Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током.
Взаимодействие проводников с током.
Цели урока:
Формирование понятия «Магнитное поле»; умения описывать действие магнитного поля на проводник с током, взаимодействие проводников с током.
Оборудование: интерактивная доска, подковообразный магнит, магнитная стрелка, источник тока, ключ, реостат, прямолинейный проводник.
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний
-
Объяснение нового материала
-
Обобщение и закрепление
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
-
Рефлексия
Ход урока
1.Здравствуйте, садитесь.
На столе у вас лежат картинки (магниты). Рассмотрите их, пожалуйста, и выберите ту, что больше всего понравилась
Что изображено на этих картинках? Как вы думаете, почему я положила их вам на столе? (ученики отвечают на вопросы)
Сегодня мы с вами переходим к изучению следующей главы учебника «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Давайте вспомним, что мы с вами знаем о магнитах и их взаимодействии с 8 класса.
1.У магнита есть ….(2) полюса. Какие?
2. Полюса магнита …..( неразделимы)
3. Как взаимодействую два магнита?
4. Как можно получить новый постоянный магнит?
6. С помощью магнита могут быть намагничены тела из …
5. С любым магнитом связано особое состояние пространства -….. (магнитное поле).
(Или выполнить задания в приложении https://learningapps.org/display?v=pn5wv0w7t01)
3. А как же взаимодействует проводник с током и магнитная стрелка?
Демонстрационный опыт 1: опыт Эрстеда
Мы с вами видим, что магнитная стрелка, расположенная вблизи проводника, поворачивается на некоторый угол при прохождении по проводнику электрического тока.
Датский физик Ганс Христиан Эрстед и французский физик и математик Андре – Мари Ампер в 1820 г. Первыми исследовали связь между электрическими и магнитными явлениями.
Вывод, который можно сделать по итогам их опытов: магнитное взаимодействие обусловлено движением электрических зарядов – электрическим током.
Откройте ваши тетради и запишите дату и тему урока: «Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с током»
Записываем определение:
Магнитное поле – особая форма материи, создаваемая движущимися относительно определенной инерциальной системы отсчёта электрическими зарядами или переменными электрическими полями
Опыты свидетельствуют, что магнитное поле возникает при движении любых электрических зарядов.
Посредством магнитного поля осуществляется взаимодействие между подвижными электрическими зарядами (а также магнитами). При этом каждый движущийся в данной инерциальной системе отсчёта эл. заряд создаёт в окружающем пространстве магнитное поле, которое действует определёнными силами на любые другие движущиеся эл. заряды, а также находящиеся в нём магниты (записать в тетрадь).
Магнитное поле проводника с током действует определённой силой на магнитную стрелку в опыте Эрстеда.
А действует ли сила со стороны магнитного поля магнита на проводник с током?
Демонстрационный опыт 2: Соберем цепь:
Видим, что при разомкнутом ключе действие со стороны магнитного поля подковообразного магнита на проводник не наблюдается.
При замыкании цепи проводник приходит в движение: либо втягивается в пространство между полюсами магнита, либо выталкивается из него.
Из опыта видно, что магнитное поле действует только на движущиеся заряды.
На проводник с током (движущиеся заряженные частицы) действуют магнитные силы.
Магнитные силы – это силы, действующие со стороны магнитного поля на находящиеся в нём магниты, проводники с током или движущиеся заряды (записываем в тетрадь)
Как же взаимодействую между собой проводники с током?
Демонстрационный опыт 3: Посмотрим на экран
опыт Ампера https://www.youtube.com/watch?v=7NHOLF0fdk8
Таким образом, мы видим, когда ток в проводниках проходит в противоположных направлениях – они отталкиваются, а когда в одинаковых – притягиваются, при отсутствии тока в проводниках они не проявляют магнитного взаимодействия.
Магнитное взаимодействие двух параллельных проводников с током используют в СИ для определения единицы силы тока – ампера.
Демонстрационный опыт 4: Посмотри ещё один опыт: по действию магнитного поля на рамку с током
https://www.virtualacademy.ru/lesson/144/
Можем сделать вывод:
Магнитное поле оказывает ориентирующее действие на рамку с током и магнитную стрелку.
4. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 180 и прочитайте вопросы №1-3.
Учащиеся отвечают на вопросы.
5.Таким образом, сегодня на уроке мы с вами узнали, что собой представляет магнитное поле, как его можно обнаружить, провели опыты, которые показывают, что магнитное поле действует только на движущиеся заряды.
6. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
§ 27, контрольные вопросы устно.
-
Собрать магнитный пазл.