СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Демократические преобразования в Восточной Европе во второй половине 1980 гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Демократические преобразования в Восточной Европе во второй половине 1980 гг." предназначен для 2 курса СПО. На уроке должно быть сформировано представление о причинах и особенностях демократических преобразований, умение характеризовать политические события этого времени.

 

Просмотр содержимого документа
«"Демократические преобразования в Восточной Европе во второй половине 1980 гг."»



Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

« Ярославский автомеханический колледж »




Методическая разработка


урока истории для обучающихся 2 курса по теме


«Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980 гг.».


для всех специальностей



базовая подготовка

среднего профессионального образования








2016



ОДОБРЕНА И

РЕКОМЕНДОВАНА

предметно-цикловой комиссией

общих гуманитарных дисциплин,

экономики и управления


Разработана

на основе Федерального государственного

образовательного стандарта по специальности

среднего профессионального образования





Протокол №________________

от «____»______________2014

Председатель ПЦК

____________________________

Гансбургская И.А.

Рекомендована Методическим советом колледжа

Протокол №____________________________

от «_______»_______________________2014



Зам. директора по УР

___________________А.И. Ёлкин



Разработчик:


Ведмедь О.Н., преподаватель ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж»






150054, г. Ярославль, ул.Автозаводская, 1-а,

Тел/факс (4852) 73-26-43; E-mail: avtomeh@bk.ru

Проект УВЗ


  1. Специальность: 140448 Техническое эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

  2. Курс обучения: 2

  3. Учебная дисциплина (УД) объем учебного времени: макс. 48 часов аудиторной нагрузки

  4. Место УД в учебном плане: общеобразовательный

  5. Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный

  6. Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет

  7. Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме): Раздел 1 «Развитие СССР и его место в мире в 1980 гг.», тема 6 «Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980 гг.».

  8. Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи: история

1 курс: тема 13.1 «Холодная война»

2 курс: тема 1.1 «Внешняя политика СССР. Взаимоотношения с Западом, странами ОВД, государствами «третьего мира», тема 1.2 «Перестройка в СССР»

обществознание тема 4.2 «Социальные конфликты и нормы», тема 5.1 «Политика и власть. Государство в политической системе». Тема 5.2 «Участники политического процесса»

  1. Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК, ПК)-------- ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп


  1. Цели: определить причины, особенности и итоги революций в странах Восточной Европы.

Выделить причины кризиса тоталитарного социализма, объяснить главные направления реформ.

Продолжить формирование умения работать в паре, в команде, с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

Образовательная: сформировать представление о причинах и особенностях демократических преобразований в Восточной Европе 1980 гг.


Развивающая: продолжать развивать информационно-коммуникативные навыки (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, перевод информации из одной знаковой системы в другую, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на примерах, работать в группе).

Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к демократическим ценностям, познавательного интереса к данной проблеме

  1. Задачи: систематизировать знания о факторах, подготовивших революционные преобразования, характере преобразований, общих чертах преобразований в Восточной Европе………………………………………………. Продолжить формирование коммуникативных компетенций,………………

  2. Критерии (показатели) достижения целей: (брать на конкретное занятие)

уровень освоения обучающимся учебного материала;

обоснованность и четкость изложения ответа

умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся

умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.


- Способность изучать и систематизировать информацию из различных источников

- Способность характеризовать и анализировать источник исторической, визуальной информации

- Способность перечислить основные политические события в Восточной Европе во второй половине 1980 гг.

- Способность указывать хронологические рамки эпохи перестройки

- Способность отделения основной информации от второстепенной

- Способность правильно объяснять причинно-следственные связи между историческими явлениями и процессами

- Умение передавать содержание текста в сжатом виде в соответствии с целью учебного задания

  1. Тип урока: комбинированный урок.

  2. Методы и формы оценки образовательного результата по теме: выполненные

  3. Учебный материал:

Учебники: 1) Самыгин П.С., и др. История учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. 

2) Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ-начало ХХI века 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 10-е изд., М.: Мнемозина, 2013.

Дополнительная литература:

Источники:

Электронные ресурсы:

tsput.rures/hist/rodovitch/Rod07.htm

ru.history.wikia.com/wiki

ekoslovar.ru›684.html


  1. Ведущие методы, технологии, методики:- анализ источников, сравнение, обобщение, проблемная беседа; системно-деятельностный подход.

  2. Форма предъявления учебного материала учащимся: тексты источников с вопросами и заданиями, презентация.

  3. МТБ, ТСО, расходные материалы: мультимедийное оборудование, учебники, презентация, раздаточный материал ( письменные источники с вопросами и заданиями для групп),



Этапы и временные рамки

УВЗ

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся


Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1).Организацион-ный момент

3 мин.

Организация готовности и внимания

Готовность всей группы к работе

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

фронтальная

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. Проверка готовности помещения и оборудования, определение структуры занятия.

2) Актуализация знаний

20 мин

Проверить полученные на предыдущем занятии знания и отработать умение анализировать источники

А) Выполненные индивидуальные задания,

Б) Устные ответы на вопросы по предложенным источникам

А) Выполняют задание.

Б) Анализируют информацию источников, отвечают на вопросы, подбирают визуальные источники (карикатуры) к тексту

Называют причины, основные этапы, итоги перестройки. воспроизводят определения




А) индивидуальная


Б) фронтальная

Предлагается задание: сопоставить предложенный текст и визуальные источники (карикатуры), аргументировать выбор (приложение 1)


Вопросы: Назовите причины перестройки,

какие вам известны основные этапы перестройки, каковы итоги перестройки?



3) Мотивация учащихся

7 мин.

Пробудить интерес к теме занятия

Обсуждение поставленных вопросов, запись 1-й колонки таблицы

Дают определение термина «страны соц.лагеря».

Называют и показывают на карте соц.государства.


Работают с таблицей «до» и «после», (графа «до»)


Фронтальная беседа








Предлагаются задания….:

Предлагаются вопросы: Определение термина «страны соц.лагеря»

Задание: показать на карте страны соц.лагеря




Почему народы ЦВЕ решили отказаться от социалистической модели развития?

Почему стали возможными преобразования в ЦВЕ?

Существует связь демократических революций с началом демократических преобразований в СССР?

4) Усвоение новых знаний

35 мин.

Знает причины, особенности и итоги революций в странах Восточной Европы.


приводит примеры из истории и современности, анализирует тексты, различать мнения и факты, организовывает совместную деятельность


Задание 1 - определить причины революций ответ на вопросы к текстам.

Задание 2 – классифицировать по значимости причины революций.

Задание 3 - определить задачи, характер

революций.

Задание 4- определить направления внутренней политики новых правительств.





Задание 5- определить, какие изменения произошли во внешней политике государств Восточной Европы








.









Определяют причины бархатных революций, объясняют термин.

Выделяют главные причины революций.



Формулируют задачи, определяют характер революций.

Исходя из задач революции, формулируют изменения, произошедшие во внутренней и внешней политике.


Выделяют изменения во внешней политике, выписывают в тетрадь


Выделяют, выбирают примеры, используют учебник, схемы, презентации , приводят примеры для заполнения таблицы, анализируют источники, отвечают на вопросы.


Фронтальная,

Работа в парах. Работа с текстом документа, учебника.







Беседа-лекция, показ презентации, организация работы студентов:

работа с текстом учебника и документа.




5) Осмысление и закрепление знаний

15 мин.


Умеет высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать в группе.

Обсуждение вопросов, поставленных в начале занятия

Защищает точку зрения группы, критически высказываются, делает выводы

Групповая работа

Опрос понятий по теме,

Обсуждение проблемного вопроса и выработка общего мнения о причинах преобразований в странах Восточной Европы.

6) Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

3 мин.

Подготовить сообщения – презентации о государственных деятелях стран Восточной Европы

– определить плюсы и минусы произошедших изменений в странах ЦВЕ

Выдвигает гипотезы, планирует работу

индивидуальная

Определить плюсы и минусы преобразований в странах Восточной Европы, на основании предложенного документа, обосновать выбор

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7 мин.


Оценивает критически результат собственного труда

Таблица «до» и «после»


оценивает значимость знаний, умений, навыков деятельности, полученных на занятии

индивидуальная

Подведение итогов урока, обсуждение и выставление оценок.

Заполнение 3-й колонки таблицы





Актуализация знаний:

Вопросы:

-Тема нашего предыдущего занятия? (Перестройка в СССР)

-Дайте определение термину перестройка. (слайд)

( Перестройка — общее название реформ и новой идеологии СССР, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структурах СССР во второй половине 80-х - начале 90-х годов.

Период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.)

- Цель перестройки? (слайд)

Провести реформы:

Экономические

-хозрасчет и самофинансирование предприятий

-возродить частный сектор экономики

-в сельском хозяйстве арендные кооперативы и фермерские хозяйства

Общественно-политические

-гласность (снятие цензуры)

-демократизация политической системы (появление общественных объединений, политических партий)

Задание: (слайд)

Подобрать карикатуры к предложенному тексту, обосновать свой выбор, объяснить содержание.

Время выполнения– 20 минут (приложение 1)

-Ответы обучающихся, анализ визуальных источников.


- Почему назрела необходимость преобразований в СССР? (слайд)

Перестройка была вызвана грузом социально-экономических и политических проблем, требующих безотлагательного решения. Кроме того, на мероприятия перестройки оказал влияние новый тип либерального руководства в лице Горбачева и его команды.

1. Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

2. Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

3. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4. Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

5. Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

- Итоги перестройки? (слайд)

Итогом перестройки стало осознание обществом и властью невозможности дальнейшего реанимирования социализма. Выход был найден в переходе к рыночной экономике и либеральной демократии.

Обострение кризиса во всех сферах жизни общества.

Обострение межнациональных отношений.

Распад СССР в 1991 году.

Мы рассмотрели с вами изменения, произошедшие во внутренней политике СССР.

- Как вы думаете, события перестройки повлияли на международную обстановку? Как?


Мотивация

Тема нашего занятия называется «Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980 гг.».

Мы с вами подытожим основные изменения в странах Восточной Европы в 80 - 90 - е годы ХХ века, в так называемых странах «социалистического лагеря».

- Дайте определение термину «страны социалистического лагеря»? (слайд)

- Почему страны Восточной Европы носили название страны «социалистического лагеря»?


Социалистический лагерь – термин, которым после Второй мировой войны в СССР обозначались государства, пошедшие по пути строительства социализма. К ним причислялись СССР и страны Восточной Европы, в которых у власти утвердились коммунисты, Китай после завершения гражданской войны (1949), затем Северная Корея и Северный Вьетнам. Термин «социалистический лагерь» постепенно вышел из употребления. Его сменили «социалистическое содружество» и «мировая социалистическая система».

- Назовите и покажите на карте государства Восточной Европы, которые встали на путь сотрудничества с СССР. (слайд)

- примерные ответы учащихся: Венгрия, Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния, позже - Югославия, Албания, ГДР.



Наща задача сегодня – определить причины, особенности и итоги революций в странах Восточной Европы.

Мы должны найти ответы на следующие вопросы:

- Почему народы Восточной Европы решили отказаться от социалистической модели развития?

- Почему стали возможными преобразования в Восточной Европе?

-Существует связь демократических революций в странах Восточной Европы в 80 - 90 - е годы с началом демократических преобразований в СССР?


У вас на столах лежат задания, вам требуется сравнить знания по теме ДО и ПОСЛЕ ее изучения, в столбике ДО поставить «+», если вы согласны с утверждением или « - », если не согласны. (приложение 2)

3 минуты

Сегодня мы продолжим изучение событий 1989-1990 гг.


4) Усвоение новых знаний 45 мин

В течение 1989 - 1991 годов мир стал свидетелем уникального явления. По странам Центральной и Юго-Восточной Европы прокатилась лавина революционных преобразований.

Эти события получили название «бархатные революции»

Объясните термин. Что такое «бархатная революция»? (слайд)

«Бархатная революция» - революции в восточноевропейских странах, где в конце 1980-х — начале 1990-х произошёл бескровный (исключение — Румыния) переход от социалистической системы к либеральной. (запись в тетрадь)

Впоследствии термин «бархатная революция» стал применяться для обозначения ненасильственной революции вообще. Сегодня на смену этому термину приходит похожий — «цветная революция».

Просмотр фото – народные выступления в странах ЦВЕ (Чехословакия, Румыния, ГДР) (слайд)

_Определите по фото характер народных выступлений в социалистических странах Европы


Задание 1: определите причины революций в странах Восточной Европы (самостоятельная работа с текстом, учебник для СПО История, автор Самыгин, с. 438)

Работа с текстом: Приложение 3 «Причины бархатной революции».

Примерные ответы: (слайд)

Глубокий экономический, политический и духовный кризис.

Причины революций в Восточной Европе:

1) Внутренние факторы:

1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2) Внешние – перестройка в СССР


Задание 2: (слайд)

1. Классифицируйте по значимости причины революции 1989-1991 годов в странах Восточной Европы:

А) Недовольство широких масс населения

Б) Неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоящие перед обществом.

В) Ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении союзников по соцлагерю.

Какие события, происходившие в СССР, дали мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе?

- Перестройка, в экономике - элементы рыночной отношений, в политике – гласность, многопартийность, демократические свободы.


Задание 3: На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций.

(Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).


Задачи революций: построить демократическое общество, переход к рыночной модели экономики, суверенитет – добиться независимости от диктата СССР.

Характер революций: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический.


В 1989-1991 годах в странах Восточной Европы прошли бархатные революции, прошедшие бескровно (кроме Румынии, где был казнен руководитель страны Н.Чаушеску и его жена).


Задание 4: Исходя из определенных вами задач революции, сформулируйте, какие изменения, какую политику проводили правительства, пришедшие на волне «бархатных революций»?

-либерализация политической и экономической жизни, ликвидация тоталитаризма, демократия, утверждение принципов рыночной экономики.


Действительно, новые режимы стремились форсированными темпами перейти к рыночной экономике. Для этого использовались механизмы «шоковой терапии».


- Что такое «шоковая терапия»? (слайд)


- Комплекс реформ, направленных на скорейшую трансформацию устаревшей государственной экономики в свободную рыночную.

Экономическая политика форсированной либерализации сферы торговли, тотальная приватизация государственной собственности, либерализация цен (т.е. отпуск цен), сокращение денежной массы.


-Мы узнали об изменениях, произошедших во внутренней политике государств Восточной Европы.

Задание 5

Какие изменения произошли во внешней политике? Работа с учебником.

См. стр.441(последний абзац) -442 учебник истории Самыгина.

Примерные ответы учащихся:

Революционные преобразования привели к изменениям и во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Железный занавес», разделявший Европу все годы «холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.

(«Железный занавес» - информационный, политический и пограничный барьер, изолирующий СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада)


Изменения во внешней политике: (слайд)

-СЭВ и ОВД распущены

-вывод советских войск

-требования присоединения к экономическим и политическим союзам Запада (ЕС и НАТО)

-объединение ГДР и ФРГ


Вывод: (слайд)

В ходе событий 1989-1991 гг. произошло крушение социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.


После распада Восточного блока были разорваны и политические, и экономические связи, действующие в рамках СЭВ и Варшавского Договора, изменились политические и экономические реалии.


Вернемся к заданию и ответим на вопросы: (слайд)

- Почему народы Восточной Европы решили отказаться от социалистической модели развития?

- Почему стали возможными преобразования в Восточной Европе?

-Существует связь демократических революций в странах Восточной Европы в 80 - 90 - е годы с началом демократических преобразований в СССР?

-Причины преобразований?


строительство социализма привело к «застою» в экономике

-отставание в экономике привело к обострению социальных проблем

-обострение национальных проблем (требование суверенитета)

-перестройка в СССР

-невмешательство СССР во внутренние дела стран ЦВЕ


примерные ответы:

СССР и страны Восточной Европы составляли мировую систему социализма. СССР занимал в этой системе лидирующее положение. Строительство социализма привело к «застою» в экономике, однопартийная система, демократические свободы способствовали появлению правозащитного движения. Перестройка, начатая в СССР привела к оживлению общественной жизни как в СССР, так и в странах Восточной Европы. СССР не вмешивался во внутренние дела этих государств, что способствовало падение коммунистических режимов, к власти пришли новые политические силы демократического типа.

Закрепление

Работа с таблицей, заполнить графу «после» (слайд)


Домашнее задание: Задание 4 (слайд)

Определите (+) и (-) распада Восточного блока на основании предложенных документов. Пометки можно ставить в предложенном раздаточном материале.

(приложение 4)

Или задание по выбору : Подготовить сообщения о политических деятелях Восточной Европы 1980 гг.


Подведение итогов. Обсуждение и выставление отметок за урок.

























Приложение 1


Перестройка – период в истории СССР (1985-1991), в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества. Результатом стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Предпосылки перестройки: перестройка была вызвана грузом социально-экономических и политических проблем, требующих безотлагательного решения. Важно отметить, что изначально четкого плана реформ не было. Поэтому основной упор на первом этапе был сделан на реформирование экономики страны.

В своем развитии перестройка прошла ряд этапов:

1. 1985-1987гг. – на этом этапе предполагалось реформировать только экономику при сохранении административно-командного социализма. «Стратегия ускорения» подразумевала следующие мероприятия: развитие научно-технического прогресса; техническое перевооружение машиностроения; активизацию человеческого фактора, курс на совершенствование социализма.

На данном этапе:

- поиск путей «ускорения» экономического развития (введение хозрасчета на предприятиях, выборы директоров, возрождение кооперации);

- проведение политики гласности – открытом освещении негативных сторон жизни общества

- критическое переосмысление прошлого и настоящего.

-попытки улучшить международные отношения (Например, односторонний запрет ядерных испытаний)

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

· отсутствие четкого плана преобразований, «стихийность перестройки»;

· выдвижение заведомо невыполнимых планов;

· непоследовательность в проведении реформ;

· чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

· пренебрежение национальным интересам в угоду западным странам.

2. На втором этапе преобразований - 1988-1989 гг. – ставилась задача демократизировать политическое и экономическое устройство общества, духовную жизнь.

В результате предполагалось создать «демократическую модель» социализма, так называемый «социализм с человеческим лицом».

Ее основу составили следующие мероприятия:

- расширение границ самостоятельности предприятий;

- их перевод на хозрасчет и самофинансирование;

- наделение трудовых коллективов широкими правами;

- развитие кооперации.

В области политики – расширение полновластия Советов; формирование механизмов гражданского и правового государства.

С самого начала очередные «реформаторы» столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, большинство нововведений «спускалось на тормозах» местным большим и малым начальством, которое бодро докладывало о выполнении, но мало что делало на практике.

Во-вторых, появились обстоятельства, осложнявшие реформы: в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Началось падение цен на энергоносители на международной арене.

В стране стало формироваться общественное мнение. Впервые выдвигалось несколько кандидатур, а не одна - единственная, как раньше, началась борьба между блоком коммунистов и блоком демократов. После упорной борьбы из Конституции СССР 1977 г. была исключена статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе, после чего в стране быстро возродилась многопартийность.

3. На третьем этапе реформ -1990-1991 гг. – намечалось соединить плюсы социализма с достижениями западной политической демократии и рыночной системы хозяйствования, создав тем самым «рыночную модель социализма».

Со временем демократы все больше и больше завоевывали симпатии масс и начали оспаривать у КПСС и Горбачева лидерство в реформаторском процессе.

В стране фактически сложилось двоевластие: руководству КПСС и СССР во главе с Горбачевым противостояло руководство России во главе с Ельциным.

Противостояние властей парализовало всякие реформы. Перестройка превратилась из процесса реформирования страны в борьбу политических и национальных движений против диктата КПСС и империи СССР, в личную борьбу за власть между Горбачевым и Ельциным

Задуманная в целях укрепления социализма перестройка привела к прямо противоположному результату.

В ходе экономических реформ был нарушен планово-распределительный механизм социалистической экономики, что привело к спаду производства, скрытой инфляции, жестокому товарному дефициту, снижению жизненного уровня населения.

Демократизация подорвала государственно-политическую систему социализма: КПСС потеряла свое монопольное положение единственной и правящей партии, реальная власть перешла от партийных органов к директорам предприятий и новым государственным структурам. Ослабление центральной власти привело к расшатыванию многонационального государства - СССР, межнациональным конфликтам.

Победа демократических общественных сил, возглавленных Верховным Советом РСФСР и новым президентом России Б.Н. Ельциным, над путчистами в августе 1991 г. означала перерастание перестройки в национально-демократическую революцию, сокрушившую КПСС, развалившую им СССР, разрушившую социалистический строй. Идеалами этой революции, вдохновлявшими массы людей, были традиционные ценности западного мира: рыночная, экономика, политическая демократия, духовная свобода


























Приложение 1

1. 2 .


3. 4.

5.

6. 7 .




8. 9.


10. 11. .

1 2.




13.




15.

16.




17.




18.



Приложение 2


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


Политика «холодной войны» началась после II мировой войны и продолжалась до распада СССР.



В странах Восточной Европы после II мировой войны установился режим народной демократии. Этот режим сохраняется.



Власть в странах Восточной Европы находится в руках у коммунистов.



Революции 1980-90 гг. были в основном мирными.



В ходе революций обострились межнациональные противоречия



Страны Восточной Европы состоят в международных организациях СЭВ и ОВД.



Государства Восточной Европы успешно строят социализм.



В результате революций в странах Восточной Европы проведены рыночные реформы и утверждена парламентская демократия



После проведения политических и экономических реформ страны Восточной Европы имеют высокоразвитую и конкурентноспособную экономику


Приложение 2


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


Политика «холодной войны» началась после II мировой войны и продолжалась до распада СССР.



В странах Восточной Европы после II мировой войны установился режим народной демократии. Этот режим сохраняется.



Власть в странах Восточной Европы находится в руках у коммунистов.



Революции 1980-90 гг. были в основном мирными.



В ходе революций обострились межнациональные противоречия



Страны Восточной Европы состоят в международных организациях СЭВ и ОВД.



Государства Восточной Европы успешно строят социализм.



В результате революций в странах Восточной Европы проведены рыночные реформы и утверждена парламентская демократия



После проведения политических и экономических реформ страны Восточной Европы имеют высокоразвитую и конкурентноспособную экономику




Приложение 2


ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


Политика «холодной войны» началась после II мировой войны и продолжалась до распада СССР.



В странах Восточной Европы после II мировой войны установился режим народной демократии. Этот режим сохраняется.



Власть в странах Восточной Европы находится в руках у коммунистов.



Революции 1980-90 гг. были в основном мирными.



В ходе революций обострились межнациональные противоречия



Страны Восточной Европы состоят в международных организациях СЭВ и ОВД.



Государства Восточной Европы успешно строят социализм.



В результате революций в странах Восточной Европы проведены рыночные реформы и утверждена парламентская демократия



После проведения политических и экономических реформ страны Восточной Европы имеют высокоразвитую и конкурентноспособную экономику




Приложение 3


Задание 1: определите причины революций в странах Восточной Европы

Работа с текстом: Учебник для СПО «История», автор Самыгин, с. 438,

Приложение 3 «Причины бархатной революции».


Причины "бархатной революции"


Какими же причинами мотивирована столь коренная ломка общественного строя? Ряд ученых (например, В. К. Волков) внутренние объективные причины революции 1989 года видят в разрыве между производительными силами и характером производственных отношений. Тоталитарные или авторитарно-бюрократические режимы стали препятствием для научно-технического и экономического прогресса стран, тормозили интеграционный процесс даже в пределах СЭВ. Почти полувековой опыт стран Юго-Восточной и Центральной Европы показал, что они сильно отстали от передовых капиталистических государств, даже от тех, с кем были когда-то на одном уровне. ГДР, лидируя в СЭВ, по данным ООН, в 1987 году по ВОП (валовой общественный продукт) на душу населения занимала лишь 17-е место в мире, ЧССР - 25-е место, СССР - 30-е. Увеличивался разрыв в уровне жизни, качестве медицинского обслуживания, социальной обеспеченности, культуре и образовании. Система управления с централизованным жестким планированием порождала неэффективность производства. Это стало особенно заметно в 50-80-е годы, когда в данных странах задержался новый этап НТР, выведший Западную Европу и США на новый, "постиндустриальный" уровень развития. Постепенно, к концу 70-х годов, началась тенденция к превращению социалистического мира во второстепенную социально-политическую и экономическую силу на мировой арене. Лишь в военно-стратегической области у него оставались сильные позиции, да и то в основном из-за военного потенциала СССР.

Другим мощным фактором, благодаря которому осуществилась "бархатная революция" 1989 года, стал национальный. Бестактные действия советского руководства и представителей СССР в этих странах, их политические ошибки вызывали недовольство.

Ущемление национальных чувств, социально-политическая неудовлетворенность оказывали свое воздействие в одном направлении. В результате этого начались кризисы. Они, однако, не имели позитивного разрешения. Эти кризисы только способствовали дискредитации имеющихся режимов, накоплению так называемых идейных сдвигов, которые обычно предшествуют политическим переменам, созданию негативной оценки партий, находящихся у власти.

fb.ru›article…barhatnaya…v-vostochnoy-evrope



















Приложение 4


Задание: Определите (+) и (-) распада Восточного блока на основании предложенных документов. Пометки можно ставить в предложенном раздаточном материале

Документ 1

Восточный блок и его крушение

istorik.org›2009/03/восточный-блок-и-его-крушение…

окончание холодной войны (ОВД)

В результате революций произошло включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы

Государства ЦВЕ получили возможность демократизации своих политических систем и модернизации экономики в соответствие с ценностями либерализма и принципами рынка и конкуренции

Восстановлено политическое и территориальное единства Германии в 1990 г., символом чего стало падение «берлинской стены».

Роспуск ОВД и распад СССР имели результат, которого не ожидал увидеть никто: НАТО во главе с США осталась единственным игроком на европейском (да и мировом) геополитическом и военно-стратегическом поле.

Все страны Варшавского договора оказались членами Европейского Союза, почти все являются членами Шенгенского соглашения (кроме Румынии и Болгарии), все являются членами НАТО. Произошла ликвидация разделительных линий и барьеров на европейском континенте и восстановление культурно-цивилизационного единства стран и народов Западной и Восточной Европы. Шенген дает возможность свободного безвизового передвижения ЕС.

Но безработица и низкий уровень доходов заставляет жителей стран ЦВЕ отправляться на заработки в Западную Европу.

Наблюдается неблагоприятный политико-психологический климат в регионе, резкий всплеск национализма приведший к непрерывной череде межнациональных, межгосударственных и межрелигиозных конфликтов, нередко перерастающих в кровопролитные военные столкновения (бывшая Югославия);

Национальные экономики не могут конкурировать с западно-европейскими технологиями и товарами.

Произошло падение жизненного уровня населения стран ЦВЕ.

Рост влияния на широкие слои населения в результате экономических и социальных трудностей радикальных и экстремистских партий.

Крушение биполярной системы и связанная с этим ликвидация военно-политических и экономических структур советского блока привели к утрате вначале Советским Союзом, а потом и Россией возможности влиять на европейскую и мировую политику и отстаивать свои жизненно важные национальные интересы на мировой арене вообще и в отношениях с отдельными странами в частности.

Роспуск ОВД и распад СССР имели результат, которого не ожидал увидеть никто: НАТО во главе с США осталась единственным игроком на европейском (да и мировом) геополитическом и военно-стратегическом поле. Крах социально-политических и экономических структур коммунизма в странах ЦВЕ привел к слому существовавшей на протяжении более чем сорока лет системы безопасности в Европе, т.к. перестало существовать одно из ее важнейших звеньев – ОВД

После окончания холодной войны в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»). В 2009 г. в состав НАТО вошли Хорватия и Албания («Шестое расширение НАТО»).








Приложение 4


Задание: Определите (+) и (-) распада Восточного блока на основании предложенных документов. Пометки можно ставить в предложенном раздаточном материале



Документ 2

Доклад ООН о положении в странах ЦВЕ

ООН Программа развития ООН: Исследование об уровнях неравенства и бедности в странах Восточной Европы и Центральной Азии в 2015 году. 29.01.2015. gtmarket.ru›news/2015/01/29


«До начала 90-х годов социальное обеспечение в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ было на редкость высокого уровня. Была гарантирована полная и всеобщая занятость. Хотя в денежном выражении доходы были невелики, они были стабильными и гарантированными. Многие продукты потребления и услуги субсидировались и были доступны всем и регулярно. Было достаточно для всех продуктов питания, одежды и крыши над головой. Пенсия была гарантирована, и люди могли пользоваться многими другими формами социальной защиты... Сегодня достойное образование, здоровая жизнь и достаточное количество продуктов питания больше не являются гарантированными. Растущая смертность и новые, потенциально смертоносные эпидемии представляют собой постоянно растущую угрозу для жизни

В противоположность периоду социализма возросло неравенство в доступе к высшему образованию, приток в интеллигенцию из низших страт не возрастал, а наоборот, уменьшался. У малообеспеченных слоев населения сокращались возможности инвестирования средств в повышение уровня образования потомства, что обрекало «детей» на наследование низкого социального статуса «отцов», его воспроизводство. Не произошло и выравнивания возможностей экономического достижения – «краеугольного камня западного либерализма».

По данным исследования, в странах с развивающейся и переходной экономикой Восточной Европы и Центральной Азии, включая и некоторые страны со средним уровнем дохода, наблюдаются вызывающие тревогу высокие уровни неравенства и бедности. Они постепенно утрачивают такие преимущества, как относительно равное распределение доходов, широкий доступ к системе социального обеспечения и довольно низкий уровень гендерного неравенства. Кроме того, в большинстве этих стран сокращается продолжительность жизни по отношению к среднемировому уровню, наряду с другими диспропорциями.




















(+)

- окончание холодной войны (ОВД)

- включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы (СЭВ)

- для государств ЦВЕ – возможность демократизации своих политических систем и модернизации экономики в соответствие с ценностями либерализма и принципами рынка и конкуренции (ОВД)

- восстановление политического и территориального единства Германии в 1990 г., символом чего стало падение «берлинской стены» (ОВД)

- все страны Варшавского договора оказались членами Европейского Союза, почти все являются членами Шенгенского соглашения (кроме Румынии и Болгарии), все являются членами НАТО. Ликвидация разделительных линий и барьеров на европейском континенте и восстановление культурно-цивилизационного единства стран и народов Западной и Восточной Европы.

(Шенген дает возможность свободного безвизового передвижения ЕС.


(-)

- роспуск ОВД и распад СССР имели результат, которого не ожидал увидеть никто: НАТО во главе с США осталась единственным игроком на европейском (да и мировом) геополитическом и военно-стратегическом поле

- безработица и низкий уровень доходов заставляет жителей стран ЦВЕ отправляться на заработки в Западную Европу.

- потеря рынка сбыта (СЭВ)




























Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Заполните пропуски:

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе _________________Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и_____________ Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории____________ советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности___________ Европейскому Союзу, НАТО). «___________Железный занавес», разделявший Европу все годы «_________холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение _______ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение_______ социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.

Выделите основные преобразования в политической и экономической сферах. Сравните их с преобразованиями, проходящими в нашей стране в 90-е гг.



Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Заполните пропуски:

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе _________________Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и_____________ Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории____________ советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности___________ Европейскому Союзу, НАТО). «___________Железный занавес», разделявший Европу все годы «_________холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение _______ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение_______ социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.

Выделите основные преобразования в политической и экономической сферах. Сравните их с преобразованиями, проходящими в нашей стране в 90-е гг.




Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Заполните пропуски:

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе _________________Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и_____________ Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории____________ советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности___________ Европейскому Союзу, НАТО). «___________Железный занавес», разделявший Европу все годы «_________холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение _______ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение_______ социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.


Выделите основные преобразования в политической и экономической сферах. Сравните их с преобразованиями, проходящими в нашей стране в 90-е гг.













3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!