Сценарий кл.часа «День родного языка»
Вед.1Пусть люди празднуют года, века
Международный день родного языка.
Цените же язык чудесный свой!
Всем людям, любящим язык родной,
Родную речь любите, уважайте,
И скверным словом вы ее не засоряйте
Вед.2.В мире насчитывается огромное количество языков. Международный день родного языка отмечают не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Учитель:
Мы живём с вами в России. На каком языке разговариваем мы с вами?
Родной язык народа каждому из нас знаком с детства.
А какое первое слово произносит ребёнок?
А это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки – «мутер», по-английски – «мазе», по-французски – «маман». Давайте споём песню вместе с мамонтёнком о самом дорогом и любимом человеке – маме.
Каждый человек и тем более народ передаёт крики животных на свой собственный лад. Возьмём для примера обыкновенную утку. Мы русские считаем, что эта полезная птица крякает: «Кря-кря». Давайте вместе покрякаем.
Но по мнению французов утиное кряканье звучит иначе: «куэнкуэн».
А румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак». Давайте попробуем покричать как румынские уточки.
К сожалению, мы ещё не успели узнать, как крякают утки других народов (поищите дома со своими родителями и потом нам расскажете).
Ещё любопытнее получается с петухом. Это знаменитый солист среди птиц. И мы точно знаем, как петушок будит всех по утрам:
Ку-ка-ре-ку!!! Французам же в его крике слышится: «кирикоко», а англичанам «Ко-кэл-ду».
Слова-родственники:
В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.
Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Мамы, помогайте ребятам придумывать слова-родственники к слову «СНЕГ».
Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ».
Давайте поиграем в снежки (дети бросают друг в друга и в родителей снежки из пенопласта).
У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,
А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это?
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)
А вот ещё загадка.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб.
А это что такое? Молодцы, это снегоход!
А теперь подберем родственные, однокоренные слова к словам:
Лес, вода, цветы.
Учитель: Ребята, чтобы правильно говорить, читать, писать, мы должны как можно чаще обращаться к различным словарям.
-Какие словари вам знакомы?
(Выставка словарей).
Работа со словарями.
А теперь почитаем высказывания писателей о родном языке.
(Чтение высказываний со слайдов).
Кто-то к нам в гости спешит. Появляется тётушка Пословица.
Пословица. – Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте. Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь не мимо молвится!
Давайте прочитаем пословицы. (На слайде).
Предлагаю вам поиграть в игру – кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы её продолжаете.
Поспешишь - …людей насмешишь.
Не спеши языком - … торопись делом.
Что посеешь - … то и пожнёшь.
Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь - … один отрежь.
Глаза боятся - … а руки делают.
Чем дальше в лес - … тем больше дров.
С кем поведёшься … от того и наберёшься.
Сам пропадай - … а товарища выручай.
В гостях хорошо - … а дома лучше.
Готовь сани летом - … а зимой телегу.
За двумя зайцами погонишься - … ни одного не поймаешь.
Яблоко от яблони не далеко падает.
. Дорога ложка к обеду.
Куда иголка, туда и нитка.
Под лежачий камень вода не течёт.
Вед.1. Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа. Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями.
Вед.2. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!