СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Декабристы – исторические деятели или творческие люди».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный урок к программе 9 класса по истории России в форме урока - семинара. Деятельность декабристов очень интересная, значимая, Увлекательная, но в программе отводится мало времени на проблемные вопросы, которые хочется обсудить с учениками. Урок позволит провести дискуссию "Кто же они - декабристы?". Позволит ученикам самим добраться до истины их поступков.

Просмотр содержимого документа
««Декабристы – исторические деятели или творческие люди».»

Конспект урока – семинара по истории в 9 классе.

«Декабристы – исторические деятели или творческие люди».

Интегрированный урок по истории и литературе в 9 классе

Разработала и провела: Арсеньева Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания. МОУ-Поречская СОШ, Бежецкий район, Тверская область

Цель урока: выявить и проследить связь между политической и творческой деятельностью декабристов; раскрыть вклад декабристов в общественную жизнь России.

Задачи:

Обучающие: познакомить с деятельностью и творчеством декабристов, проследить роль декабристов в общественно-политической и художественной жизни России.

Развивающие: развитие и закрепление умений и навыков работы с текстовой информацией, развитие умений установления взаимосвязи между историческими и литературными процессами, развитие умений ведения дискуссий и дебатов.

Воспитательная: формирование у обучающихся моральных качеств – мужества, патриотизма, гражданственности на примере деятельности декабристов.

Оборудование: портреты декабристов; программные документы и высказывания декабристов; тексты стихов; подборка книг по теме; мультимедийная презентация.

Методическое обоснование темы: урок-семинар для 9 класса по истории с использованием литературного материала. К данному уроку ученики готовятся заранее: рассматривают программные документы («Русскую правду» Пестеля, «Конституцию» Муравьёва, читают стихи поэтов-декабристов(К.Рылеева, В.Кюхельбекера, А. Одоевского, А.Бестужева, В.Раевского и других), читают дополнительную литературу (Фёдоров В.А. «Декабристы и их время», Нечкина М.В. «Декабристы»).

Эпиграфы: «Настоящая моя история заключается в двух словах: Я страстно любил своё отечество, я желал его счастья с энтузиазмом». (Павел Пестель)

«Отчизне посвятим души прекрасные порывы». (А.Пушкин)

План семинара:

1.Понятие подвига.

2.Истоки декабристского движения.

3. Декабристские организации и их деятели (мультимедийная презентация).

4. Будущее России в программах и творчестве декабристов.

5. Декабрьское вооружённое восстание: цели, участники, результат.

6. Судьба декабризма.

7. Значение и наследие декабризма.

Ход урока

  1. Организационная часть. Подготовка к уроку. Раздача рабочего материала.

  2. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя: Декабристы – уникальное явление русской истории, это были молодые образованные дворяне, писатели и поэты, каждый имел блестящую карьеру, их уважали в обществе, называли «сынами войны 1812 года», но в то же время они осуждали крепостное право, существующие порядки, отказ от реформ. Давайте погрузимся в ту эпоху и выясним, что же двигало декабристами, что они стали создавать тайные общества и заниматься творческой деятельностью.

Постановка проблемного вопроса: Ради чего декабристы рисковали жизнью и карьерой? Как получилось, что декабристы, как представители аристократической интеллигенции боролись не за то, чтобы получить привилегии, а за то, чтобы их лишиться? Можно ли их деятельность назвать подвигом?

  1. Ход семинара:

  1. Что такое подвиг? Обсуждение и запись на доске ключевых понятий: героизм, смелость, способность к самопожертвованию ради Родины.

Учитель знакомит с понятием подвига из толкового словаря

Подвиг - героический, самоотверженный поступок (по Ожегову).

Подвиг - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях (по Ушакову).

А вот декабрист и писатель Александр Бестужев имеет своё отношение к подвигу “Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что само геройство оно считает за долг, не за подвиг”.

В чём разница понятий? В конце семинара мы должны ответить на вопрос: Был ли подвиг в деятельности декабристов?

  1. Истоки декабристского движения.

Какие настроения были в обществе после войны 1812 года?

Работа с документом:(приложение1)

А. Бестужев - о России после 1812 года: « Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры - на скудость жалованья и непомерную строгость. Матросы - на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры - на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорности, ученый на то, что им не дают учить, молодежь - на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались - все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия была обетованною землею. Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства...»

Каким образом декабристы проявляли свои идеи? (через своё творчество, художественное слово декабристов-поэтов – это слово гражданского долга и гражданского мужества).

Декабрь двадцать пятого года,

единственный в календаре.

Какая погода?

Свобода!

Свобода стоит на дворе.

Её проморгали заставы,

забыли шлагбаум опустить,

она от Читы до Митавы

торопится вам послужить.

На площадь к Сенату спешите,

туда, к перелому эпох.

Поглубже свободой дышите,

ведь это единственный вздох.

Е.Храмов. « Декабрь двадцать пятого года».

3) Декабристские организации и их деятели (мультимедийная презентация).

Презентация подготовлена дома учениками.

  1. Будущее России в программах и творчестве декабристов.

Работа с документами.

Почему общества носили тайный характер?

- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

- Определите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.

- Декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы. Как вы думаете, почему?

- Почему декабристы избрали тактику военного переворота?

В итоге заполняются 2 таблицы

Организация, годы существо­вания

Участники

Характер общества, методы

Союз спасения(с 1817г. -Обще­ство истинных и верных сынов Отечества) 1816-1817 гг.



Союз благоденствия

1818-1821 гг.



Северное общество

182 1-1 825 гг.



Южное общество

1821-1825 гг.





А теперь обратимся к стихотворению Ф.Глинки. По жанру – это послание. – К кому оно обращено? (Глинка обращается к Богу как к гражданину, который сочувствует идеалам политической борьбы. Он призывает к активности, к действиям. Псалмы Глинки будили гневные эмоции, они звучали как призыв к действиям сограждан. Это литература призвана воспитывать.)

– Как называются произведения, где ярко подчёркнуты назидательные, воспитывающие читателя цели?

– К какому литературному произведению можно отнести такую литературу?

Вывод: Глинка убеждён, что с помощью искусства можно разрешать конфликты между человеческими страстями нравственным долгом. Аллегория его насыщена атмосферой эмоций, обращена в глубины человеческой души, он открывает её сокровенную тайну. – Какую? (Разлад между земным бытиём и мечтой об идеале.)

– Какому литературному направлению это свойственно? (Элегии.) “Уже занимается заря свободы словесности и нравственности”.

– Что знаете о жанре элегии?

– Каков её лирический герой?

А теперь проследим мысли, чувства и настроения лирического героя стихотворения “К NN”.

– Что нового привносит поэт в жанр элегии? (Гражданственность, самоотречение от любви во имя долга, облик революционного романтика.)

“Ежедневная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувство любви к Отечеству…”

К.Рылеев (один из руководителей восстания) скажет о себе: “Я не поэт, но гражданин”. – В каком произведении мы встречались с концепцией воспитания гражданина? (В “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Радищева)

– Каким видит гражданина Рылеев?

Анализ оды “Я ль буду в роковое время…”


Программа Южного общества- «Русская правда» П.Пестеля (приложение2)

Программа Северного общества- «Конституция» Н.Муравьева(приложение3)

Идеи в творчестве декабриств-писателей (приложение 4)

Власть, форма правления




Крепостное право




Сословный строй




- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

- Определите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.

- Декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы. Как вы думаете, почему?

- Почему декабристы избрали тактику военного переворота?

Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?

Мы выяснили, что своих целей декабристы хотели достичь методом военного переворота. Офицеры -декабристы попытались свой план осуществить 14 декабря 1825 года – они вывели свои полки на Сенатскую площадь.

  1. Декабрьское вооружённое восстание: цели, участники, результат.

План восстания декабристов:

  1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков

  2. Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями

  3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью

  4. Захватить банк и почтамт

  5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права


Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие –нет.

Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?



“14 декабря 1825 года в исторических источниках и художественной литературе”.

1. События 14 декабря 1825 года в освещении Д.С. Мережковского и современных историков.

2. Восстание на Сенатской площади: можно ли считать выступление декабристов подвигом?

3. Значение восстания декабристов для российского государства, общества и культуры.

Декабристы – преступники или герои? Обсуждение вопроса.

  1. Судьба декабризма

Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение.

  1. Арестован и осужден 121 человек

  2. 5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин

Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский

  1. Более 100 декабристов сосланы в Сибирь.


Вопросы: И все-таки что же их побудило выступить против своего же сословия?

В чем вы видите основную причину поражения восстания декабристов?

Как отразилось на дальнейшем развитии России выступление декабристов?

  1. Значение и наследие декабризма.

Обсуждение проблемных вопросов:

- Ради чего декабристы рисковали жизнью и карьерой?

- Как получилось, что декабристы, как представители аристократической интеллигенции боролись не за то, чтобы получить привилегии, а за то, чтобы их лишиться?

- Можно ли их деятельность назвать подвигом?

30 лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на поселении был днём борьбы, днём работы, они утверждали в сознании людей идеалы служения своей Отчизне, они предвидели её будущее.

« В чём жизненный подвиг декабристов? Только ли в выступлении на Сенатской площади?»

 Исследователь и писатель В. Гирченко  так характеризует влияние декабристов на Сибирь: « Не пренебрегая никаким физическим трудом, никаким ремеслом, декабристы на этой трудовой основе строили рациональную хозяйственную деятельность, неизвестную ранее сибирскому населению. Они стремились поднять уровень окружающей их жизни и распространить свет знания на заброшенной далёкой окраине России»

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, даёт основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.

Оценка деятельности декабристов в творческих кругах. Перед вами два стихотворения: Ф.И.Тютчева «Вас развратило Самовластье…»(декабрь 1825г.) и А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…» (1827г.).(Приложение 5)

Какую оценку деятельности декабристам дал Тютчев?

Какую оценку деятельности декабристам дал Пушкин?

Как вы думаете почему мнения так расходятся?

А какова ваша оценка деятельности?

Творчество декабристов в ссылке и на каторге.

Обучающиеся читают стихи и отрывки из стихов декабристов.

- Почему Вы выбрали именно это стихотворение и именно этого автора?

8. Итог урока.

Общественно- поэтическая деятельность декабристов была одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового в России типа человека – человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела. Развитие декабристской литературы было насильственно прервано. Она была разгромлена вместе с политическим движением. История декабризма, а вместе с тем и история декабристской литературы, не заканчивается 14.12 1825г.

Творчество декабристов было связано тесно с их политической деятельностью, мы выяснили, какие идеи они несли в общество. Для того времени могли ли эти идеи стать реальностью? Декабристы всколыхнули передовую часть общества, способствовали тому, что ее усилия оказались направленными на борьбу со злом крепостного права и самодержавием. Можно ли деятельность декабристов назвать подвигом? В чем же истинный подвиг декабристов? Чем мы должны восхищаться?

Учащиеся формулируют свои выводы

Чтение стихотворения В.Кюхельбекера как продолжение идей и идеалов декабризма “Тень Рылеева”.

Выставление оценок: ученикам даётся оценочный лист, где они могут поставить оценку однокласснику, но не себя за работу на уроке.

Список литературы.

Антология “Декабристы”

А.Корнилов. Курс истории России XIX в.

Литература в схемах и таблицах.

Сборник стихов «Поэты-декабристы»

Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.)

Пушкин А.С. Полн.собрание соч. в 10-ти т.т.

Рылеев К.Ф. Думы.

Фёдоров В.А. «Декабристы и их время»,

Нечкина М.В. «Декабристы».

Приложение1

А. Бестужев - о России после 1812 года:

« Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры - на скудость жалованья и непомерную строгость. Матросы - на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры - на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорности, ученый на то, что им не дают учить, молодежь - на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались - все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия была обетованною землею. Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства...»



Приложение 2

(Выдержки из Устава «Союза благоденствия»)

Убеждаясь, что добрая нравственность есть твёрдый оплот благоденствия и чести народной и что при всех об оном заботах правительства едва ли достигнет оное своей цели, ежели управляемые со своей стороны ему в сих намерениях содействовать не станут. «Союз благоденствия» в святую вменяет обязанность распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к бдению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцам назначена.

Всея целью благо Отечества «Союз…» не раскрывает оной от благомыслящих граждан, избежания злобы и зависти действия оного должны производиться втайне, но «Союз», стараясь во всех своих действиях соблюдать в полной строгости правила справедливости и добродетели, отнюдь не обнаруживает тех РАН, излечению коих немедленно приступить не может, ибо не тщеславие или оное какое побуждение, стремление к общему благоденствию им РУКОВОДИТ.

«Союз…» надеется на доброжелательство правительства, основываясь в особенности на следующих изречениях наказа в Бозе почивающей государыни императрицы Екатерины -2:»Если ум их (граждан) не довольно приуготовлен к ним( К новым законам), то возьмите за себя труд их приуготовить, и вы этим уже много сделаете»- и в другом месте:»Весьма дурная политика, которая исправляет законами то, что должно исправить нравами».

Из «Конституции государственного завета» П. И. Пестеля:

4) Весь российский народ составляет одно сословие - граждан­ское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие -гражданское.

7) Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.

8) Верховная власть разделяется на законодательную и верховно исполнительную. Первая поручается Народному Вечу, вторая -Державной думе. Сверх всего нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выхо­дили из своих пределов.

9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных на­родом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми вы­борами. Народная веча есть одно целое Вся законодательная власть в ней обретается. Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором.

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном ни в исполнительном порядке. Народная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное



Из «Русской правды» П. И. Пестеля:

Россия есть государство единое и неразделимое. Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называются те, в коих все части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют и признают и в коих ни одна область не имеет право частно для себя издавать законы и постановления.

Федеративными же называются те государства, в которых области, хотя и признают общую над собой Верховную Власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое со­храняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и политического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрению.

Что же в особенности касается до России ...стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. ... ежели сию разнородность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся А посему постановляется коренным законом Российского государства, что всякая мысль о федера­тивном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государство ...единым и неразделимым...

Все должны быть перед законом равны. Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государст­венным устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постанов­ление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным.

Дворянство. Обладать другими людьми, как собственностью сво­ею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего И потому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и назы­вать другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно унич­тожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимуще­ства обладать другими людьми.

Военные поселяне. Одна из первейших обязанностей Временного верховного правления состоит в уничтожении военных поселений и в осво­бождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежа­щих.

человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческо­го, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым ни косвенным образом исключен. Законы политические должны утверждать и обес­печивать законы духовные и естественные, а не нарушать оные. На­перед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жи­тия, а потом уже о приобретении изобилия.

средства (для этого - Н. С.) состоят в разделении земель на две половины Одна половина получит наименование земли общест­венной, другая - земли частной. Земля общественная будет всему волост­ному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собст­венность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Она бу­дет предназначена для доставления необходимого всем гражданам без изъ­ятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии земли, бу­дучи предназначены для образования частной собственности, служить бу­дут к доставлению изобилия.

Приложение 3

Из «Конституции» Н. Муравьева

Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невоз­можно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! ... Все народы евро­пейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской заслу­живает и то и другое.

Но какой образ правления ему приличен? ... Федеральное или Союзное правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и со­гласило величие народа и свободу граждан.

О состоянии, личных правах и обязанностях русских

10. Все русские равны пред законом.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди.

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.

24. Земли помещиков остаются за ними.

28. Военные поселения немедленно уничтожаются.

29. Разделение людей на 14 классов отменяется. Названия и сосло­вия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все на­званием гражданина или русского.

О народном вече

59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию.

О власти, преимуществах народного веча и составлении законов . 88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате.

89. Всякое предложение получившее согласие Думы и Палаты предста­вителей, должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если император одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило

90. Ежели император по прошествии 10 дней ... не возвратит представ­ленного ему проекта, то оный получает силу закона.

О верховной исполнительной власти

101. Император есть: верховный чиновник Российского прави­тельства.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть...



























Приложение 4

Стихотворение К.Рылеева.

Ах, тошно мне...

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Все в неволе, в тяжкой доле,

Видно век вековать.

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями, как скотами,

Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,

Кто им барство присудил,

И над нами, бедняками,

Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут,

Мы посеем — они жнут,

И свобода у народа

Силой бар задушена.

А что силой отнято

Силой выручим мы то,

И в приволье, на раздолье

Стариною заживем...

Уж так худо на Руси,

Что и боже упаси!

Всех затеев Аракчеев

И всему тому виной.

Он царя подстрекнет,

Царь указ подмахнет,

Ему шутка, а нам жутко,

Тошно так, что ой, ой, ой!

А до бога высоко,

До царя далеко,

Да мы сами ведь с усами,

Так мотай себе на ус.

1824 г.

Приложение 5

Ф.И. Тютчев (декабрь 1825г.)

Вас развратило Самовластье,

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства

Поносит ваши имена, -

И ваша память от потомства

Как труп в земле схоронена.



О, жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула, -

И не осталось и следов.



А.С.Пушкин (1827 г.)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит гордость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа

И братья меч вам отдадут.



















Межпредметная контрольная работа

Тема: Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики.

  1. В чём главные различия двух программ декабристов? Какая более радикальна? Какая более реалистична. Что в обеих программах вы считаете выполнимым, а что - нет в условиях тогдашней России?

  2. В каких произведениях поэтов-декабристов нашли отражения программные политические положения Южного и Северного общества? Какую оценку самодержавию дали поэты-декабристы в своём творчестве?

  3. Какие программные требования декабристов не названы в отрывке стихотворения декабриста Фёдора Вадковского?

Вот за что хотели мы нашу кровь пролить:

Чтобы кровию той волюшку тебе купить,

Чтобы на Руси цепь народа разорвать,

Чтоб солдатушкам в службе век не вековать,

Чтоб везде и всем одинаковый был суд,

И чтобы никто больше не слыхал про кнут…

  1. Сбылись ли надежды декабристов в современной России? Чем бы они восхищались, а чем огорчились? Какие идеи декабристов актуальны и в наши дни?

  2. В чём истинный подвиг декабристов? На основе цитат напишите эссе, раскрывая данную тему.

- «Безумству храбрых поем мы песню?» М.Горький

- «Поэт в России – больше, чем поэт…». Почему «больше»? Как можно понять поэтическую цитату Е.Евтушенко.

- «Тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважение соотечественников». Мария Волконская.

6. Дополнительный вопрос. Кем из декабристов вы больше всего восхищаетесь? Ответ аргументируйте.



Критерии оценивания:

-знание источников;

-умение работать с источниками (правильное осмысление, интерпретация,

группировка);

-наличие собственных суждений, оценок, позиций, их правильная и достаточная аргументация;

-логичность рассуждений.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!