СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра для старшеклассников "Наш город без коррупции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для старшеклассников "Наш город без коррупции"»

Деловая игра «Наш город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

1 этап: Введение аудитории в тему игры:

Наш город – современный мегаполис, с разветвленной инфраструктурой, включая железную дорогу, метро и другие социальные объекты.

Это и железная дорога, по который мы прибываем в наш город (на доске рисуются рельсы. А шпалы – листы-прямоугольники, которые команды выстроят в исторический ряд)

Командам раздаются понятия, которые надо пояснить и расставить по-порядку (в историческом времени, указав век, страну, деятеля):

Мздоимство (летописи XIII в, Иван Грозный XVI в.)

лихоимство (бунты при Алексее Михайловиче, XVII в.),

казнокрадство (на Руси, особо со времен Ивана Грозного, Петра I, которые очень боролись с этим)

«Левиафан» (Томас Гоббс – о сущности государства и власти, XVII в., 1651 г.),

фаворитизм (фавориты России при императорах),

Панамская афера (финансовая афера вокруг строительства Панамского канала и вызванный ею политический скандал во Франции в 1880г.)

операция «Чистые руки» (Италия конца 80-х начала 90-х гг.)

С каким современным понятием и социальным явлением связаны данные понятия?

КОРРУПЦИЯ

Выкладываем понятия-шпалы на рельсы

2 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Вступительное слово: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, различных социальных институтов и каждого из нас.

На доске продолжаем выстраивать город: рисуем Станции Метро и крепим социальные институты:

Бизнес

СМИ

Полиция

Армия

Образование

Здравоохранение


Учитель: Чтобы построить город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Итак, садимся в метро и подъезжаем к станции «Снежный ком»

  1. Станция «Снежный ком»  Приём "Мозговой штурм"

- слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.


Задание каждой команде:

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.)


Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают на ГОРОДСКУЮ СВАЛКУ

Учитель:

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

  1. Станция «СМИ: Журналистское расследование»

Поработайте с текстами литературных отрывков, исторических фактов, СМИ

Укажите сферы деятельности, социальные институты, факты и формы проявлений коррупции, и выделенное зафиксируйте на листах бумаги:

Приложение 1

Факты «Из истории коррупции»

Строительство Храма Христа Спасителя.

В своем манифесте 25 декабря 1812 г. император Александр I провозглашал: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, в верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозив шей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… Да простоит сей Храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков». В 1813 году объявили конкурс. Рассмотрели до 20 проектов, из которых победил проект Александра Витберга. Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично назвал «короною Москвы». Храм должен был стать самым высоким в мире — 237 метров от подошвы горы до креста. Лестница шириной более 106 метров, начинающаяся в 149 метрах от набережной Москва реки, состоит из пяти террас уступов. Высота наземной части храма 170 метров, диаметр главного купола более 50 метров (для сравнения: высота храма св. Петра в Риме — 141,5 м, колокольни Ивана Великого — 80 м). Площадку перед нижним храмом должны были ограничивать колоннады, каждая длиной до 640 метров. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 мет ров. Материалом для одной из колонн должны были стать пушки, отбитые у неприятеля на территории России, для другой — за рубежом. В 1817 году состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Вскоре началось само строительство. И быстро выяснились два обстоятельства… Во- первых, мягкие грунты Воробьевых гор. Место для громадного здания надо тщательно искать, и фундамент необходимо делать колоссальный. Удивительно, но при Александре I этого не сделали. Подрядчики строили, благополучно «осваивая» средства. Все строительство вскоре «поплыло»… Во вторых, проблемой оказались колоссальные масштабы поставок строительного камня. Подрядчики охотно брались за работу и везли камень, но, как правило, низкого качества. Фактически все отпущенные средства оказались разворованы, а строить не из чего. Казне нанесен был ущерб в 300 тысяч рублей — совершенно фантастическая по тем временам сумма в рамках одного строительства. На какое то время проект вообще замер. В 1829 году объявили новый конкурс. В итоге, Николай I утвердил проект архитектора 58 К. А. Тона. По этому проекту и воздвигли Храм Христа Спасителя. 10 сентября 1839 года в присутствии царствующего императора Николая I и наследника престола, будущего Александра II Николаевича была произведена торжественная закладка нового храма.

Приложение 2

М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»: «В низших местах берут заседатели, исправники, судьи – этим взятки не крупные дают. В средних местах берут губернаторы – к ним уж с малостью не подходи. А в верхних местах берут сенаторы – тем целый куш подавай. И которые люди полагают, что взятки когда-нибудь прекратятся, те полагают это от легкомыслия».

Приложение 3

Дело об аресте чиновников Министерства финансов Российской Империи – одно из первых крупных дел III отделения. К примеру, «дело о рекрутском наборе». За взятки в тогдашних «военкоматах» вносились записи в «паспорт солдата» о непригодности к службе в армии. Система откупа от призыва действовала по всей Российской Империи. Большие взятки брали и лекари – за заключения о различных болезнях.

Основным оружием чиновных коррупционеров были волокита, произвол, взяточничество. Большие деньги приносили также тендеры на поставку продовольствия для армии, продажа чиновничьих должностей за взятки.



Приложение 4

Коррупция в спорте (из интервью Генерального секретаря профсоюза футболистов и тренеров России Н.Грамматикова)

По мнению многих российских футболистов, главная сила, тормозящая развитие нашего футбола, это коррупция.

На фоне тех успехов, которые достигла национальная сборная России, нам стыдно, что такая проблема до сих пор у нас существует. Договорные матчи не просто отравляют наш футбол, они лишают будущего футболистов, ставят в унизительное положение тренеров, лишают радости болельщиков.

Приложение 5

Названа самая коррумпированная профессия в Европе

Самая коррумпированная профессия в странах Европейского Союза – профессия политика. Так считает подавляющее большинство граждан 27 стран Евросоюза, опрошенных агентством «Евробарометр».

Отвечая на вопрос о распространённости взяток и использовании служебного положения в личных целях, 57% респондентов отметили это явление в политической среде на национальном уровне.

52% упомянули о поражении вирусом коррупции сферы публичных торгов и конкурсов.

51% опрошенных причислили к коррупционерам структуры, выдающие разрешения на строительство.

39% назвали полицию и проверяющие органы.


Записанные ответы групп крепятся на доске рядом со станцией Метро «СМИ»

«Проявления коррупции в обществе»

  1. Станция «Причины коррупции»

Учитель: Коррупция – это социальное явление, которое сравнивают с болезнью. Чтобы вылечить болезнь, нужно знать ее причины.

Каковы же причины коррупции?

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на облаках-заготовках, которые получили в начале занятия, причины коррупции и размещают их на доске в форме ОБЛАКОВ вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

4. Станция «Поэтическая»

Составление синквейна на тему «Коррупция» – 3 минуты.

Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это

стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы


 Учитель: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью. Это чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всеми ими движет одно – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.

Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

  1. Станция «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции»

Учащимся раздаются заготовки макетов домов, на которых пишут высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город

Примерные высказывания:

  • не давать и не брать взятки;

  • стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;

  • предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

  • изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;

  • писать об известных случаях коррупции в местную газету;

  • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;

  • изучать данное явление;

  • Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!