Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя школа
Выполнила: Прусакова Елена Анатольевна – учитель русского языка и литературы
Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, роли патриотизма в будущем страны.
- Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания
- Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеофильм «Что ты оставишь после себя?», справочная литература, листы бумаги, ручки.
Форма проведения: деловая игра.
ХОД ИГРЫ
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий 1: читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Ведущий 2: Здравствуйте участники игры, болельщики и уважаемые учителя. Мы рады Вас приветствовать на деловой игре «Что значит быт патриотом сегодня?».
Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами обсудим такую актуальную тему: "Что значит быть патриотом сегодня?"
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.
Словарь С.И.Ожегова
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
"Патриотизм", "Любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл.
Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт. (ответы детей)
Ведущий 1: Члены жюри ___________________________________________
Ведущий 2: Условие:
команда получает за правильный, полный ответ – 3 балла,
за неполный, неточный ответ – 2 балла.
За дополнение – 1балл.
За всё время игры, команда может один раз обратиться за помощью к своим болельщикам.
Ведущий 1: Представляем Вам команды.
Названия команд на столах.
«__________________»
«__________________»
«__________________»
Ведущий 1: Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести разминку для команд-участниц:
Разминка для участников игры:
Задание: Ответить на вопросы викторины:
Кто является 4-ды Героем Советского Союза? (Г. Жуков)
Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в Берлине? (Фёдоров, Кантария)
Самое популярное женское имя в годы Великой Отечественной войны? (Катюша)
Кому из женщин первой было присвоено звание Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны? (Зое Космодемьянской)
Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы ВОв? (И.В. Сталин)
Осенью 1941 года по Москве ходили слухи, что этого человека Гитлер приказал повесить первым, как только город будет взят. О ком шла речь? (Ю. Б. Левитан)
Назовите земляков - участников ВОв. (Эюпов И.Э., Аматов М.А., Караманов М., Сафвров С. и т.д.)
Назовите земляков - тружеников тыла. (Джанаева А.Д., Сафаралиева С., Шабанова С., и т.д.)
Отважный летчик уроженец Северной Осетии. Принявший неравный бой с фашистскими истребителями над Ачикулаком. Его имя носит местная школа. Назовите имя героя? (Джантимир Чипиров).
Ведущий 2: Спасибо нашим командам за правильные ответы.
А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Ведущий 1:
- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…
- Предлагаем участникам нашей деловой игры 1-е задание.
1-е Задание:
- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Родина
Память
Ордена
Москва
Честь
Россия
Ведущий 1:
- Команды готовы отвечать.
Слайд с ребусами
Ведущий 2:
- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История района – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.
- Предлагаем словесную игру «Так какой он, наш район?»
2-е Задание:
- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных) о нашем районе на каждую букву, которые есть в названии нашего района «Камышинский».
Например:
К – культурный, компактный, космический…
А –…активный, артистичный…
М – молодой, музыкальный…
Ы – ……..
Ш – шикарный, щедрый…
И – интерактивный, интересный…
Н – независимый, необыкновенный, новый…
С– славный, светлый, современный…
К – красивый, комфортный…
И (Й) – идеальный, изумительный…
Ведущий 1:
- Команды готовы отвечать…
- С чего начинается Родина… с родной природы.
Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.
Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Игра по экологии
3-е Задание:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.
- Представителю команды необходимо подойти к березе и сорвать два любых листочка, желтой и синей пометками. Задания находятся в листочках.
Исключения для команд-участниц:
1.Назовите две лишних птицы, которые не водятся в Волгоградской области: дрозд, синица, свиристель, казуар, ворона, дятел, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
2.Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Волгоградской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Ведущий 2: - Команды готовы
Ведущий 1: Следующее задание вопросы по картинам:
1. Назовите художника картины «Золотая осень» (Исаак Ильич Левитан)
2. «Грачи прилетели» (Алексей Кондратьевич Саврасов)
3. «Зима» (Иван Иванович Шишкин)
Следующее задание состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это…
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
Команда «______________» выбирает карточки - белого цвета
«______________» – синего цвета
«______________» – красного цвета
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.
(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).
Второе – это…
- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
- Пока наши команды-участницы думают над своим заданием, предлагаем зрителям песню о России.
Ведущий 2:
- Команды готовы…
Задание:
Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…
- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Итог деловой игры.
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит патриота России - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Подведение итогов игры. Награждение.