2. Сообщение темы, задач урока. Повторение пройденного. Изучение нового материала. | - Я готова встретить вас снова после летних каникул и погрузиться в сегодняшний урок. - В начальной школе мы с вами уже проходили и рисовали натюрморт, давайте вспомним, что это такое? - Найдите из выбранных картинок, те, на которых изображён натюрморт. - А теперь давайте отгадайте загадки: В огороде - желтый мяч, Только не бежит он вскачь, Он как полная луна, Вкусные в нем семена… (Тыква) Красные фонарики, На ветках качаются, Длинные стручки, Горьки внутри! (Перец) - Когда наступает сезон этих овощей? Тема сегодняшнего урока : Дары осени в натюрморте. - В Древний Египте люди изображали окружающие предметы на протяжении тысяч лет. Они расписывали гробницы и храмы сюжетами подношений богам. Египтян не интересовала точность передачи перспективы, светотеневые переходы. Они не стремились, чтобы вещи выглядели реалистично, их целью было показать каждый предмет в его наиболее узнаваемой форме, и обозначить, что каждый из этих предметов был. - Греческие и римские художники рисовали предметы более реалистично чем египтяне. В музеях и архитекнурных памятниках можно встретить мозаики и настенную роспись на которых художники стараются передать светотеневой рисунок и оттенки объектов. Такие сюжеты имели искючительно декоративное значение – ими оформляли ниши в домах, цветочными герляндами обрамляли живиписные полотна. Становление натюрморта, как самостоятельного жанра начинается в 1500-х годах в Северной Европе. В средние 16 века искусство служило христианству, иллюстрируя сцены из Библии. Художники в 1500-х и 1600-х годах, такие как Ян Ван Эйк и Караваджо, включали композиции предметов как часть христианских сцен. - Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев. В это время популярными стали картины «Vanitas». Название относится к словам из Библии, где говорится: «vanity of vanities - all is vanity» («Суета сует – все суета»). Идея заключалась в том, что люди любят мирские удовольствия, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми, и все же это ничего не значит, потому что время скоротечно, и человек уйдет из этого мира как и пришел – ни с чем. Натюрморты «Vanitas» были призваны напомнить, что люди не должны слишком привязываться к имуществу. Во всяком случае, художники всегда изображали дорогие и причудливые предметы, музыкальные инструменты и бокалы для вина, предметы для удовольствия. В сюжеты включались предметы напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы, или о смерти, обычно черепа. -Давайте рассмотрим и сравним фреску из Древней Греции и натюрморт русской художницы З.Е. Серебряковой «Натюрморт с грушами и яблоками». В искусстве 3.С. Серебряковой ощущается особая чуткость восприятия красоты. Красота для неё — это земля, любовно возделанная человеком; это люди труда. В её работах всё просто, доступно восприятию каждого: лаконичные композиции и рисунок, убедительность цвета — ликующий, радостный цвет — красный, синий, зелёный, столь любимые издавна в русской народной культуре, которым она вернула изначальную красоту. - Франс Снейдерс – мастер натюрмортов. Снейдерс считается одним из основоположников натюрмортав живописи Фландрии. (Показ картин, проведение анализа) Снейдерс воспевал богатство природы и изобилие даров земли, любовно передавал и искусно сопоставлял форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные, декоративно-целостные композиции, выдержанные в сдержанной нарядной гамме. В XIX в. натюрморт приобрёл новый смысл, явившийся знаменем для живописцев нескольких поколений. Э. Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира. Натюрморты П. Сезанна замечательны монументальностью и философской значимостью. Художник стремился к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органичного единства её форм. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого, жёлтого), он с их помощью обозначал пространственные планы и степень освещённости предметов. Манера его письма разнообразна. Он пишет то тонкими и прозрачными лессировками, то резко контрастными и корпусными мазками, то подчёркивая конструктивностью художественного языка выражение материальности мира и давая точную лепку формы цветом. - Прежде чем начать свою работу, посмотрите, как выглядели наброски и зарисовки Д. Митрохина. В них выявляются главные выразительные средства («живая» линия, тоновое пятно от очень светлого до самого тёмного), которыми пользуется художник. | - Один из жанров изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие человека вещи: предметы быта, снедь, цветы, плоды и т. д. В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Возник этот жанр в 17 веке в Голландии и Испании. - Осенью |