СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День родного языка»

Сценарий кл.часа «День родного языка»

Вед.1Пусть люди празднуют года, века
Международный день родного языка.
Цените же язык чудесный свой!
Всем людям, любящим язык родной,
Родную речь любите, уважайте,
И скверным словом вы ее не засоряйте

Вед.2.В мире насчитывается огромное количество языков. Международный день родного языка отмечают не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.

Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!

Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.

Учитель:

  • Мы живём с вами в России. На каком языке разговариваем мы с вами?

  • Родной язык народа каждому из нас знаком с детства.

  • А какое первое слово произносит ребёнок?

А это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки – «мутер», по-английски – «мазе», по-французски – «маман». Давайте споём песню вместе с мамонтёнком о самом дорогом и любимом человеке – маме.

Каждый человек и тем более народ передаёт крики животных на свой собственный лад. Возьмём для примера обыкновенную утку. Мы русские считаем, что эта полезная птица крякает: «Кря-кря». Давайте вместе покрякаем.

Но по мнению французов утиное кряканье звучит иначе: «куэнкуэн».

А румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак». Давайте попробуем покричать как румынские уточки.

К сожалению, мы ещё не успели узнать, как крякают утки других народов (поищите дома со своими родителями и потом нам расскажете).

Ещё любопытнее получается с петухом. Это знаменитый солист среди птиц. И мы точно знаем, как петушок будит всех по утрам:

Ку-ка-ре-ку!!! Французам же в его крике слышится: «кирикоко», а англичанам «Ко-кэл-ду».

Слова-родственники:

В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Мамы, помогайте ребятам придумывать слова-родственники к слову «СНЕГ». 

Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ».

Давайте поиграем в снежки (дети бросают друг в друга и в родителей снежки из пенопласта).

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,
А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это?

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)

А вот ещё загадка.

Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб.

А это что такое? Молодцы, это снегоход!

А теперь подберем родственные, однокоренные слова к словам:

Лес, вода, цветы.

Учитель: Ребята, чтобы правильно говорить, читать, писать, мы должны как можно чаще обращаться к различным словарям.

-Какие словари вам знакомы?

(Выставка словарей).

Работа со словарями.

А теперь почитаем высказывания писателей о родном языке.

(Чтение высказываний со слайдов).

Кто-то к нам в гости спешит. Появляется тётушка Пословица.





Пословица. – Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте. Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь не мимо молвится!

Давайте прочитаем пословицы. (На слайде).



Предлагаю вам поиграть в игру – кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы её продолжаете.

Поспешишь - …людей насмешишь.

  • Не спеши языком - … торопись делом.

  • Что посеешь - … то и пожнёшь.

  • Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

  • Семь раз отмерь - … один отрежь.

  • Глаза боятся - … а руки делают.

  • Чем дальше в лес - … тем больше дров.

  • С кем поведёшься … от того и наберёшься.

  • Сам пропадай - … а товарища выручай.

  • В гостях хорошо - … а дома лучше.

  • Готовь сани летом - … а зимой телегу.

  • За двумя зайцами погонишься - … ни одного не поймаешь.

  1.  Яблоко от яблони не далеко падает.

  2. . Дорога ложка к обеду.

  3. Куда иголка, туда и нитка.

  4. Под лежачий камень вода не течёт.















Вед.1. Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа. Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями.



Вед.2. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!