СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Делимость многочленов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа моей ученицы 8б класса по математике для фестиваля проектов по математике. Работа представляет из себя исследовательский проект (вордовский документ, презентация, портфолио, сборник задач)

Просмотр содержимого документа
«Делимость многочленов»

Департамент образования мэрии города Новосибирска

Дворец творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор»



Городской конкурс исследовательских проектов

учащихся 5-8 классов





Направление: естественно-научный проект



Деление многочленов: свойства,

способы и области применения







Автор: Сивова Маргарита,

МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А.Быкова»

8 класс ,Центральный округ г.Новосибирска

Консультант проекта: Давыдова Татьяна Николаевна,

учитель математики

Контактный телефон руководителя:

8-923-705-52-97



г. Новосибирск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ



1.Введение. Актуальность.…………………………………………………………3

2. Многочлен. Основные понятия………………………………………………….4

3. Немного истории…………………………………………………………………5

а) Об Этьене Безу……………………………………………………………………………5

б) Теорема Безу………………………………………………………………………………6

в) О Горнере Уильям Джордже ……………………………………………………………………………6

4. Условия делимости………………………………………………………………..7

5. Свойства делимости………………………………………………………………9

6. Деление «столбиком»…………………………………………………………….9

7.Схема Горнера……………………………………………………………………11

8. Применение теории делимости…………………………………………………14

А)Нахождение остатка от деления многочлена на двучлен……………………14

Б)Нахождение значения функции в точке………………………………………..15

В)Разложение многочлена на множители……………………………………….15

Г)Сокращение алгебраических дробей……………………………………………15

Д)Решение уравнений………………………………………………………………16

9. Сравнительная таблица…………………………………………………………19

10.Заключение……………………………………………………………………...25

Список литературы………………………………………………………………...26

Приложение: сборник задач





  1. Введение. Актуальность

Математика помогает человеку в решении задач жизнедеятельности и производства. Любая данная ситуация рассматривается нами как математическая модель. Математической моделью может быть уравнение, алгебраическое выражение, график и прочее. Для упрощения данных математическая модель должна быть представлена в виде произведения и/или сокращена. В алгебре курса основной школы известны различные способы разложения алгебраического выражения на множители, это: вынесение общего множителя за скобки, разложение с помощью формул сокращенного умножения, способ группировки. Известен прием такого преобразования, как деление многочленов, данный прием не рассматривается в курсе алгебры основной школы, но знание этого приема расширяет спектр возможностей для решения задач.

Следует знать, что для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по математике важно умение делить многочлены, это может существенно упростить решение той или иной задачи, но данное умение в школьной программе недостаточно отрабатывается. Поэтому изучение теории делимости многочленов уже в текущих классах может помочь мне при решении алгебраических задач.

Проблема: в школьной программе отсутствует теория деления многочленов, однако это знание может помочь при решении алгебраических уравнений.

Способы решения проблемы: получение информации из различных источников (интернет, математические справочники и учебники, научные работы); создание собственного буклета-справочника на выбранную тему.

Цель: изучение способов и свойств деления многочленов.

Методы: анализ научной литературы.

Продукт: математический буклет-справочник на основе полученных знаний.

Ресурсы: полученная информация, бумага, деньги.

Задачи проекта:

1.Изучить основные понятия, теоремы и алгоритмы теории делимости(20.02.20);

2.Показать использование теории делимости многочленов в решении алгебраических задач (01.03.20);

3.Подобрать задачи для самостоятельного решения для учащихся 7-8 классов на применение теории делимости многочленов (10.03.20);
4. Сделать сравнительную таблицу на основе полученных знаний (15.01.20)

5. Создать буклет-справочник для ежедневного применения(20.03.20 – 20.04.20).

Планируемый результат:

  • Справочник-буклет должен быть небольшим;

  • Его оформление, как внутреннее, так и внешнее, должно быть приятно глазу;

  • Каждая тема в справочнике должна быть систематизирована и показана на конкретных примерах.

  1. Многочлен, общие понятия

Многочлен – это сумма одночленов; одночлен считается частным случаем многочлена 2a2b;  −3d3;  a; . 8x2 − 3a + 41; 7aуу– 7ay2+5aуу+a;5x3y – 7a3b4 .

Данный многочлен можно привести к стандартному виду. Говорят, что многочлен имеет стандартный вид, если все его члены записаны в стандартном виде и среди них нет подобных: 17aуу– 7ay2+5aуу+a =17ay2 – 7ay2+5ay2+а=15ay2

Многочлены, которые состоят из двух и трех членов, имеют специальные названия – двучлен и трехчлен соответственно. Так х+у – это двучлен(бином), а 2x3q−qx2+7b – трехчлен(трином), многочлен (полином)

В своей работе я буду использовать многочлены стандартного вида первой степени, второй, третьей и четвёртой. (Степенью многочлена называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов).

В школе наиболее часто приходится работать с линейным двучленом a·x+b, где a и b– некоторые числа, а x – переменная, а также с квадратным трехчленом a·x2+b·x+c, где a, b и c – некоторые числа, а x – переменная. Вот примеры линейных двучленов: x+1 и 2x-5, а вот примеры квадратных трехчленов: x2+3x−5 и 3х2–2x–5.

  1. Немного истории

В XIX - начале XX века метод Горнера занимал значительное место в английских и американских учебниках по алгебре. Именем Горнера названа схема деления многочлена на двучлен (х - а). До этого предшественник Горнера Этьен Безу доказал теорему о том, что остаток от деления Р(х) на двучлен

(х-а) равен Р(а). Горнер умер 22 сентября 1837 года. После смерти Горнера сын, которого тоже звали Уильям, продолжил управление школой в Бате.

Схема Горнера – способ деления многочлена Р(х) на бином x−a. Работать придётся с таблицей, первая строка которой содержит коэффициенты заданного многочлена. Первым элементом второй строки будет число a, взятое из бинома x−a.

А) Об Этьене Безу

Э тье́н Безу́, французский математик, член Французской академии наук.

Дата рождения: 31 марта 1730 г

Место рождения: страна Франция, Немур.

Дата смерти:27 сентября 1783.

Научная сфера: теория чисел.

Б) Теорема Безу

Остаток от деления многочлена на многочлен равен .

Доказательство: Степень остатка меньше 1, следовательно, остаток — константа. Пусть - остаток. Это равенство верно при любых значениях .

Положим, что :

Что и требовалось доказать.

Важнейшим следствием теоремы Безу является то, что корни целочисленного многочлена являются делителями его свободного члена.

в) О Горнере Уильям Джордже

Г орнер Уильям Джордж (1786 - 1837) ­—­ английский математик. Родился  в городе Бристоль в Англии. Получил образование в Кингствудской школе Бристоля. В возрасте 14 лет он стал помощником директора в Кингствудской школе и директором 4 года спустя. Он уехал из Бристоля и основал свою собственную школу в 1809 году в Бате.

Основные труды относятся к решению алгебраических уравнений. В 1819 году опубликовал способ приближённого вычисления действительных корней многочлена, который называется теперь способом Руффини - Горнера (этот способ был известен китайцам еще в XIII веке). Работа была напечатана в философских работах Королевского научного сообщества.

  1. Условия делимости

Для того, чтобы поделить один многочлен на другой, сначала надо понять, возможно ли это деление. Поделить многочлены нельзя:

  1. Если показатель степени в высшем члене делимого меньше, чем в высшем члене делителя, так как при этом условии невозможно получить высший член частного.

  2. Если показатель степени в низшем члене делителя меньше, чем в низшем члене делимого, так как при этом условии нельзя получить низший член частного.

  3. Если многочлены удовлетворяют двум предыдущим условиям, то это еще не значит, что деление возможно. В этом случае надо приступить к делению и продолжать до тех пор, пока не убедимся в возможности или невозможности получить частное в виде многочлена.

При этом надо различать 2 случая:

  1. Когда многочлены расположены по убывающим степеням главной буквы, то мы продолжаем деление пока в остатке не получим ноль (тогда деление возможно и завершено), или пока не дойдем до такого остатка, первый член которого имеет главную букву с меньшим показателем, чем высший член делителя (тогда деление невозможно).

Например, рассмотрим деление многочленов.

Пример1.

Выполним деление многочлена  на многочлен 


 |

________ ____



______________ __

_________ _



Деление невозможно, так как первый член остатка не делится на первый член делителя.

  1. Когда многочлены разложены по возрастающим степеням. «Сколько мы бы ни продолжали деление, никогда не получим остатка, у которого показатель 1-го члена был бы меньше показателя 1-го члена делителя, потому что при таком расположение показатели главной буквы в первых членах остатков будут увеличиваться.»

Например, рассмотрим деление многочленов.

Пример 2

 |













Продолжая действие дальше, мы бы получили  в частном, но если бы возможно было бы получить целое частное (без остатка), то последний член должен был бы быть  ( от деления высшего члена делимого на высший член делителя); значит, деление невозможно.



  1. Свойства делимости многочленов

Говорят, что многочлен P(x) делится на многочлен Q(x), если существует многочлен S(x), такой, что P(x) = Q(x).S(x). Многочлен S(x) называется частным от деления P(x) на Q(x).

Теория делимости многочленов имеет следующие свойства:

1 ) Если P1(x) и P2(x) делятся на Q(x); то P1(x) + P2(x) и P1(x)_P2(x)делятся на Q(x);

2) Если P(x) делится на Q(x); а T(x) – произвольный многочлен; то P(x).T(x) делится на Q(x);

3) Если P(x) делится на Q(x), а Q(x) делится на H(x), то P(x) делится на H(x).

4) Если ненулевой многочлен P(x) делится на Q(x), то deg P(x) ≥ deg Q(x),где deg(Р(x) и Q(x)-степени этих многочленов.

5) Еесли deg P(x) = deg Q(x); то P(x) делится на Q(x) тогда и только тогда, когда эти многочлены пропорциональны (многочлены называются пропорциональными, если один из них получается из другого умножением на число, отличное от 0).

6. Деление многочленов «столбиком»

В алгебре, деление многочленов столбиком — алгоритм деления многочлена f(x) на многочлен g(x), степень которого меньше или равна степени многочлена f(x). Алгоритм представляет собой обобщенную форму деления чисел столбиком, легко реализуемую вручную.

Покажем, что

Частное и остаток от деления могут быть найдены в ходе выполнения следующих шагов:

а) Делим первый элемент делимого на старший элемент делителя, помещаем результат под чертой .

б). Умножаем делитель на полученный выше результат деления (на первый элемент частного). Записываем результат под первыми двумя элементами делимого .

в) Вычитаем полученный после умножения многочлен из делимого, записываем результат под чертой

.

г). Повторяем предыдущие 3 шага, используя в качестве делимого многочлен, записанный под чертой.

д). Повторяем шаг 4.

Итак, чтобы разделить многочлен P(x) на многочлен Q(x) нужно:

  1. Расположить делимое и делитель по убывающим степеням х;

2. Разделить старший член делимого на старший член делителя; полученный одночлен сделать первым членом частного;

3. Первый член частного умножить на делитель; результат вычесть из делимого; полученная разность является первым остатком;

4. Чтобы получить следующий член частного, нужно с первым остатком поступить так, как поступали с делимым и делителем в пунктах 2 и 3.

7. Схема Горнера

Схема Горнера – способ деления многочлена

Pn(x)=∑i=0naixn−i=a 0xn+a 1x n−1+a 2x n-2+…+a n-1x+an

на бином x−a. Работать придётся с таблицей, первая строка которой содержит коэффициенты заданного многочлена. Первым элементом второй строки будет число a, взятое из бинома x−a:

После деления многочлена n-ой степени на бином x−a, получим многочлен, степень которого на единицу меньше исходного, т.е. равна n−1. Непосредственное применение схемы Горнера проще всего показать на примерах.

Разделить 5x4+5x3+x2−11 на x−1, используя схему Горнера.

Решение

Составим таблицу из двух строк: в первой строке запишем коэффициенты многочлена 5x4+5x3+x2−11, расположенные по убыванию степеней переменной x. Заметьте, что данный многочлен не содержит x в первой степени, т.е. коэффициент перед x в первой степени равен 0. Так как мы делим на x−1, то во второй строке запишем единицу:

Начнем заполнять пустые ячейки во второй строке. Во вторую ячейку второй строки запишем число 5, просто перенеся его из соответствующей ячейки первой строки:

Следующую ячейку заполним по такому принципу: 1⋅5+5=10:

Аналогично заполним и четвертую ячейку второй строки: 1⋅10+1=11:

Для пятой ячейки получим: 1⋅11+0=11:

И, наконец, для последней, шестой ячейки, имеем: 1⋅11+(−11)=0:

Задача решена, осталось только записать ответ:

Как видите, числа, расположенные во второй строке (между единицей и нулём), есть коэффициенты многочлена, полученного после деления 5x4+5x3+x2−11 на x−1. Естественно, что так как степень исходного многочлена 5x4+5x3+x2−11 равнялась четырём, то степень полученного многочлена 5x3+10x2+11x+11 на единицу меньше, т.е. равна трём. Последнее число во второй строке (ноль) означает остаток от деления многочлена 5x4+5x3+x2−11 на x−1. В нашем случае остаток равен нулю, т.е. многочлены делятся нацело. Этот результат ещё можно охарактеризовать так:

значение многочлена 5x4+5x3+x2−11 при x=1 равно нулю.

Можно сформулировать вывод и в такой форме: так как значение многочлена 5x4+5x3+x2−11 при x=1 равно нулю, то единица является корнем многочлена 5x4+5x3+x2−11.

Можно записывать решение покороче:

5x4+5x3+x2−11 делим на х – 1


5

5

1

0

-11

1

5

10

11

11

0

1*5 + 5 = 10

1*10 + 1 = 11

1* 11 + 0 = 11

1* 11 + (-11) = 0

Записать ответ: 5x4+5x3+x2−11 = (5x3+10x2+11x+11) (х – 1) + 0

8. Задачи на применение теории делимости

а) Нахождение остатка от деления

1)Найти остаток от деления многочлена   на двучлен  .

Решение: Исходя из теоремы Безу, искомый остаток соответствует значению многочлена в точке  . Тогда    подставляем в выражение для многочлена   вместо  . Получаем:   .

Ответ: остаток равен 5.

2) Определить делится ли многочлен на двучлен.




Определить делится ли без остатка многочлен   на двучлен  .

Решение

Найдем остаток от деления многочлена  на двучлен . По теореме Безу остаток будет равен  , так как заданный двучлен можно представить в виде  . Найдем значение   многочлена в точке  :

Остаток равен нулю, следовательно, многочлен   делится на   без остатка.

б)Нахождение значения функции в точке

Найти значение f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x − 5 в точке 3.

Решение: Напомним теорему Безу: Значение многочлена f (x) в точке c равно остатку от деления f (x) на (x − c). Разделим f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x – 5 на х-3:

3

1

-3

7

-5

1

0

7

16

Ответ: f (3) = 16

В) Разложение многочлена на множители

Разложите на множители многочлен x3-7x -6.

Решение: данный многочлен имеет целые коэффициенты. Если целое число является корнем этого многочлена, то оно является делителем числа 6. Таким образом, если у данного многочлена есть целые корни, то это могут быть только числа ±1; ±2; ±3;±6. Непосредственной проверкой убеждаемся, что число -1 является корнем этого многочлена. Значит исходный многочлен должен делиться на x-(-1)=х+1,т.к. для того, чтобы многочлен f(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Получаем, что x3 – 7x -6 = (x+1)Q(x), где Q(x) − многочлен второй степени: Q(x)= x2 – x -6

г)Сокращение дробей

2x3+7x2-8x+12

=

2(x-1/2)(x+6)(x-2)

=

2(x+6)(x-2)

=

2(x+6)(x-2)

x-1/2

(x-1/2)

1

Ответ: 2(x+6)(x-2)

д) Решение уравнений

Решите уравнение.

1) 2x2-3x-5=0; f(x)=2x2-3x-5

f(-1)=2(-1)2-3(-1)-5=0, значит будем f(x) делить на (x+1)

Разделим уголком:

а) 2x2:(x)=2x поставим под уголок

2x2-3x-5

x+1


Умножим

2x на (x+1)


2x


б) 2x(x+1)=2x2+2x подставим под выражением 2x2-3x-5.

2x2-3x-5

x+1

2x2+2x

2x

в) Вычтем (2x2-3x-5)-(2x2+2x)=-5x-5



2x2-3x-5


x+1

2x2+2x


2x


-5x-5


г) (-5x):x=-5

2x2-3x-5

x+1

2x2+2x

2x-5


-5x-5




д) -5*(x+1)=-5x-5. Подставим под -5x-5



2x2-3x-5

x+1

2x2+2x

2x-5


-5x-5



-5x-5




е) (-5x-5)-(-5x-5)=0, значит остаток равен нулю.

2x2-3x-5

x+1

2x2+2x

2x-5


-5x-5



-5x-5



0



x+1=0


2x-5=0

Процесс деления закончен.

Ответ: -1; 2,5



2)  Найдите корни уравнения   х3 + 4х2 + х – 6 = 0.

Решение: Находим делители свободного члена ±1; ± 2; ± 3; ± 6. Один из корней многочлена будет равен 1. Корнем многочлена является 1, а значит исходный многочлен должен делиться на х-1. Строим таблицу для применения схемы Горнера:


1

4

1

– 6

1

1

1 ∙ 1 + 4 = 5

5 ∙ 1 + 1 = 6

6 ∙ 1 + (– 6) = 0






Итак, коэффициенты частного – числа 1, 5, 6, а остаток r = 0. Значит,

х3 + 4х2 + х – 6 = (х – 1) (х2 + 5х + 6) = 0

Отсюда: х – 1 = 0 или х2 + 5х + 6 = 0; х = 1, х1 = – 2;   х2 = –3.

Ответ: 1, – 2, – 3.

3)Решить уравнение: 4x3 - 19x2 + 19x + 6 = 0

Решение: Для начала нужно методом подбора найти один корень. Обычно он является делителем свободного члена. В данном случае делителями числа 6 являются ±1, ±2, ±3, ±6.

Проверим х=1: 4 - 19 + 19 + 6 = 10 ⇒ число 1 не является корнем многочлена

Проверим х= -1: -4 - 19 - 19 + 6 = -36 ⇒ число -1 не является корнем многочлена

Проверим х= 2: 4 ∙ 8 - 19 ∙ 4 + 19 ∙ 2 + 6 = 0 ⇒ число 2 является корнем многочлена

Мы нашли один из корней многочлена. Корнем многочлена является 2, а значит исходный многочлен должен делиться на x – 2, т.к. для того, чтобы многочлен Р(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Для того чтобы выполнить деление многочленов, воспользуемся схемой Горнера:

2

4

-19

19

6

4

-11

-3

0





Таким образом, мы исходный многочлен разложили на множители:

4x3 - 19x2 + 19x + 6 = (x - 2)(4x2 - 11x - 3)

И теперь, всего лишь, осталось найти корни квадратного уравнения

4x2 - 11x - 3 = 0, х= -0.25; х=3


мы нашли все корни уравнения: x = 2; 3; -0.25

9. Сравнительная таблица на основе полученных знаний

Сравнение традиционных методов решения: вынесения общего множителя за скобки, способа группировки, применения формул сокращенного умножения и нового метода – деления многочленов.

Традиционный метод решения

Новый метод решения

Пример 1

Решите уравнение

Объ­еди­ним пер­вый член с тре­тьим и вто­рой с чет­вер­тым:

Вы­не­сем общие мно­жи­те­ли в груп­пах:

Оче­вид­но, что у всего вы­ра­же­ния по­явил­ся общий мно­жи­тель. Вы­не­сем его за скоб­ки:

Те­перь можем пе­рей­ти к ре­ше­нию урав­не­ния:

Про­из­ве­де­ние равно нулю толь­ко если хотя бы один из мно­жи­те­лей равен нулю. Со­ста­вим и решим урав­не­ния:

Решим первое уравнение:

 – уравнение не имеет решения, так как квадрат любого числа это число неотрицательное, то есть боль­шее либо рав­ное нулю;

Решим вто­рое урав­не­ние:

Ответ: -2

Время выполнения: 13 минут

Требуется знание формул сокращенного умножения

Пример 1

Решите уравнение

Для начала нужно методом подбора найти один корень. Обычно он является делителем свободного члена. В данном случае делителями числа 6 являются ±1, ±2, ±3, ±6.

При х=-2, (-2)3+2(-2)2+3(-2)+6=0, число-2 является корнем многочлена

Мы нашли один из корней многочлена. Корнем многочлена является 2, а значит исходный многочлен должен делиться на x + 2, т.к. для того, чтобы многочлен Р(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Для того чтобы выполнить деление многочленов, воспользуемся схемой Горнера:



-2

1

2

3

6

1

0

3

0

Таким образом, мы исходный многочлен разложили на множители:

И теперь, всего лишь, осталось найти корни квадратного уравнения

х= -2

Время выполнения: 4 минуты

Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления

Пример 2

Решите уравнение 

Данное уравнение эквивалентно системе:



Ответ: −4.





Время выполнения: 10 минут

Требуется знание алгоритма решения рационального уравнения, знание алгоритма решения квадратного уравнения

Пример 2

Решите уравнение 

Заметим, что -3 является корнем квадратного трёхчлена 2х2 + 7х + 3

Тогда воспользуемся схемой Горнера для разложения его на множители:



-3

2

7

3

2

1

0





2 + 7х + 3=(х + 3) (2х + 1)

Заметим, что х2 – 9 = (х – 3) (х + 3)

Тогда упростив левую часть, получим уравнение 2х + 1 = х – 3, откуда х = -4

Ответ: −4.

Время выполнения: 5 минут

Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления

Пример 3

Сократите дробь

Решение:

Начнем с коэффициентов. Наибольшее число, на которое делятся 35 и 7 – это 7.

Среди степеней a наименьшая  .

Среди степеней b -  .

Таким образом общий множитель – это 7 . Выносим его за скобки.

Каждое слагаемое, стоящее в скобках, делим на этот множитель. При этом отдельно делим число, отдельно – степени с одинаковыми основаниями. Получаем:

Время выполнения: 6 минут

Пример 3

Сократите дробь

Решение:

Поделив столбиком 35 а3 в2 на 7 а2 в3 сразу получается в частном

5а * 1/в = 5а/в







Время выполнения: 2 минуты

Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления

Пример 4

Разложить на множители

многочлен x3-7x -6.

Решение: x3-7x -6 = Х3 – х – 6х – 6 =

= х(х2 – 1) -6 (х + 1) = х(х – 1)(х + 1) – 6(х + 1)

(х + 1)(х2 – х - 6)



Ответ: (x+1)(x2 – x -6)



время выполнения: 15 минут

Требуется владение способами разложения многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, способ группировки; хорошее владение алгебраическим аппаратом



Пример 4

Разложить на множители многочлен x3-7x -6.

Решение: данный многочлен имеет целые коэффициенты. Если целое число является корнем этого многочлена, то оно является делителем числа 6. Таким образом, если у данного многочлена есть целые корни, то это могут быть только числа ±1; ±2; ±3;±6. Непосредственной проверкой убеждаемся, что число -1 является корнем этого многочлена. Значит исходный многочлен должен делиться на

x-(-1)=х+1,т.к. для того, чтобы многочлен f(х) делился на двучлен х-а, необходимо и достаточно, чтобы при х=а он обращался в нуль. Получаем, что x3 – 7x -6 = (x+1)Q(x), где Q(x) − многочлен второй степени: Q(x)= x2 – x -6

Ответ: (x+1)(x2 – x -6)

Время выполнения: 11 минуты

Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления

Пример 5

Найти значение f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x − 5 в точке 3.



Решение: f (3) = 3 3 – 3*3 2 + 7*3 − 5 =

27 – 27 + 21 – 5 = 16







Время выполнения: 6 минут

Пример 5

Найти значение f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x − 5 в точке 3.

Решение: Напомним теорему Безу: Значение многочлена f (x) в точке c равно остатку от деления f (x) на (x − а). Разделим f (x) = x 3 − 3x 2 + 7x – 5 на х-3:

3

1

-3

7

-5

1

0

7

16

Ответ: f (3) = 16

Время выполнения: 6 минут

Требуется знание и проверка условий делимости многочленов и умение применять алгоритм деления



Проведенный анализ выявил ряд преимуществ для решения задач новым методом – методом деления многочленов:

  1. Время на разложение на множители алгебраического выражения в среднем уменьшается в среднем на 6 минут

  2. Применение данного метода не требует запоминания формул сокращенного умножения

  3. Применение данного метода не требует знания алгоритма метода группировки и способа вынесения общего множителя за скобки

Не смотря на ряд преимуществ, выявлены и проблемы применения данного метода:

  1. Проверка условий делимости требует дополнительных временных затрат

  2. Алгоритм деления многочленов труден к восприятию

  3. Применение только метода деления многочленов не способствует к запоминанию традиционных методов решения.

10. Заключение

Теорема Безу дает возможность, найдя один корень многочлена, искать далее корни многочлена, степень которого на 1 меньше: если Р(а) = 0, то Р(х)= (x - а)∙Q(x), и остается решить уравнение Q(x) = 0. Иногда этим приемом - он называется понижение степени - можно найти все корни многочлена. А если при этом владеть схемой Горнера, то это можно сделать намного быстрее. Следовательно, можно без труда разложить многочлен на множители, а далее решить уравнение или/и сократить алгебраическую дробь.

Итак, теория делимости многочленов предлагает математический аппарат для описания этих законов. Этот математический аппарат является таким же логически строгим и точным, как математический аппарат в других разделах математики. Рассмотренные понятия позволяют дать определение теории делимости многочленов: теория делимости многочленов - это математическая наука, изучающая деление одного многочлена на другой.

Данная работа помогает разобраться в сущности теории делимости многочленов, научиться решать с помощью нее математические уравнения, понять в каких ещё областях она может применяться. Материалы работы можно использовать на математических кружках, спецкурсах, факультативах, а также при подготовке к итоговой аттестации. Для этого мною создан буклет-справочник, надеюсь, что он будет полезен всем, интересующимся математикой!



ачало

 



Список литературы

1. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. – 12-е изд., испр. И доп. – М. : Мнемозина, 2010. – 271 с. : ил.

2 . Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. – 12-е изд., испр. И доп. – М. : Мнемозина, 2009. – 271 с. : ил.

3. М.Я. Выгодский Справочник по элементарной математике: - М., 1972., 416 стр. с илл.

4. Энциклопедия онлайн «Википедия»: статья о делимости многочленов.

5.  sbiryukova.narod.ru: статья о делимости многочленов.

4.  www.ref.by/refs: статья о теореме Безу.

6.  ega-math.narod.ru: статья о вычислениях многочленов.

7. http://math-oqe.sdamqia.ru/















13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!