СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефис между частями слова в наречиях. (Объяснение новой темы. Подборка упражнений).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения по теме помогут учителю заинтересовать учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Дефис между частями слова в наречиях. (Объяснение новой темы. Подборка упражнений).»

Дефис между частями слова в наречиях

Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии,  для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый  код 

  1. Наречие – самостоятельная часть речи? (да).

  2. Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).

  3. В предложении наречие является обстоятельством? (да).

  4. Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

  5. Наречие относится к глаголу? (да).

  6. Наречие изменяемая часть речи? (нет).

  7. У наречия есть окончание? (нет).

  8. Наречие склоняется? (нет).

  9. Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).

  10. Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).

Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился 1010100010.

Учитель: Молодцы! Вы помните, как должны себя оценить, при наличии 1-2 ошибок – «4», при  наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».

Объяснение новой темы. 

                                 Дефис в наречиях

где – то,

                   /\

когда – нибудь

                  /\                             суффиксальный

где – либо                                     способ

                 /\

откуда – то

 

 ¬

кое – где

 ¬                                              приставочный

кое – куда                                       способ

где – то,

 ¬              /\
во – первых ( от первый )
¬                /\
в – третьих  (от третий)

     ¬               /\

  по  - вашему  (от ваш)

            ¬               /\
одет  по- зимнему (от зимний)

  ¬             /\
по – новому (от новый)

                    ¬                          /\
поступил по – товарищески (от      товарищеский )

                 приставочно – суффиксальный способ

 близко – близко          повтор слов

еле – еле

видимо – невидимо

мало – помалу -    повтор того же корня, осложненного

приставками и суффиксами

нежданно – негаданно              повтор синонимов

Отдельно записываем наречия точь-в-точь, бок о бок.

Итак, сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис?

Давным-давно

Волей-неволей

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Точь-в-точь

бок о бок

шиворот-навыворот

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо? (правописание большинства объяснимо.)

Учитель: Правописание  каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)

Учитель рассказывает об этимологии слова шиворот-навыворот 

В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием.

Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии  шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо,  перепутать.

Работа с текстом

 (Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают по насту  чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения:

        Солнце светит по-осеннему.

        По осеннему небу плывут облака.

Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании?  (наречие обозначает признак действия, а прилагательное  обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно,  пишутся по-разному).

В русском языке такие слова называются омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?  (Для определения части речи.) 

                                              1.НАРЕЧИЕ

  • относится к глаголу или наречию

  • не изменяется

                                  2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  • относится к существительному

  • изменяется по родам, числам, падежам

Списать предложения, раскрыть скобки.

1.(По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему холодно.

Проверка 1.По – прежнему  шел сильный дождь. (Шел как? по-прежнему)

2.Охотники пошли по прежнему пути. (По пути какому? прежнему)

3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой.(По лесу какому? зимнему)

4.Ещё по -зимнему холодно.(Холодно как? по-зимнему)

Задание 4. Работа по карточкам « Объяснялки»


Тосковать (по) настоящему делу, отдохнуть (по) настоящему, исчезнуть (по) немногу, идти (по) осеннему лесу, (по) весеннему солнечная погода, приветствовать (по) дружески, пригревало (по) настоящему, мяукать (по) кошачьи.


(По) зимнему пути, одеться (по) летнему, говорить (по) английски, (по) настоящему испугаться, идти (по) весеннему парку, (по) праздничному яркие флаги, (по) вчерашнему прогнозу погоды, плакать (по) ребячьи, мычать (по) телячьи. 


ТЕСТ

1.        (ПО) ВОЛЧЬИ  ВЫТЬ

2.        ЖИТЬ (ПО) ПРЕЖНЕМУ

3.        (ПО) НОВОМУ ЗАКОНУ

4.        (ВО) ПЕРВЫХ, ПОДУМАЙ

5.        (ПО)ЛУЧШЕ УЗНАТЬ

6.        (ПО) БЫСТРЕЕ УЙТИ

7.        ПЕТЬ (ПО)  ВЕСЕННЕМУ

8.        СВЕТИТ (ПО) ЛЕТНЕМУ

9.        ИДТИ (ПО) ВОЛЧЬМУ СЛЕДУ

10.        ОДЕТЬСЯ (ПО) НОВОМУ

11.        (ПО) ВЕСЕННЕМУ НЕБУ

12.        РАЗДЕЛИТЬ (ПО) БРАТСКИ

13.        (ПО) МОЕМУ МНЕНИЮ

14.        ГОВОРИТЬ (ПО) АНГЛИЙСКИ

15.        ВЫПОЛНИТЬ (ПО) МОЕМУ

16.        (ПО) БОЛЬШЕ СЪЕСТЬ

17.        (ПО) НЕМНОГУ  ДОБАВЛЯТЬ

18.        ИДТИ (В) ПЕРВЫХ РЯДАХ

19.        ВЫПОЛНИТЬ ТОЧЬ (В) ТОЧЬ

20.        ЦЕНИТЬ (ПО) НАСТОЯЩЕМУ

              Проверка 

ДЕФИС –

1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 19, 20

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

  1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

  2. Когда наречия мы пишем через дефис?

Домашнее задание: Придумать рассказ на тему «Мой лучший друг (подруга)», в котором будут использованы наречия с изученной орфограммой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!