Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 Центрального района Волгограда»
Методическая разработка
Тема: «Особенности проведения совместного детско-родительского события “День матери - праздник особый” в детском саду (из опыта работы)»
Форма разработки: сценарий
Возрастная категория: подготовительная к школе группа
Автор методической разработки:
Шайкина Мария Юрьевна,
музыкальный руководитель
МОУ Детский сад № 48
г. Волгограда
Содержание
I. Аннотация
II. Введение: актуальность, цель, задачи
III. Основная часть: конспект сценария праздничного события
IV. Заключительная часть: примечания и советы коллегам
I. Аннотация
Тема методической разработки: «Особенности проведения праздничного события “День матери - праздник особый” в подготовительной к школе группе (из опыта работы)». Предлагается возможный вариант сценария с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также их специфических образовательных потребностей. Разработка может быть полезна воспитателям и музыкальным руководителям ДОУ, учителям-логопедам, а также педагогам дополнительного образования
II. Введение
Алгоритм актуальности:
-праздник День Матери является Mеждународным, его отмечают во всём мире. С 1998 года Россия не является исключением.
- в ФГОС ДО (раздел П. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ, п.п.2.6., в частности, сказано: «[…]Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье[…]
- необходимость формирования уважения не только к женщине как таковой, но именно к Матери.
- праздничное событие «День Матери - праздник особый» отвечает содержанию образовательной Программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др., по которой работает детский сад, и не выпадает из контекста. Участие в нём воспитанников является ежегодным.
Цель разработки: поделиться опытом по формированию и укреплению у воспитанников уважения к матери посредством проведения подобных событий.
Задачи:
1. Предложить сценарий праздничного события «День Матери - праздник особый»
2. Описать виды деятельности педагогов и воспитанников
3. Показать вариант возможного взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.
III. Основная часть: сценарий праздничного события «День Матери - праздник особый»
Оборудование: экран, медиа установка, ноутбук, колонки, фортепиано
Предварительная работа:
- беседа с детьми о Дне Матери
- изготовление поделки «Солнышко для мамы»
- рисование портрета мамы для «Портретной галереи»
- «домашнее задание» для родителей (фотография со своим ребёнком для Презентации)
- разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
- разучивание песен «Наша мама - солнышко», «I love my mommy» - с детьми, посещающими кружок английского языка)
- музыкально-логоритмическая игра «Маме надо отдыхать», сл.и муз. О. Боромыковой
Место проведения: музыкальный зал
Детали оформления: портретная галерея «Наши мамы» (рисунки детей, выполненные на занятии)
Описание хода праздничного события
Стулья стоят в одном полукруге для мам и детей. Звучит песня (минус) из мюзикла «Мама» (композитор Жерар Буржоа, автор русского текста Ю. Энтин). Дети и мамы заходят в зал, рассматривают «картины» портретной галереи, мамы узнают себя.
Музыкальный руководитель (далее - Ведущий) предлагает всем присесть на стулья. Все садятся (каждый ребёнок рядом со своей мамой).
Ведущий: Мы с вами только что посетили портретную галерею. А чьи же там портреты? Да, это ваши портреты, уважаемые мамы. И все, конечно, себя узнали по какой-то особой примете. Одна мама носит именно такие серёжки, у другой зелёные глаза, кудрявые волосы, модные очки... Ваши дети вложили в своё творчество всю любовь. А почему такая выставка? Сегодня разве 8 Марта?
Дети: Нет. Сегодня День Матери.
Ведущий: Наверное, нет ни одной страны, где бы ни отмечался День матери. У нас в России его отмечают осенью, в ноябре. В каждой стране существуют свои традиции его празднования. Но везде дети - и маленькие, и уже выросшие - стараются сказать добрые слова маме, выразить ей свою любовь. Мы с вами тоже постараемся сегодня это сделать.
Словарная игра «Скажи по-другому» (синонимы)
Ведущий: Ребята, в русском языке много слов, которые обозначают слово «мать». А как можно сказать по-другому? (дети участвуют вместе с мамами и предлагают варианты: «мамочка», «мамуля», «мамуся», «матушка», «мамка», «мамаша»).
Ведущий: Молодцы. А вы знаете, что на многих других языках это слово звучит очень похоже? Давайте послушаем песню о маме на английском языке.
Дети, посещающие кружок «Learn and play», исполняют песню «I love my mommy».
Дети:
I love my mommy, I love my mommy
I love my mommy, yes, I do.
М.Р.:
Here’s a kiss and a hug for you
Thank you mommy for all you do
Дети: Happy Mother’s Day, Happy Mother’s Day
Happy Mother’s Day, I love you.
Ведущий: Все услышали слово «mommy»? Это и значит по-английски «мама», «мамочка». А теперь ответьте-ка на мои вопросы.
Кто пришёл ко мне с утра? (Мамочка!)
Кто сказал: «Вставать пора?» (Мамочка!)
Кашу кто успел сварить? (Мамочка!)
Чаю в чашки всем налить? (Мамочка)
Кто косичку мне заплёл? (Мамочка!)
Целый дом один подмёл? (Мамочка!)
Кто ребячий любит смех? (Мамочка!)
Кто на свете лучше всех? (Мамочка!)
Дети отвечают все вместе.
Ведущий: Видите, вопросы разные, а ответ один - мамочка. Ребята, ваши мамы сейчас взрослые, их часто называют по имени-отчеству. Кто знает имя-отчество своей мамы? (ответы детей)
А кто знает, где мама работает? (ответы детей)
А чья мама самая красивая?
А чья мама самая любимая?
На два последних вопроса дети обычно отвечают все вместе: «Моя, моя!»
Ведущий: Ребята, а узнаете ли вы свою маму по голосу? Давайте проверим.
«Узнай маму по голосу»
Дети поворачиваются спиной к мамам и хором говорят: «Мама! Поздравляем!». Одна мама, на которую покажет ведущий, отвечает:
«Спасибо, сынок (дочка)». Ребёнок, узнавший голос своей мамы, поворачивается, участники постепенно садятся на места.
Ведущий: Конечно, мамин голос - самый родной, его с другим не спутаешь. Этот голос вы слышите с самого рождения, когда мама начинает вам петь свою колыбельную. Мамы, а вы помните колыбельные, которые пели своим детям? Может быть, до сих пор поёте? А может, и сейчас споёте?
Одна из мам поёт колыбельную (под сопровождение фортепиано)
Ведущий: Но не только ребёнка уложить спать, у мамы и других дел по дому много. Назовите дела, которые ваша мама выполняет по дому.
Ответы детей: Стирает, варит обед, моет пол, отводит меня в детский сад, цветы поливает, вяжет, и др.
Ведущий: Да, много дел у мамы. После этого им, конечно, хочется отдохнуть. Вы знаете стихотворение «Посидим в тишине». Сейчас ... (называет имя ребёнка) его расскажет.
Программное стихотворение рассказывает один из детей.
Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
— Ничего, — шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
Ведущий: Но мы же с вами непоседы, и очень скоро нам захочется с мамой поиграть. А мама не сердится и всегда с удовольствием с нами играет.
Игра «Маме надо отдыхать» О. Боромыковой (см. сб. «Коррекция речи и движения», с. 9) Проводится под фонограмму (минус). Описание
Дети, держась за руки, покачиваются из стороны в сторону и поют.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, Идут на носочках к маме и обратно
Маму я не разбужу.
Проигрыш
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Идут, топая пятками
Раздается пяток стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут. Сходятся у стула, где спит мама
Проигрыш
Мама просыпается и шутливо догоняет детей.
После игры все садятся.
Ведущий: Ноябрь - это уже поздняя осень, скоро зима. На улице холодно, пасмурно. А у нас в День Матери светит солнышко. Да не простое, а сделанное своими руками, самое тёплое и ласковое.
Дети берут каждый свою поделку «Солнышко для мамы», встают в полукруг.
Песня «Наша мама - солнышко» (автор - Т.А. Эльпорт).
1.
Мама наша как весна,
Будто зоренька ясна.
И зовем мы все ее:
Мама — солнышко мое.
Припев:
Солнышко, солнышко!
Наша мама- солнышко!
Ну, а мы, ну, а мы,
Мы — ее подсолнушки.
2.
Говорит мой старший брат:
«Помогать я маме рад».
И зовем мы все ее:
Мама — солнышко мое.
Припев:...
Ведущий: Ну, что ж, вы пели, что ваша мама - солнышко. Теперь подарите маме свои солнышки, пусть ей всегда от них будет тепло.
Под песню из мюзикла «Мама» (плюс) дети подходят каждый к своей маме, отдают «солнышко», садятся рядом.
Ведущий: В начале нашего праздника мы посетили портретную галерею. В заключение праздника я приглашаю вас в кинозал на просмотр видео презентации под названием «Мы и наши мамы».
Просмотр презентации из просканированных фотографий, принесённых родителями из дома (под песню + из мюзикла «Мама»).
Ведущий: Наш праздник подошёл к концу. Но как бы и когда бы ни отмечался День Матери, в каждой стране этот праздник – символ любви, почета, уважения. Все дети должны ценить своих мам за то женское тепло, которое они дарят, бесконечно терпение и каждодневный, порой незаметный, труд. Именно поэтому такой праздник – отличная традиция, прочно укоренившаяся во всем мире.
Дети вместе с мамами под музыку покидают зал.
Советы коллегам:
- при подборе материала для проведения события педагоги стараются избежать копирования содержания сценария, посвященного празднику 8 марта, поскольку их направленность несколько отличается друг от друга;
- исполнение мамой колыбельной песни не является экспромтом, оно обговаривается заранее, дабы избежать возможных заминок при проведении праздника; песня традиционная, не требующая специального разучивания («Баю, баюшки-баю»);
- участие мамы в игре «Маме надо отдыхать» также обговаривается заранее
- все песни исполняются под сопровождение фортепиано;
- музыкально - ритмические движения исполняются под фонограмму;
- в песне «Наша мама - солнышко» исполняется 2 куплета, поскольку в 3-м есть строчка «Поздравляем с Женским днём», его можно доучить к 8-му Марта;
- фотографии для презентации сканируются только с согласия родителей
Примечание:
Песня «I love my mommy» была разучена музыкальным руководителем, который является также специалистом по преподаванию английского языка в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО.
12