СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Завершающий урок по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок обобщает и систематизирует знания детей о деепричастии

Просмотр содержимого документа
«Завершающий урок по теме "Деепричастие"»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе


«Деепричастие как часть речи»


Подготовила: учитель русского языка и литературы Блинова Галина Александровна


Тема урока: «Деепричастие как часть речи».


Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.— 34-е изд. — М.: Просвещение, 2017.


Цели урока:

Образовательные:

формировать умения находить деепричастия в тексте,

определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

формировать языковое чутье,

развивать речевую культуру и речевое творчество.

Задачи урока:

Знать:

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;

2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь:

1) отличать деепричастие от причастия;

2) разграничивать основное и добавочное действие;

3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

Тип урока: изучение нового.

Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.

Метод: исследовательский.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.

Образовательная технология: сотрудничество.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Планируемый результат.

Предметные:

Уметь отличать и находить деепричастия.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.


Ход урока

1.Ормомент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.


2. Лингвистическая разминка.

- Определите лишние слова (записать)

1. Добиваться, швырять, покидая, умыться

2. Смело, важно, быстро, улыбаясь

3. Смотрел, напевая, гуляя, радовался

4. Доброжелательно, надежно, модно, перечеркнув.


- Прочитайте, какие слова вы записали.

Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?

Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.

- На какие вопросы они отвечают?

- Словами какой части речи они являются?

Определение темы урока. Запись в рабочих листах Деепричастие.


3. Новая тема.

Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.

Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие».

На доске вы видите предложение:

Девочка звонит в колокольчик и улыбается

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.


Давайте проведём анализ морфологических признаков глагола и наречия.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (звонит и улыбается).

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.


Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

Девочка звонит в колокольчик, улыбаясь

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

Какое действие стало основным? (звонит)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (улыбаясь)

Таким образом, слово улыбаясь обозначает добавочное действие. Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию.еепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)


Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.


4.Отработка полученных знаний о деепричастии.


Запишите предложение, выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Проверка.

Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как? , каким образом?)

Что есть у деепричастий? (зависимые слова)

Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот).

От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)

Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)

Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.

Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)


Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол – основное действие.

Деепричастие – добавочное действие.

Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов.

опустились, распрямив;

опустились, не шевеля;

поплыли, поглядывая.

(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)

Чтение учебника на странице 163.

Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)


Работа по группам:

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

1 группа-слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)

2 группа-зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)

3 группа-движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)

3 группа-аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!


Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.


Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению.


– Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.

Вывод:

1.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

2.Деепричастие не изменяются.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством.


Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!


Игра " Исправь ошибки"

Мне случайно в руки попала объяснительная записка

Начальнику отдела «Грамотность»

бригадира грузчиков Недосмотрова И.И.


При транспортировке ящика «Предложение с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П. П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по привидению содержимого ящика в исходное состояние».

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.

Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.

Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой.

Прилетев на место, рыбак идёт на дальний лов.


Правильный вариант: Не помня себя от восторга, я побежал домой. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Медленно, ровно качаясь, в гавани стоят корабли. Тяжёлый парус поднимая, рыбак идёт на дальний лов.


5. Здоровьесберегающая пауза.

А сейчас мы немного отдохнём. Я буду читать вам стихотворение, а вы делайте всё, о чём там говорится:

Положив в пеналы ручки,

Мы выходим из-за парт

И, закрыв глаза, представим,

Как в лесу дубы шумят.

Потянувшись хорошенько,

Мы вдыхаем аромат

И, притихнув, мы услышим,

Как вокруг везде шуршат.

Повернув немного вправо

И скосив слегка глаза,

Мы увидим, как в кашку

Приземлилась стрекоза.

Развернувшись, мы заметим

Муравейник под сосной.

Осторожненько ступая,

Мы обходим дом лесной.

Отведя с дороги ветку,

Зашагаем напрямик.

Под листом, надвинув шляпку,

Притаился боровик.

На прощанье оглянёмся,

На полянку бросив взгляд,

И тихонько, с сожаленьем,

Возвращаемся назад.


Молодцы, садитесь на свои места.

Как вы думаете, почему у нас сегодня такая физкультминутка? (В стихотворении встречаются деепричастные обороты.)


6. Итог урока.

О какой новой части речи мы сегодня узнали?

Каковы признаки деепричастия?

Какую роль играют деепричастия в речи?

Какова синтаксическая роль деепричастий?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

7.Домашнее задание:

Составить мини-рассказ на тему "Спорт".








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!