СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи(урок с приёмами формирования читательской грамотности)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи(урок с приёмами формирования читательской грамотности)»

Деепричастие как часть речи.

Цели урока: ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастий; дать понятие о деепричастии как особой форме глагола, рассказать о его месте в системе ча­стей речи; формировать умения разграничивать основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, вы­раженное деепричастием, учить распознавать деепричастия в тексте и употреблять в речи, конструировать предложе­ния с деепричастиями; развивать логическое и абстрактное мышление, умения сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Задачи:

Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

1. Познавательные:

а) раскрыть лексические и грамматические значения деепричастия;

б) ознакомить с морфологическими признаками и синтаксической ролью деепричастия.

2. Практические:

      а) отработать навыки правописания;

      б) закрепить умение синтаксического разбора предложения;

      в) вырабатывать навык разграничения основного действия и добавочного;

      г) формировать умение распознавать деепричастие, производить синонимическую         замену личных форм глагола деепричастием.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:    

·       интерес к предмету;

·       языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

      б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;

      в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.)

 

Оборудование урока:

·       оформление доски, компьютер, мультимедийный проектор;

·       опорная схема;

·       раздаточный материал.

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Монолог деепричастия о самом себе

Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. В результате перемен в языке я утратило многие возможности. Например, потеряло право изменяться по родам, числам и падежам, как это было до 17 века.

С родителями мне повезло. Мой отец – Глагол. Он много дал мне: и значение добавочного действия, и возвратность, и вид. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.

Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. Он всё время вопрос задаёт: как? Или ещё лучше: что делая, что сделав?

Далее учащимся необходимо самостоятельно выполнить следующее задание:

- красным карандашом подчеркнуть в тексте признаки глагола у деепричастия; синим карандашом – признаки наречия у деепричастия .

Для качественного выполнения данного задания очень важно внимательно прочитать текст.

Слово учителя

С одним из дивных плодов морфологического сада — причастием — вы уже хорошо знакомы. Начинаем знакомство с другим дивным плодом — дее­причастием.



Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие как часть речи». Запись темы урока.

- О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?











  1. Актуализация опорных знаний. Орфографическая разминка.



Запишите слова, вставляя пропущенные

буквы. Укажите части речи.

Увл..ч..(н,нн)ый делом, зажаре(н,нн)ая в сметане картошка, жаре(н,нн)ый ц..плёнок, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности.

Преодолеть (запомнить) – переступить через какие-то препятствия.

Преодолевая – деепричастие



  1. Объяснение нового материала.

Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н.М.Шанского

В XVII веке учёный М.Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: ДЕЕ+ ПРИЧАСТИЕ, и объяснить его можно как «причастность к действию».

Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.



Д..ревья в парке ра(с,з)качивались и ш..лестели л..ствой.



(Повеств., невоскл., простое, ослож. однород. членами, распростр.)

 

Задание 1.Запишите предложение, вставив и пояснив пропущенные буквы. (Задание выполняется у доски)

Задание 2.  Выполните синтаксический разбор предложения. (Задание выполняется у доски)

Надо ли ставить запятую между однородными сказуемыми?

 

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

         



Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

                                 Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.

Задание 1. Запишем предложение, найдем его основу.

            Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово раскачиваясь обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, которую мы будем изучать на протяжении нескольких уроков.



- Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

• ВЫВОД: Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.



В) Сравни предложения



Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.



Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.



Белочка распушила хвост, бегая по веткам.

- Определите, какими словами выражены основные и добавочное действия.



Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает деепричастие.

- От какого члена предложения будем задавать вопрос? (от сказуемого)

- Какая еще часть речи отвечает на такой же вопрос? (наречие)

Как вы думаете, признаки каких частей речи соединились в деепричастии? (глагола и наречия)

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.



О глагольных и наречных признаках деепричастия нам поможет узнать таблица.





V. Закрепление изученного.

А) Употребление деепричастий в речи. Работа с текстом.

Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся деревьев?





С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга… Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.

Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.









Запишите 2 понравившиеся пословицы в тетрадь, подчеркните деепричастия как члены предложения.









У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.



Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

- Такие предложения заставляют нас улыбаться, но надо стараться правильно употреблять в деепричастия в речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!