СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дательный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку, тема: «Дательный падеж»

Просмотр содержимого документа
«"Дательный падеж"»

Александрова Алина Ивановна

3 курс, Начальное образование

Конспект

Русский язык

Тема: «Дательный падеж»

Цель: познакомить учащихся с особенностями дательного падежа имени существительного.

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование к уроку: учебник русского языка для 3 класса, УМК «перспектива»; доска.

  1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята, рада вас сегодня видеть, давайте обернемся на своих соседей и широко улыбнемся.

  2. Орфографический диктант (без оценки)

Учитель: я сейчас продиктую вам слова, а вы их запишите, выделите орфограммы и ударение.

Листик, рассказ, телеграмма, доброта, тетрадь, автобус, теплота, степная трава.

Ученики по очереди выходят к доске, записывают слово, проговаривают для всего класса по слогам, называют орфограмму и выделяют её.

  1. Актуализация знаний. Напомните какую тему вы начали изучать несколько уроков назад? (падежи) Какие падежи вы уже успели изучить? (Именительный, родительный) Какие три секрета вы знаете о именительном падеже? (начальная форма, в предложении всегда является подлежащим, употребляется без предлогов).

  2. Работа с учебником:

А знаете ли вы секреты родительного падежа? На прошлом уроке мы не успели разобрать одну особенность родительного падежа. Давайте обратимся к учебнику: открываем страницу 28, упражнение 46, нам необходимо ознакомиться с правильным произношением и написанием существительных множественного числа в родительном падеже.

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

дом – много домов, конь – много коней, степь – нет степей.

Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

земля – нет земель, петля – нет петель, дело – нет дел, место – нет мест, яблоко – нет яблок.

Давайте попробуем сделать 47 упражнение.

Ученик у доски записывает словосочетание: купили апельсин.. и яблок.. (итак, апельсин, в н.ф. окончание нулевое, а значит в родительном падеже м.ч. окончание будет ненулевым, то есть апельсинОВ; яблок, н.ф. яблоко-окончание «о», значит в родительном падеже м.ч. окончание будет нулевым, то есть «яблок») и так далее.



  1. Введение новой темы: Так, а теперь разобрав и вспомнив именительный и родительный падежи обратимся к нашему помощнику-стихотворению (произносят хором: Иван рубил дрова, Варвара топила печь) У вас есть предположения, что же мы будем изучать дальше? (Дательный падеж) Что мы уже знаем о дательном падеже? (существительные в дательном падеже отвечают на вопросы Кому? Чему?, вспомогательным словом является «дать»)

- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

Главным секретом дательного падежа является то, что он используется только с двумя предлогами «к» и «по». Давайте посмотрим на 49 упражнение:

Плыть по (река), мчаться по (небо), написать (сестра), обратиться к (одноклассница), подарить (бабушка), подойти к (гора).

- Разберем словосочетания и раскроем скобки. (Плыл по (река) – главное слово плыл, плыл (ПО ЧЕМУ?) по реке; мчаться по (небо)- главное слово мчаться, мчаться (ПО ЧЕМУ?), по небу, написать (сестра) – главное слово написать, написать (КОМУ?) сестреобратиться к (одноклассница)– главное слово обратиться, обратиться (К КОМУ?) к однокласснице, подарить (бабушка)- главное слово подарить, подарить (КОМУ?) бабушке, подойти к (гора) – главное слово подойти, подойти (К ЧЕМУ?) к горе.

-  Как вы понимаете словосочетание «мчаться по небу?»

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

Посмотрите 51 упражнение, нам предлагают придумать фамилии от данных слов: гора, медведь, кошка, купец, токарь, корзинка.

6. Итог урока. Рефлексия. - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему? употребляются с предлогами к, по.) - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

Оценка педагога-наставника « » Подпись_______________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!