СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демографическая ситуация в современной России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Выявление факторов, влияющих на демографические процессы в России (анализ статистических материалов и других источников информации).
  2. Особенности (сущность) демографической ситуации в России (сообщение ученика, анализ статьи)

Просмотр содержимого документа
«Демографическая ситуация в современной России.»

Тема урока:Демографическая ситуация в современной России.

Слайд 1

На доске (доска закрыта). Тема урока, цель урока, план урока, две фото о народонаселении, домашнее задание.

План урока(на доске записан)

  1. Выявление факторов, влияющих на демографические процессы в России (анализ статистических материалов и других источников информации).

  2. Особенности (сущность) демографической ситуации в России (сообщение ученика, анализ статьи)

  3. Пути решения демографической проблемы в России. (работа с Концепцией демографического развития России до 2025 года, анализ видио-материалов).


Дз: параграф 17 п2.Индивидуальные задания, доработать опорный конспект.


Цель урока:- сформировать представление у учащихся о демографической ситуации в современной России, используя данные статистики и другие источники информации.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

- выявление факторов, влияющих на демографические процессы

- способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы

- воспитать чувства ответственности учащихся за свой выбор, понимания необходимости быть в курсе современных проблем своей страны.

- продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям


Основные понятия и определения(Глоссарий)



  1. Начало урока. Оргмомент.

А.Вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьтесь к уроку. Желаю вам быть активными, трудолюбивыми на уроке и помнить главное – вы у меня самые лучшие и талантливые ученики.


Для того чтобы нам с вами начать работу обратите внимание на глоссарий. Пробежитесь глазами. Есть ли в нём,понятия и определения которые Вам не известны, или вызывают затруднения (нет). В идеале вы их канечно должны выучить, но сегодня в ходе урока достаточно знать их смысл и надеюсь, что в своих ответах вы их тоже будите использовать.


За холодным нерусским словом «демография» стоит живое русское слово «народонаселение».

Б. Работа с тексами.

В ноябре 1914 года в одном авторитетном американском журнале появилась статья, посвященная России. В этой статье, автор дал интересную статистику:

«За 40 последних лет население европейской части России увеличилось в 2 раза. И она вышла на один из самых высоких показателей прироста населения в мире. Если подобная динамика сохранится, прогнозировал автор статьи, то к концу 20 века в России будет проживать 600 млн.чел.».

О чем идёт речь в этом отрывке статьи?(о росте населения, о высоком приросте населения на начало 20 века).


Автор не случайно говарит о высоком приросте так как, это была особенность России того времени и многодетные семьи были тогда, как правило, а ни как, исключение.

К стати вы наверное знаете что для России до 20 века были традиционно многодетные семьи так например Менделеев был по одним данным 14 по другим 17 ребенком в семье, профессор Пирогов 13 ребенком , нобелевский лауриат по физиологии Павлов был старшим из 10 детей.У последнего императора России Николая Второго 5 И т. д.

Сбылся ли этот прогноз сегодня в 21 веке?(нет)


Какова численность населения России сегодня?


Сегодня в России проживает 146млн.чел, четверть от прогноза журналиста, данного им в начале 20 века ».


Предлагаю прочитать текст и ответить на вопросы.(чтобы подвести к теме урока)





Слайд 2



(ТЕКСТЫ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ НАПЕЧАТАТЬ и вопросы к текстам тоже)

Учёные Берлинского института народонаселения назвали Россию «Исчезающая мировая держава». Неужели на карте мира не будет одной из великих держав? Или это преувеличено?

Исследования ученых говорят, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тенденции: россиян становится меньше.

За истекшее столетие Россия пережила несколько периодов суженного воспроизводства, т.е. не обеспечивался прирост. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались годы массовых репрессий и распад СССР.

Негативной особенностью России является тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся. В сумме всех условий сложилась

ситуация, получившая название «Русский крест»: пересеклись две кривые – падение рождаемости и роста смертности.

Для России вопросы демографии становятся гамлетовским восклицанием: «Быть или не быть?» А это означает, что будущее нашей страны зависит от ее решения. Ведь демографические показатели – наиболее верные индикаторы жизни общества.

Вопросы к тексту чтобы подвести к теме урока.

О какой негативной тенденции в демографии России идет речь в тексте?

(Россиян становится меньше)

Какие периоды истории России, по мнению автора, особенно сильно оказали влияние на процессы воспроизводства?


В чем особенности воспроизводства современного населения России?( не обеспечивается естественный прирост, рождаемость упала до уровня развитых стран, а смертность до уровня развивающихся)


Согласны ли Вы с выводом Берлинских учёных?(да и нет)

Какие проблемы затрагивает автор статьи?


Как Вы думаете, о чем речь пойдет сегодня у нас на уроке.

(ответы учащихся)

В. Объявляю тему, цель, план урока

ОТКРЫВАЮ ДОСКУ, ОБЪЯВЛЯЮ ТЕМУ УРОКА , ЦЕЛЬ УРОКА,ЧИТАЮ ПЛАН КОТОРЫЙ НА ДОСКЕ.(это же на слайдах)

Слайд 3


Для нашей работы нам понадобятся раздаю опорные конспекты, тексты статьи и тексты концепции

ХОД УРОКА.

Учитель.

1.На сегодняшний день Проблемы демографии в мире являются частью так называемых глобальных проблем.

Давайте вспомним Что такое глобальные проблемы?

Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают весь мир и для решения, которых необходимы усилия всего человечества. Данные проблемы возникли во второй половине 20 века, а в 21 веке продолжают обострятся. Их особенностью является устойчивая взаимосвязь между собой.

Сама демографическая проблема делится на две части:

  • Проблема резкого увеличения населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

  • Проблема сокращения и старения населения в странах Западной Европы, Японии и России.

Слайд 4

Слайд 5. место России в мире и прогноз на 2050 год.

Вот статистика и прогноз ООН.

Какое место Россия занимает по численности населения в 2017?

Что произойдет в 2050г?

Какие преимущественно страны остаются в первой 10? Почему как вы думаете?


2. Работа с интернет ресурсами. Счетчик населения мира. Вопросы к нему.


Счетчик населения Земли

02-02-2019 17:10:09

7 677 489 741

Численность населения

3 872 585 971

Численность мужского населения (50.4%)

3 804 903 770

Численность женского населения (49.6%)

13 763 287

Рождено в этом году

300 961

Рождено сегодня

5 382 624

Умерло в этом году

117 701

Умерло сегодня

0

Мигрировало в этом году

Обращаю внимание на численность населения.

Соотношение мужского и женского населения.



Показатели рождаемости и смертности…

Делаем вывод о демографической проблеме для мира.

В чём на ваш взгляд сущность проблемы демографии для всего мира? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)


Работа с интернет ресурсами.Счетчик населения России

Счетчик населения России

02-02-2019 17:15:07

146 515 449

Численность населения

67 862 105

Численность мужского населения (46.3%)

78 653 344

Численность женского населения (53.7%)

166 924

Рождено в этом году

3 667

Рождено сегодня

182 027

Умерло в этом году

3 999

Умерло сегодня

20 488

Мигрировало в этом году

Обращаю внимание на численность населения.

Соотношение мужского и женского населения.

Показатели рождаемости и смертности

Делаем вывод о демографической проблеме для России .





В чём на ваш взгляд сущность проблемы демографии для России? ( ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Депопуляция— стабильное (то есть не вызванное разовыми чрезвычайными обстоятельствами) сокращение численности населения населённого пункта, региона, страны по причине суженного воспроизводства...


Слово учителя

О демографической ситуации в России написано много, но чрезвычайная актуальность и важность этой темы для нашей страны, ее национальной безопасности требуют постоянного внимания к анализу текущих демографических процессов и возможных путей решения, стоящих перед российским государством проблем в сфере демографии.



Слайд 6.



Вопрос к классу. Ребята давайте вспомним откуда ученые демографы могут узнать данные о процессах народонаселения? (с переписей населения)

Как вы понимаете что такое перепись населения?

Слайд7

Для чего нужна перепись населения государству?

Слайд 8

Перепись - это "фотография" всего населения страны в определенный момент времени .Такой "моментальный снимок" делается периодически. Во многих странах, как и в России, приблизительно один раз в десять лет. Иногда чаще (например, в Канаде - один раз в пять лет).

В мире не осталось практически стран в которых бы не проводились переписи населения

Перепись - это летопись любой страны её, истории. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.



Интересные факты

В 2018 году прошла в 9 регионах России пробная перепись населения. В 2020 году пройдёт очередная перепись населения с 1 по 31 октября. Эта перепись будет отличаться тем, что её можно будет пройти через интернет на сайте гос. услуг. Это сделано для того,.что бы, сократить затраты на перепись. К 20 году Вам уже будет 18 лет и призываю Вас принять участие в ней.



Слайд 9

3.Слово учителя.Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов России. Всё это говорит о серьёзности проблемы, которая является очень актуальной и у всех на слуху.

К структурным элементам в демографии относятся,прежде всего возраст и пол. Сейчас мы рассмотрим эти показатели.

Слайд 10. Работаем с диаграммой (Вопросы на слайде)

Анализ диаграммы по вопросам на слайде(кроме последнего)

Слайд 11

Анализ диаграммы состава населения по слайду


Выводы по слайду.Доля трудоспособного населения сокращается и увеличивается доля людей пенсионного возраста.

К чему может привести такая тенденция или уже привела?( К старению населения, к повышению пенсионного возраста)

Учитель.Действительно демографы фиксируют, что население нашей страны стареет. Эта тенденция характерна для многих развитых стран мира. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше во всём населении превышает 7 процентов.

Слайд 12. Ожидаемая продолжительность жизни (статистика ООН)

В настоящее время каждый 8 россиянин, то есть 12,9 процентов жителей страны находиться в возрасте 65 лет и старше.

Тоесть увеличивается демографическая нагрузка, увеличивается разрыв между трудоспособным и нетрудоспособным населением.

Процесс старения населения также влияет и на продолжительность жизни

Слайд 13 .Средняя продолжительность жизни по РОСТ СТАТУ


Теперь обратите внимание на половую структуру населения, какой вывод можно сделать?(преобладание женщин ), доля женского населения выше.



Слайд 14


Какие выводы можно сделать вот из этих данных? (смертность мужчин выше чем смертность женщин)

Слайд 15

Сообщение учащегося( о причинах смертности ученик рассказывает учащиеся записывают причины в конспект)

Рождаемость

Слайд 16.

Какой вывод можно сделать, анализируя данный график?(возрастает, но не значительно рождаемость)

Учитель.

В течение последних 2-3 лет в России наблюдался незначительный естественный прирост населения. Власти рассматривают это как одно из главных достижений внутренней политики страны. Конечно, некоторый рост рождаемости в стране произошел — и население увеличилось. Но по коффициенту рождаемости Россия находится на 147 месте в мире(количество родившихся на 1000 жителей)

Слайд 17.


  1. Работа и анализ статьиПочему в России упала рождаемость?

Слайд 18

Вопросы к тексту статьи:

  1. Почему, по мнению авторв,2017 год является худшим годом в показателе рождаемости?

  2. В чём видит причины демографических трудностей в России ближайшие 15 лет руководитель лаборатории экономики, народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Валерий Елизаров?

  3. Назовите факторы влияющие на снижение рождаемости в России? Какие из них, на ваш взгляд являются главными и почему? Свой ответ обоснуйте.

  4. Какие положительные тенденции говорят о том, что Россия сможет выбраться с «демографической ямы»?

  5. Согласны ли Вы с мнением Руководителя центра сексуального здоровья Анны Котенёвой которая считает, что, что современный человек живёт по принципу «здесь и сейчас», «после меня хоть потоп». Все хотят наслаждаться жизнью, ответственность в том числе за детей, воспринимается как обуза. Свой ответ обоснуйте? Приведите конкретные примеры.

Учитель.

Обращаю внимание в статье на то что, изменился менталитет и моральные ценности молодёжи, все хотят жить по принципу здесь и сейчас, все хотят наслаждаться жизнью, а ответственность воспринимается как обуза.

Учитель.

Действительно, порой мы думаем, что эти проблемы нас сейчас не касаются и они далеки от нас, на самом деле это не так.

Обратите внимание на данные по Смотровобудскому сельскому поселению.

Слайд 19

Слайд 20.


Учитель. Следующий урок у нас будет посвящён проблемам семьи в России. Ребята Вам нужно будет подготовить по 2-3 слайда на тему.

  1. Что такое семья и типы семей.

  2. Функции семьи и её отличия от других социальных институтов.

  3. Роль семьи в обществе и её значение в процессе социализации.

Миграции

Слайд 21

На процессы демографии в современном мире и так же в России большое влияние оказывают миграции населения.

Миграции оказывают влияние не только на вопросы демографии, но и на социальные и экономические процессы. У миграций есть свои и положительные и отрицательные стороны. И отношение общества к ним весьма неоднозначное.

Видио. Опрос населения о мигрантах.

Вопросы к видио - материалу.

1.О каких мигрантах идёт речь?

2.Почему в обществе отношения к мигрантам не однозначное?

(положительные и отрицательные стороны миграции).


Вопросы народонаселения волнуют не только общества, но и государства ещё в 2007 году была принята Концепция демографической политики Российской Федерации в начале до 2015 года, сейчас до 2025 года.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ.

Из Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Вопросы к документу.

  1. Какие принципы положены в основу данной концепции?

  2. Какие задачи по привлечению мигрантов предстоит решить государству в ближайшее время?

Государство проводя демографическую политику постоянно принимает ряд мер, направленных на стабилизацию численности населения.

Видео

Меры правительства и инициативы президента направленные на увеличение рождаемости.

Рефлексия:

Как Вы считаете проблема народонаселения актуальна на современном этапе развития общества?

Достаточно ли только мер правительства для её решения?

Нет так как решение этой проблемы зависит от каждого из нас.

На ваш взгяд, Россия и общество сможет справиться с этими проблемами (ответы учащихся).

1 ученик – Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу:

«Я не вижу ничего страшного в уменьшении населения, потому что…..»;

2ученик - Выскажите свое отношение к депопуляции, продолжив фразу:

«Я считаю, что депопуляция ведет к негативным последствиям, потому что….»;

3ученик.- Какая точка зрения вам кажется более убедительной? Почему?

Выставление оценок. Домашнее задание. П 17 п2. Закончить опорный конспект. Индивидуальные задания.

В контексте сегодняшнего урока мы говорили, о изменении моральных принципов современной молодёжи. Поэтому я вам предлагаю посмотреть ещё одно, на мой взгляд, полезное видео о ценностях.

ВИДИО О ЦЕННОСТЯХ.

И в заключении урока я желаю Вам, что бы вы не тратили свою жизнь на малозначительные вещи, а наполняли свою чашу жизни важными вещами такими как здоровье, учёба, семья и любовь.

И закончить наш урок, мне бы хотелось, высказываниями

Слайд 22

«Смерть любого человека–трагедия для всего человечества».
Герберт Гувер

Поэтому и вам, нашим гостям, вашим родным, близким я желаю здоровья и долголетия.

«Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок».

Урхо Кекконен

Я всё же желаю по хорошему автомобилю и чтоб места все в нём были заполнены. (Почему)? 2родити 3 ребёнка. Вот только тогда процесс депопуляции населения мы сможем остановить.

Слайд 23

Тысячи лет выдающиеся мыслители ломали голову в поисках так называемого смысла жизни, ответа на вопрос – зачем мы приходим в этот мир?

Демографы, я думаю, дают на этот вопрос простой и ясный ответ: жизнь нужна лишь затем, чтобы жить долго и счастливо, и передать эстафету жизни следующим поколениям.

Берегите себя. Помните, что каждый человек бесценен и неповторим!


























































К окончанию урока



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!