Педагог: Каждому знакомы мудрые слова: Хлеб — хозяин дома, всему он голова! Крепкою державою его звали встарь. Хлебушек по праву в государстве — царь! Он дороже злата, серебра ценней, Крепкого булата хлебушек сильней Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Научные исследования говорят что, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях Вот уже 16 лет весь мир 16 октября отмечает день хлеба. Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. Вы знаете, сколько людей участвуют в том чтоб у вас на столе к обеду оказался кусочек хлеба? Давайте посчитаем. Надо сказать, что на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится». Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой. Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев. «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне. Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку. Затем сеяли. Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорога каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян. В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев. Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому. С помощью лошадей снопы свозили на двор. Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей. Бралась палка, на конец которой крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка. Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно. Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен себе. (за работу) Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова. Физкультминутка Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами В землю зёрнышко попало – присесть Прорастать на солнце стало – руки вверх Дождик землю поливал, И росточек подрастал – медленно встать К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся – поворот вокруг себя. Сейчас мы с вами с помощью карточек разложим вес путь от зернышка до хлебушка. Раздает карточки. Вы большие молодцы все правильно сделали Проверим- зерно, росток, колос, зернышки, мука, тесто, хлеб. В белоснежном колпаке, Переапачканый в муке Булки сдобные печет И ребятам раздает Кто это? Конечно же это пекарь. Пекарь для работы нужна не только мука а еще много всего, давайте посмотрим. У меня на столе лежат различные предметы, нужно выбрать то чем пользуется пекарь в своей работе. Каждый выбирает себе один предмет. А теперь давайте посмотрим что вы взяли и для чего это надо. Педагог подходит к каждому ребенку и помогает ему рассказать о том, что он выбрал. |