Исламское искусство
Исламское искусство полно жизни и очень своеобразно.
В отличие от христианского искусства, исламское не ограничивается религиозными работами, а включает в себя все художественные традиции мусульманской культуры. Сильная эстетическая привлекательность исламского искусства выходит за пределы времени и пространства, а также различий в языке и культуре.
Все это стало возможным благодаря общим чертам во всех видах исламского искусства, которые и дают ему поразительную согласованность, вне зависимости от места и времени, в котором оно было создано.
Тем не менее, в нем также проглядываются сильные региональные особенности и влияние других культур.
Основы исламского искусства
• Оно включает в себя все виды искусства, а не только религиозное.
• Исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей.
• Ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества.
• Рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.
• Каллиграфия является основным видом искусства
• В исламе письмо имеет высокий статус.
• Роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий.
• Книги это один из главных видов искусства.
• Также в искусстве важны геометрические формы и узоры.
• Изображения людей не встречаются.
Исламское декоративно-прикладное искусство
Интеграция декоративно-прикладного искусства в повседневную жизнь была в значительной мере нормой в традиционном исламском мире.
Идея состоит в том, что ислам является неотъемлемой частью жизни каждого мусульманина и делает ее красивой, также и исламское искусство должно быть использовано для того, чтобы делать повседневные вещи прекрасными.
Исламское искусство делает ударение на украшении, а не на искусстве ради самого искусства.
В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.
Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков.
6
Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды.
11
Исламская миниатюрная живопись - это небольшие картины, которые являются или когда-то были частью рукописи, используемые в качестве фронтисписа или иллюстрации для текста. Рисунки и отдельные картины также были сохранены. Они были либо эскизами, либо должны были быть размещены как самостоятельные произведения искусства в альбоме.
Миниатюры обычно имели бумажной основу, также картон и в редких случаях хлопок или шелк. Яркие цвета, как правило, непрозрачны.
Самые старые сохранившиеся миниатюрные картины были сделаны примерно в 1000 году. Около 1200 года они были найдены в больших количествах. Исламскую миниатюрную живопись часто относят к четырем региональным школам: арабскую, персидскую, индийскую и Османской Турции.
14
Секреты изготовления керамики были известны ещё с древности. Ранние изделия для хозяйственного использования производились из глины с последующим обжигом, имели матовую поверхность и выполняли исключительно практическую функцию. Для придания декоративных свойств мастера украшали свои изделия рельефным орнаментом. Такую посуду производили и использовали на протяжении многих веков, несмотря на появление богатого разнообразия декора.
Постоянно совершенствуя своё мастерство, ремесленники сначала стали добавлять свинец в свои керамические изделия, а затем и изготавливать свинцовую глазурь. С VII века широкое распространение получили монохромные эмали. Необычно сильное влияние оказала на эстетику оформления мусульманской керамики гончарное искусство Китая. В погоне за рецептами китайского фарфора мастера пытались создать белую глиняную массу. Для этого в рецептах использовалась закись олова. Но в результате этого была получена полива белого цвета, которую использовали в качестве эмали для покрытия посуды.
33
Не менее интересны и очень характерны изделия ювелиров исламского мира. Здесь в одном культурном котле варилось огромное количество племен и народов, но объединенных общей религией, языком символизмом. В результате зародился совершенно особый, характерный стиль ювелирных изделий. Для них характерна цветовая гамма, в которой превалируют красный и синий цвета (представленные различными оттенками драгоценных камней, бусин и эмалей), также часто встречаются желтый, зеленый, белый и черный цвета. Украшения часто имеют сложную форму и технику исполнения, в них сочетаются тончайшие орнаменты, каллиграфия и анималистические мотивы.
Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защиты молящегося от грязи (наджисы). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира[1]. Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным, а её чрезмерное использование (например в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами[2].
В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной, полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди, посещая дом христианина, предпочитали садиться на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям[3].