СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Делегация Оренбургской епархии на Поместный собор 1917 – 1918 гг.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году исполняется сто лет с начала открытия Поместного Собора Российской Православной Церкви, ставшего эпохальным событием в жизни не только Церкви, но и всего российского общества. В статье впервые раскрывается участие делегатов от Оренбургской епархии в Соборе во главе с епископом Оренбургским и Тургайским Мефодием (Герасимовым). Владыка как председатель подотдела «О богослужебном языке» Собора сыграл значимую роль в защите церковнославянского языка как богослужебного, в развитии принципов церковной соборности и церковного самоуправления. Решения Поместного Собора и даже прения по животрепещущим вопросам церковной жизни имеют непреходящее историческое значение и актуальность в современности.

Просмотр содержимого документа
«Делегация Оренбургской епархии на Поместный собор 1917 – 1918 гг.»

Мишучков А.А.


Делегация Оренбургской епархии на Поместный собор 1917 – 1918 гг.



В этом году исполняется сто лет с начала открытия Поместного Собора Российской Православной Церкви, ставшего эпохальным событием в жизни не только Церкви, но и всего российского общества. В статье впервые раскрывается участие делегатов от Оренбургской епархии в Соборе во главе с епископом Оренбургским и Тургайским Мефодием (Герасимовым). Владыка как председатель подотдела «О богослужебном языке» Собора сыграл значимую роль в защите церковнославянского языка как богослужебного, в развитии принципов церковной соборности и церковного самоуправления. Решения Поместного Собора и даже прения по животрепещущим вопросам церковной жизни имеют непреходящее историческое значение и актуальность в современности.



Ключевые слова: Поместный Собор, делегация Оренбургской епархии, церковная соборность, церковное управление, патриаршество, защита церковнославянского языка, епископ Мефодий (Герасимов).


Поместный Собор Православной Российской Церкви проходил в период трагических событий русской истории – крушения Российской империи и самодержавия, в эпоху революции и гражданской войны. Перед лицом столь тяжких испытаний и в преддверии еще более ужасных гонений Поместный Собор 28 октября восстановил патриаршество и избрал 5 (18) ноября 1917 г. патриархом выдающегося архиерея и председателя Собора митрополита Московского Тихона (Белавина). Это деяние завершило синодальный период в истории Российской церкви и послужило делу укрепления Церкви, духа верующих в условиях гонений.

Заседания собора продлились более года до сентября 1918 г. и проходили в Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Руководил организацией Собора Соборный Совет. Было учреждено двадцать два отдела, которые предварительно готовили доклады и проекты Определений, выносившихся на пленарные сессии Собора.

В тридцать третьем номере Оренбургского церковно-общественного вестника (ОЦОВ) Преосвященный Мефодий (Герасимов) в приложении издал брошюру (10 стр.) «К вопросу о порядке соборных решений на предстоящем Всероссийском Церковном Соборе», где раскрывает дух, форму и содержание церковной соборности. Вот как отзывается об этой брошюре владыки редактор газеты ОЦОВ Николай Чернавский: «Высшей и контролирующей инстанцией, полагающей в конце концов санкцию соборных решений, составляемых епископами и пресвитерами, по интерпретации Владыки, оказываются миряне, класс пасомый и подчиненный иерархии. Возникает вопрос: в каком положении окажется иерархия, если все решения будут отвергаться по суду мирян? В том же, в каком оказалось Временное правительство под контролем Совета солдатских и рабочих депутатов. Неужели этого хочет Владыка? Если проводить мысль о двухпалатности системы соборного решения, то уж лучше признать высшей палатой – епископат. А не наоборот» [1]. Дискуссия о церковной жизни и выборах перед Поместным Собором развернулась и на июньском епархиальном съезде духовенства и мирян в г. Оренбурге.

Выборы на Собор в Оренбургской епархии, согласно разработанным Предсоборным Советом «Правилам выборов», были трёхступенчатыми: до 23 июля 1917 г. в приходах избирались выборщики, далее до 30 июля выборщики на собраниях в благочиннических округах избирали членов епархиальных избирательных собраний, 8 и 9 августа в актовом зале епархиального женского училища в г. Оренбурге на епархиальном собрании были избраны шесть делегатов на Поместный Собор [2]. От Оренбургской Духовной семинарии в епархиальном собрании участвовали: ректор, архимандрит Варлаам, инспектор Н. Чернавский и преподаватель А. Волков от духовного училища. Выдвигалась достойная кандидатура протоирея В.П. Смелова, но так как он был на Всероссийском миссионерском съезде, то его кандидатура была снята.

Собрание началось с Архиерейского богослужения в сослужении с ректором семинарии, архимандритом Варлаамом, литургии с молебном Спасителю и Богоматери. По запричастном стихе Преосвященный Дионисий, викарный епископ Кустанайский, произнес слово, в котором ярко и образно выразил всю картину опасностей, грозящих Церкви и ту огромную задачу, по преодолению этих антирелигиозных тенденций, по устроению Церкви, которая возлагается на Собор.

В речи при открытии епархиального собрания 8 августа 2017 г. владыка Мефодий обратился со словами: «Достопочтенные избиратели пресвитеры с прочим церковным клиром и верующие миряне! Наступает великий момент созвания святого всероссийского церковного Собора. Собор есть собрание пастырей, епископов и пресвитеров всей церкви и верующего народа для разрешения церковных дел. Первый священный собор был в Иерусалиме, во времена апостолов, который поэтому и называется Апостольским собором. По примеру Апостольского собора собирались соборы в церкви во все последующие времена; собирались церковные соборы в прежнее время и в Русской церкви. Двести пятьдесят лет уже не было собора в Русской церкви, двести пятьдесят лет не было слышно голоса пастырей Русской церкви и верующего русского православного народа. Но вот наступает светлый день созвания святого Собора; это день Успения Пресвятой Богородицы. На соборе будут все епископы правящие епархиями; будут в числе их и я, недостойнейший ваш пастырь – епископ; будут избранные от всех епархий, пресвитеры с прочим клиром и верующие миряне; будут на соборе мужи всякого церковного звания и состояния. Вам сейчас предстоит избрать из своей среды одного достойнейшего из пресвитеров и с ним еще одного из церковного клира и трех благочестивых мужей из верующих мирян. Приступим к ответственному делу избрания с молитвою и призовем Бога в помощь.

На Соборе будут решаться дела веры и благочестия и различного церковного благоустройства. Избирайте поэтому мужей богобоязненных, преданных святой православной церкви, крепких верою; избирайте тех, у кого душа горит огнем веры, чтобы в них исполнились слова Господни: от избытка сердца глаголют уста его (Лук. 6:45). Недостаточно называться только верующим, а нужно жить верой, чтобы душа вся была полна верою и внутренним своим оком видела Бога. Нужно быть верующим на деле, а не на словах только и на языке. А как много ныне таковых! Как много ныне таковых, которые своим умом разрешают тончайшие вопросы богословия, красноречиво говорят о Божественных вещах, и душа их холодна как льдина, не согрета теплотою веры. Безжизненны и бессильны слова таковых; их язык, как говорит св.ап. Павел есть «медь звенящи и кимвал звяцаяй» (1 Кор.13:1), их слова есть мертвый звук металла, не понятный для верующей души, которая ищет Бога и духовного света.

Избирайте мужей кротких сердцем и смиренных духом. В делах веры требуется глубочайшее смирение, потому что истины веры превосходят человеческое разумение. Нужна детская простота сердца, чтобы зреть в своей душе Бога и чувствовать в своем сердце Его невидимое присутствие. Когда семьдесят Апостолов возвратились с проповеди ко Господу и возвестили Ему о силе имени Его, сказано: «в той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаюся Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем. Ей Отче, яко тако бысть благоволение перед тобою» (Лук., 10:21) Господь сокрыл тайны Божии от горделивого человеческого ума и мудрецов века сего и открыл их простецам, имеющим младенческую простоту сердца. Избирайте мужей добраго и безукоризненного жития, потому что сказано: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф., 5:8). Только чистое духовное око, чистая безупречная душа может видеть духовный свет Божественных истин, правильно понимать и разрешать духовные вопросы, как говорит премудрый в «злохудожну душу не внидет премудрость»: в порочную душу не войдет духовная мудрость (Премудр. 1-4). Избирайте мужей рассудительных и если возможно, знакомых с богословскими и светскими науками. Знание этих наук необходимо будет в разрешении многих вопросов Собора. Отцы и учители церкви бывших соборов сияли не только верою и благочестием, но и великой ученостью.

Соборным голосом пастырей и верующего народа говорит и действует воля Духа святого; изволися Святому Духу и нам. Дух святый изрек Свои повеления и явил свою волю устами Апостолов, пресвитеров и верующего народа на святом апостольском соборе в Иерусалиме. Дух Святой будет говорить и устами мужей Святаго Российского Собора. Дух Святый, Дух истины, который по обетованию Господню имеет нас наставить на всяку истину (Иоан., 16:13), наставить на истину и мужей Святаго Российского Собора, чтобы совершить соборное дело во благо матери нашей Святой Православной Российской Церкви и во славу Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Да благословит Господь через наше избрание на свою волю и укажет, кто должен быть из среды вас избран на Святой Российский собор. Аминь» [3].

На епархиальном собрании 9 августа были избраны от духовенства члены делегации на Собор: протоиерей Иоанн Александрович Ильин (1861 – 1932), настоятель Градо-Троицкого собора, кандидат богословия (170 голосов).

От мирян: Несмеянов Дмитрий Архипович (1880 – 1931гг.), псаломщик Вознесенской церкви г. Оренбурга и выдающийся епархиальный миссионер, выдвинут был от мирян прихода Орскаго Спасо-Преображенского собора (162 голоса); Архангельский Иван Иванович, секретарь Оренбургской Духовной Консистории, кандидат права; Остров Борис Алексеевич, 1859 г.р., преподаватель первой оренбургской мужской гимназии (128 голосов); Сергеев Гавриил Гурьевич, крестьянин Затобольского поселка Кустанайского уезда Тургайской области.

Дополнительными членами Собора от духовенства были избраны: иерей Михаил Нассонов (с. Кислинское, Челябинский уезд) (60 голосов); иерей Василий Матросов (с. Дедово-Исаево, Оренбургский уезд) (49 голосов); иерей Савва Цымбалов (Пригородная слобода г. Троицка) (40 голосов); диакон Константин Девятов (г. Троицк) (41 голос), иерей Дмитрий Кононов (31 голос), законоучитель женского Николаевского института г. Оренбурга. Дополнительными членами Собора от мирян были избраны: Петров В.В., директор кустанайского реального училища (163 голоса); Мрачковский, отставной полковник (40); Галицков Ф.О., рабочий Белорецкого завода (63); Альметьев С.П., есаул от ОКВ (162).

Всего было 68 кандидатур от священства и 70 от мирян. Надо отметить, что преподаватели семинарии протоиерей П. Сысуев набрал 39 голосов, протоиерей Н. Чернавский 15 голосов от духовенства и 33 от мирян [2].

Владыка Мефодий отбыл 11 августа на поезде с делегацией на Собор, управление епархией возложено было на первого викария Преосвященного Дионисия, епископа Кустанайского.

От Оренбургской епархии в деятельности Собора, который открылся 15 августа 1917 г., принимало участие шесть человек, в том числе два от духовенства и четыре от мирян. Возглавлял делегацию правящий архиерей Оренбургской епархии, архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий Герасимов, он был назначен председателем одного из подотделов богослужебной комиссии Собора.

Особо следует отметить в числе членов Собора бывшего инспектора Оренбургской Духовной Семинарии Феофана Григорьевича Гаврилова, 1870 г.р., кандидата богословия, который как преподаватель воронежской духовной семинарии участвовал в Соборе от мирян воронежской епархии в отделе Собора о церковном суде.

От Самарской епархии членом Собора был Никольский Алексий Николаевич, 1888г.р., диакон Михаило-Архангельской церкви с. Сорочинского Бузулукского уезда. Бывшие Бузулукское и Бугурусланское викариатства Самарской епархии входят в настоящее время в Бузулукскую епархию Оренбургской митрополии. Поэтому, можно включить представителей от этих благочиний, как представлявших интересы этих благочиний на Соборе.

От челябинского викариатства Оренбургской епархии членом собора был викарный епископ Челябинский Серафим (Александров).

Одним из очевидцев происходящего Собора был священник Самохин И.Г. из села Петрапавловское Орского уезда, который был представителем от Учредительного собрания в г. Москве и также делился своими впечатлениями о событиях на отчетных собраниях оренбургских делегатов Собора.

Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 члена: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Первая сессия Собора, продолжалась с 15 августа по 9 декабря 1917 года и была посвящена вопросам реорганизации высшего церковного управления: восстановления патриаршества, избрания патриарха, определения его прав и обязанностей, учреждения соборных органов для совместного с патриархом управления церковными делами, а также обсуждению правового положения Православной церкви в России.

По окончании первой сессии оренбургские делегаты прибыли с Собора 13 декабря 1917 г. В разделе «хроника» газеты ОЦОВ было отмечено: «Не смотря на перенесенные тяготы московской жизни (владыка несколько раз попадал под обстрелы – авт.), владыка чувствует себя очень бодро. В работах Собора владыка принимал наиболее деятельное участие по богослужебному отделу. Его доклад по вопросу о богослужебном языке лег в основу всех работ отдела. На деяния Собора владыка смотрит с большими надеждами, полагая. Что они внесут много светлых сторон в жизни Русской церкви» [4]. Вместо Б.А. Острова был на последней части сессии Собора бывший полковник Мрачковский.

В среду 20 декабря 1917 г. на епархиальном собрании духовенства и мирян делегаты выступили о результатах собора. Главным был доклад епископа Мефодия (Герасимова) по теме: «О деяниях Всероссийского Церковного Собора, предложенный собранию духовенства и мирян в г. Оренбурге». Епископ Мефодий отметил глубокую мудрость, смирение и скромность при ведении Собора, высокую значимость его решений для судьбы Церкви. Вначале он сказал о характере Собора: «Он был чрезвычайный, во-первых потому, что более двухсот лет не было собора, во-вторых, потому что состав его был чрезвычайный». Владыка поведал историю Соборов в Церкви и их значимость, поднял тему церковной соборности. «В церкви существуют две стихии: иерархия и верующий народ. На Апостольском соборе пресвитеры составляли единую священную власть с апостолами в решении вопросов (Деян. 15:2-6; 16:4). Постановления соборов только тогда получали окончательную силу, когда верующий народ, хранитель и защитник истины (аспистис) принимал эти постановления. Были многие соборы, начиная с древнейших времен, на которых число епископов превосходило иногда число епископов, составлявших Вселенские соборы, и, однако, постановления этих соборов не были приняты верующим народом и были признаны еретическими. Таков Ефесский собор, слывущий под названием разбойничьего, таковы многие икноборческие соборы. У нас в Юго-Западной Руси верующий народ не признал униатских соборов. Церковная жизнь должна созидаться на соборном начале. В делах церкви должны принимать участие обе церковные стихии: иерархия и верующий народ. Иерархия представляет теократическое начало в церкви, верующий народ человеческое церковно-народное начало. Иерархическое начало первенствует перед церковно-народным началом. Дела церкви должны решаться общим голосом всего церковного общества, а не одними епископами. Епископы стоят во главе церковного общества и церковной жизни, но они действуют в тесном и неразрывном единстве с клиром и мирянами… В заключении (прений собора) за мирянами был признан решающий голос также. Как и за епископами, но в той и другой стихии в своей области церковной жизни. В делах священного характера. Каковы церковное учительство, священное действие и пастырство, или, иначе в делах веры и благочестия епископ обладает всей полнотой власти; миряне в решении вопросов веры и благочестия могут принимать участие только с совещательным голосом. В делах церковно-общественного порядка, каковы хозяйственные дела, открытие приходов, духовно-учебные заведения, формальный суд, церковные братства и прочее, положен принцип сочетанной власти, иерархического и церковно-народного начала, с первенством иерархического начала. Миряне имеют решающий голос в этих делах, но решение церковно-народных представительных органов получают силу только тогда, когда с этим решением совпадает решение епископа, т.е. при согласии епископа. При несогласии епископа решение отсутствует, и дело переносится на рассмотрение высшей инстанции церковного управления.

Единоличная власть патриарха не только не теснит церковной соборности, напротив. – составляет завершение соборности, является живым объединяющим началом двух церковных стихий: иерархии и верующего народа. Патриарх, как духовный глава всероссийской паствы есть пастырь, правитель церкви. Первый и старейший между равными ему по благодати священства епископами, имеющий право братского и отеческого наблюдения над сими последними. Имя патриарха возносится за богослужением во всей Российской церкви, как символ духовного и нравственного подчинения его власти и духовного молитвенного единения с ним его всероссийской паствы.

Личность Святейшего Патриарха Тихона примирила самых непримиримых, особенно страшившихся патриаршего всевластия. Душевные качества, которыми патриарх Тихон привлек к себе общие симпатии, это скромность и смирение, соединенные с достоинством, обнаружившиеся особенно в действиях бывшего митрополита Тихона, ныне патриарха. Как председатель собора, он ни разу не позволил сделать ни одного резкого замечания пылким ораторам, заходившим слишком далеко, хотя через это председатель вызывал иногда резкие замечания в отношении самого себя со стороны заинтересованных ораторов. Невольно как-то чувствовалось, в таких случаях, следовало бы этим ораторам щадить благородство Председателя. Если Богу угодно будет продлить дни Святейшего Патриарха Тихона, то патриаршество не только не ослабит, а укрепит церковную соборность. Воля Божия через жребий в лице патриарха Тихона указала такого патриарха, какого нужно в данное время».

Из выступлений на Соборе он выделил участников и темы: как оратора А.В. Карташова при открытии Собора; архиепископа Антония о патриаршестве; архиепископа Тамбовского Кирилла и епископа Георгия Минского о вопросах епархиального управления; епископа Митрофана Астраханского по высшему церковному управлению; протоирея Соколова П.И. о приходских школах. На соборе были затронуты все темы церковной жизни и богословия (аспекты историко-канонический, догматический, практический, юридический и другие) такими выдающимися ораторами как протопресвитером Георгием Шавельским, архиепископом Кишиневским Анастасием, князем Е.И. Трубецким, епископом Пермским Андроником, философом С.Н. Булгаковым, П.П. Кудрявцевым, И.М. Громогласовым, епископом Челябинским Серафимом, знаток старообрядчества, и многих-многих других. Особо владыка Мефодий отметил лучшего оратора Собора П.Д. Несмеянова в отделе по приходам и проповедника Архангельского И.И., который «выполнил трудную и тяжелую миссию объезда Кавказского фронта и раздачи посланий собора к воинам».

Закончил владыка рассмотрением проблемы церковного управления: «Управление епархией принадлежит епископу. Епископ есть Пастырь – правитель епархии, действующий на основании Слова Божия, церковных узаконений (канонов) и церковного предания (обычая) при участии и содействии клира и мирян, осуществляемом в форме организационных началах соборности епархиальных правительственных учреждений. Постановления (решения) епархиальных правительственных учреждений получают законную силу только при согласии с самим епископом; при несогласии епископа с постановлением епархиального учреждения дела переносятся на рассмотрение высшей инстанции церковного управления. Органы епархиального управления, при участии и содействии которых епископ управляет епархией, суть состоящие из выборных членов, епархиальное собрание и епархиальное правление. Епархиальное собрание есть возглавляемое епископом периодически или в порядке чрезвычайных случаев собирающееся из представителей клира и мирян епархиальное учреждение для разрешения общеепархиальных дел. Епархиальное правление есть состоящее из выборных членов от клира и мирян, присутственное место, при содействии которого епархиальный архиерей управляет епархией. Дела нравственного порядка в области епархиального управления, каковы личный епископский суд, рукоположение в священные степени, пастырские мероприятия для созидания паствы, принадлежат во всем объеме власти епископа. В формуле епархиального управления определения власти епископа как учителя веры и совершителя богослужения и таинств исключены, потому что эти моменты епископской власти и подразумеваются в понятии епархиального управления» [5].

Как пишет автор статьи, соредактор ОЦОВ священник Д. Кононов о докладах делегатов мирян: «Опасения, что мирской элемент на Соборе может угрожать Церкви реформацией, оказались напрасными; миряне всегда твердо стояли на началах православия и ревностно отстаивали интересы Церкви» [4].

Особый интерес участников епархиального собрания вызвал «неформальный» доклад П.Д. Несмеянова, который в яркой, сочной художественной манере рассказал о кулуарной жизни Собора: о том, что происходило за стенами соборных совещаний, какие события происходили в Москве и как на них реагировали члены Собора. Можно провести следующую параллель. Владыка Мефодий говорил о значимых решениях соборного разума, о вкладе в эти решения членов Собора. Миссионер Дмитрий Несмеянов поведал о душе Собора, о духовном опыте Церкви, о душевных переживаниях членов Собора [4]. Он активно передавал решения собора через диакона А. Шевченко для публикаций в ОЦОВ, например решения от 13 – 14.11.1917 г. о разделе братских доходов между членами причта.

Тягостное впечатление на членов собрания произвел доклад секретаря Консистории Архангельского И.И., который рассказал о своей поездке по поручению Собора с 30 сентября по 14 ноября 1917 г. в действующую армию на Кавказский фронт. Общее чувство, которые охватило всех участников собрания, было осознание апокалипсиса, будущего жестокого гонения на церковь.

Интересным представляется распорядок деятельности соборян, описанный делегатами. Трудовой день членов Церковного Собора предварялся богослужением, часами и литургией, начиная с 7 ч. утра и кончая к 9 ч. В 9 ч. – чай. Иногда уже в 9 ч. было экстренное заседание какого либо отдела. С 10 ч. – отделы; в эти же часы начинаются и общие собрания, которые ежедневны; заседания оканчивались в третьем часу дня, после которого обед. В 4 ч. дня были иногда срочные заседания отделов, а с 5 ч. вечера и до начала 9 ч. – обычные работы отделов. Вечерний чай – после обеда и ужина. В 9 ч. вечера ужин, с половины 10 до без четверти 11 служилась ежедневно всенощное бдение. С 11 ч. вечера и при наличии электричества происходили частые собеседования по животрепещущим вопросам церковной жизни. Остающееся крайне ограниченное время днем и вечером использовалось многими для чтения книг, газет и ведение дневников, ответы по корреспонденции [6, л. 2].

В свою вторую поездку в Оренбург 2 марта 1918 г. Архангельский И.И. докладывал членам епархиального собрания о участии во второй сессии Собора. Она проходила с 20 января по 7 апреля 1918 года и рассматривала вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. Как сообщал И.И. Архангельский Собору, отовсюду поступают сведения о сильном религиозном движении в городах. «Во многих местах, по требованию народа, совершаются торжественные крестные ходы, в целях подкрепления религиозного чувства и утешения верующих. К сожалению, в некоторых городах советская власть смотрит на эти религиозные проявления как на контрреволюционные выступления, подвергает их расстрелу и арестовывает духовенство. Так было, в Воронеже, Туле, Омске, Шацке, Пензе и других городах» [6, л. 3]. В это время с 26 февраля 1918 г. сам Оренбург находился в осадном положении, объявленном Военно-революционным комитетом, что делало проведение любых собраний небезопасным. 4 апреля (22 марта) белоказаки взяли Оренбург.

Письменный доклад от 14 апреля Всероссийскому церковному Собору о Челябинской епархии посылает в такое грозное время владыка Мефодий (Герасимов) [7]. Он объясняет невозможность преобразования Челябинского викариатства в епархию в силу невозможности собрать общеепархиальный съезд по этому вопросу. От 21 апреля он посылает Собору доклад об открытии самостоятельной Кустанайской епархии [8]. Он считает, что в силу малочисленности приходов викариатства (100) такое разделение усугубит материальное положение священства.

О решениях второй сессии Собора епархиальному собранию в Оренбурге докладывал также П.Д. Несмеянов 13 июля 1918 г. Необходимо отметить, что на данном собрании по Положению о выборах были от каждого округа один клирик и один мирянин из людей «преданных Церкви и сведущих в вопросах церковного благоустроения»; по одному депутату от духовных учебных заведений, духовной консистории, епархиальных попечительств, комитета свечного завода, комитета эмеритальной и похоронной кассы, миссионерского совета и миссионерского комитета, Совета Михаило-Архангельского братства, от монастырей, от редакции ОЦОВ, а также все члены церковно-епархиального совета. Вся церковная общественность в полной мере и из первых уст знакомилась с решениями Собора.

Третья сессия Собора проходила с 19 июня по 7 сентября 1918 года, где были выработаны соборные Определения о деятельности высших органов церковного управления, о Местоблюстителе Патриаршего Престола; о монастырях и монашествующих; о привлечении женщин к деятельному церковному служению; об охране церковных святынь от конфискации и поругания. Отчетов об участии в этой сессии оренбургских делегатов в церковной прессе не было обнаружено, может быть, вследствие гражданской войны, они не смогли участвовать в деятельности Собора.

Важнейшим вкладом в деятельность Собора стало участие епископа Оренбургского Мефодия (Герасимова) как председателя подотдела по богослужебным текстам и церковнославянскому языку в отделе «О богослужении, проповедничестве и церковном искусстве» под председательством архиепископа Евлогия (Георгиевского). Всего в первую сессию Собора состоялось пять заседаний под председательством владыки. Он показал себя как «принципиальный и решительный противник перевода богослужения на русской язык», заявивший: «Для меня лучше смерть, чем лишение славянского богослужения» [9]. С докладами и в прениях на заседаниях выступили 40 человек: 5 епископов, 15 священников и 20 мирян. Все епископы, четверо священников и половина мирян были в защиту церковно-славянского языка. Остальные требовали «удовлетворить желания темного народа слушать богослужение и молиться на родном языке», не только на русском, но и на малороссийском и других языках.

На сороковом заседании отдела «О богослужении» 25 июля 1918 г. состоялось принятие доклада «О церковно-богослужебном языке», которое было заочно одобрено владыками Евлогием (Георгиевским) и Мефодием (Герасимовым). Этот доклад Отдела 15 октября 1918 г. был сделан А.В. Новосельским при заместителе председателя Отдела епископе Симоне и был препровожден на разрешение в ВЦУ и Священному Синоду, но не был утвержден. Вот основные тезисы данного доклада:

1. Славянский язык в богослужении есть великое священное достояние нашей родной церковной старины, и потому он должен сохраняться и поддерживаться как основой язык нашего богослужения.

2. В целях приближения нашего церковного богослужения к пониманию простого народа признаются права общерусского или малороссийского языков для богослужебного употребления.

3. Немедленная и повсеместная замена церковнославянского языка в богослужении общерусским или малороссийским нежелательна и неосуществима.

4. Частичное применение общерусского или малороссийского языка в богослужении (чтение Слова Божия, отдельные песнопения, молитвы, замена отдельных слов и речений и т.п.) для достижения более вразумительного понимания богослужения при одобрении сего церковной властью желательно и в настоящее время.

5. Заявление какого-либо прихода о желании слушать богослужение на общерусском или малороссийском языке в меру возможности подлежит удовлетворению по одобрении перевода церковной властью.

6. Святое Евангелие в таких случаях читается на двух языках: славянском и русском или малороссийском.

7. Необходимо немедленно образовать при Высшем Церковном Управлении особую комиссию как для упрощения и исправления церковнославянского текста богослужебных книг, так и для перевода богослужений на общерусский или малороссийский и на иные употребляемые в Русской Церкви языки, причем, комиссия должна принимать на рассмотрение как уже существующие опыты подобных переводов, так и вновь появляющиеся.

8. Высшее Церковное Управление неотлагательно должно озаботиться изданием богослужебных книг на параллельных языках славянском, общерусском или малороссийском и иных, употребляемых в Православной Русской Церкви языках, а также изданием таковых же отдельных книжек с избранными церковно-богослужебными молитвословиями и песнопениями.

9. Необходимо принять меры к широкому ознакомлению с церковнославянским языком богослужения как через изучение в школах, так и путем разучивания церковных песнопений с прихожанами для общего церковного пения.

10. Употребление церковно-народных стихов, гимнов на русском и иных языках на внебогослужебных собеседованиях по одобренным церковною властью сборникам признается полезным и желательным [10].

Внимание владыки Мефодия к вопросу защиты церковнославянского языка было абсолютно неслучайным, это вопрос сохранения церковной соборности. Он воспринимал эту проблему, как и святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Братья-просветители, создавшие эту могучую стихию благодатного церковного языка, предупреждали славян: «Братия! Храните чистоту православной веры и славянского языка и вы будете непобедимы среди народов. Но, если вы оставите благочестие, веру и разделитесь в языке, то ослабеете и будете порабощены другими племенами». Трагические события в современной Украине, в которой бушует гражданская война среди православных братьев, показывают истину апостольской проповеди о хранении чистоты славянского языка и веры.

В иконописной Свято-Тихоновского православного университета была написана чудная икона «Собор Новомучеников Поместного собора 1917 – 1918 гг.». Есть в ней место и для оренбургских новомучеников, делегатов Собора.

Митрополит Харбинский Мефодий (Герасимов) был канонизирован Православной Церковью за границей, похоронен на кладбище в г. Харбин (Китай).

Миссионер Несмеянов Дмитрий Архипович принял мученическую смерть вместе со свщм. Макарием Квиткиным и другими 31 мучениками. День памяти по святцам 5 апреля (1931г.). Похоронены мученики на кладбище на проспекте Победы в безвестной могиле около Вечного огня [11].

Иерей Василий Карпович Матросов, 1881 г.р., как священник храма в г. Оренбург осужден тройкой УНКВД по Оренбургской области 09.09.1937 г. Захоронен, скорее всего, в безвестной могиле в Зауральной роще, на месте расстрелов 8700 оренбуржцев.

Кононов Дмитрий Михайлович, 1879 г.р., протоиерей кафедрального собора и Троицкой церкви г. Оренбурга, видный деятель епархиального управления (до 1925г., до первой ссылки), который вместе со свщм. епископом Иаковом (Маскаевым) искоренял обновленчество. Безвестно пропал после осуждения в 1931 г. к 8 годам в исправительно-трудовом лагере. С матушкой остались сиротами восемь детей.

Первый в Оренбургской епархии викарный епископ Челябинский Серафим (Александров) (1867 -2.12.1937г.), с 1910 г. епархиальный миссионер в Оренбурге, секретарь Соборного епископского совещания, с 1933 г. митрополит Казанский и Свияжский, расстрелян в Казахстане 2.12.1937 г.

Личный секретарь владыки Мефодия (Герасимова), сопровождавший его на Соборе, Иван Емельянович Еременко. С именем Иоасаф схиархимандрит Серафим (Томин) постриг его в монахи, по благословению митрополита Нестора (Анисимова), тоже участника Собора. В 1962 г. в Грузии он был убит за веру во Христа.

Печальной была кончина активного участника собора Иоанна Александровича Ильина, уклонившегося в обновленчество. С 1929 по 1931 гг. он был архиепископом Оренбургским, скончался в Челябинске в 1932 г. [12]. Его судьба показывает, как непросто найти истинный путь к Богу.

Подвиг оренбургских делегатов Поместного Собора, засвидетельствовавших своей жизнью и кончиной веру во Христа, является исторически значим спустя сто лет после описываемых событий. Они горели верой, противостояли гонениям против Церкви и обновленчеству. Нравственная высота жизни и свидетельство веры при кончине причисляет их к воинству Небесной Церкви, которая молится о духовном возрождении церкви земной.


Литература:

  1. Оренбургский церковно-общественный вестник (ОЦОВ), №33, от 06.08.1917 г. Л.2.

  2. Оренбургский церковно-общественный вестник, №34, от 10.08.1917 г., Л.2.

  3. Оренбургский церковно-общественный вестник, №35, от 13.08.1917 г., Л.1.

  4. Оренбургский церковно-общественный вестник, №52, от 25.12.1917 г. Л.2.

  5. Оренбургский церковно-общественный вестник, №3-4, от 14-21.01.1918 г. Л.1

  6. Оренбургский церковно-общественный вестник, №9, от 18.03.1917 г.

  7. Оренбургский церковно-общественный вестник, №10, от 14.04.1917 г., Л.2

  8. Оренбургский церковно-общественный вестник, №11, от 18.04.1917 г., Л.3.

  9. Шайцан В. Дискуссия о богослужебном языке Русской Церкви на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Электронный ресурс: http://www.portal-slovo.ru/theology/44738.php

  10. Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.). – М.: Языки русской культуры, 2001, с.296 –297. (цит. по ГАРФ, Ф.3431, Оп.1 №174, Л.213).

  11. Божий адвокат. Оренбургский епархиальный миссионер Дмитрий Несмеянов и его труды/ под ред. Н. Стремского – п. Саракташ, 2014. С. 21.

  12. Обновленческий раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Сост. И. В. Соловьев. М., Издательство Крутицкого подворья, 2002. С. 769.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!