Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Учащихся 10-11 классов интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшеклассников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление. Хочу поделиться опытом подготовки и проведения правовой конференции для учащихся 10 класса. На одном из уроков права по теме «Уголовная ответственность и уголовные наказания» возник спор и бурное обсуждение отношения к вопросу об отмене смертной казни. Я заметила, что эта тема вызвала неподдельный интерес, поэтому предложила продолжить обсуждение этой темы на конференции. В интернете много сценариев такого рода мероприятий, но мне хотелось, чтобы ребята сами почувствовали себя исследователями. Я предложила провести социологический опрос населения с целью выявить отношение жителей села к смертной казни. Причем, нас интересовало, одинаково ли к этой проблеме относятся мужчины и женщины, а также представители разных возрастов. Поэтому респондентов мы разделили по половому признаку, и в каждой группе отдельно вели учет ответов лиц до 30 лет и старше. Ребята задавали вопросы учителям, родителям, знакомым и незнакомым людям. В результате проведения соц. исследования мы выяснили, что особой разницы между мужчинами и женщинами в отношении к смертной казни нет, а вот с увеличением возраста – большее количество людей считало смертную казнь слишком суровым видом наказания. Молодежь была более категорична. Всего опросили 137 чел: 10 человек отказалось отвечать по каким-либо причинам, 92 человека одобрили возвращение смертной казни как меры наказания за наиболее тяжкие преступления, 35 человек – высказались против. Когда мы обсуждали результаты работы , я заявила, что мы сейчас выяснили отношение к смертной казни взрослого населения, в ходе конференции мы узнаем отношение учащихся класса, а для того, чтобы узнать мнение остальных старшеклассников, решено было провести деловую игру «Референдум». В ходе изучения предмета, учащимися уже была изучена тема «Референдум. Выборы». Мы разработали памятки для членов избирательной комиссии, для наблюдателей, составили списки избирателей. Была у нас и кабинка для голосования, урну избирательную попросили у участковой избирательной комиссии. В день референдума голосование проходило во время всех перемен, после чего была вскрыта урна, осуществлен подсчет голосов, заполнены протоколы. Таким образом, в ходе подготовки конференции, учащиеся не только ознакомились, но и приняли участие в таких видах общественно-политической деятельности как соц. опрос и референдум. На конференции учащиеся вели себя очень активно, т.к. проблема ими была уже изучена. Итог конференции 11 человек высказались против смертной казни, 4 – «за». Важны были не только итоги, но то, что ребята задумались над проблемой не поверхностно, а досконально изучили ее, приобрели опыт общественной и групповой работы. В дальнейшем, надеюсь, будут занимать активную гражданскую позицию. | |