Александрова Алина Ивановна
3 курс, Начальное образование
Конспект
Русский язык
Тема: «Дательный падеж»
Цель: познакомить учащихся с особенностями дательного падежа имени существительного.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование к уроку: учебник русского языка для 3 класса, УМК «перспектива»; доска.
Организационный момент: Здравствуйте, ребята, рада вас сегодня видеть, давайте обернемся на своих соседей и широко улыбнемся.
Орфографический диктант (без оценки)
Учитель: я сейчас продиктую вам слова, а вы их запишите, выделите орфограммы и ударение.
Листик, рассказ, телеграмма, доброта, тетрадь, автобус, теплота, степная трава.
Ученики по очереди выходят к доске, записывают слово, проговаривают для всего класса по слогам, называют орфограмму и выделяют её.
Актуализация знаний. Напомните какую тему вы начали изучать несколько уроков назад? (падежи) Какие падежи вы уже успели изучить? (Именительный, родительный) Какие три секрета вы знаете о именительном падеже? (начальная форма, в предложении всегда является подлежащим, употребляется без предлогов).
Работа с учебником:
А знаете ли вы секреты родительного падежа? На прошлом уроке мы не успели разобрать одну особенность родительного падежа. Давайте обратимся к учебнику: открываем страницу 28, упражнение 46, нам необходимо ознакомиться с правильным произношением и написанием существительных множественного числа в родительном падеже.
Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.
В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.
Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:
дом – много домов, конь – много коней, степь – нет степей.
Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:
земля – нет земель, петля – нет петель, дело – нет дел, место – нет мест, яблоко – нет яблок.
Давайте попробуем сделать 47 упражнение.
Ученик у доски записывает словосочетание: купили апельсин.. и яблок.. (итак, апельсин, в н.ф. окончание нулевое, а значит в родительном падеже м.ч. окончание будет ненулевым, то есть апельсинОВ; яблок, н.ф. яблоко-окончание «о», значит в родительном падеже м.ч. окончание будет нулевым, то есть «яблок») и так далее.
Введение новой темы: Так, а теперь разобрав и вспомнив именительный и родительный падежи обратимся к нашему помощнику-стихотворению (произносят хором: Иван рубил дрова, Варвара топила печь) У вас есть предположения, что же мы будем изучать дальше? (Дательный падеж) Что мы уже знаем о дательном падеже? (существительные в дательном падеже отвечают на вопросы Кому? Чему?, вспомогательным словом является «дать»)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
Главным секретом дательного падежа является то, что он используется только с двумя предлогами «к» и «по». Давайте посмотрим на 49 упражнение:
Плыть по (река), мчаться по (небо), написать (сестра), обратиться к (одноклассница), подарить (бабушка), подойти к (гора).
- Разберем словосочетания и раскроем скобки. (Плыл по (река) – главное слово плыл, плыл (ПО ЧЕМУ?) по реке; мчаться по (небо)- главное слово мчаться, мчаться (ПО ЧЕМУ?), по небу, написать (сестра) – главное слово написать, написать (КОМУ?) сестре; обратиться к (одноклассница)– главное слово обратиться, обратиться (К КОМУ?) к однокласснице, подарить (бабушка)- главное слово подарить, подарить (КОМУ?) бабушке, подойти к (гора) – главное слово подойти, подойти (К ЧЕМУ?) к горе.
- Как вы понимаете словосочетание «мчаться по небу?»
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
Посмотрите 51 упражнение, нам предлагают придумать фамилии от данных слов: гора, медведь, кошка, купец, токарь, корзинка.
6. Итог урока. Рефлексия. - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему? употребляются с предлогами к, по.) - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)
Оценка педагога-наставника « » Подпись_______________