СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность специалистов сопровождения в период адаптации обучающихся с РАС в организациях, реализующих программы профессионального образования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с РАС, в идеале, предполагает комплексную командную работу. Поскольку организации, реализующие программы профессионального образования, как правило, не имеют в своём штате коррекционных педагогов, остановимся на деятельности тьютора, педагога-психолога и/или социального педагога.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность специалистов сопровождения в период адаптации обучающихся с РАС в организациях, реализующих программы профессионального образования»

Деятельность специалистов сопровождения в период адаптации обучающихся с РАС в организациях, реализующих программы профессионального образования


(слайд 1) Актуальность проблемы профессионального образования людей с расстройством аутистического спектра связана с активным развитием инклюзивной практики в образовании и с осознанием социальной значимости процесса интеграции данной категории граждан в систему общественных отношений. По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения расстройства аутистического спектра встречается не менее чем у 65-70 миллионов человек, и с каждым годом количество людей с данным диагнозом увеличивается.

(слайд 2) Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции, даже имеющиеся у них способности не реализуются в жизни. Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к новым условиям обучения и даже во время этого периода может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим. Передача таким обучающимся социального опыта, введение их в профессиональную деятельность затруднены. Таким образом, установление эмоционального контакта и организация обучающего взаимодействия представляет главную задачу специалистов психолого-педагогического сопровождения.

(Слайд 3) Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с РАС, в идеале, предполагает комплексную командную работу. Поскольку организации, реализующие программы профессионального образования, как правило, не имеют в своём штате коррекционных педагогов, остановимся на деятельности тьютора, педагога-психолога и/или социального педагога.

(Слайд 4) Обучающийся с РАС имеет значительные трудности произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность взаимодействия со сверстниками и взрослыми, часто невозможность ориентироваться в той или иной коммуникативной или учебной ситуации. Все это делает необходимым специальную работу по помощи в организации его жизни в новых образовательных условиях. Такая работа будет способствовать созданию определенного, поначалу достаточно жесткого стереотипа собственного поведения. Как отмечает Ольга Сергеевна Никольская, растерянность, тревога ребенка с РАС уменьшатся, если он четко усвоит свое основное место занятий, и то, что он должен делать во всех других местах образовательной организации, где бывает. Как правило, для этого нужна специальная терпеливая работа. В некоторых случаях возможно использование схемы, плана здания. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни обучающегося в образовательной организации поможет избежать многих поведенческих проблем.

Обучающемуся с РАС необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в образовательную организацию и уходом домой, порядком этих дней в учебной неделе, ритм рабочих дней и каникул. Планируя занятия такого обучающегося, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Это можно сделать в условиях работы в классе, спланировав для такого обучающегося возможность временно выйти из общего ритма и прослушать с помощью плейера определенный текст, музыкальный отрывок, а затем вернуться к общим занятиям. Чем глубже аутистическая дезадаптация обучающегося, тем более развернутой должна быть помощь в освоении этих расписаний, тем детальнее должны быть они проработаны, тем конкретнее, нагляднее должны быть их формы. И во всех случаях это должно лично адресоваться обучающемуся, присутствовать в его дневнике, отдельной записной книжке или висеть на стене рядом с партой, состоять из понятных ему обозначений — рисунков, фотографий или надписей. В результате такой работы может значительно улучшиться самоорганизация, уменьшиться “поведенческие” проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностями переключения. Новые занятия, вводимые как дополнение, развитие устойчивого порядка расписания легче воспримутся таким обучающимся, обычно отвергающим любые попытки перемен.

Обучающийся с РАС в новых образовательных условиях не может быть социально адаптирован если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь. Как отмечает О.С. Никольская, аутичный «ребенок готов привязаться к заинтересованному в нем, благожелательному взрослому, благодарен за понимание и поддержку и постепенно, хотя и с трудностями, усваивает правила взаимодействия с учителем в классе. Вместе с тем без специальной работы сложившиеся отношения могут в дальнейшем не развиваться. Со сверстниками же самые простые отношения устанавливаются значительно труднее. Вначале важно просто не допустить возникновения стойких конфликтов и попытаться сформировать идеальные образы друг друга. Обучающемуся с РАС следует рассказать, что в образовательной организации его окружают друзья, что каждый из них имеет свой характер, свои достоинства, и может быть ему интересен и ценен. Лишь после того, как такие простые отношения со сверстниками и педагогами станут возможны для обучающегося с РАС в рамках достаточно повторяющихся ситуаций, то есть ситуаций урока и структурированной перемены, похода в столовую, можно постепенно пробовать расширить его коммуникативные умения и переходить к попыткам организации общения в группе.

Таким образом, можно выделить основные направления деятельности психолога — это помощь в организации обучения; психологическая поддержка учителя; индивидуальная работа с обучающимся, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; работа с коллективом обучающихся.

(Слайд 5) Особенности развития ребенка с аутистическими расстройствами создают необходимость разработки специальных тактик в организации процесса обучения. В учебной ситуации такой обучающийся испытывает множество трудностей - "он моторно неловок, не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает последовательность необходимых действий, “не видит” рабочего пространства, не может распределить, скоординировать свои движения в нем. Он старается отвечать как можно более свернуто, эхолалично, так, чтобы только обозначить ответ, теряет сообразительность даже в тех областях, где самостоятельно действует успешно, практически неспособен преодолевать трудности. Малейший сбой может спровоцировать его отказаться от дальнейших попыток работы". (О.С. Никольская, 1995).

(Слайд 6) В этом случае возникает необходимость сопровождения обучающегося тьютором. Именно этот специалист становится на первых этапах своеобразным проводником и переводчиком для обучающегося, помогая в организации учебного поведения. В тоже время, определенными приемами, позволяющими структурировать деятельность обучающегося и тем самым формировать учебные стереотипы, должны владеть и остальные педагоги. Здесь, как в работе с маленьким ребенком, очень важно максимально использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в необязательной ситуации, когда новое знание даётся в необходимый момент, когда обучающийся нуждается в нем. В этом случае возникает возможность самостоятельного использования обучающимся усвоенного, перенесение навыка в другой контекст. Структурированность (как основа организации определенных стереотипов) необходима не только на уроке, но и на перемене. Тут также трудно обойтись без помощи тьютора, который с одной стороны, организует проведение перемены для обучающегося и способствует формированию стереотипов социального поведения.

(Слайд 7) Как говорилось ранее, отдельная задача в организации учебной деятельности обучающегося это работа над созданием внешних маркеров и правил жизни в образовательной организации и на занятиях в частности. Самый главный внешний маркер изменений последовательности действий - расписание. В создание которого тьютор принимает непосредственное участие. С помощью расписания может быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к занятиям, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий. Это чрезвычайно важно, так как обучающемуся с РАС трудно воспринимать всю информацию на слух. Ему проще самому посмотреть на расписание и приготовить нужные предметы к следующему занятию (иногда с помощью тьютора). Помочь обучающемуся тьютор может и на занятии — разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие обучающегося. Последовательность операций тоже должна быть представлена обучающемуся наглядно в виде схемы или пиктограммы.

Организации правильного учебного поведения помогают и определенные правила. Как и расписание многие простые и казалось бы очевидные правила поведения также могут быть представлены в виде небольших плакатов. Важно понимать, что обучающемуся с РАС проще понять если ему говорят — у нас есть правило № 4. А правило № 4 будет гласить, что во время урока без разрешения нельзя вставать и ходить по классу. Это обучающемуся усвоить проще, чем слушать увещевание педагога, что по классу во время урока нельзя ходить и трогать чужие вещи.

Особой специальной работы тьютора и педагогов требует и развитие способности аутичного обучающегося адекватно оценивать смысл происходящего и организовывать поведение в соответствии с этим смыслом. Среда, в которой находится аутичный обучающийся, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру, дающую чётко понять для чего что и как делается. «Расписание для обучающегося составляется осмысленно связно, много раз проговаривается, обсуждается. Любое его действие планируется для чего-то, что будет очень хорошо; любое совершающееся действие тоже комментируется, осмысляется; потом к нему возвращаются и оно оценивается снова с точки зрения его смысла, пользы, радости, которую оно всем доставило. Любой навык осваивается осмысленно, для непосредственного практического использования в жизни сейчас или потом, в будущем. В противном случае такой обучающийся, даже усвоив знания, овладев навыками, никогда не получит возможности использовать их практически».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!