СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День родного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День родного языка»

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.
Задачи:

  1. развитие познавательности во внеурочное время;

  2. умение работать с различной литературой;

  3. развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Ход мероприятия

Учитель:

«Язык есть исповедь народа ,В нем слышится его природа, Его душа и быт родной…»

- Так писал о родном языке замечательный русский поэт Валерий Брюсов.

Сегодня, 21 февраля , во всем мире отмечается ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА, который учрежден решением 30 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Сегодня в разных странах мира люди говорят более чем на 6000 языках. Большинство из них имеют свою письменность, но есть и разговорные, бытового уровня. Благодаря языку продолжают жить

Ведущий .   Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

1 ученик: В мире существует сегодня более 6000 языков, но понадобились многие века, чтобы люди вновь научились понимать друг друга.


2 ученик: Языки являются самым эффективным средством сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.


3 ученик: Сегодня 300 миллионов человек по всему миру владеют русским языком, что ставит его на 5 место по распространенности.


4 ученик:160 миллионов человек считают русский язык своим родным.

Русский язык – один из 6 официальных языков ООН.


5 ученик: Русский язык – один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира;


6 ученик: Русский язык - самый распространенный из славянских языков, самый распространенный язык Европы;



7 ученик: Русский язык – один из самых красивейших и богатейших языков мира. Великий язык Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Блока

8 ученик: «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».



2.Ведущий 1.   Любите и берегите   свой  родной язык. Стихи про русского языка


Первый ученик:

1.Сегодня все наречия планеты                    

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,                     

И уникальность среди равных масс.

 

2.Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

 

3.Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.



Второй ученик:

Родной язык
4.Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

5. Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе.


Родной язык!

6. Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.


Родной язык!

7.Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…


8. Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,                         

Как самое на свете дорогое.


9. Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.


10.В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни Свой  великий язык!


3.Выразительное чтение


4.Сценка « Лесная школа»

( роли : медведь, лиса, белка , заяц, лягушка, мышка, учительница )

Медведь : Что это дом? А ней буквы ? Интересно, что тут написано .

Жалко, что читать я не умею.

Лиса: Здравствуй, Мишка!

Медведь: Здравствуй.

Лиса: Что ты делаешь?

Медведь: Читаю

Лиса :Давай читаем вместе.

Медведь : Давай

Белка: Здравствуйте!

Лиса и Медведь : Здравствуй!

Белка: Что вы здесь делаете?

Все: Читаем.

Белка : Давайте вместе читаем

Все: Давайте.

Заяц: Здравствуй!

Все: Здравствуй, заяц.!

Заяц : Что вы здесь делаете?

Все: Читаем.

Заяц: Давайте вместе читать

Все: Читаем

Лягушка: Ква-ква, здравствуйте!

Все: Здравствуй, лягушка.!

Лягушка: Что вы здесь делаете?

Все: Читаем

Лягушка: Давайте вместе читать

Все: Давайте.

Мышка: Пи-пи, здравствуйте, друзья!

Все: Здравствуй, мышка.!

Мышка: А что там написано .

Медведь: По-моему мед.

Лиса: : нет , по –моему курочка

Белка: нет, там написано орешки.

Заяц: нет,морковка.

Лягушка: Ква-ква , комар.

Мышка: А так много слова написано .

Все: ааааа

Учительница:Здравствуйте , звери.

Все: Здравствуйте!

Мышка: Скажите ,пожалуйста что там написано.

Учительница: Школа.

Все: Школа

Заяц: Что такое школа?

Учительница: Заходите все подряд. Это школа для ребят, что бы учиться



.Конкурс “Шарада ”.

Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.

Воз - Дух
Приз - Рак
Банк - Рот
Сто - Лица
Сад - Овод

О - Бед
Кон - Ус
Вол - Осы
Пост - Ель


Игроки, образовавшие слова I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда.
4. Выразительное чтение


Конкурс “Из слова - слово, но другое”.

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.

Задание: найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Найди анаграммы к словам:

Бокал – (колба)

Каприз – (приказ)

Уклон – (клоун, кулон, колун)

Автор – (отвар, рвота, товар)

Апельсин – (спаниель)

Кобура – (уборка)

Ромашка – (мошкара)






Шрам – (марш)

Карета – (ракета)

Осколок – (колосок)

Ростки – (строки)

Шнурок – (коршун)

Старик – (стирка)

Пальто – (лапоть)


 

Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 2. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной...» 


Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.




























1. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ


(На экран выводится изображение Вавилонской башни, звучит музыка, ведущий читает текст):

Давным-давно все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.

И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.

- Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.

Все обрадовались и закричали:

- Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!

Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.

Все работают, всем весело, все поют.

Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон.

Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.

А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!

И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог Ягве. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.

"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!"

И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.

Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли, А кузнецы не понимают ни слова.

И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.

Маляр кричит;

- Краска кончилась!

А у него получается:

- Номорпэнт!

- Ничего не понимаю! - кричит ему снизу другой. А получается

- Жэнэком пренепа!

И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные Другим.

- Виндадоры!

- Маракири!

- Бобэоби!

- Дзын!

Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?

И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старсется держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.

И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.

М.И. Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.

И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.

Пересказ Т.Литвиновой.

2. Анна Ахматова

Мужество (1942)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!


И.С. ТУРГЕНЕВ

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о

судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и

опора, о великий, могучий, правдивый и

свободный русский язык! Не будь тебя – как не

впасть в отчаяние при виде всего, что совершается

дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был

дан великому народу!


4. Синквейн – пяти строчный стих, прием технологии развития критического мышления. Правила написания синквейна таковы:

1- одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное

2- два слова (прилагательное или причастие), выражающие сущностные характеристики слова;

3-три слова (глаголы), выражающие действия, относящиеся к теме;

4- четыре слова – предложение; фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1 строке;

5- одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строке, обычно существительное.

Например:

1.Враг

2.Безжалостный, равнодушный

3.Убивает, разрушает, ненавидит

4.Тот, кого ненавижу я

5.Смерть


1.язык

2.могучий, родной

3.учит, обогащает, воспитывает

4.Тот, кого я почитаю

5.душа


А.И.Куприн.

«Перед вами громада — русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...»


Н.В.Гоголь.

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!