Департамент образования мэрии города Новосибирска
Дворец творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор»
Городской конкурс исследовательских проектов
учащихся 5-8 классов
Направление: естественно-научный проект
Деление многочленов: свойства,
способы и области применения
Автор: Сивова Маргарита,
МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А.Быкова»
8 класс ,Центральный округ г.Новосибирска
Консультант проекта: Давыдова Татьяна Николаевна,
учитель математики
Контактный телефон руководителя:
8-923-705-52-97
г. Новосибирск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. Актуальность.…………………………………………………………3
2. Многочлен. Основные понятия………………………………………………….4
3. Немного истории…………………………………………………………………5
а) Об Этьене Безу……………………………………………………………………………5
б) Теорема Безу………………………………………………………………………………6
в) О Горнере Уильям Джордже ……………………………………………………………………………6
4. Условия делимости………………………………………………………………..7
5. Свойства делимости………………………………………………………………9
6. Деление «столбиком»…………………………………………………………….9
7.Схема Горнера……………………………………………………………………11
8. Применение теории делимости…………………………………………………14
А)Нахождение остатка от деления многочлена на двучлен……………………14
Б)Нахождение значения функции в точке………………………………………..15
В)Разложение многочлена на множители……………………………………….15
Г)Сокращение алгебраических дробей……………………………………………15
Д)Решение уравнений………………………………………………………………16
9. Сравнительная таблица…………………………………………………………19
10.Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………...26
Приложение: сборник задач
Введение. Актуальность
Математика помогает человеку в решении задач жизнедеятельности и производства. Любая данная ситуация рассматривается нами как математическая модель. Математической моделью может быть уравнение, алгебраическое выражение, график и прочее. Для упрощения данных математическая модель должна быть представлена в виде произведения и/или сокращена. В алгебре курса основной школы известны различные способы разложения алгебраического выражения на множители, это: вынесение общего множителя за скобки, разложение с помощью формул сокращенного умножения, способ группировки. Известен прием такого преобразования, как деление многочленов, данный прием не рассматривается в курсе алгебры основной школы, но знание этого приема расширяет спектр возможностей для решения задач.
Следует знать, что для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по математике важно умение делить многочлены, это может существенно упростить решение той или иной задачи, но данное умение в школьной программе недостаточно отрабатывается. Поэтому изучение теории делимости многочленов уже в текущих классах может помочь мне при решении алгебраических задач.
Проблема: в школьной программе отсутствует теория деления многочленов, однако это знание может помочь при решении алгебраических уравнений.
Способы решения проблемы: получение информации из различных источников (интернет, математические справочники и учебники, научные работы); создание собственного буклета-справочника на выбранную тему.
Цель: изучение способов и свойств деления многочленов.
Методы: анализ научной литературы.
Продукт: математический буклет-справочник на основе полученных знаний.
Ресурсы: полученная информация, бумага, деньги.
Задачи проекта:
1.Изучить основные понятия, теоремы и алгоритмы теории делимости(20.02.20);
2.Показать использование теории делимости многочленов в решении алгебраических задач (01.03.20);
3.Подобрать задачи для самостоятельного решения для учащихся 7-8 классов на применение теории делимости многочленов (10.03.20);
4. Сделать сравнительную таблицу на основе полученных знаний (15.01.20)
5. Создать буклет-справочник для ежедневного применения(20.03.20 – 20.04.20).
Планируемый результат:
Справочник-буклет должен быть небольшим;
Его оформление, как внутреннее, так и внешнее, должно быть приятно глазу;
Каждая тема в справочнике должна быть систематизирована и показана на конкретных примерах.
Многочлен, общие понятия
Многочлен – это сумма одночленов; одночлен считается частным случаем многочлена 2a2b; −3d3; a; . 8x2 − 3a + 41; 7aуу– 7ay2+5aуу+a;5x3y – 7a3b4 .
Данный многочлен можно привести к стандартному виду. Говорят, что многочлен имеет стандартный вид, если все его члены записаны в стандартном виде и среди них нет подобных: 17aуу– 7ay2+5aуу+a =17ay2 – 7ay2+5ay2+а=15ay2+а
Многочлены, которые состоят из двух и трех членов, имеют специальные названия – двучлен и трехчлен соответственно. Так х+у – это двучлен(бином), а 2x3q−qx2+7b – трехчлен(трином), многочлен (полином)
В своей работе я буду использовать многочлены стандартного вида первой степени, второй, третьей и четвёртой. (Степенью многочлена называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов).
В школе наиболее часто приходится работать с линейным двучленом a·x+b, где a и b– некоторые числа, а x – переменная, а также с квадратным трехчленом a·x2+b·x+c, где a, b и c – некоторые числа, а x – переменная. Вот примеры линейных двучленов: x+1 и 2x-5, а вот примеры квадратных трехчленов: x2+3x−5 и 3х2–2x–5.
Немного истории
В XIX - начале XX века метод Горнера занимал значительное место в английских и американских учебниках по алгебре. Именем Горнера названа схема деления многочлена на двучлен (х - а). До этого предшественник Горнера Этьен Безу доказал теорему о том, что остаток от деления Р(х) на двучлен
(х-а) равен Р(а). Горнер умер 22 сентября 1837 года. После смерти Горнера сын, которого тоже звали Уильям, продолжил управление школой в Бате.
Схема Горнера – способ деления многочлена Р(х) на бином x−a. Работать придётся с таблицей, первая строка которой содержит коэффициенты заданного многочлена. Первым элементом второй строки будет число a, взятое из бинома x−a.
А) Об Этьене Безу
Э тье́н Безу́, французский математик, член Французской академии наук.
Дата рождения: 31 марта 1730 г
Место рождения: страна Франция, Немур.
Дата смерти:27 сентября 1783.
Научная сфера: теория чисел.
Б) Теорема Безу
Остаток от деления многочлена на многочлен равен .
Доказательство: Степень остатка меньше 1, следовательно, остаток — константа. Пусть - остаток. Это равенство верно при любых значениях .
Положим, что :
Что и требовалось доказать.
Важнейшим следствием теоремы Безу является то, что корни целочисленного многочлена являются делителями его свободного члена.
в) О Горнере Уильям Джордже
Г орнер Уильям Джордж (1786 - 1837) — английский математик. Родился в городе Бристоль в Англии. Получил образование в Кингствудской школе Бристоля. В возрасте 14 лет он стал помощником директора в Кингствудской школе и директором 4 года спустя. Он уехал из Бристоля и основал свою собственную школу в 1809 году в Бате.
Основные труды относятся к решению алгебраических уравнений. В 1819 году опубликовал способ приближённого вычисления действительных корней многочлена, который называется теперь способом Руффини - Горнера (этот способ был известен китайцам еще в XIII веке). Работа была напечатана в философских работах Королевского научного сообщества.
Условия делимости
Для того, чтобы поделить один многочлен на другой, сначала надо понять, возможно ли это деление. Поделить многочлены нельзя:
Если показатель степени в высшем члене делимого меньше, чем в высшем члене делителя, так как при этом условии невозможно получить высший член частного.
Если показатель степени в низшем члене делителя меньше, чем в низшем члене делимого, так как при этом условии нельзя получить низший член частного.
Если многочлены удовлетворяют двум предыдущим условиям, то это еще не значит, что деление возможно. В этом случае надо приступить к делению и продолжать до тех пор, пока не убедимся в возможности или невозможности получить частное в виде многочлена.
При этом надо различать 2 случая:
Когда многочлены расположены по убывающим степеням главной буквы, то мы продолжаем деление пока в остатке не получим ноль (тогда деление возможно и завершено), или пока не дойдем до такого остатка, первый член которого имеет главную букву с меньшим показателем, чем высший член делителя (тогда деление невозможно).
Например, рассмотрим деление многочленов.
Пример1.
Выполним деление многочлена на многочлен
|
________ ____
______________ __
_________ _
Деление невозможно, так как первый член остатка не делится на первый член делителя.
Когда многочлены разложены по возрастающим степеням. «Сколько мы бы ни продолжали деление, никогда не получим остатка, у которого показатель 1-го члена был бы меньше показателя 1-го члена делителя, потому что при таком расположение показатели главной буквы в первых членах остатков будут увеличиваться.»
Например, рассмотрим деление многочленов.
Пример 2
|
Продолжая действие дальше, мы бы получили в частном, но если бы возможно было бы получить целое частное (без остатка), то последний член должен был бы быть ( от деления высшего члена делимого на высший член делителя); значит, деление невозможно.
Свойства делимости многочленов
Говорят, что многочлен P(x) делится на многочлен Q(x), если существует многочлен S(x), такой, что P(x) = Q(x).S(x). Многочлен S(x) называется частным от деления P(x) на Q(x).
Теория делимости многочленов имеет следующие свойства:
1 ) Если P1(x) и P2(x) делятся на Q(x); то P1(x) + P2(x) и P1(x)_P2(x)делятся на Q(x);
2) Если P(x) делится на Q(x); а T(x) – произвольный многочлен; то P(x).T(x) делится на Q(x);
3) Если P(x) делится на Q(x), а Q(x) делится на H(x), то P(x) делится на H(x).
4) Если ненулевой многочлен P(x) делится на Q(x), то deg P(x) ≥ deg Q(x),где deg(Р(x) и Q(x)-степени этих многочленов.
5) Еесли deg P(x) = deg Q(x); то P(x) делится на Q(x) тогда и только тогда, когда эти многочлены пропорциональны (многочлены называются пропорциональными, если один из них получается из другого умножением на число, отличное от 0).
6. Деление многочленов «столбиком»
В алгебре, деление многочленов столбиком — алгоритм деления многочлена f(x) на многочлен g(x), степень которого меньше или равна степени многочлена f(x). Алгоритм представляет собой обобщенную форму деления чисел столбиком, легко реализуемую вручную.
Покажем, что
Частное и остаток от деления могут быть найдены в ходе выполнения следующих шагов:
а) Делим первый элемент делимого на старший элемент делителя, помещаем результат под чертой .
б). Умножаем делитель на полученный выше результат деления (на первый элемент частного). Записываем результат под первыми двумя элементами делимого .
в) Вычитаем полученный после умножения многочлен из делимого, записываем результат под чертой
.
г). Повторяем предыдущие 3 шага, используя в качестве делимого многочлен, записанный под чертой.
д). Повторяем шаг 4.
Итак, чтобы разделить многочлен P(x) на многочлен Q(x) нужно:
Расположить делимое и делитель по убывающим степеням х;
2. Разделить старший член делимого на старший член делителя; полученный одночлен сделать первым членом частного;
3. Первый член частного умножить на делитель; результат вычесть из делимого; полученная разность является первым остатком;
4. Чтобы получить следующий член частного, нужно с первым остатком поступить так, как поступали с делимым и делителем в пунктах 2 и 3.
7. Схема Горнера
Схема Горнера – способ деления многочлена
Pn(x)=∑i=0naixn−i=a 0xn+a 1x n−1+a 2x n-2+…+a n-1x+an
на бином x−a. Работать придётся с таблицей, первая строка которой содержит коэффициенты заданного многочлена. Первым элементом второй строки будет число a, взятое из бинома x−a:
После деления многочлена n-ой степени на бином x−a, получим многочлен, степень которого на единицу меньше исходного, т.е. равна n−1. Непосредственное применение схемы Горнера проще всего показать на примерах.
Разделить 5x4+5x3+x2−11 на x−1, используя схему Горнера.
Решение
Составим таблицу из двух строк: в первой строке запишем коэффициенты многочлена 5x4+5x3+x2−11, расположенные по убыванию степеней переменной x. Заметьте, что данный многочлен не содержит x в первой степени, т.е. коэффициент перед x в первой степени равен 0. Так как мы делим на x−1, то во второй строке запишем единицу:
Начнем заполнять пустые ячейки во второй строке. Во вторую ячейку второй строки запишем число 5, просто перенеся его из соответствующей ячейки первой строки:
Следующую ячейку заполним по такому принципу: 1⋅5+5=10:
Аналогично заполним и четвертую ячейку второй строки: 1⋅10+1=11:
Для пятой ячейки получим: 1⋅11+0=11:
И, наконец, для последней, шестой ячейки, имеем: 1⋅11+(−11)=0:
Задача решена, осталось только записать ответ:
Как видите, числа, расположенные во второй строке (между единицей и нулём), есть коэффициенты многочлена, полученного после деления 5x4+5x3+x2−11 на x−1. Естественно, что так как степень исходного многочлена 5x4+5x3+x2−11 равнялась четырём, то степень полученного многочлена 5x3+10x2+11x+11 на единицу меньше, т.е. равна трём. Последнее число во второй строке (ноль) означает остаток от деления многочлена 5x4+5x3+x2−11 на x−1. В нашем случае остаток равен нулю, т.е. многочлены делятся нацело. Этот результат ещё можно охарактеризовать так:
значение многочлена 5x4+5x3+x2−11 при x=1 равно нулю.
Можно сформулировать вывод и в такой форме: так как значение многочлена 5x4+5x3+x2−11 при x=1 равно нулю, то единица является корнем многочлена 5x4+5x3+x2−11.
Можно записывать решение покороче:
5x4+5x3+x2−11 делим на х – 1
| 5 | 5 | 1 | 0 | -11 |
1 | 5 | 10 | 11 | 11 | 0 |
1*5 + 5 = 10
1*10 + 1 = 11
1* 11 + 0 = 11
1* 11 + (-11) = 0
Записать ответ: 5x4+5x3+x2−11 = (5x3+10x2+11x+11) (х – 1) + 0
8. Задачи на применение теории делимости
а) Нахождение остатка от деления
1)Найти остаток от деления многочлена на двучлен .
Решение: Исходя из теоремы Безу, искомый остаток соответствует значению многочлена в точке . Тогда подставляем в выражение для многочлена вместо . Получаем: .
Ответ: остаток равен 5.
2) Определить делится ли многочлен на двучлен.
| Определить делится ли без остатка многочлен на двучлен . |
Решение | Найдем остаток от деления многочлена на двучлен . По теореме Безу остаток будет равен , так как заданный двучлен можно представить в виде . Найдем значение многочлена в точке : Остаток равен нулю, следовательно, многочлен делится на без остатка. |
б)Нахождение значения функции в точке
Найти значение f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x − 5 в точке 3.
Решение: Напомним теорему Безу: Значение многочлена f (x) в точке c равно остатку от деления f (x) на (x − c). Разделим f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x – 5 на х-3:
Ответ: f (3) = 16
В) Разложение многочлена на множители
Разложите на множители многочлен x3-7x -6.
Решение: данный многочлен имеет целые коэффициенты. Если целое число является корнем этого многочлена, то оно является делителем числа 6. Таким образом, если у данного многочлена есть целые корни, то это могут быть только числа ±1; ±2; ±3;±6. Непосредственной проверкой убеждаемся, что число -1 является корнем этого многочлена. Значит исходный многочлен должен делиться на x-(-1)=х+1,т.к. для того, чтобы многочлен f(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Получаем, что x3 – 7x -6 = (x+1)Q(x), где Q(x) − многочлен второй степени: Q(x)= x2 – x -6
г)Сокращение дробей
2x3+7x2-8x+12 | = | 2(x-1/2)(x+6)(x-2) | = | 2(x+6)(x-2) | = | 2(x+6)(x-2) |
x-1/2 | (x-1/2) | 1 |
Ответ: 2(x+6)(x-2)
д) Решение уравнений
Решите уравнение.
1) 2x2-3x-5=0; f(x)=2x2-3x-5
f(-1)=2(-1)2-3(-1)-5=0, значит будем f(x) делить на (x+1)
Разделим уголком:
а) 2x2:(x)=2x поставим под уголок
2x2-3x-5 | x+1 | | Умножим 2x на (x+1) |
| 2x | |
б) 2x(x+1)=2x2+2x подставим под выражением 2x2-3x-5.
в) Вычтем (2x2-3x-5)-(2x2+2x)=-5x-5
2x2-3x-5 | | x+1 |
2x2+2x | | 2x |
| -5x-5 | |
г) (-5x):x=-5
2x2-3x-5 | x+1 |
2x2+2x | 2x-5 |
| -5x-5 | |
д) -5*(x+1)=-5x-5. Подставим под -5x-5
2x2-3x-5 | x+1 |
2x2+2x | 2x-5 |
| -5x-5 | |
| -5x-5 | |
е) (-5x-5)-(-5x-5)=0, значит остаток равен нулю.
2x2-3x-5 | x+1 |
2x2+2x | 2x-5 |
| -5x-5 | |
| -5x-5 | |
| 0 | |
| x+1=0 |
| 2x-5=0 |
Процесс деления закончен.
Ответ: -1; 2,5
2) Найдите корни уравнения х3 + 4х2 + х – 6 = 0.
Решение: Находим делители свободного члена ±1; ± 2; ± 3; ± 6. Один из корней многочлена будет равен 1. Корнем многочлена является 1, а значит исходный многочлен должен делиться на х-1. Строим таблицу для применения схемы Горнера:
| 1 | 4 | 1 | – 6 |
1 | 1 | 1 ∙ 1 + 4 = 5 | 5 ∙ 1 + 1 = 6 | 6 ∙ 1 + (– 6) = 0 |
| | | | |
Итак, коэффициенты частного – числа 1, 5, 6, а остаток r = 0. Значит,
х3 + 4х2 + х – 6 = (х – 1) (х2 + 5х + 6) = 0
Отсюда: х – 1 = 0 или х2 + 5х + 6 = 0; х = 1, х1 = – 2; х2 = –3.
Ответ: 1, – 2, – 3.
3)Решить уравнение: 4x3 - 19x2 + 19x + 6 = 0
Решение: Для начала нужно методом подбора найти один корень. Обычно он является делителем свободного члена. В данном случае делителями числа 6 являются ±1, ±2, ±3, ±6.
Проверим х=1: 4 - 19 + 19 + 6 = 10 ⇒ число 1 не является корнем многочлена
Проверим х= -1: -4 - 19 - 19 + 6 = -36 ⇒ число -1 не является корнем многочлена
Проверим х= 2: 4 ∙ 8 - 19 ∙ 4 + 19 ∙ 2 + 6 = 0 ⇒ число 2 является корнем многочлена
Мы нашли один из корней многочлена. Корнем многочлена является 2, а значит исходный многочлен должен делиться на x – 2, т.к. для того, чтобы многочлен Р(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Для того чтобы выполнить деление многочленов, воспользуемся схемой Горнера:
Таким образом, мы исходный многочлен разложили на множители:
4x3 - 19x2 + 19x + 6 = (x - 2)(4x2 - 11x - 3)
И теперь, всего лишь, осталось найти корни квадратного уравнения
4x2 - 11x - 3 = 0, х= -0.25; х=3 |
|
мы нашли все корни уравнения: x = 2; 3; -0.25
9. Сравнительная таблица на основе полученных знаний
Сравнение традиционных методов решения: вынесения общего множителя за скобки, способа группировки, применения формул сокращенного умножения и нового метода – деления многочленов.
Традиционный метод решения | Новый метод решения |
Пример 1 Решите уравнение Объединим первый член с третьим и второй с четвертым: Вынесем общие множители в группах: Очевидно, что у всего выражения появился общий множитель. Вынесем его за скобки: Теперь можем перейти к решению уравнения: Произведение равно нулю только если хотя бы один из множителей равен нулю. Составим и решим уравнения: Решим первое уравнение: – уравнение не имеет решения, так как квадрат любого числа это число неотрицательное, то есть большее либо равное нулю; Решим второе уравнение: Ответ: -2 Время выполнения: 13 минут Требуется знание формул сокращенного умножения | Пример 1 Решите уравнение Для начала нужно методом подбора найти один корень. Обычно он является делителем свободного члена. В данном случае делителями числа 6 являются ±1, ±2, ±3, ±6. При х=-2, (-2)3+2(-2)2+3(-2)+6=0, число-2 является корнем многочлена Мы нашли один из корней многочлена. Корнем многочлена является 2, а значит исходный многочлен должен делиться на x + 2, т.к. для того, чтобы многочлен Р(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Для того чтобы выполнить деление многочленов, воспользуемся схемой Горнера: Таким образом, мы исходный многочлен разложили на множители: И теперь, всего лишь, осталось найти корни квадратного уравнения Время выполнения: 4 минуты Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления |
Пример 2 Решите уравнение Данное уравнение эквивалентно системе: Ответ: −4. Время выполнения: 10 минут Требуется знание алгоритма решения рационального уравнения, знание алгоритма решения квадратного уравнения | Пример 2 Решите уравнение Заметим, что -3 является корнем квадратного трёхчлена 2х2 + 7х + 3 Тогда воспользуемся схемой Горнера для разложения его на множители: 2х2 + 7х + 3=(х + 3) (2х + 1) Заметим, что х2 – 9 = (х – 3) (х + 3) Тогда упростив левую часть, получим уравнение 2х + 1 = х – 3, откуда х = -4 Ответ: −4. Время выполнения: 5 минут Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления |
Пример 3 Сократите дробь Решение: Начнем с коэффициентов. Наибольшее число, на которое делятся 35 и 7 – это 7. Среди степеней a наименьшая . Среди степеней b - . Таким образом общий множитель – это 7 . Выносим его за скобки. Каждое слагаемое, стоящее в скобках, делим на этот множитель. При этом отдельно делим число, отдельно – степени с одинаковыми основаниями. Получаем: Время выполнения: 6 минут | Пример 3 Сократите дробь Решение: Поделив столбиком 35 а3 в2 на 7 а2 в3 сразу получается в частном 5а * 1/в = 5а/в Время выполнения: 2 минуты Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления |
Пример 4 Разложить на множители многочлен x3-7x -6. Решение: x3-7x -6 = Х3 – х – 6х – 6 = = х(х2 – 1) -6 (х + 1) = х(х – 1)(х + 1) – 6(х + 1) (х + 1)(х2 – х - 6) Ответ: (x+1)(x2 – x -6) время выполнения: 15 минут Требуется владение способами разложения многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, способ группировки; хорошее владение алгебраическим аппаратом | Пример 4 Разложить на множители многочлен x3-7x -6. Решение: данный многочлен имеет целые коэффициенты. Если целое число является корнем этого многочлена, то оно является делителем числа 6. Таким образом, если у данного многочлена есть целые корни, то это могут быть только числа ±1; ±2; ±3;±6. Непосредственной проверкой убеждаемся, что число -1 является корнем этого многочлена. Значит исходный многочлен должен делиться на x-(-1)=х+1,т.к. для того, чтобы многочлен f(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Получаем, что x3 – 7x -6 = (x+1)Q(x), где Q(x) − многочлен второй степени: Q(x)= x2 – x -6 Ответ: (x+1)(x2 – x -6) Время выполнения: 11 минуты Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления |
Пример 5 Найти значение f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x − 5 в точке 3. Решение: f (3) = 3 3 – 3*3 2 + 7*3 − 5 = 27 – 27 + 21 – 5 = 16 Время выполнения: 6 минут | Пример 5 Найти значение f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x − 5 в точке 3. Решение: Напомним теорему Безу: Значение многочлена f (x) в точке c равно остатку от деления f (x) на (x − а). Разделим f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x – 5 на х-3: Ответ: f (3) = 16 Время выполнения: 6 минут Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления |
Проведенный анализ выявил ряд преимуществ для решения задач новым методом – методом деления многочленов:
Время на разложение на множители алгебраического выражения в среднем уменьшается в среднем на 6 минут
Применение данного метода не требует запоминания формул сокращенного умножения
Применение данного метода не требует знания алгоритма метода группировки и способа вынесения общего множителя за скобки
Не смотря на ряд преимуществ, выявлены и проблемы применения данного метода:
Проверка условий делимости требует дополнительных временных затрат
Алгоритм деления многочленов труден к восприятию
Применение только метода деления многочленов не способствует к запоминанию традиционных методов решения.
10. Заключение
Теорема Безу дает возможность, найдя один корень многочлена, искать далее корни многочлена, степень которого на 1 меньше: если Р(а) = 0, то Р(х)= (x - а)∙Q(x), и остается решить уравнение Q(x) = 0. Иногда этим приемом - он называется понижение степени - можно найти все корни многочлена. А если при этом владеть схемой Горнера, то это можно сделать намного быстрее. Следовательно, можно без труда разложить многочлен на множители, а далее решить уравнение или/и сократить алгебраическую дробь.
Итак, теория делимости многочленов предлагает математический аппарат для описания этих законов. Этот математический аппарат является таким же логически строгим и точным, как математический аппарат в других разделах математики. Рассмотренные понятия позволяют дать определение теории делимости многочленов: теория делимости многочленов - это математическая наука, изучающая деление одного многочлена на другой.
Данная работа помогает разобраться в сущности теории делимости многочленов, научиться решать с помощью нее математические уравнения, понять в каких ещё областях она может применяться. Материалы работы можно использовать на математических кружках, спецкурсах, факультативах, а также при подготовке к итоговой аттестации. Для этого мною создан буклет-справочник, надеюсь, что он будет полезен всем, интересующимся математикой!
ачало
Список литературы
1. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. – 12-е изд., испр. И доп. – М. : Мнемозина, 2010. – 271 с. : ил.
2 . Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. – 12-е изд., испр. И доп. – М. : Мнемозина, 2009. – 271 с. : ил.
3. М.Я. Выгодский Справочник по элементарной математике: - М., 1972., 416 стр. с илл.
4. Энциклопедия онлайн «Википедия»: статья о делимости многочленов.
5. sbiryukova.narod.ru: статья о делимости многочленов.
4. www.ref.by/refs: статья о теореме Безу.
6. ega-math.narod.ru: статья о вычислениях многочленов.
7. http://math-oqe.sdamqia.ru/
13