Деепричастие как часть речи
Цели урока:
- дать понятие о деепричастии;
- познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.
Задачи урока:
- вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;
- выявить особенности употребления деепричастий;
- формировать орфографические умения и навыки.
Орфографическая разминка
Запишите слова, вставляя пропущенные
буквы. Укажите части речи.
Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности.
Преодолевая – деепричастие
Понятие о деепричастии
Сравните предложения.
Назовите основы предложений.
В каком предложении выделенные слова обозначают
равноправные действия, а в каком – неравноправные:
одно основное, а другое добавочное?
Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли .
Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли .
Образование деепричастий
Деепричастия образуются от глаголов с
помощью суффиксов
крич а , гляд я
выскочи в
замахну вши сь
испёк ши
-а (-я)
-в
-вши
-ши
Общее значение
Глагол
Основное действие
Добавочное действие
Относится к тому же слову,
что и основное действие
Деепричастие
Что делая?
Что сделав?
Грамматические признаки
деепричастий
Наречные
Глагольные
- Неизменяемость
- Синтаксическая роль
- Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)
- Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)
- Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)
Рассказывает улыбаясь
Рассказывает с улыбкой
Как?
Как?
Выводы
- Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
- Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- В предложении деепричастие является обстоятельством.
Употребление деепричастий в речи
Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина.
Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся деревьев?
Среди данных слов найдите
деепричастия
- Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.
- Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.
- Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия
- Мать сидела, откинувшись в кресле.
- Брат склонил голову и писал что-то.
- Я открыл окно и залюбовался видом.
- Выйдя из дома, человек направился к машине.
- Человек, вышедший из дома, направился к машине.
- Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
- Разложив игры, дети сели в кружок.
Найдите лишнее деепричастие
- Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.
- Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.
- Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.
Собери пословицы, укажи в них деепричастия
- Не зная броду,
- Трус хвастает уходя,
- Не замочив руки,
- Зная сердце змеи,
- Говорить не думая –
- Кто не подумав говорит,
- Не развязав мешок,
не умоешься.
не узнаешь, что в нем.
тот вечно вздор твердит.
что стрелять не целясь.
не суйся в воду.
а смелый – возвращаясь.
бог лишил её ног.
Можно ли так говорить?
- Идя из школы, пошел дождь.
- Возвращаясь домой, меня застала гроза.
- Включив телевизор, он показывал футбольный матч.
- Открывая книгу, из неё выпал листок.
Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.
Итоги урока
- Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …
- Деепричастие отвечает на вопросы …
- Деепричастие образуется от … с помощью …
- Деепричастие имеет признаки … и признаки …
- Подчеркивается в предложении …
- Вопрос к деепричастию задается от …