СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"День родного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие, посвященное международному Дню родного языка.

Просмотр содержимого документа
«"День родного языка"»

Внеклассное занятие, посвященное Дню родного языка-21 февраля

Учитель: Горнушкина Ирина Васильевна

Тема: «Бессмертие народа – в его языке»

Класс: 7

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

Задачи:

  • формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;

  • воспитывать патриотизм;

  • способствовать повышению грамотности учащихся;

  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;

  • раскрывать таланты ребят.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение качества знаний учащихся;

  • развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, мультимедийная презентация, карандаш, ручка.

Форма проведения: игра, оформление «дерева ожиданий».


Ход мероприятия

Учитель:

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения, повторять и закреплять полученные знания.

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. А знаете ли Вы какой праздник отмечается 21 февраля? (Ответы детей)

-С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник - Международный день родного языка!

(читает учитель)

Я люблю свой родной язык! 
Он понятен для всех, 
Он певуч, 
Он, как русский народ, многолик, 
Как держава наша, могуч… 
Он – язык Луны и планет, 
Наших спутников и ракет, 
На совете 
За круглым столом 
Разговаривайте на нём: 
Недвусмысленный и прямой, 
Он подобен правде самой.

Учитель : Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. Язык и культура, быт и уклад жизни народов соседей, проживающих на территории России, постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга: по телевидению и радио звучат национальные мелодии на языках народов России, создаются книги. Государство активно развивает и бережно поддерживает традиционные культуры всех проживающих народов. Каждый язык – ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт, жизненную мудрость. Так почему же столько внимания сегодня уделяется родному языку?

-Внимание на экран

Видеоролик (приложение)

Учитель :

-Около 6000 языков существует в мире, половина из которых  на грани исчезновения. День 21 февраля объявлен Международным Днем родного языка. Он отмечается с целью сохранения и развития языков, своего культурного наследия.

-Для нас родной язык – русский. Давайте прочитаем название нашего занятия « Бессмертие народа – в его языке»

-Согласны ли Вы со словами? Почему?

Учитель:

-Большинство языков не имеют никакого официального статуса - на них просто говорят… на одном языке – 10 человек, а другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

- В честь Международного дня родного языка мы проведем игру.

(Играют две команды )

  1. Вам предстоит пройти несколько этапов;

  2. В конце каждого этапа игры вы будете получать жетоны.

Этап № 1. «Аз да буки, потом все науки»

Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

Сейчас я буду задавать вопросы каждой команде. За ответ -1 жетон.

  1. Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)

  2. Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)

  3. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)

  4. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

  5. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

  6. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

  7. Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет).

  8. Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» К.И.Чуковский )

  9. Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

  10. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

Учитель :

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

-Соедините пальчики в виде сердечка и сделайте такой жест. Что вы выражаете этим жестом? (Любовь). Не всегда человек может объясниться с помощью слов, тогда он прибегает к помощи жестов.

Разминка.

Покажите при помощи жестов

ИДИ СЮДА! ТУДА!

Я ВРУ! СТОП!

БРАВО! ТСС!

-Молодцы!

Этап 2

Задание: Проиллюстрируйте жестами пословицу.

Команды получают конверты с пословицами. От команды по 1 человеку выходят и выбирают 1 пословицу и жестами показывают её, остальные участники должны ее отгадать.

  1. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

  2. Думай дважды, говори раз.

  3. Семь раз отмерь, один отрежь.

  4. Что написано пером, не вырубишь топором.

  5. Сперва подумай, а там и нам скажи.


3 этап.

Учитель: Покажите жестами, что вы что-то собираете. А что еще люди собирают или коллекционируют? Чего только не собирают люди! Марки, открытки, картины, книги, цветы, значки, этикетки (бумажные наклейки на банках и коробках). А в прошлом веке жил человек, который собирал… слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни стал

« ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА». Это, четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. Автор рассказывает, что они обозначают, в каких случаях употребляются, с какими словами стоят в родне.

О своем словаре Даль в шутку говорил: «Толковым не от того назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает»

В любом словаре слова расставляются в алфавитном порядке.

Алфавит нужно знать так же хорошо, как и таблицу умножения.

По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе и ваши фамилии в классном журнале.

Вспомните стихотворение С.Я.Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Перепишите вещи дамы в алфавитном порядке (обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью, четвертую, пятую и т.д. буквы)

(Обучающиеся читают стихотворение, распределяют слова в алфавитном порядке. )

Багаж

Диван

Картина

Картонка

Корзина

Саквояж

Собачонка

Чемодан

4 этап.

Учитель : Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

Пословицы недаром молвятся, 
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Потренируемся: Обучающимся предлагается вместе дополнить пословицы.

Не красна изба углами, а…(красна пирогами)

Каково на дому…(таково и самому)

Каждой команде раздается лист с незаконченными пословицами. Нужно дополнить пословицы.

Для 1 команды:

В гостях хорошо, …(а дома лучше)

Не плюй в колодец…(пригодиться воды напиться)

Где родился…(там и пригодился)

Для 2 команды:

  • (береги платье снову)…. , а честь смолоду.

  • (Сколько волка не корми)… ,он все в лес смотрит.

  • (По одежке встречают)… , по уму провожают.

5 этап.

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Давайте вместе проговорим скороговорку.

(на экране)

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мыла мылом.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

Задание: Каждой команде предлагается проговорить одну скороговорку:

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Два дровосека, два дровокола , два дроворуба в лесу дрова рубят.

Учитель:

-Предлагаю посмотреть видеоролик «Я люблю русский язык»

6 этап.

Учитель:

-Отмечая 21 февраля Международный День родного языка, давайте подумаем, что же мы можем сделать для сохранения нашего языка и культуры? Ваши ответы предлагаю записать на разноцветных листочках для нашего дерева.

(Ребята записывают свои варианты и «создают крону дерева»)

Возможные ответы:

- изучать русский язык;

- историю народа, культуру и традиции;

- не засорять язык плохими словами; (не думай, что употребляя грубые слова, ты покажешься взрослее)

- хранить культуру нашего народа;

-любить родной язык и свою Родину.

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции.

(Подведение итогов)

Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите свой родной язык, в нем прошлое, настоящее и будущее.

(Гимн русскому языку)


Использованная литература и ссылки

  1. Г.М.Вялкова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Из-во «Планета», 2015.

  2. В.Волина. «Веселая грамматика», Москва. «Знание», 2007.

  3. С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка: Под ред. Валуева Н.В.- Издательство: АСТ, 2013г.,1360с.

  4. Л.Е.Тарасова "Школьный словарь омонимов. Кто? Что?": изд. «5 за знания», 2019г., 192с. - (Серия «Словари, справочники, тесты»)

  5. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.- 96 с. - (Серия «Словарик школьника»)

  6. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2012г. - 576с.

  7. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. - 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Рад.шк.,1989.-511с.

  8. https://multiurok.ru/files/konkurs-k-miezhdunarodnomu-dniu-rodnogho-iazyka.html

  9. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/kvest_igra_mezhdunarodnyi_den_rodnogo_iazyka




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!