- Давайте приступим к решению 1 задачи и вспомним, что такое слог. - Давайте послушаем, что говорится об этом в словаре С. Ожегова: «Слог – это звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха.» - Например, слово МАМА разделить на две части. Эти части и называются слогами. Каждый слог произносится отдельным дыхательным толчком. – Как произносится слог? (одним толчком выдыхаемого воздуха) - Давайте произнесём слово НИ-НА по слогам. Все вместе НИ-На - Ребята, мы чётко слышим слоги, когда кого-то зовём. Вот, например, представьте, что наш Вова заблудился в лесу. Чтобы позвать его, что мы делаем? (кричим имя) - Давайте вместе тихонько позовём Вову. Вместе, три-четыре: ВО-ВА. - Мы чётко слышим первый слог ВО и второй ВА –ВОВА. - А ещё слог – это часть слова. Давайте произнесём имя Вова без последнего слога. - *произносят* ВО. Мы понимаем, что это имя? (нет). - Значит без этой важной части слова, слово не может существовать. - Ребята, сделаем вывод, что такое слог? (часть слова, сочетание звуков, которое произносим одним толчком выдыхаемого воздуха.) - Это сочетание звуков. - решили мы первую задачу, вспомнили, что такое слог? (да) - Что мы сделали? (вспомнили, что такое слог) - Приступим к решению второй задачи. Нам нужно вспомнит, как можно разделить слова на слоги. Кто из вас помнит с прошлого года, как это можно делать? (руку на локоток «рубим слово на слоги» - Давайте научим Незнайку делить слова на слоги. - Посмотрите, на слайде появилось изображение. Кто изображён? - Верно, это слово корова. Давайте посчитаем, сколько в нём слогов. - Есть два секрета, как мы можем это сделать. Сейчас мы научим этим секретам Незнайку. - Первый секрет: можно разделить слово рукой. - Для этого поставим руку на локоток и «порубим» слово на слоги. - Поставили все вместе и проговариваем, три-четыре: КО-РО-ВА. - Сколько раз у нас опустилась рука? (3 раза) - Совершенно верно, три раза. Значит сколько в этом слове слогов? (три) - Верно, в слове корова три слога. - Есть еще второй секрет. - Кто знает, как ещё можно определить количество слогов в слове? (по количеству гласных) - Это второй секрет, совершенно верно. - Есть правило в русском языке: в слове столько слогов, сколько в нём гласных. - Давайте научим Незнайку и этому способу. Посчитаем, сколько гласных в слове КОРОВА. - Какая первая гласная? (о) *ставлю указку на 1 о* Один! - Вторая (тоже о) *ставлю указку на 2 о* Два! - Третья? (а) *ставлю указку на а* Три! - Сколько гласных? - Верно, три. - Значит сколько слогов? (Три) - Смотрите, на слайде у нас каждый слог отделён чертой, мы тоже будем разделять слоги чертой. - Давайте запишем это слово в тетради, разделяя слово на слоги чертой. Возьмём ручки и вначале строки напишем слово, кто хочет у доски? - *Имя* записывает у доски, остальные – в тетради. - Ребята, а как вы думаете, может быть так, что слог состоит из одной буквы? - Давайте с вами понаблюдаем как раз над тем словом, с которым не справился Незнайка. Слово ЯГОДНЫЙ. - Давайте попробуем «порубить» это слово? - Ставим руку на локоток и произносим: Я-ГОД-НЫЙ. - Сколько слогов? (3) - Давайте перепроверим, правильно ли мы «порубили» и посчитаем гласные. Сколько их? (3) - Какие это гласные? (я, о, ы) - Какой у нас первый слог получился? (Я) - Буква я, совершенно верно. Так может ли слог состоять из одной буквы? (да) - Да, ребята. Слог может состоять из одной буквы, если это гласная. - Значит, какой правильный ответ на вопрос Незнайки. Три слога в этом слове или четыре? (три) - Давайте еще раз пронаблюдаем этот способ. - Какое слово мы будем делить вы узнаете, если отгадаете загадку. - Вот в школе прозвенел звонок, Ребят зовёт он на…(урок) - Верно, это слово УРОК. Поделим его на слоги. - Ручку на локоток и считаем слоги. - Сколько раз опустилась рука? (два) - Сколько слогов? (два) - Верно, два. Какой первый слог? (буква У) - Видите, ребята, одна гласная буква может быть одним слогом. - Давайте запишем это слово, разделяя на слоги. Кто хочет записать? - *имя* работает у доски, остальные в тетради. - Давайте сделаем вывод. 1 .Что такое слог? (часть слова, сочетание звуков) 2. Сколько в слове слогов, как узнать?(посчитать гласные) 3. Какими способами-секретами можно разделить на слоги? (можно посчитать гласные или «разделить» рукой) - Ребята, скажите, решили мы вторую задачу? Мы вспомнили, как делить слова на слоги? (да) - Как мы это сделали? (вспомнили правила деления на слоги) |