Деловая игра «Креативность – основа профессионального развития педагога»
Подготовила: творческая группа «Саморазвитие», педагог-психолог
«Креативность – это творческая направленность,
врожденно свойственная всем, но теряемая
большинством под воздействием сложившейся
системы воспитания, образования и социальной
практики»
Абрахам Маслоу
Цель: Способствовать развитию творческого потенциала у педагогов.
Задачи:
Познакомить педагогов с условиями, необходимыми для развития креативности у дошкольников, мотивировать на их создание.
Обучить педагогов приёмам развития креативности у детей.
Ожидаемый результат: Применение педагогами методов и приёмов, способствующих развитию креативности у детей.
Педагоги делятся на 2 команды
Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, лист для подсчета баллов.
Ход игры.
1.Мини-лекция: Портрет современного педагога
2.Задание: Портрет креативного и не креативного педагога
3. Задание. Упражнение «Отгадай фразу»
4. Мини-лекция «Что такое креативность»
5. Задание. Упражнение «Раздели на группы».
6. Задание “Реклама.
7. Задание. Упражнение “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо”
8. Задание. Упражнение «Заполни середину»
9. Задание. Упражнение «Заверши фразу»
10. Подведение итогов игры. Награждение команд.
Добрый день Уважаемые педагоги! Мы рады видеть вас на сегодняшнем семинаре: «Креативность – основа профессионального развития педагога».
Мини-лекция: Портрет современного педагога
Современный воспитатель, какой он? Какими качествами он должен обладать?
Современным детям нужны современные педагоги. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.
Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им).
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
Сегодняшнее занятие пройдет в форме деловой игры которую подготовила творческая группа «Саморазвитие». А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный уровень.
Задание: Портрет современного педагога Первой команде нарисовать портрет педагога занимающегося саморазвитием, второй команде нарисовать портрет педагога НЕ занимающегося саморазвитием. Добровольцы из разных команд проводят презентацию картин.
Задание. Упражнение «Отгадай фразу»
Цель: настроить участников на предстоящую деятельность, снять накопившееся напряжение, развивать творческий потенциал участников.
Содержание работы. Команды получают карточки с фразой (приложение 1). Сколько слов во фразе, столько участников выходит и с помощью мимики и жестов показывает, что там написано. Каждый показывает по одному слову из фразы. Команда соперников отгадывает, что написано на карточке.
Фразы:
Ум – хорошо, а два – лучше
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Вопросы для обсуждения:
Трудно ли было отгадать фразу?
Трудно ли было показать фразу?
Что вам показалось более сложным?
Что необходимо для успешного выполнения задания?
Мини-лекция «Что такое креативность»
Сегодня как никогда в современном обществе ценится креативность, находчивость и гибкость мышления, достигаемые развивающим обучением.
Креативность (лат. creative – творческий, лат. creatio – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Для развития креативности необходимо развивающее обучение.
Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Это значит, что креативный человек не только тот, кто рисует, пишет музыку, танцует. Это тот, кто творчески относится к жизни, не паникует и не пасует перед трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое.
Творческое мышление направлено на поиск новых необычных подходов в науке, бизнесе и т. д. Оно часто продолжает работать даже в том случае, если определенные стандартные решения уже существуют. Иногда об этом насмешливо говорят, как об изобретении велосипеда. Но какой-то новый взгляд на проблему все-таки возможен. В конце концов, разве тот же велосипед превратился бы из громоздкого сооружения конца XIX века в подобие метеора, на котором мчатся по треку современные гонщики, если бы не повторное обращение к уже решенной задаче...
Известный психолог Дж. Гилфорд считает, что творческое мышление отличается от традиционного следующими чертами. Традиционное мышление направлено на получение одного-единственного правильного решения. Творческое же мышление направлено на поиск множества решений и выбора из них наиболее нетривиальных, необычных.
Эдвард де Боно сравнивает различные виды мышления с копанием ямы. Он пишет, что традиционное мышление «углубляет яму», а творческое все время «копает новые ямы». Попробуйте и вы «выкопать новые ямы», например, предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
5 Задание. Упражнение «Раздели на группы».
Цель: Развитие творчества, умения находить новые, нетривиальные решения стандартной задачи.
Содержание работы: У нас есть восемь картинок, на которых изображены: елка, пакет с соком, гитара, машина, окунь, ведро, ранец, лодка. Попробуйте составить как можно больше разных групп из них. Естественно, что в основе объединения изображений в любую группу должен лежать какой-либо общий признак, например, «имеют мотор», «сделаны человеком» и т. д. Заметим, что один и тот же рисунок может попадать в разные группы, и группой могут считаться уже два рисунка.
За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл. Отвечают по очереди.
Возможные варианты ответов:
группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)
группа: транспорт (машина, лодка)
группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
группа: предметы металлические (машина, ведро)
группа: могут плавать (рыба, лодка)
группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
группа: предметы природы (рыба, ель)
Задание “Реклама” (домашнее задание).
Цель: Развитие творчества, умения находить новые, нетривиальные решения.Содержание работы: Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.
Предметы:
Максимальное количество баллов за задание – 3 балла
7 Задание. Упражнение “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо”
Цель: Развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений.
Содержание работы: Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны.
Максимальное количество баллов за задание – 3 балла
8. Задание. Упражнение «Заполни середину»
Цель: Развитие творческого потенциала педагогов.
Содержание работы: Каждой команде предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
Затем каждая команда зачитывает получившийся рассказ.
Максимальное количество баллов за задание – 3 балла
Задание. Упражнение «Заверши фразу»
Цель: Развитие творческого потенциала педагогов.
Содержание работы: Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.
Фразы:
Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
На игру мы приходили, где нас с вами научили…
Максимальное количество баллов за задание – 3 балла
Подведение итогов игры. Награждение команд.
Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
Список литературы.
1. Прохорова Л.Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников». - М:5, 2007 г.
2. Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать», Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
3. М.В.Ильина «Развитие вербального воображения» - М, 2005 г.
4. Р.А.Жукова «Нестандартные занятия. Старшая группа» Волгоград, 2010 г.
Ум – хорошо, а два – лучше |
Семь раз отмерь, один раз отрежь |
Мы встречались, мы играли, креативность развивали… |
На игру мы приходили, где нас с вами научили… |