СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дары осени. Колорит и образный строй натюрморта

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дары осени. Колорит и образный строй натюрморта

Просмотр содержимого документа
«Дары осени. Колорит и образный строй натюрморта»

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Базовый учебник : Изобразительное искусство. 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, Г.А.Покровская ;под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.:Просвещение,2013г.

Тема урока: Дары осени в натюрморте. 1 урок

Цель урока: Выполнить зарисовки осенних плодов.

Задачи урока:

- способствовать формированию эстетического отношения к действительности и произведениям живописи;

- развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет;

- развивать гигиенические навыки, используя возможности динамической физкультминутки;

- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся.

Тип урока: Комбинированный, повторение пройденного материала, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Вид деятельности: Индивидуальная работа.

Необходимое оборудование:

Для учителя: презентация “Натюрморт”, учебные таблицы по поэтапному рисованию натюрморта, живые овощи, драпировка.

Для учащихся: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь (по выбору), кисть


План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.








Этап урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Примечания.

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята, проверим готовность к уроку. Садитесь.

Организация рабочего места

2. Сообщение темы, задач урока.

Повторение пройденного. Изучение нового материала.

- Я готова встретить вас снова после летних каникул и погрузиться в сегодняшний урок.

- В начальной школе мы с вами уже проходили и рисовали натюрморт, давайте вспомним, что это такое?

- Найдите из выбранных картинок, те, на которых изображён натюрморт.

- А теперь давайте отгадайте загадки:

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена…

(Тыква)

Красные фонарики,

На ветках качаются,

Длинные стручки,

Горьки внутри!

(Перец)

- Когда наступает сезон этих овощей?

Тема сегодняшнего урока : Дары осени в натюрморте.

- В Древний Египте люди изображали окружающие предметы на протяжении тысяч лет. Они расписывали гробницы и храмы сюжетами подношений богам. Египтян не интересовала точность передачи перспективы, светотеневые переходы. Они не стремились, чтобы вещи выглядели реалистично, их целью было показать каждый предмет в его наиболее узнаваемой форме, и обозначить, что каждый из этих предметов был.

- Греческие и римские художники рисовали предметы более реалистично чем египтяне. В музеях и архитекнурных памятниках можно встретить мозаики и настенную роспись на которых художники стараются передать светотеневой рисунок и оттенки объектов. Такие сюжеты имели искючительно декоративное значение – ими оформляли ниши в домах, цветочными герляндами обрамляли живиписные полотна.

Становление натюрморта, как самостоятельного жанра начинается в 1500-х годах в Северной Европе. В средние 16 века искусство служило христианству, иллюстрируя сцены из Библии. Художники в 1500-х и 1600-х годах, такие как Ян Ван Эйк и Караваджо, включали композиции предметов как часть христианских сцен.

- Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев. В это время популярными стали картины «Vanitas». Название относится к словам из Библии, где говорится: «vanity of vanities - all is vanity» («Суета сует – все суета»). Идея заключалась в том, что люди любят мирские удовольствия, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми, и все же это ничего не значит, потому что время скоротечно, и человек уйдет из этого мира как и пришел – ни с чем.

Натюрморты «Vanitas» были призваны напомнить, что люди не должны слишком привязываться к имуществу. Во всяком случае, художники всегда изображали дорогие и причудливые предметы, музыкальные инструменты и бокалы для вина, предметы для удовольствия. В сюжеты включались предметы напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы, или о смерти, обычно черепа.

-Давайте рассмотрим и сравним фреску из Древней Греции и натюрморт русской художницы З.Е. Серебряковой «Натюрморт с грушами и яблоками». В искусстве 3.С. Серебряковой ощущается особая чуткость восприятия красоты. Красота для неё — это земля, любовно возделанная человеком; это люди труда. В её работах всё просто, доступно восприятию каждого: лаконичные композиции и рисунок, убедительность цвета — ликующий, радостный цвет — красный, синий, зелёный, столь любимые издавна в русской народной культуре, которым она вернула изначальную красоту.

- Франс Снейдерс – мастер натюрмортов. Снейдерс считается одним из основоположников натюрмортав живописи Фландрии. (Показ картин, проведение анализа) Снейдерс воспевал богатство природы и изобилие даров земли, любовно передавал и искусно сопоставлял форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные, декоративно-целостные композиции, выдержанные в сдержанной нарядной гамме.

В XIX в. натюрморт приобрёл новый смысл, явившийся знаменем для живописцев нескольких поколений. Э. Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира. Натюрморты П. Сезанна замечательны монументальностью и философской значимостью. Художник стремился к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органичного единства её форм. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого, жёлтого), он с их помощью обозначал пространственные планы и степень освещённости предметов. Манера его письма разнообразна. Он пишет то тонкими и прозрачными лессировками, то резко контрастными и корпусными мазками, то подчёркивая конструктивностью художественного языка выражение материальности мира и давая точную лепку формы цветом.

- Прежде чем начать свою работу, посмотрите, как выглядели наброски и зарисовки Д. Митрохина. В них выявляются главные выразительные средства («живая» линия, тоновое пятно от очень светлого до самого тёмного), которыми пользуется художник.

- Один из жанров изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие человека вещи: предметы быта, снедь, цветы, плоды и т. д.

В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура».

Возник этот жанр в 17 веке в Голландии и Испании.

- Осенью

3.Практическая работа.

Сегодня на уроке я предлагаю сделать вам наброски тыквы, перца, огурца и помидора. Все они разной формы, и от вас требуется передать её. Так же внимательно посмотрите и решите, как будут сгруппированы ваши предметы. Не забудьте добавить тень, полутень и блики.



4. Итоги урока. Анализ работ.

- Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились.

- Что такое натюрморт?

- В чем заключалась идея натюрморта Ванитас?

- Кто был одним из основоположников натюрмортав живописи Фландрии?

- Назовите несколько художников, чьи натюрморты мы сегодня посмотрели.

- Довольны ли вы своей работе на уроке?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!