Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка
Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.
Задачи:
развитие познавательности во внеурочное время;
умение работать с различной литературой;
развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Ход мероприятия
Учитель:
«Язык есть исповедь народа ,В нем слышится его природа, Его душа и быт родной…»
- Так писал о родном языке замечательный русский поэт Валерий Брюсов.
Сегодня, 21 февраля , во всем мире отмечается ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА, который учрежден решением 30 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Сегодня в разных странах мира люди говорят более чем на 6000 языках. Большинство из них имеют свою письменность, но есть и разговорные, бытового уровня. Благодаря языку продолжают жить
Ведущий . Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
1 ученик: В мире существует сегодня более 6000 языков, но понадобились многие века, чтобы люди вновь научились понимать друг друга.
2 ученик: Языки являются самым эффективным средством сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.
3 ученик: Сегодня 300 миллионов человек по всему миру владеют русским языком, что ставит его на 5 место по распространенности.
4 ученик:160 миллионов человек считают русский язык своим родным.
Русский язык – один из 6 официальных языков ООН.
5 ученик: Русский язык – один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира;
6 ученик: Русский язык - самый распространенный из славянских языков, самый распространенный язык Европы;
7 ученик: Русский язык – один из самых красивейших и богатейших языков мира. Великий язык Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Блока
8 ученик: «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
2.Ведущий 1. Любите и берегите свой родной язык. Стихи про русского языка
Первый ученик:
1.Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
2.Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
3.Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Второй ученик:
Родной язык
4.Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек
5. Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем
теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе.
Родной язык!
6. Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
7.Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
8. Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
9. Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
10.В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни Свой великий язык!
3.Выразительное чтение
4.Сценка « Лесная школа»
( роли : медведь, лиса, белка , заяц, лягушка, мышка, учительница )
Медведь : Что это дом? А ней буквы ? Интересно, что тут написано .
Жалко, что читать я не умею.
Лиса: Здравствуй, Мишка!
Медведь: Здравствуй.
Лиса: Что ты делаешь?
Медведь: Читаю
Лиса :Давай читаем вместе.
Медведь : Давай
Белка: Здравствуйте!
Лиса и Медведь : Здравствуй!
Белка: Что вы здесь делаете?
Все: Читаем.
Белка : Давайте вместе читаем
Все: Давайте.
Заяц: Здравствуй!
Все: Здравствуй, заяц.!
Заяц : Что вы здесь делаете?
Все: Читаем.
Заяц: Давайте вместе читать
Все: Читаем
Лягушка: Ква-ква, здравствуйте!
Все: Здравствуй, лягушка.!
Лягушка: Что вы здесь делаете?
Все: Читаем
Лягушка: Давайте вместе читать
Все: Давайте.
Мышка: Пи-пи, здравствуйте, друзья!
Все: Здравствуй, мышка.!
Мышка: А что там написано .
Медведь: По-моему мед.
Лиса: : нет , по –моему курочка
Белка: нет, там написано орешки.
Заяц: нет,морковка.
Лягушка: Ква-ква , комар.
Мышка: А так много слова написано .
Все: ааааа
Учительница:Здравствуйте , звери.
Все: Здравствуйте!
Мышка: Скажите ,пожалуйста что там написано.
Учительница: Школа.
Все: Школа
Заяц: Что такое школа?
Учительница: Заходите все подряд. Это школа для ребят, что бы учиться
.Конкурс “Шарада ”.
Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.
Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.
Воз - Дух Приз - Рак Банк - Рот Сто - Лица Сад - Овод | О - Бед Кон - Ус Вол - Осы Пост - Ель |
Игроки, образовавшие слова I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда.
4. Выразительное чтение
Конкурс “Из слова - слово, но другое”.
Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.
Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.
Задание: найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.
Найди анаграммы к словам: Бокал – (колба) Каприз – (приказ) Уклон – (клоун, кулон, колун) Автор – (отвар, рвота, товар) Апельсин – (спаниель) Кобура – (уборка) Ромашка – (мошкара) | Шрам – (марш) Карета – (ракета) Осколок – (колосок) Ростки – (строки) Шнурок – (коршун) Старик – (стирка) Пальто – (лапоть) | |
Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.
Ведущий 2. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский.
А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной...»
Конкурс “Наборщик”.
Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.
1. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
(На экран выводится изображение Вавилонской башни, звучит музыка, ведущий читает текст):
Давным-давно все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.
И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.
Все обрадовались и закричали:
- Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.
Все работают, всем весело, все поют.
Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон.
Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.
А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!
И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог Ягве. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.
"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!"
И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.
Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли, А кузнецы не понимают ни слова.
И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.
Маляр кричит;
- Краска кончилась!
А у него получается:
- Номорпэнт!
- Ничего не понимаю! - кричит ему снизу другой. А получается
- Жэнэком пренепа!
И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные Другим.
- Виндадоры!
- Маракири!
- Бобэоби!
- Дзын!
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?
И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старсется держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.
И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.
М.И. Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.
И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.
Пересказ Т.Литвиновой.
2. Анна Ахматова
Мужество (1942)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
И.С. ТУРГЕНЕВ
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о
судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и
опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! Не будь тебя – как не
впасть в отчаяние при виде всего, что совершается
дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был
дан великому народу!
4. Синквейн – пяти строчный стих, прием технологии развития критического мышления. Правила написания синквейна таковы:
1- одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное
2- два слова (прилагательное или причастие), выражающие сущностные характеристики слова;
3-три слова (глаголы), выражающие действия, относящиеся к теме;
4- четыре слова – предложение; фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1 строке;
5- одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строке, обычно существительное.
Например:
1.Враг
2.Безжалостный, равнодушный
3.Убивает, разрушает, ненавидит
4.Тот, кого ненавижу я
5.Смерть
1.язык
2.могучий, родной
3.учит, обогащает, воспитывает
4.Тот, кого я почитаю
5.душа
А.И.Куприн.
«Перед вами громада — русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...»
Н.В.Гоголь.
«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».