СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Креативность-основа профессионального развития педагога" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на пед.совет

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Креативность-основа профессионального развития педагога" .»

Деловая игра «Креативность – основа профессионального развития педагога»


Подготовила: творческая группа «Саморазвитие», педагог-психолог


«Креативность – это творческая направленность,

врожденно свойственная всем, но теряемая

большинством под воздействием сложившейся

системы воспитания, образования и социальной

практики»

Абрахам Маслоу


Цель: Способствовать развитию творческого потенциала у педагогов.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с условиями, необходимыми для развития креативности у дошкольников, мотивировать на их создание.

  • Обучить педагогов приёмам развития креативности у детей.


Ожидаемый результат: Применение педагогами методов и приёмов, способствующих развитию креативности у детей.


Педагоги делятся на 2 команды 

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, лист для подсчета баллов.


Ход игры.

1.Мини-лекция: Портрет современного педагога

2.Задание: Портрет креативного и не креативного педагога

3. Задание. Упражнение «Отгадай фразу»

4. Мини-лекция «Что такое креативность»

5. Задание. Упражнение «Раздели на группы».

6. Задание “Реклама

7. Задание. Упражнение “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” 

8. Задание. Упражнение «Заполни середину»

9. Задание. Упражнение «Заверши фразу»

10. Подведение итогов игры. Награждение команд.










Добрый день Уважаемые педагоги! Мы рады видеть вас на сегодняшнем семинаре: «Креативность – основа профессионального развития педагога».

  1. Мини-лекция: Портрет современного педагога


 Современный воспитатель, какой он?  Какими качествами  он должен обладать?      

Современным детям нужны современные педагоги.  Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.

Задача современного воспитателя -  воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для  этого воспитатель должен быть сам   личностью образованной, творческой, неординарной. Он  должен много уметь и  знать, чтобы  наши дети  ему  верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми  должны быть  целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им).

- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

- внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.

- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

Сегодняшнее занятие пройдет в форме деловой игры которую подготовила творческая группа «Саморазвитие». А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный уровень.

  1. Задание: Портрет современного педагога Первой команде нарисовать портрет педагога занимающегося саморазвитием, второй команде нарисовать портрет педагога НЕ занимающегося саморазвитием. Добровольцы из разных команд проводят презентацию картин.







  1. Задание. Упражнение «Отгадай фразу»


Цель: настроить участников на предстоящую деятельность, снять накопившееся напряжение, развивать творческий потенциал участников.

Содержание работы. Команды получают карточки с фразой (приложение 1). Сколько слов во фразе, столько участников выходит и с помощью мимики и жестов показывает, что там написано. Каждый показывает по одному слову из фразы. Команда соперников отгадывает, что написано на карточке.

Фразы:

 Ум – хорошо, а два – лучше

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Вопросы для обсуждения:

Трудно ли было отгадать фразу?

Трудно ли было показать фразу?

 Что вам показалось более сложным?

Что необходимо для успешного выполнения задания?


  1. Мини-лекция «Что такое креативность»

Сегодня как никогда в современном обществе ценится креативность, находчивость и гибкость мышления, достигаемые развивающим обучением.
Креативность (лат. creative – творческий, лат. creatio – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Для развития креативности необходимо развивающее обучение.
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Это значит, что креативный человек не только тот, кто рисует, пишет музыку, танцует. Это тот, кто творчески относится к жизни, не паникует и не пасует перед   трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое. 

Творческое мышление направлено на поиск новых необычных подходов в науке, бизнесе и т. д. Оно часто продолжает работать даже в том случае, если определенные стандартные решения уже существуют. Иногда об этом насмешливо говорят, как об изобретении велосипеда. Но какой-то новый взгляд на проблему все-таки возможен. В конце концов, разве тот же велосипед превратился бы из громоздкого сооружения конца XIX века в подобие метеора, на котором мчатся по треку современные гонщики, если бы не повторное обращение к уже решенной задаче...

Известный психолог Дж. Гилфорд считает, что творческое мышление отличается от традиционного следующими чертами. Традиционное мышление направлено на получение одного-единственного правильного решения. Творческое же мышление направлено на поиск множества решений и выбора из них наиболее нетривиальных, необычных.
Эдвард де Боно сравнивает различные виды мышления с копанием ямы. Он пишет, что традиционное мышление «углубляет яму», а творческое все время «копает новые ямы». Попробуйте и вы «выкопать новые ямы», например, предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

5 Задание. Упражнение «Раздели на группы».

Цель: Развитие творчества, умения находить новые, нетривиальные решения стандартной задачи.

Содержание работы: У нас есть восемь картинок, на которых изображены: елка, пакет с соком, гитара, машина, окунь, ведро, ранец, лодка. Попробуйте составить как можно больше разных групп из них. Естественно, что в основе объединения изображений в любую группу должен лежать какой-либо общий признак, например, «имеют мотор», «сделаны человеком» и т. д. Заметим, что один и тот же рисунок может попадать в разные группы, и группой могут считаться уже два рисунка.
За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл. Отвечают по очереди.

Возможные варианты ответов: 

  1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока) 

  1. группа: транспорт (машина, лодка) 

  1. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара) 

  1. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро) 

  1. группа: предметы металлические (машина, ведро) 

  1. группа: могут плавать (рыба, лодка) 

  1. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка) 

  1. группа: предметы природы (рыба, ель) 


  1. Задание “Реклама”(домашнее задание). 

Цель: Развитие творчества, умения находить новые, нетривиальные решения.Содержание работы: Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута. 

Предметы: 

  • пустая пластиковая бутылка;

  • сломанный зонт. 

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


7 Задание. Упражнение “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” 

Цель: Развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений. 

Содержание работы: Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


8. Задание. Упражнение «Заполни середину»


Цель: Развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание работы: Каждой команде предлагается соединить в связный рассказ два предложения:

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».

2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

Затем каждая команда зачитывает получившийся рассказ.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


  1. Задание. Упражнение «Заверши фразу»


Цель: Развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание работы: Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

Фразы:

Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

На игру мы приходили, где нас с вами научили…

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


  1. Подведение итогов игры. Награждение команд.



Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

Список литературы.

1. Прохорова Л.Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников». - М:5, 2007 г.

2. Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать», Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

3. М.В.Ильина «Развитие вербального воображения» - М, 2005 г.

4. Р.А.Жукова «Нестандартные занятия. Старшая группа» Волгоград, 2010 г.





Ум – хорошо, а два – лучше



Семь раз отмерь, один раз отрежь


Мы встречались, мы играли, креативность развивали…





На игру мы приходили, где нас с вами научили…












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!