ВПР по русскому языку 5 класс вариант 14
1. Тип 1 № 806
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т (2). С..сновая ветка заскр..пит снежная ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки(1). Но нал..тит стайка с..ниц и лес вновь ож..ва..т.
С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку(3) в к..ре ищ..т вкус..ные семеч..ки.
С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. . Они звонко перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и радос..но звенит птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу с..ниц.. прил..тают к избам. (4) Ребята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки п..дсолнуха.
2. Тип 2 № 807
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 589
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Алфавит, звонит, фарфор, упростит.
4. Тип 4 № 940
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В оранжерее за растениями ухаживают, создают им тропический климат.
5. Тип 5 № 822
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Серёжа сообщил что сделает доклад о планетах Солнечной системы
2) По словам Серёжи доклад он готовил долго и тщательно
3) Какая планета самая большая в Солнечной системе Серёжа
4) Наталья Павловна сказала Серёжа подготовит доклад о современных исследователях космоса
6. Тип 6 № 616
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Игорь любит посещать спортивные мероприятия.
2) Придумай-ка лозунг или девиз в поддержку команды!
3) В клубе болельщиков мы обмениваемся футболками и шарфами с символикой команды.
4) Давайте друзья поблагодарим команду за великолепную игру.
7. Тип 7 № 142
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.
2) Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.
3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.
4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.
8. Тип 8 № 546
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Способность птиц летать всегда привлекала человека. (2)Птицы машут крыльями и летят: одни тише, другие быстрей. (3)Есть птицы, которые могут летать, не двигая крыльями, − они паря́т. (4)Орлы и грифы на восходящих потоках воздуха способны подняться под облака, не взмахнув ни разу крылом. (5)Альбатросы, буревестники и чайки часами паря́т над океаном. (6)У парящих птиц большие крылья — либо очень длинные, либо очень широкие. (7)У птиц, живущих в лесу — глухарей, синиц, дятлов, — крылья широкие и короткие. (8)С такими крыльями удобно лавировать среди густых ветвей. (9)А у птиц, которые далеко и быстро летают — у стрижей, ласточек, куликов, − наоборот, крылышки узенькие и длинные.
(10)Почти все птицы — хорошие летуны. (11)Ракетой взлетает из-под ног фазан. (12)Стрелой проносится через поляну ястреб. (13)Камнем падает на добычу сокол. (14)Орлы показывают фигуры высшего пилотажа: «бочки», «мёртвые петли», «пикирование». (15)А крошечный колибри может лететь даже стоя, спиной вперёд! (16)Вот что значат для птицы крылья!
(17)Неудивительно, что с древних времён человек хотел научиться летать. (18)Икар, герой древнегреческого мифа, поплатился жизнью, решив полететь на сделанных его отцом крыльях. (19)Леонардо да Винчи, знаменитый итальянский художник и учёный, изобретатель, в эпоху Возрождения создал чертежи многих летательных аппаратов, но полететь, как птица, так и не смог. (20)Лишь в конце девятнадцатого века исследования увенчались успехом, и теперь мы летаем на самолётах и хоть немного представляем, что чувствует в полёте птица. (По Н. Сладкову)
9. Тип 9 № 547
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что люди в разное время мечтали научиться летать, как птицы? Запишите ответ.
10. Тип 10 № 548
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−7 текста. Запишите ответ.
11. Тип 11 № 549
В предложениях 18−20 найдите слово со значением «документ, содержащий контурное изображение изделия и данные для его создания». Выпишите это слово.
12. Тип 12 № 550
В предложениях 5−8 найдите антоним к слову «длинный» и выпишите его.