Внеклассное занятие, посвященное Дню родного языка-21 февраля
Учитель: Горнушкина Ирина Васильевна
Тема: «Бессмертие народа – в его языке»
Класс: 7
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.
Задачи:
формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
воспитывать патриотизм;
способствовать повышению грамотности учащихся;
развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;
раскрывать таланты ребят.
Ожидаемые результаты:
улучшение качества знаний учащихся;
развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, мультимедийная презентация, карандаш, ручка.
Форма проведения: игра, оформление «дерева ожиданий».
Ход мероприятия
Учитель:
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения, повторять и закреплять полученные знания.
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. А знаете ли Вы какой праздник отмечается 21 февраля? (Ответы детей)
-С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник - Международный день родного языка!
(читает учитель)
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Учитель : Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. Язык и культура, быт и уклад жизни народов соседей, проживающих на территории России, постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга: по телевидению и радио звучат национальные мелодии на языках народов России, создаются книги. Государство активно развивает и бережно поддерживает традиционные культуры всех проживающих народов. Каждый язык – ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт, жизненную мудрость. Так почему же столько внимания сегодня уделяется родному языку?
-Внимание на экран
Видеоролик (приложение)
Учитель :
-Около 6000 языков существует в мире, половина из которых на грани исчезновения. День 21 февраля объявлен Международным Днем родного языка. Он отмечается с целью сохранения и развития языков, своего культурного наследия.
-Для нас родной язык – русский. Давайте прочитаем название нашего занятия « Бессмертие народа – в его языке»
-Согласны ли Вы со словами? Почему?
Учитель:
-Большинство языков не имеют никакого официального статуса - на них просто говорят… на одном языке – 10 человек, а другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.
- В честь Международного дня родного языка мы проведем игру.
(Играют две команды )
Вам предстоит пройти несколько этапов;
В конце каждого этапа игры вы будете получать жетоны.
Этап № 1. «Аз да буки, потом все науки»
Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)
Сейчас я буду задавать вопросы каждой команде. За ответ -1 жетон.
Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет).
Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» К.И.Чуковский )
Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
Учитель :
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
-Соедините пальчики в виде сердечка и сделайте такой жест. Что вы выражаете этим жестом? (Любовь). Не всегда человек может объясниться с помощью слов, тогда он прибегает к помощи жестов.
Разминка.
Покажите при помощи жестов
ИДИ СЮДА! ТУДА!
Я ВРУ! СТОП!
БРАВО! ТСС!
-Молодцы!
Этап 2
Задание: Проиллюстрируйте жестами пословицу.
Команды получают конверты с пословицами. От команды по 1 человеку выходят и выбирают 1 пословицу и жестами показывают её, остальные участники должны ее отгадать.
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Думай дважды, говори раз.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Сперва подумай, а там и нам скажи.
3 этап.
Учитель: Покажите жестами, что вы что-то собираете. А что еще люди собирают или коллекционируют? Чего только не собирают люди! Марки, открытки, картины, книги, цветы, значки, этикетки (бумажные наклейки на банках и коробках). А в прошлом веке жил человек, который собирал… слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни стал
« ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА». Это, четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. Автор рассказывает, что они обозначают, в каких случаях употребляются, с какими словами стоят в родне.
О своем словаре Даль в шутку говорил: «Толковым не от того назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает»
В любом словаре слова расставляются в алфавитном порядке.
Алфавит нужно знать так же хорошо, как и таблицу умножения.
По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе и ваши фамилии в классном журнале.
Вспомните стихотворение С.Я.Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Перепишите вещи дамы в алфавитном порядке (обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью, четвертую, пятую и т.д. буквы)
(Обучающиеся читают стихотворение, распределяют слова в алфавитном порядке. )
Багаж
Диван
Картина
Картонка
Корзина
Саквояж
Собачонка
Чемодан
4 этап.
Учитель : Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Потренируемся: Обучающимся предлагается вместе дополнить пословицы.
Не красна изба углами, а…(красна пирогами)
Каково на дому…(таково и самому)
Каждой команде раздается лист с незаконченными пословицами. Нужно дополнить пословицы.
Для 1 команды:
В гостях хорошо, …(а дома лучше)
Не плюй в колодец…(пригодиться воды напиться)
Где родился…(там и пригодился)
Для 2 команды:
(береги платье снову)…. , а честь смолоду.
(Сколько волка не корми)… ,он все в лес смотрит.
(По одежке встречают)… , по уму провожают.
5 этап.
Учитель:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.
Давайте вместе проговорим скороговорку.
(на экране)
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мыла мылом.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Задание: Каждой команде предлагается проговорить одну скороговорку:
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Два дровосека, два дровокола , два дроворуба в лесу дрова рубят.
Учитель:
-Предлагаю посмотреть видеоролик «Я люблю русский язык»
6 этап.
Учитель:
-Отмечая 21 февраля Международный День родного языка, давайте подумаем, что же мы можем сделать для сохранения нашего языка и культуры? Ваши ответы предлагаю записать на разноцветных листочках для нашего дерева.
(Ребята записывают свои варианты и «создают крону дерева»)
Возможные ответы:
- изучать русский язык;
- историю народа, культуру и традиции;
- не засорять язык плохими словами; (не думай, что употребляя грубые слова, ты покажешься взрослее)
- хранить культуру нашего народа;
-любить родной язык и свою Родину.
Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции.
(Подведение итогов)
Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите свой родной язык, в нем прошлое, настоящее и будущее.
(Гимн русскому языку)
Использованная литература и ссылки
Г.М.Вялкова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Из-во «Планета», 2015.
В.Волина. «Веселая грамматика», Москва. «Знание», 2007.
С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка: Под ред. Валуева Н.В.- Издательство: АСТ, 2013г.,1360с.
Л.Е.Тарасова "Школьный словарь омонимов. Кто? Что?": изд. «5 за знания», 2019г., 192с. - (Серия «Словари, справочники, тесты»)
Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.- 96 с. - (Серия «Словарик школьника»)
Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2012г. - 576с.
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. - 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Рад.шк.,1989.-511с.
https://multiurok.ru/files/konkurs-k-miezhdunarodnomu-dniu-rodnogho-iazyka.html
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/kvest_igra_mezhdunarodnyi_den_rodnogo_iazyka