительному чтению стихов,

Практическая работа

1

Актовый зал

Наблюдения

Устный опрос

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над музыкальным сопровождением номеров и сказки.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческие задания.

26.02-01.03



Репетиционно – постановочные работы.

Индивидуальная работа с артистами.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческие задания.

Март

04.03-07.03

Репетиционно – постановочные работы.

Генеральная репетиция всех номеров.

Практическая работа

1

Актовый зал

Наблюдение

Промежуточный контроль

Концертная деятельность. Участие в празднике, посвященному 8 марта и 23 февраля.

Практическая работа

1

Актовый зал

Итоговый контроль.

11.03-15.03

Репетиционно – постановочные работы.

Подборка стихов к Дню Победы.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческое задание

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над дикцией, выразительностью и грмкостью речи.

Практическая работа

1

Актовый зал

Комплекс упражнений

18.03-22.03

Репетиционно – постановочные работы.

Чтение сказки и распределение ролей Сказка «Репка на новый лад».

Практическая работа

1

Актовый зал

Собеседование

Наблюдение

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над произношением, недостатками речи.

Практическая работа

1

Актовый зал

Наблюдение

Комплекс упражнений

Апрель


01.04-05.04

Репетиционно – постановочные работы.

Индивидуальная работа над образами героев сказки.

Практическая работа

1

Актовый зал

Творческие задания

Репетиционно – постановочные работы.

Подготовка к празднику День Победы. Подбор материала.

Практическая работа

1

Актовый зал.

Устный опрос.

Наблюдение

08.04-12.04

Репетиционно – постановочные работы.

Репетиция сказки в диалогах. Работа над образами героев.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Творческое задание.

Репетиционно – постановочные работы. Работа над произношением, дикцией, выразительностью и тембром голоса. Песни Победы.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Творческое задание.

15.04-19.04

Репетиционно – постановочные работы.

Работа над костюмами героев, декорации.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Творческое задание.

Репетиционно – постановочные работы.

Подборка музыкального сопровождения к сказке.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Творческое задание.

22.04-26.04

Репетиционно – постановочные работы. Работа над пластикой движения героев под музыку.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Творческое задание.

Репетиционно – постановочные работы. Индивидуальная работа с артистами. Выразительное чтение стихов и песен.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Творческое задание.

29.04-03.05


Репетиционно – постановочные работы.

Генеральная репетиция праздника «День Победы»

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Промежуточный контроль

Май

06.05-10.05

Концертная деятельность. Участие в празднике День Победы.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Творческое задание.

Репетиционно – постановочные работы. Работа над артистичностью, мимикой и движениями в сказке. Подборка стихов и песен.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Наблюдение

Творческое задание

13.05-17.05

Концертная деятельность. Участие в празднике Смотр строя и песни.

Практические занятия.

1

Школьный двор

Итоговый контроль.

Репетиционно – постановочные работы.

Генеральная репетиция номеров на отчетный концерт.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Промежуточный

контроль.

20.05-24.05

Концертная деятельность. Участие в празднике Последний звонок. Отчетный концерт.

Итоговое занятие.

1

Актовый зал.

Итоговый контроль.

Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший год.

Практические занятия.

1

Актовый зал.

Итоговый контроль.



2.3. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение программы

Спортивный зал, спортивный инвентарь (мячи, обручи, скамейки и т.д.);

- Классная комната - техническое оснащение (магнитофон, телевизор, компьютер, микрофон);

- Оборудованный актовый зал со сценой для репетиционно – постановочных занятий и сидячими местами для теоретических занятий, кабинет ан 12 посадочных мест с телевизором и интернетом для просмотра театральных постановок и практических занятий, компьютер, видеокамера, принтер, музыкальный центр.

Материалы (что нужно иметь 1 ребенку на весь период обучения):

  • Тетрадь, ручка.


Информационно-методическое обеспечение

Обучающимся предоставлен доступ к интернет- ресурсам.

У каждого обучающегося имеется рабочая тетрадь, куда записываются творческие задания. Имеется видеотека по комплексам упражнений по дыханию, ритмопластике и танцевальным движениям. Имеются звукозаписи по певческой и сценической постановке голоса.


Кадровое обеспечение


ФИО педагога реализующего программу

Должность, место работы

Образование

Алехина Алина Петровна

Уитель - дефектолог ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа –интернат»


Высшее – учитель физики и математики, учитель-дефектолог инклюзивного образования

2.4. Формы, порядок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации


Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации отражают достижение цели и задач, и соответствуют формам, указанным в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется в нормативном локальном акте образовательной организации.

Программа контроля.

Программа контроля составлена в соответствии с Порядком проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и аттестации по завершению реализации программы учащихся по дополнительным общеобразовательным программам ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат», а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях.

Отслеживание результатов обучения ребенка

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: – входной контроль (сентябрь, беседа);

– текущий контроль (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, практические работы, демонстрация номеров);

– промежуточный контроль (в течение учебного года – праздники, соревнования, занятия-зачеты тесты, демонстрация номеров);

– итоговый контроль (май, открытые занятия, спектакли, фестивали, демонстрация сказки).

Формы и критерии оценки учебных результатов программы: демонстрация номеров.

Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа. Методы выявления результатов развития: анкетирование, тестирование. Формы подведения итогов реализации программы: демонстрация лучших номеров, показ сказки для родителей.


Таблица «Мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы «Маска»


По основным разделам курса выделяются измеряемые параметры, соответствующие ожидаемым результатам. Педагог определяет у конкретного ребенка степень освоенности того или иного предметного параметра, а также уровень развития конкретных личностных качеств.



Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности Оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I. Теоретическая подготовка ребенка:


1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)


Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;


  • Низкий уровень практически не усвоил теоретическое содержание программы;

  • Средний уровень объем усвоенных знаний составляет ½;

  • Высокий уровень освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

1


2



3



Наблюдение, тестирование, индивидуальный опрос, тестирование и др.


2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • Низкий уровень не употребляет специальные термины;

  • Средний уровень сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • Высокий уровень специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

1


2



3



Собеседование

II. Практическая подготовка ребенка:


1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)


Соответствие практических умений и навыков программным требованиям



Речь (вести элементарный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе/семье/друге, описывать предмет/картинку, кратко характеризовать персонаж.)



  • Низкий уровень коммуникативная задача совсем не решена. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин;

  • Средний уровень общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче:

  • Высокий уровень общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам .

1





2



3

Наблюдение

Контрольные задания, тестирование, индивидуальный опрос, творческие задания


Чтение (читать с выражением вслух небольшие тексты, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;

читать про себя тексты, включающие знакомые слова, так и новые слова, и понимать их основное содержание, )


  • Низкий уровень Коммуникативная задача совсем не решена. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин.

  • Средний уровень Коммуникативная задача решена частично; ученик частично понял и осмыслил содержание прочитанного текста.

  • Высокий уровень Коммуникативная задача полностью решена; ученик полностью понял и осмыслил содержание текста в объеме, предусмотренном заданием.

1




2




3




Аудирование(понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных рассказов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.)

  • Низкий уровень Задание не выполнено. Учащийся отказался выполнять задание без объяснения причин.

  • Средний уровень Цель аудирования достигнута частично. Смысл аудиорассказа понят в ограниченном объеме,

  • Высокий уровень Цель аудирования достигнута полностью: ученик верно отвечает на вопросы общего характера; верно соотносит иллюстрации с содержанием текста.

1



2





3




2.Творческие навыки



Креативность в выполнении сценок, этюдов

  • Низкий уровень начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

  • Средний уровень творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с помощью педагога;

  • Высокий уровень творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

1




2





3




III. Общеучебные умения и навыки ребенка:


1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • Низкий уровень учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

  • Средний уровень работает с литературой с помощью педагога или родителей;

  • Высокий уровень работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

1


2


3




Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации


Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации


  • Уровни — по аналогии с пунктом выше


Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (подбирать стихи, песни, сценки, проводить самостоятельные репетиции.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

  • Уровни — по аналогии с пунктом выше


Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

2. Учебно-коммуникативные умения:

  1. Умение слушать и слышать педагога


Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • Низкий уровень объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

  • Средний уровень слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • Высокий уровень сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других.

1



2




3





Наблюдение


  1. Умение выступать перед аудиторией


Свобода владения речи и умение громко говорить


  • Низкий уровень перед аудиторией не выступает;

  • Средний уровень готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

  • Высокий уровень самостоятельно готовит стихи, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет речью

1


2



3



Наблюдение


2.3. Умение вести диалог, участвовать в обсуждении


Самостоятельность и логика в построении обсуждения постановок


  • Низкий уровень участие в диалоге не принимает, свое мнение не высказывает;

  • Средний уровень участвует в диалоге, высказывает свое мнение при поддержке педагога;

  • Высокий уровень самостоятельно участвует в диалоге, логически обоснованно и убедительно аргументирует свою точку зрения

1


2



3


Наблюдение


3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение самостоятельно создать свой театральный образ


Способность самостоятельно готовить театральный костюм


  • Низкий уровень придумать образ и собрать театральный костюм не умеет;

  • Средний уровень придумывает образ и театральный костюм при помощи педагога;

  • Высокий уровень самостоятельно придумывает образ и театральный костюм

1


2



3



Наблюдение


3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям


  • Низкий уровень правила ТБ не запоминает и не выполняет;

  • Средний уровень объем усвоенных навыков составляет ½;

  • Высокий уровень освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

1


2


3





Наблюдение,

собеседование

Применение того или иного диагностического метода зависит от возраста детей. Особенностей детского коллектива, но на равных условиях для всех детей одного года обучения.

Используется трехбалльная оценочная система.

Высокий уровень-3 балла

Средний уровень-2 балла

Низкий уровень-1 балл

Оценка результативности освоения программы в целом (определяется по общей сумме баллов).

Высокий уровень-31-42 балла

Средний уровень-22-30 баллов

Низкий уровень-14-21 баллов

Данные мониторинга заносятся в индивидуальную карту освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, с целью донести результат до каждого ребенка. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в начале и конце учебного года.


Отслеживание личностного развития ребенка в процессе освоения им программы «Маска»

Показатель (оцениваемые результаты)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

      1. Организационно-волевые качества

Терпение (Усидчивость)



Способность переносить (выдержать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности.

Низкий уровень. Усидчивости хватает только на начало занятия.

Средний уровень. Усидчивости хватает на большую часть занятия.

Высокий уровень. Усидчивости хватает на все занятие.

1


2


3


Наблюдение

Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Низкий уровень. Волевые усилия ребенка постоянно побуждаются из вне.

Средний уровень. Иногда сам побуждает себя к действиям.

Высокий уровень. Сам активно побуждает себя к действиям.

1


2

3


Наблюдение

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Низкий уровень. Находится под воздействием контроля из вне.

Средний уровень. Периодически контролирует себя сам.

Высокий уровень. Постоянно контролирует себя сам.

1


2

3

Наблюдение

      1. Ориентационные качества

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Низкий уровень. Завышенная. Оценивает себя не адекватно.

Средний уровень. Заниженная. Оценивает себя не адекватно.

Высокий уровень. Нормальная. Оценивает себя адекватно.

1


2


3

Анкетирование

Интерес к занятиям в объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы.

Низкий уровень. Ребенку не интересно.

Средний уровень. Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Высокий уровень. Интерес поддерживается ребенком самостоятельно.

1

2


3


Наблюдение

3. Поведенческие качества

Конфликтность

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации.

Низкий уровень. Постоянно провоцирует конфликты.

Средний уровень. Не участвует в конфликтах, старается их избежать.

Высокий уровень. Пытается самостоятельно уладить возникающий конфликт.

1

2


3


Наблюдение

Тип сотрудничества

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные.

Низкий уровень. Избегает участия в общих делах.

Средний уровень. Участвует при побуждении из вне. Высокий уровень. Инициативен в общих делах.

1

2

3

Наблюдение

Используется трехбалльная оценочная система.

Высокий уровень-3 балла

Средний уровень-2 балла

Низкий уровень-1 балл

Оценка личностного развития ребенка в целом (определяется по общей сумме баллов).

Высокий уровень-17-21 балл

Средний уровень-11-16 баллов

Низкий уровень-7-10 баллов

Данные мониторинга заносятся в индивидуальную карту личностного развития ребенка. Заполнение карты осуществляется 3 раза в год – в начале, середине и конце учебного года.


Формы итоговой аттестации

Итоговая аттестация по программе не предусмотрена.


2.5. Оценочные материалы


В качестве методов диагностики результатов обучения используется метод наблюдения.

Подведение итогов реализации общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с помощью таких форм:

  • участие учащихся в общешкольных концертах;

  • участие детей в мероприятиях, посвященных памятным датам;

- постановка сказок.

Главным стимулом работы и механизмом получения результата является участие учащихся на районных, республиканских конкурсах. Документальным подтверждением успешности программы являются дипломы, грамоты и благодарственные письма.



2.6. Методические материалы


В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала),

творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.),

практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.),

просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.

При реализации программы «Маска» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимного обучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, экзаменационные показы.

В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях:

 в обучении: беседы, этюды, сюжетно-ролевые игры, репетиции;

 в воспитании: воспитательные беседы, тренинги, упражнения на коллективное взаимодействие;

 в развитии: экскурсии, заочные путешествия, игры-импровизации, конкурсы, викторины.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы: иллюстративный и демонстрационный материал:

 иллюстративный материал по устным темам;

 иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

 таблицы, схемы «Изготовление декораций»; раздаточный материал:

 карточки с упражнениями по теме: «Практическая работа над голосом»;

 карточки с заданиями к разделу «История театра»;

 вспомогательные таблицы;

материалы для проверки освоения программы:

 карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы;

 творческие задания;

 тесты по разделу «История театра»;

 кроссворды, викторины и др.

В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.

Программа «Маска» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной позиции и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.


2.7. Список литературы и электронных источников


Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);

  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №678-р);

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  9. Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 06 июля 2021 г. №656 «Об утверждении требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл».

  10. Устав ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат» от 27.10 2015 г.

  11. Порядок реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ ГБОУ Республики Марий Эл «Козьмодемьянская школа-интернат» от 01.09.2021 г.

  12. Порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и аттестации по завершению реализации программы учащихся по дополнительным общеобразовательным программам от 01.09.2021 г.


Литература для педагога

1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. / И. А. Агапова – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. / Е.В. Белинская – СПб: Речь, 2006. – 125 с.

3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. / Л .А. Горбушина, А.П. Николаичева – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

4. Каришнев - Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста./ М.А. Каришнев - Лубоцкий - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

5. Копылова Е. Основы актерского мастерства по методике З. Я. Корогодского./ Е. Копылова, Ю. Качалов - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 192 с.

6. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. / М.С. Першин - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

7. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. / Н.М. Погосова – Спб: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

8. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. / Г.К. Скурат - Спб: Речь, 2007. – 144 с.

9. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

10. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. / Г.В. Кристи - Москва : Советская Россия , ВЦХТ ,1970. - 160 с.

11. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. / З. Савкова - М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.

12. Никитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. /А .Б .Никитиной.–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.


Литература для обучающихся и родителей

Электронные ресурсы.

1. Театр и его история // http://istoriya-teatra.ru/

2. Сайт школы-студии МХАТ // http://mxatschool.theatre.ru/

3. «Театрал» — онлайн-журнал // http://www.teatral-online.ru/

4. «Театральный калейдоскоп» — все о театре // http://www.nteatru.ru/

5. «Театр» — журнал о театре // http://oteatre.info/



Календарный план воспитательной работы



Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Статус

Сроки

проведения

Участники

Ответственные

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ

Духовно-нравственное

Выставка поделок к Дню учителя


ОО

сентябрь

3-9

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Конкурс «Овощная фантазия»

ОО

октябрь

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Конкурс детского творчества (рисунков и поделок) «Люблю себя, мой край родной!»

ОО

ноябрь

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Конкурс поделок к Дню матери

ОО

ноябрь

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Конкурс плакатов к Новому году

ОО

декабрь

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Конкурс на лучшее оформление кабинетов и комнат к Новому году

ОО

декабрь

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Конкурс новогодних поделок

ОО

декабрь

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Конкурс поделок к Дню защитника Отечества

ОО

февраль

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Конкурс поделок к 8 марта

ОО

март

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Конкурс поделок к Дню Космонавтики

ОО

апрель

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Конкурс «Светлая Пасха»

ОО

апрель

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Конкурс поделок С днем Победы.

ОО

май

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Конкурс Окна Победы

ОО

май

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Смотр стоя и песни

ОО

май

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

УЧАСТИЕ В МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Духовно-нравственное

День знаний

ОО

сентябрь

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Концерт к Дню учителя

ОО

октябрь

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Осенний балл

ОО

октябрь

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

День рождения Республики

ОО

ноябрь

3 -9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Концерт к Дню матери

ОО

ноябрь

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Декада инвалидов

ОО

декабрь

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Новогодняя елка, Бал-маскарад

ОО

декабрь

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Акция «Покормите птиц зимой».

ОО

январь

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Концерт «С днем защитника Отечества»

ОО

февраль

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Концерт «С 8 Марта»

ОО

март

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Гражданско-патриотическое

Концерт «С днем Победы!»

ОО

май

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Последний звонок

ОО

май

3-9 класс

Воспитатели

Классные руководители

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЪЕДИНЕНИИ

Духовно-нравственное

С днем рождения

ОО

ежемесячно

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

День открытых дверей для родителей

ОО

2 раза в год

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Экскурсии в музеи города

ОО

каждую четверть

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители

Духовно-нравственное

Посещение ГорномарийскогоДраматического театра

ОО

1 раз в год

3-9 классы

Воспитатели

Классные руководители


Рабочая программа воспитания


  1. Характеристика объединения «Маска»


Деятельность объединения «Маска» имеет художественную направленность.

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей с интеллектуальными нарушениями от 9 до 15 лет.

Формы работы – индивидуальные и групповые.


2. Цель, задачи и результат воспитательной работы


Цель воспитания

Создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.


Задачи воспитания

Способствовать развитию личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции, создания условий для самореализации и самоопределения.

  • развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

  • развивать творческий, культурный, коммуникативный потенциал обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

  • воспитывать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности, которые проявляются в любви к Родине, своему народу, краю, семье;

  • воспитывать внутреннюю потребность личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.


Планируемые результаты воспитательной работы

Реализация программы позволит заложить основы развития личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развивать его субъективную позицию, создавать условия для самореализации и самоопределения.

Развитие воспитательного потенциала позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых компетенций: гражданственности, ответственности, умения работать в команде, целенаправленности.

В ходе реализации программы ожидается, что воспитательная система в объединении «Маска» будет способствовать:

развитию микрокультуры коллектива, создание нравственной и духовно-образовательной среды, в которой ребенок может свободно развиваться и самосовершенствоваться как личность (публичные выступления, концерты и т.д.);

развитию творческого, культурного и коммуникативного потенциала обучающихся через участие в конкурсных мероприятиях и соревнованиях различного уровня и направленностей;

развитию интереса к истории и культуре, формированию гражданско- патриотических чувств и убеждений, утверждению значимости таких ценностей, как бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений, приумножению исторического наследия и т.д.

формированию у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, ответственного, бережного отношения к своему здоровью, а также развитию лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.


Способы отслеживания результатов

С целью проведения самооценки и отслеживания эффективности деятельности объединения «Маска» по результатам воспитательной работы ведется мониторинг личностного развития обучающихся. Основу мониторинга составляют количественные показатели, которые могут быть дополнены и качественной характеристикой работы по каждому направлению.

Отслеживается динамика участия обучающихся в мероприятиях разного уровня и достижения обучающихся по разным направлениям деятельности.

Проводится анализ реализации плана воспитательной работы.


3. Приоритетные направления в организации воспитательной работы


Для формирования и развития детского коллектива в объединении «Маска» педагог создает доброжелательную и комфортную атмосферу, в которой каждый ребенок может ощутить себя необходимым и значимым, а также способствует развитию «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом, использует разнообразные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся может приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.

Для организации воспитательной работы в объединении «Маска» разработан календарный план, который включает мероприятия, соответствующие профилю образовательной деятельности.




18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!