Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке
Е.Ю.Степанова,
учитель изобразительного искусства
Кемерово 2020
Здоровьесберегающий процесс на уроке представляет собой систему взаимодействия учителя и ученика. Ключевой фигурой в этом взаимодействии, несомненно, выступает учитель. Создавая благоприятные психолого-педагогические условия на уроке, учитель способствует развитию здоровой (уважающей себя и других, свободной и творческой) личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе (который определяет эмоциональное самочувствие учеников), задает модель приемлемого поведения и отношения с другими людьми.
Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя на уроке заключается в организации комфортного общения и приносящей удовольствие совместной деятельности, сотрудничества учителя и учащихся. Созданию эмоционального комфорта участников образовательного процесса на уроке способствует психотерапевтическая функция учителя, которая реализуется через словесные и бессловесные воздействия на учащихся.
Важнейшим условием эффективного психотерапевтического воздействия является умение учителя саморегулировать свое психофизическое состояние, готовность к этому и желание к эффективной профессиональной деятельности на уроке; степень готовности к уроку, включая внешний вид учителя, мимику, жесты, тембр голоса. Расслабленный внешний вид учителя создает определенную атмосферу, и наоборот, напряженное состояние учителя на уроке воздействует сильнее, чем речь (на бессознательном уровне), и вызывает состояние напряжения в классе. Крайне возбужденное состояние учителя, например, повышенная веселость, может спровоцировать неадекватную реакцию учащихся на уроке.
Известно, что в основе построения любой человеческой деятельности лежит главная функция психики – функция управления конкретными процессами деятельности. Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке может быть представлена в виде управленческого цикла. Взаимосвязь и взаимодействие видов деятельности на уроке позволяют педагогу переводить процесс обучения на качественно новый уровень, способствующий сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Специфика деятельности учителя по реализации здоровьесберегающих подходов и принципов на уроке изменяет содержание и значение каждой из функций управления.
Целесообразно выделить следующие функции, составляющие деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке:
- аналитическую;
- конструктивную;
- организационно-исполнительскую;
- профилактико-коррекционную;
- рефлексивно-оценочную.
Кратко рассмотрим содержание и значение каждой из них.
Аналитическая функция направлена на изучение половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их реальных учебных возможностей; оценку состояния их здоровья и самочувствия на уроке; определение способов воздействия на каждого ученика на уроке. Предварительная аналитическая деятельность позволит определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока, а также выявить здоровьесберегающие возможности содержания темы.
Аналитическая деятельность учителя по созданию здоровьесберегаю-щего пространства на уроке начинается со сбора информации о состоянии здоровья учащихся, половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях их развития. В создании банка такой информации принимают участие психолог, логопед, школьный врач, родители, педагоги. Затем собранная информация о каждом ребенке оценивается с помощью качественных и количественных показателей, обрабатывается и вносится в индивидуальные карты учащихся. На третьем этапе устанавливаются причинно-следственные связи в логической цепочке: явление – причина – условия – следствие. Индивидуальная карта ученика помогает выяснить причину его многих психофизиологических особенностей, а возможно, и причину трудностей в учении. На заключительном этапе анализа синтезируется весь материал, формулируются выводы, осуществляется подготовка к реализации конструктивных функций учителя.
Конструктивная функция учителя играет важную роль при подготовке к уроку, позволяет построить его в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения. Конструктивная деятельность учителя осуществляется на основе сформировавшихся отношений, способствует развитию личности школьников.
Для выполнения конструктивной функции в рамках рассматриваемой проблемы учителю необходимо, прежде всего, определить содержание учебного материала, направленного на формирование культуры здоровья учащихся.
Процессуальный аспект урока строится в результате отбора учителем приемов, методов, технологий обучения, сохраняющих здоровье учеников. Здоровьесберегающие методы и средства обучения как бы «проецируются» на конкретный класс, определяется характер деятельности учащихся на уроке в соответствии с их реальными учебными возможностями и индивидуальными особенностями и способностями.
На этапе конструирования урока учитель подбирает методы и средства, направленные на укрепление здоровья учащихся и коррекцию их психо-эмоционального состояния на уроке.
Организационно-исполнительская функция учителя на уроке предполагает формирование и регулирование системы взаимодействий учителя и учащихся посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей урока без ущерба здоровью школьников. Способы и средства организации здоровьесберегающего взаимодействия учителя и учащихся на уроке ориентированы на обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности, организацию усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, создание для каждого ученика ситуации успеха, оказание помощи при затруднениях и организацию взаимопомощи, создание положительного эмоционального настроя в классе и благоприятного психологического климата, обеспечение достаточной двигательной активности учащихся на уроке, соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения, соблюдение педагогического такта и культуры речи, обеспечивающих охрану психического здоровья учащихся.
Сущность профилактико-коррекционной функции учителя на уроке
заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у учащихся отклонений от нормы в психофизиологическом и нравственном состоянии. В ходе реализации профилактической функции учителя на уроке решаются задачи по предупреждению переутомления, психо-эмоционального напряжения, функциональных нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, невротических расстройств и т. п. Формы и методы коррекции определяются степенью отклонений, индивидуальными особенностями психического, физического и нравственного развития учащихся, состоянием их здоровья и самочувствием на уроке, спецификой учебного предмета и его трудностью. В этой связи можно условно выделить следующие направления коррекционной деятельности учителя на уроке: психотерапия педагогической деятельности, коррекция психофизиологического состояния учащихся и духовно-нравственного развития личности школьников.
Реализация коррекционной функции учителя на уроке позволяет поддержать на оптимальном уровне работоспособность учащихся, снять психо-эмоциональное и статическое напряжение, зрительное утомление и т. д. Не менее важным является коррекция учителем на уроке личностного развития ученика, способствующая устранению негативного влияния на него внешних факторов социальной среды.
Рефлексивно-оценочная функция определяется как вид деятельности учителя на уроке по созданию необходимой рефлексивной среды для самопознания и анализа учащимися собственных мыслей и действий со стороны. Рефлексия – это не просто знание и понимание субъектом обучения самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, взгляды, убеждения, ценности и др.
Рефлексируя совместную деятельность с учителем на уроке, учащиеся оценивают себя как способных или неспособных преодолеть препятствие на пути достижения цели, разрешить противоречия. При этом ученики ставят перед собой и отвечают на вопросы: «Смогу ли я преодолеть препятствие?», «Что будет со мной?», «Какой я?».
Вместе с тем рефлексивно-оценочная функция учителя предполагает осмысление хода и результатов урока, а также оценивание степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала. В результате рефлексии ученики испытывают удовлетворение, уверенность в себе, освобождаются как личность.
Внутренним побудителем к деятельности учителя или мотивом является сохранение здоровья учащихся, а ее целью – обучение, воспитание и развитие школьников без потери здоровья. Цель деятельности учителя по созданию здоровьесберегающего урока определяет ее процессуальный аспект, составляющий содержание функций.
2