С.Г.Давыдов,Р.Сиренко,С.Г.Зубанова,Н.А.Богачкина.«Внеклассные работы в начальныхклассах»
36.Деньрождениякласса(посвящение в ученики). (Самойленко И. В.)
Цель:знакомстводетейдругсдругом,созданиеколлективакласса,укреплениедру- жеских отношений, знакомство с правилами поведения в школе.
МожнопроводитвДеньзнаний,1сентября,водинизпервыхклассныхчасов. Праздник для первоклассников.
Действующиелица:Незнайка,ПервоклассникиПервоклассница,ведущий.Костюмы.
Незнайка:шорты,большаяогромнаяшляпа(можновырезатьисклеитьизкартона). Первоклассникипервоклассницаодетывформушкольниковсранцамизаспиной.
Реквизит:плакатысзаданиями.Предметыдляэстафет:чайныеложки,воздушные шары, пушинки, липкая лента или веревки для бега паучков.
Музыкальноеоформление:песниодружбе,ошколе.Формапроведения–игра.
Первоклассник.Уменябедабольшая,выпалзубмолочный.Хотьонбылнепрочный, зуба очень жаль. Все друзья из садика просят – покажи! Ах, какая дырка, шепчут малыши. А сестра Иришка только говорит: «Выпал, ну и что же, ты, малыш, растешь, значит, очень скоро в школу ты пойдешь».
Ведущий.Всеправильно,молочныезубывыпадаютксемигодам,т.е.кшколе.
Первоклассница.Слыхалирадостнуювесть,мнескоробудетровносемь.Иуменя тетрадки есть, и ручек новеньких не счесть, и я читать стараюсь и в школу собираюсь.
Ведущий.Всеверно.ПоэтомувасизовутПервоклассникиПервоклассница,чтовы пришли в школу в первый класс.
ПоявляетсяНезнайка.
Незнайка.Вшколуидти,вотеще,ничегоподобного.Тамскучно,урокиделатьзастав- ляют, за двойки ругают. Ни хочу, ни буду. Я и так все знаю.
Ведущий.Все-все?Давайязагадаютебезагадки,нодумаю,чтоихотгадаюттолько те ребятки, которые хотят учиться и пришли к нам в класс.
Ведущийзагадываетзагадки,Незнайкапытаетсяихотгадать,выкрикиваетвсякиенелепые ответы.
Незнайка.Загадки? Это я люблю, это я умею. Это я быстренько, раз и все!Ведущий.Портфельуменяневеликинемал,лежитвнемтетрадка,букварьи…..Незнайка.Рогатка!
Дети.Пенал.
Ведущий.Воттебедругаязагадка,хорошоподумай,Незнайка.
Товклетку,товлинейку,можнонамнеписать,можнорисовать.Чтотакоея?
Незнайка.Парта!Явсегданапартахрисуютакиесмешныерожицы.Можноинапи- сать что-нибудь: «Торопунька был голодный, проглотил утюг холодный».
Дети.Тетрадь.
Ведущий.Ребята,скажите,можнорисоватьнапартахвшколе?
Дети.Нет!
Ведущий.Верно,авызнаете,чтоещенельзяделатьвшколе,
Детиотвечаютнавопросведущего,ПервоклассникиПервоклассницапомогаютдетям.(Такимобразом,ученикизнакомятсясправиламиповедениявшколеиучебномклассе.)
Ведущий.Вот тебе, Незнайка, новая загадка. Тесно в узеньком домишке, здесь живут разноцветныедетишки.Стоитвыпуститьнаволю,перекрасятчистополе.Гдебылапустота, появилась – красота.
Незнайка.Фантикиотконфет,онитакиеразноцветные.Якакпоемконфетнаполуот бумажек сразу становится красиво.
Ведущий.Ай-яй-яй,Незнайка,развеможнотаксебявести?Ребята,подскажитеответНезнайке.
Дети.Цветныекарандаши.
Незнайка.Подумаешь,япростоотвлекся.Загадайтемнеещезагадку,ияобязательно ее отгадаю.
Ведущий.Хотьинепрачкая,друзья,старательностираюя.
Незнайка.Енот-полоскун.Ятакоговзоопаркевидел.Правда,ребята,онтакойчер- ненький в белую полоску или беленький в черную.
Дети.Нет.Этоластик.
Ведущий.Молодцы ребята, а тебе Незнайка«двойка»! Вы ребята будете учиться в школе, узнаете много-много интересного и полезного. А помогут вам в этом учителя. В начальнойшколевасбудетучить(произноситьсяимяклассногоруководителя),встаршей школе по каждому предмету будет свой учитель.
Первоклассник.Мы сегодня очень рады.Первоклассница.Мыприветствуемгостей.Первоклассник.Дорогих учителей.
Первоклассница.Всехзнакомых,незнакомых.
Первоклассник.Исерьезных,ивеселых.
ПервоклассникиПервоклассница(хором).Первыйкласс,первыйкласс,пригласил на праздник вас.
Незнайка.Подумаешь,первыйкласс,давыещекарапузы,вчеравдетскийсадходили, из глины лошадок лепили, а теперь воображаете. Я, между прочим, тоже школьником могу стать и всего за одну минуту.
Незнайка куда-то убегает и возвращается с плакатом, на котором большими бук-ваминаписано:«ДОШКОЛЬНИК».Онзачеркиваеттолстымфломастером«ДО»,получился
«ШКОЛЬНИК».
Ведущий.Незнайка, это всего-навсего фокус. Таким способом школьником не ста- нешь. Школьник– это труд и работа, многому нужно научиться, много нужно потру-диться.Придетсярановставать,дажееслихочетсяспать.Придетсязаниматься,еслихочетсяиграться.
Первоклассница.Ежедневнопоутрамнаурокинадонам.
Первоклассник.Мысдоскинесводимглаз,аучительучитнас.
Ведущий.Ребята, давайте немного поиграем. Вначале нам нужно разделимся на команды.Какмыбудемделиться?Давайтесоберемвместеребятсодинаковымиименами, заодноиузнаем,каккогозовут.Маши,СашииНаташи,КолииОли–воднугруппу.Пети, Никиты, Сережи, Марины, Иры, Регины – в другую. Вики, Гали, Вари, Андрюши, Володи и Ксюши, в третью (разделить по группам можно и по другому принципу, главное, чтобы
ребятамоглизапомнитьименасвоиходноклассников.Можноразделитьпоначальнойбуквеимени и т. д.).
Далееведущийобъясняетправилаигры.Каждойкомандераздаликарточкисбуквами.Составьтенесколькословизних.Буквуразрешаетсяиспользоватьтолькоодинраз.Первой команде поможет записать получившиеся слова Первоклассник, Второй Первоклассница,
атретьей–Незнайка.Побеждаеттакоманда,котораязапятьминутсоставитбольшеслов.
Ведущийподводититоги:Молодцыребята,атеперьдавайтепосмотрим,какоймузы- кальныйсюрпризвыприготовилидлянашихгостей.(Детямиродителямзаранеедавалось заданиепридуматьчастушкунашкольнуютему,можновоспользоватьсяготовымишколь- ными частушками). Например:
Наступилучебныйгод,Будильничкизатикали,А меня мучает вопрос, Скоро ли каникулы.
СтрочкивКатинойтетради Не стоят, как на параде.
Буквы падают и пляшут, Кате крючочками машут. ОченьпростожитьАнтошке, Он всегда и всюду
Говоритодноитоже:
«Большеянебуду!»
По-геройски Леня с ленью Проборолся целый день, Нокбольшомусожаленью, Поборола Лёню лень.
Онпихаетсявстоловой, Пробивается вперед — Помогите дети Пети, Петя с голоду умрет.
Рисовалинашипредки Про охоту на скале,
Нуавнашейшколедети, Все рисуют на стене.
Объяснял учитель в школе, Знанья–свет,незнанье–тьма. Спать вчера легла при свете, Утром встала – знаний нет.
УАндрюшинеттерпенья, Он стишок недоучил.
ИзаполстихотвореньяПолчетверкиполучил.
Ведущий.Молодцы,хорошиечастушки.Петьвыумеете,асчитатьуженаучились?
Предлагаюпровестиурокматематики.
Незнайка.Я,я,ямогу!Яоченьхорошосчитаю.
Ведущая.Давайпопробуем,решизадачку.Утебябылошестьконфет,тыотдалдве конфеты Знайке. Сколько конфет у тебя осталось?
Незнайка.Стоп,стоп.Никакихконфетуменянету(выворачиваеткарманы),дажеесли быониуменябыли,низачтонеотдалбыихЗнайке.Лучшесамомувсесъесть.Неправиль- ная у вас задача, не буду ее решать.
Ведущий.Всестобойпонятно,ладно,послушай,какребятарешатзадачки.Наполяне у березки, ежик два гриба нашел. А подальше, у осинки, он нашел еще один. Кто ответить мне готов, сколько ежик набрал грибков?
Дети.Три.Дваплюсодинравняетсятри.
Ведущий.Молодцы.Вотвамещеодназадачка.Пятьвеселыхмедвежат,замалинойв лесспешат.Ноодинмалышотстал,оченьбедныйонустал.Оттоварищейотстал.Атеперь ответ найди, сколько мишек впереди?
Дети.Четыре.Пятьминусодинравночетырем.
Ведущий.Молодцы,задачкищелкаетебыстро,какбелочкаорешки.Продолжимурок математики,толькозаданиебудетсказочное.Назовитемнесказки,вкоторыхуказанокакое- нибудь число.
Незнайка.Я,язнаю!«Одиндома!»,«Одиндома-1»«Одиндома-2»«Одиндома-3»…
Ведущий.Стоп, стоп, Незнайка. Мы уже поняли, что ты большой любитель смотреть телевизор.Вспомнихотябыоднупрочитаннуютобойкнигу…Ребята,подскажитеНезнайке.
Дети.«Тритолстяка»ЮрияОлеша;«Сказкаосемибогатыряхиспящейцаревне»А. Пушкина, русская народная сказка «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.
Ведущий.Молодцы.Переходимкурокулитературу.Книжкинепростонужночитать, читать их нужно внимательно. Давайте посмотрим, умеете ли вы читать правильно. Для этого я задам вам хитрые вопросы, кто знает, поднимайте руку и отвечайте..
КакназывалиГулливеравстранелилипутов?
Дети.Куинбус Флестерин – Человек-Гора.Ведущий.КакогоростабылаДюймовочка?Дети.Один дюйм.
Ведущий.Назовите прозвище дядиСтепы.
Дети.Каланча.
Ведущий.СколькозолотыхзакопалБуратинонаПолеЧудесвСтранеДураков.
Дети.4сольдо.
Ведущий.ПрозвищестоляраДжузеппе,другапапыКарло.
Дети.Сизыйнос.
Ведущий.НакакоммузыкальноминструментеигралСадко.
Дети.Нагуслях.
Ведущий.ГлавноелекарствоКарлсонаотвсехболезней?
Дети.Варенье.
Ведущий.ЧтобылонаписанонадомеПятачка?
Дети.«ПостороннимВ».
Ведущий.Замечательно,вотвамещеоднозадание.Скажите,изкакойсказкиэтипер- сонажи.(Надоскеиликаком-нибудьстендевывешиваюткарточкисименамиперсонажей.)Мартин, Тортилла, Матильда, Ряба, крыска Лариска, Иа-иа.
ОТВЕТЫ.Гусьизсказки«ЧудесноепутешествиеНильсасдикимигусями»,С.Лагер- леф.Черепахаиз «ПриключенияБуратино»,А.Толстой.КошкафрекенБокизсказки «Три повестиоКарлсоне,которыйживетнакрыше»,А.Лингренд.Курочкаизрусскойнародной сказки«Курочка-Ряба».РучнаякрыскастарухиШапоклякиз«КрокодилГенаиегодрузья», Э. Успенский. Ослик из «Винни-Пух и все-все», А. Милн.
Ведущий.Вотвидишь,Незнайка,какиеунасребятамолодцы.Теперьперейдемк уроку физкультуры. Знаешь для чего нужны уроки физкультуры?
Незнайка.Акакже,чтобынапеременкахбыстробегать,чтобыбыстреевсехвстоло- вой булочку съесть.
Ведущий.Незнайка,развеможнотаксебянапеременкахвести?
Первоклассник.Отправляла мама в школу,малыша-сыночка.
Первоклассница.Говориламамастрого:«Недразнись!Недерись!Наурокахневер-
тись!
Первоклассник.Поспеши,тебепора.Ну,нипуха,нипера!»
Первоклассница.Черезчас,едваживойПетянашидетдомой.
Первоклассник.Ковыляетеле-елеонсошкольногодвора,инанемнасамомделенет ни пуха, ни пера. Уж, какая тут учеба, глаз подбит, губа разбита.
Ведущий.Понятнотебе,Незнайка,какнапеременкахсебявестинужно?Всюэнергию нужно тратить на уроках физкультуры, чтобы вырасти крепкими, сильными, смелыми.
Ведущий с помощью Первоклассника, Первоклассницы и Незнайки проводят различ-ные веселые эстафеты. Делят детей на две-три команды и раздают по одному листу кар- тона.Задание:слистомкартонанаГоловенужноидтиилибежать,картоннельзяпридер-живать рукой. Вторая эстафета – пронести воздушный шарик на чайной ложке. Третья эстафета – дуть на перышко. Четвертая эстафета – передача воздушного шарика сзади стоящему партнеру. Незнайка может в это время бегать от команды к команде со своим шариком и «проявлять чудеса неловкости».
Ведущий(после подведения итогов). Вот молодцы, ставлю всем по физкультуре пятерку.Замечательно.Садитесьнасвоиместа,теперьнемножкоотдохнем.Ребята,выуме- етеотгадыватьзагадки,предлагаюпровестиурок«Мирвокругнас».Наэтомурокевыузна- етемногоинтересногопроокружающиймир,какиеживотныеирастенияокружаютнас,как нужно заботиться о наших братьях меньших, как беречь окружающую природу.
Ведущий.На уроках«Мир вокруг нас» вы будете изучать не только растения и животных,ноинасекомых.Учительницаобязательнорасскажетвам,чтонасекомыеочень полезны для окружающей природы. Давайте посмотрим, какими симпатичными бываюпаучки.
Первоклассники Первоклассница приглашают по пять человек из каждой команды.
Ведущая.Сейчасяпревращувасвпаучков.Вставайтеблизкодругкдругу,амои помощники обвяжут вас лентой и у нас получиться три смешных паучка.
(Помощникиклейкой лентой или шпагатомобвязывают пятерки на уровнепояса.)
Атеперьзадание:вамнужнодобратьсяотэтойчертывондотой,главноенезапутаться в лапках. Внимание, на старт, марш!
Ведущая.Замечательныепаучкиунасполучились.Вотиподходиткконцунашпразд- ник, надеюсь, вы успели познакомиться друг с другом поближе, начало крепкой школьной дружбе положено. А ты, Незнайка, решил пойти учиться?
Незнайка.Обязательнопойду,оказываетсявшколетакмногоинтересного,занима- тельного и очень весело.
Вконцевечерадетимогутхоромспетьпесню«Учатвшколе»или«Еслисдругомбуду
я».
2