СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Семейный бухгалтер"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать подготовки воспитанников  к самостоятельной жизни , формировать  у подростков умения распоряжаться деньгами. Содействовать развитию взаимопомощи детей и взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Семейный бухгалтер"»

Деловая игра «Семейный бухгалтер»

Цель: Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, формированию у подростков умения распоряжаться деньгами;

содействовать развитию взаимопонимания детей и взрослых.

Задачи:

1.Образовательная: при помощи игровых ситуаций закреплять знания и умения планирования расходов семьи, ведения домашней бухгалтерии, учить системному анализу несложных экономических расчетов.

2. Развивающая:

Развивать процессы анализа и синтеза посредством выполнения цифрового задания, навыки диалогической речи обучающихся при ответах на вопросы, познавательную активность обучающихся при постановке вопросов, развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать экономически целесообразные и социально-ответственные решения.

3. Воспитательная

Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение.

Оборудование: экран, ноутбук, копилки для семейного бюджета, мультимедиа проектор, презентация, карточки – таблицы, ) столы и стулья для групповой работы.

I Орг. момент.

Цель: психологический настрой (звучит тихая классическая музыка)

Все начинается с семьи: и первый крик ребенка, и долгие ночи над колыбелью, и первые шаги. Будут первые радости и первые неудачи. Но всегда и во всем — все идет из семьи. С семьи начинается и экономическое воспитание. И сегодня мы проведем деловую игру под названием «Домашняя академия». Говорить мы будем о бюджете семьи и постараемся выяснить, как формируется семейный бюджет и какое участие в этом принимают наши дети. Важность темы «Бюджет семьи» обуславливается тем, что от того, как складывается экономическая жизнь семьи, во многом зависит семейное благополучие. Постоянная нехватка денег — причина частых ссор во многих семьях. Бытовая неустроенность отнюдь не способствует установлению теплого домашнего климата. Налаженное домашнее хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет сделать отношения в семье спокойными, отпадают поводы для скрытых и явных обид. Особенно благотворно действует плановость семейного быта на детей. В семье, где хозяйство планируется с активным участием всех ее членов, удовлетворение материальных потребностей происходит спокойно, без духовных травм и отрицательных эмоций. Если нет обдуманного и принятого всеми плана расходов, неизбежно создается впечатление, что удовлетворение потребностей зависит не от реальных возможностей семьи, а лишь от умения взрослых вести хозяйство, их нежелания или желания дать на что-то деньги. Это хронический повод для недовольства, упреков, ссор.

В семьях с налаженным денежным хозяйством ребенок из месяца в месяц, из года в год участвует в обсуждении денежных вопросов, учится согласовывать свои потребности с потребностями других членов семьи, с реальными возможностями дохода родителей.

Ребенок должен знать о необходимости расходов на питание, одежду, гигиену, коммунальные услуги, транспорт и о том, что лишь оставшиеся деньги можно использовать на удовольствия и на вещи, украшающие жизнь. При таком подходе ребенок чувствует себя полноценным участником семейных дел.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу - настроение у вас хорошее, деловое. Надеюсь, что наше мероприятие пройдет познавательно и интересно.

II Вступительная беседа.

- Что такое бюджет? (план семьи) Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка». Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок.

- Скажите, пожалуйста, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период?

(Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.)

Основная задача при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям.

- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)

- Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга)

- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)

- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)

- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме деловой игры «Семейный бюджет». Для ее проведения вы разделились на команды-семьи. Вам выделяется семейная копилка, куда вы будете складывать заработанные деньги. Каждой команде будут предлагаться различные задания и от того, насколько правильно вы будете выполнять, как дружно вы будете работать, зависит итог игры. За правильные ответы ваша семья будет получать деньги. У нас присутствуют эксперты – главный бухгалтер школы- интерната Арзамунян Татьяна Викторовна и бухгалтер по зарплате Лебединская Наталья Александровна. Они будут оценивать ваши ответы и назначать штрафы.

Правила игры:

Семья должна быть дружной.

При принятии решений учитывается мнение каждого члена семьи.

Все расчеты должны быть верными и точными.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

По возможности оказываем помощь членам своей семьи.

В «семье» при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

• каждое замечание воспитателя или эксперта – 100 рублей;

• несоблюдение правил игры – 100 рублей;

• грубое нарушение – до 1000 рублей.

Сейчас теоретические знания будем применять на практике.

III Основная часть.

I этап игры. Организационный. Характеристика семьи.

Задание: Составить характеристику семьи, т. е. небольшой рассказ о вашей так называемой семье по плану.

Придумать фамилию семьи.

Распределить роли. Возраст.

Кем работает или место учебы. Увлечения.

Глава семьи должен представить свою семью.

II этап игры. Планирование доходной части.

Воспитатель раздает реквизит согласно роли. (, папе – галстук, маме – фартук, ребенок сестре – книгу, старший брат – дневник)

Задание 1: каждый член семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске). Дружная семья встает у доски и каждый держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Минимум 12 132 руб

Задание 2: Подсчитать доход семьи.

Доход семьи в ноябре месяце составляет:

Зарплата папы (рабочий) 30.000 рублей

Зарплата мамы - 20.000 рублей

Детское пособие до 3 – х лет –нет, дети учатся в школе. Семья не получает детские пособия. Но папа получил премию -3000 руб, а бабушка внукам дала 200 рублей.

Итого: 53200 рублей

Задание 3. Распределить расходы и доходы.

- Перед вами находится список доходов и расходов семьи.

Уважаемые семьи, посовещайтесь и распределите их на 3 группы. Так что же относится к доходам и расходам?

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследств.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

Задание 2. Распределите расходы семьи

Питание. Коммун. Услуги. Транспорт. Культурные потребности Хоз. – быт. товары длительного пользования

Перед вами таблица с видами расходов.

Впишите в соответствующие графы следующие расходы:

молоко, мясо, мыло, билет на автобус, кастрюля, книга, билеты в цирк, картофель, зубная паста, квартплата, мягкая мебель, стиральный порошок, холодильник, сливочное масло, билет на поезд, рыба, билеты в кинотеатр, электроэнергия, водопотребление, счет за газ.

Задание 3. Посчитать расходы семьи за месяц.

Семья Новикова Андрея:

Питание - 20 000 руб.

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 6500 руб.

Хозяйственно- бытовые нужды - 1500 руб.

Прочие нужды / лекарства, театр, кино , телефон/ - 4000 руб.

Затраты на одежду – 4000 руб.

Транспортные расходы – 2000 руб.-

Итого: 38000

Остаток:15200

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 53200 , а расход 38000 (Да 15200)

- Куда можно потратить эти деньги? (отложить и не тратить, копить на крупные покупки, на одежду)

Семья Михайленко Дмитрия

Питание - 15000 руб.

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 5800 руб.

Хозяйственно- бытовые нужды - 1320 руб.

Прочие нужды / лекарства, театр, кино , телефон/ - 4500 руб.

Затраты на одежду – 4500 руб.

Транспортные расходы – 1800 руб

Итого: 32920

Остаток:10280

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 53200, а расход 32920 (есть 10280).

Семья Новикова Владимира

Питание - 22 000 руб.

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 6500 руб.

Хозяйственно- бытовые нужды - 2500 руб.

Прочие нужды / лекарства, театр, кино , телефон/ - 3500 руб.

Затраты на одежду – 5000 руб.

Транспортные расходы – 25000 руб

Итого:42000

Остаток:11200

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 53200, а расход 4200 (есть 11200)

Самая экономная семья: Новикова Андрея

Воспитатель:

.

Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.

- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)

Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.

Как сэкономить?

Рассуждают, делают выводы.

1. Экономим на коммунальных услугах.

- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.

2. Экономим на сладостях.

- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.

3. Бережно относимся к вещам.

- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.

4. Экономим на транспорте.

- Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.

5. Внимательно изучаем цены в магазинах.

- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.

6. Ведение домашнего приусадебного участка.

- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей.

- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки.

- Отказ от курения.

Воспитатель: «Хочется поговорить о карманных расходах школьников, — писал известный педагог А.С. Макаренко. — О том, как бывает плохо, когда ребенок не знает, откуда берутся средства, и когда он не умеет подчинить свои потребности потребностям семьи». Антон Семенович полагал необходимым выдавать детям карманные деньги, считая, что ребенок в таких случаях вынужден, будет планировать расходы, экономить на одном, чтобы купить другое.

Как и когда выдавать ребенку карманные деньги? Основное — регулярность. Без нее у ребенка не появится возможность планирования. Выдавать нужно каждую неделю. Сумму определять надо, учитывая возраст и самостоятельность ребенка. Одну из форм сбережений — копилку — можно только приветствовать. Но деньги без разрешения ребенка брать из нее нельзя.

Пословицы.

Прочитайте пословицы и объясните смысл.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Хуже всех бед, когда денег нет.

Воспитатель:

- Я предлагаю нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.

Проведём конкурсы между семьями:

Звучит музыка

Конкурс 1«Вещи как люди». У человека есть руки, ноги, голова. Животные могут ходить, сидеть, бегать, прыгать. Но, оказывается, всё это могут делать не только люди и не только звери. Это могут делать и некоторые НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ предметы. Например, часы могут ходить, а свитер может сидеть (так и говорят: «Как хорошо на тебе сидит свитер»).

          Перечислите те вещи, предметы, явления (не менее пяти), которые похожи на людей и зверей тем, что…

У них есть ноги (ножки)

У них есть руки (ручки)

Они могут говорить (издавать звуки)

Они могут пить (наполняться жидкостью)

Они могут отдавать окружающим своё тепло

           (Набор трёх команд по 2 человека)

Звучит зажигательная музыка:

Конкурс 2 :Три команды по 4 человека.«Бег с картошкой».

На стартовой линии перед каждым игроком тарелка с ложкой. Вторая тарелка с пятью-10 картофелинами на финишной линии в нескольких метрах от старта.  По команде игроки хватают ложки и бегут к своей тарелке с картофелинами. Там они кладут одну картофелину в ложку, бегут обратно и перекладывают её в пустую тарелку.   Игроки должны держать ложку только одной рукой. Если картофелина упадёт на пол во время бега, её надо подобрать и положить снова в ложку.


Звучит музыка:

Конкурс 3:«Игра с бельевой верёвкой». Бельевая верёвка закрепляется на удобной для игроков высоте. Рядом с каждой командой коробка с прищепками и платочками (салфетками). По команде один игрок команды бежит к верёвке с платочком и 2мя прищепками и закрепляет на ней прищепками платочек (по две прищепки на платочек).   После этого к верёвке бежит второй игрок и снимает платочек. Передаёт прищепки третьему партнёру, оставляя у себя платочек. Первый игрок встаёт сзади команды. Третий с прищепками и платочком (из коробки) бежит вешать платочек… Так продолжается, пока у всех членов команды в руках не будет по платочку (салфетке).

Музыка:

Конкурс 4: «Универсальная хозяйка». На полу перед командой рассыпаны опилки (мелкие бумажки, шелуха от семечек и т.п.). Участники команд по очереди быстро должны пройти дистанцию с книгой на голове, держа в одной руке стакан воды, в другой – веник и подметая мусор. К тому же ногой нужно подгонять мячик до финиша и обратно. Эстафета передаётся следующему. Когда вся команда подметёт пол, определяется – какая команда прибралась чище

Звучит музыка:

Конкурс 5:«Хорошая хозяйка» - 3 минуты

- Все женщины отличные хозяйки, много времени проводят на кухне. Даже с закрытыми глазами, они прекрасно ориентируются в своих владениях. Попросим конкурсанток определить, какие крупы находятся в закрытых мешочках, (оценивается по 5 – бальной системе).

Конкурс6: «Кулинарный» - 1 минута

- Выигрывает тот, кто больше всех за одну минуту, пока играет музыка, напишет названий блюд, начинающихся на букву «К».

( оценивается по 10-бальной системе).

- Попросим жюри объявить результаты конкурса.

Победила «Дружба»

Всем спасибо!!!

А теперь просим всех участников и жюри на чайную церемонию!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!