СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефекты звукопроизношения, которые не относятся к возрастным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дефекты звукопроизношения, которые не относятся к возрастным»

Дефекты звукопроизношения,

которые не относятся к возрастным


Необходимо, чтобы родители, окружающие ребенка, внимательно следили за развитием речи детей, за формированием её фонематической стороны. Недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подражали его неправильному произношению, не учитывая того, что они тем самым лишают ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного, а это ведет к тому, что у ребенка не воспитывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение. С детьми необходимо всегда говорить правильно и, таким образом, служить им хорошим примером для подражания.

Физиологическое, возрастное косноязычие, как уже было сказано выше, в большинстве случаев ликвидируется без посторонней помощи в соответствии с возрастным развитием речи ребенка. Но случается, что у ребенка уже в период формирования речи, иногда даже в возрасте двух - двух с половиной лет наблюдаются грубые нарушения в произношение, которые нельзя отнести к возрастному косноязычию, например:

1) ребенок не выговаривает звуки к и г или совсем их не произносит (вместо кукушка говорит -у-уьи-а), либо заменяет эти звуки звуками т и д (кошка - тошта, гусь - дусъ);

  1. заменяет звонкие согласные (звуки б, д, г, з, ж, в) глухими согласными (п, п, к, с, ш, ф), например: баба - папа, дом - том, зубы - супы, жук — шук, вода - фота);

  2. заменяет звуки т и д звуками к и г, например: тут - кук, дома - гома\

  3. искажает произношение свистящих или шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч, щ), например:

а) при произнесении этих звуков просовывает кончик языка между верхними и нижними резцами (межзубный сигматизм);

б) произносит эти звуки при боковой утечке воздуха, так как спинка языка выгибается по направлению к нёбу и выдыхаемая струя воздуха проходит не посередине, а по бокам языка (боковой сигматизм);

в) при произнесении свистящих или шипящих звуков подтягивает нижнюю губу к верхним резцам, как при произношении звуков ф и в (губно-зубной сигматизм);

г) произносит свистящие или шипящие звуки в нос, а иногда их звуками х или южнорусским г, например: стол - хтол, глаза - глага;

  1. ребенок искажает произношение звука р, например:

а) произносит его гортанно, картаво;

б) произносит его обеими губами, как кучерское прр;

в) произносит звук р при боковом происходящий от быстрого сочетания звуков р и ль (рль);

г) произносит звук р в нос;

д) заменяет звук р звуком ы (рама - ыама, рак - ыак);

6) искажает произношение звука л, например:

а) произносит его в нос;

б) произносит обеими губами, как двугубное в;

в) заменяет звук л звуков у (лампа - уампа, платок - пуаток);

г) заменяет звук л звуком д (лампа - дампа, лук - дук) или звуком н (лампа - нампа, лук - нук).

Все перечисленные недостатки произношения выходят за пределы физиологического косноязычия, и поэтому при наличии указанных неправильностей не следует ждать возраста пяти - шести лет и надеяться, что к этому сроку речь ребенка сама по себе исправиться. В этих случаях необходимо помочь ребенку немедленно. Чем раньше начать с ребенком занятия по исправлению речевого дефекта, чем быстрее и легче он полностью будет устранен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!