СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День славянской письменности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для обучающихся 5-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«День славянской письменности»



















Внеклассное мероприятие «День славянской письменности»





Подготовила Марусина А.Я.,

учитель русского языка и литературы













Внеклассное мероприятие «День славянской письменности»

Цель мероприятия:

- познакомить обучающихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;

- продолжать развивать у обучающихся интерес к истории России, к русскому языку;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;

- развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

- развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, ребус, визуальный ряд).

Обеспечение мероприятия:

компьютер

(СЛАЙД 1)

Ведущий

24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности. Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и узнаем, как появился русский алфавит, кто были его родоначальниками.

 На Руси этот праздник, день славянской письменности, первыми начали отмечать жители древнего Великого Новгорода. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва.

(СЛАЙД 2)

В России день славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия официально отмечается с 1991 года. До признания праздника государственным, он отмечался церковью.

Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.

Более 1150 лет назад в Византии (в Греции), в городе Солунь жили два брата — Кирилл и Мефодий. Кирилл родился в 827 году, а Мефодий в 815 году. Братья-греки прекрасно владели как греческим, так и славянским языком.

В начале своего пути они пошли разными дорогами. Мефодий, которого в миру звали Михаилом, был военным и имел звание стратега провинции Македонии.

Кирилл, носивший до пострижения имя Константин, наоборот, с ранних лет увлекался наукой и культурой соседних народов. Он переводил на славянский язык Евангелие. Также изучал в Константинополе диалектику, геометрию, астрономию, арифметику, философию и риторику. Константин некоторое время был хранителем библиотеки в соборе Св. Софии. А Михаил в то время также забросил военную карьеру и стал настоятелем монастыря на Малом Олимпе. Константин был знаком с константинопольским императором и по его поручению в 856 году отправился с учеными в Малый Олимп. Встретившись там с братом, они решили написать азбуку для славя, чтобы богослужения в церкви могли вестись на понятном славянам языке.

(СЛАЙД 3 азбука)

24 мая 863 года Константин и Мефодий огласили славянский алфавит, кириллицу. Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название.

С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники в Москве, Владивостоке, Дмитрове и других городах. Памятники стоят и в других странах...

1 вопрос.

В эпоху Древнего Египта такого понятия, как бумага, не существовало. Она была изобретена только в XII веке, однако потребность людей в писчем материале возникла намного раньше – когда в ранних цивилизациях появилась необходимость вести документацию и заниматься литературой. В связи с этим людям приходилось использовать для письма тот материал, который был под рукой.
Назовите первый писчий материал? Как он назывался? (глиняные таблички, папирус, пергамент, берестяные грамоты, клинопись).

Сообщения.

Папирус- это многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п. Изготовлявшийся в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале. Тексты папирусов изучаются папирологией, египтологией, семитологией.

Обширные заросли папируса в долине Нила с древних времен использовались египтянами в самых различных целях. В Древнем Египте папирус считался царским растением, его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до н. э. из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.

ПЕРГАМЕНТ — это кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Он использовался не только для письма, но и для изготовления музыкальных инструментов (напр., барабанов), некоторых деталей машин (напр., гонков ткацких станков), а также как жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей.

Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами, и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

Название древней формы книги, свернутой в трубку? (свиток).

Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору березы – бересту).

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.

Церы (от латинск. cera - воск), скрепленные вместе навощенные дощечки для письма.

Церы представляют собой прямоугольные пластины из дерева, реже из кости, с вырезанным внутренним пространством, которое заливалось воском черного или какого-либо другого цвета. Для того, чтобы воск прочнее держался на поверхности дерева внутреннее поле покрывалось насечками.

На бортике каждой отдельной пластины делались отверстия для соединения с другими табличками. В цере могло быть две, три и более таблички. При большем чем две количестве табличек внешние служили обложками, а внутренние имели выемки для воска с обеих сторон.

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

2 вопрос.

В какой стране изобрели бумагу?

В Древнем Китае.

2 задание: Письменность – основа дальнейшего развития славянской культуры. Благодаря ей до нас дошли многие памятники народного творчества. Например, русские пословицы. Закончите пословицы и поговорки:

Что написано пером, не вырубишь … топором.

Не красна книга письмом, а красна … умом.

Корень ученья горек, да плод его … сладок.

Книга мала, а ума … придала.

Грамоте учиться всегда … пригодится.

Ученье – свет, а неученье – … тьма.

Ведущий. Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.

43 буквы стали основой современной русской азбуки. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – «мама».

Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!

33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря, кириллица - это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.

Вот перед вами самая ранняя письменность - глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы.

Этими значками можно было записать простые слова.

- Расшифруйте это слово.

- Кто пойдет и расшифрует предложение?

Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк.

(«Солнце всех солнц есть сердце».)

- Итак, 24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы (карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я).

- Давайте сравним греческие и славянские буквы.


Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

(Альфа + бета (вета) = алфавит.)

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названная книга, по которой вы учились читать, называется азбукой?

- Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.

Аз - я.

Буки - буквы, книги.

Веди - ведать, знать.

Глаголь - говорю, слово.

Добро - добро.

Есть - есть.

Живете - жизнь.

Земля - земля.

И - и.

Како - как.

Люди - люди.

Мыслите - мыслите.

- Почему буквы стоят именно в таком порядке?

- Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

- Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я - буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли. Так какая первая буква?

- Аз.

- Не зря создана пословица: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки».

Дети говорят или читают пословицы об учении.


Игра «Собери пословицу»

Задание: составить целую пословицу из частей.

(Книга для ума что теплый дождь для всходов.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.)

- Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки:

• Аз, буки, веди, страшны как медведи.

• Азбуку учат, на всю избу кричат.

- Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья - гордость всего славянского народа.

Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

- В каких произведениях мы встречаем мудрые слова?

Дети называют пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки, частушки, потешки и т. д.

- Ну-ка попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

1. Русская:

Был я копан,

Был я топтан,

Был я на пожаре,

Был я на кружале,

Сто голов кормил.

Сделался стар,

Пеленаться стал.

Выбросили в окно –

И собакам не нужен!    (Горшок.)

2. Украинская:

Нас семь братьев.

Летами мы равны, а именами разные.   (Дни недели.)

3. Сербская:

Когда видишь, то ее не видишь,

А когда не видишь, то ее видишь.    (Темнота, ночь.)

4. Чешская:

Белые пчелы на землю сели,

Пришел огонь, их не стало.    (Снежинки.)

5. Словацкая:

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. (Гвоздь.)

6. Белорусская:

Маленький, легонький, а тяжко поднять. (Горячий уголек.)

7. Польская:

В нарядной одежде, а ходит босиком. (Павлин.)

8. Болгарская:

От одного очага весь свет греется. (Солнце.)

- Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как приставалки.

Обращаясь к одному ученику.

- Что лучше: вишня или слива?

- Вишня.

- Пуговица лишняя. (Дергает за пуговицу.)

- Слива, слива.

- Пуговица красивая.

И другие приставалки.

Далее проводятся конкурсы и игры.

• Конкурс дразнилок.

• Конкурс народных частушек.

Заключение.

Ученик.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна и стройна,

Музыкой звучит она.

Игра-конкурс «Составь слово»

Задание: из предложенных букв составить слово.

ЗЕМЛЯ

СЛАВЯНЕ

РОДИНА

ПРАЗДНИК


Ведущий.

Так восславим эти буквы!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

 

Славянский народ помнит своих первоучителей Кирилла и Мефодия, памятники которым установлены во многих городах (София, Москва, Одесса и мн. др.). О равноапостольных Кирилле и Мефодии, об их просветительском подвиге вспоминают славяне каждый год 24 мая. День славянской письменности и культуры – это дань памяти тем, кто более 1000 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать. Письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Поэтому в День славянской письменности и культуры – в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия – мы вспоминаем о том, что живем в стране, которой гордимся, которую есть за что любить, и что каждый из нас является носителем многовековой культуры русского языка.
          И в заключение хочу напомнить вам русскую пословицу «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Не забывайте и вы, ребята, об этом. На этом наша беседа заканчивается.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!