СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День Защитника Отечества

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День Защитника Отечества»


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10-11 классов по теме

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»


Цель: сформировать у обучающихся понимание роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, воспитать благодарность к тем, кто защищает право народов России жить согласно историческим традициям и многовековым духовно-нравственным ценностям.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеороликов, презентационных материалов, включает анализ текстовой и визуальной информации.

Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеоролики,

  • комплект интерактивных материалов,

  • презентационные материалы.


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Актуализация имеющихся у обучающихся знаний об истории Дня защитника Отечества, о роли армии в защите страны, о ее миротворческой миссии.

Часть 2. Основная

Раскрытие основной темы занятия по основным направлениям: исторические победы; преемственность поколений защитников Отечества; освободительная миротворческая миссия; высокотехнологичное вооружение и современные военные профессии.

Часть 3. Заключение

Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.


Учитель. Ребята, сегодня мы с вами говорим о защитниках Отечества, о российской армии, о поколениях тех, кто защищал нашу Родину. 23 февраля – это День воинской славы в Российской Федерации, День защитника Отечества. Еще его называют День Армии.

Мы поздравляем с этим праздником наших сограждан, которые защищают нашу Родину сейчас, и обязательно вспомним героев, которые защищали Отечество на протяжении его многовековой истории.



Учитель. Сегодня мы обсуждаем то, что стоит за подвигами, праздниками и буднями защитников Отечества. Это их отношение к воинскому долгу, понимание ответственности за судьбу своей страны. Самое ценное, что человек носит в сердце – чувство любви к Родине, к своему народу

и многое другое. То, что называется культурными и духовно-нравственными ценностями. Постараемся понять, какие ценности характеризуют русского воина, изменялись ли они со временем.

Часть 2. Основная.


Учитель. В просмотренном нами видеоролике говорилось о том, что за века ничего не изменилось в воинской службе. В первую очередь, это охрана земли русской. Вы можете назвать имена тех, кто остался в летописях и народной памяти как защитник страны?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, среди них и русские князья – Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, иноки Пересвет и Ослябя, простые люди – Кузьма Минин, Иван Сусанин, фельдмаршал М. И. Кутузов и А.В.Суворов, генералы П. И. Багратион и Н. Н. Раевский, адмиралы П.С.Нахимов и Ф.Ф.Ушаков, крестьяне Герасим Курин и Василиса Кожина – предводители партизанских отрядов, герои Великой Отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, герои СВО.

Учитель. Имена героев нашей истории отражены в государственных наградах, во время Великой Отечественной войны были учреждены ордена Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова, восстановлен орден Александра Невского. Это очень почетные воинские награды и дань уважения знаменитым полководцам русской армии.

Просмотр видео «Великие полководцы»

Учитель.

Ребята, вы наверняка слышали крылатую фразу великого русского князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Эта фраза отражает сущность нашей страны и нашей армии. Предлагаю посмотреть видео и обсудить, в чем заключается особенность военной доктрины России.

Демонстрация видеоролика


Вопросы для обсуждения с обучающимися1:

  • Ребята, как фраза А. Невского «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» отражает особенность русской армии?

  • Военная доктрина нашей страны носит оборонительный характер, в чем он выражается? Приведите, пожалуйста, исторические и современные примеры.

  • Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. Всего в Совете Безопасности пять государств, которым по Уставу ООН предоставляется постоянное место: Россия, Китай, Франция,

Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Как вы думаете, одинаково ли у всех пяти стран понимание безопасности, одинакова ли военная доктрина? Политика всех стран направлена на поддержание мира?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель (подводя итоги обсуждения) акцентирует внимание обучающихся на том, что Россия – это страна, которая использует свои вооруженные силы исключительно для поддержания всеобщего мира – это исторически сложившаяся военная политика, мирной традиции которой наша страна следует и сейчас.

Продолжение обсуждения:

  • Ребята, как вы считаете, достаточно ли мощной и современной армии для спокойствия и безопасности страны?

  • У Гитлера и Наполеона тоже были мощнейшие армии, но они не смогли победить русскую армию. Как выдумаете, почему?

  • Какие качества отличают русского солдата? Какие ценности, разделяемые нашими военными, делают русскую армию великой и непобедимой?


Учитель (подводя итоги обсуждения) акцентирует внимание обучающихся на том, что русская армия испокон веков была школой патриотической верности, русской чести и стойкости.

Особенности солдата русской армии: его любовь к Отчизне, боевой дух, патриотизм, целеустремленность, стойкость, сплоченность, солидарность, несгибаемая сила воли, традиционные общечеловеческие ценности. Ибо без этих ценностей – солдат становится наемником, а наемники не побеждают в войнах, в войнах между добром и злом.


Учитель. В непростые годы защитниками Отечества становились люди разных возрастов, разных национальностей. Мы только что обсудили, в чем и как проявляется преемственность поколений. Но люди разные, и, как мы знаем, у разных народов есть свои традиции и обычаи. Получалось ли у представителей разных национальностей находить общий язык в бою против поляков в 1612 году, или против французов в 1812 году, или на фронтах Великой Отечественной войны в 1941–1945? Смотрим ролик.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Вопросы для обсуждения с обучающимися2:

  • Что помогает воинам-защитникам, говорящим на разных языках, воспитанным в разных традициях, понимать друг друга?

  • Какие общие ценности они разделяют? Что понимают одинаково?

Ответы обучающихся, обмен мнениями. Учитель при необходимости дополняет ответы обучающихся.

После просмотра видеоролика и обсуждения учитель подводит обучающихся к выводу о том, какие ценности отличают воинов нашей страны всех национальностей: единство народов России; служба в армии – служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Национальности разные, а понимание долга – одинаково. Единство в понимании добра и зла, справедливости и неправды, которое на протяжении столетий формировали традиционные российские духовно-нравственные ценности.


Учитель. В истории было много примеров, когда с оружием в руках на защиту Отечества становились люди из самых разных слоев общества и сфер деятельности. Воинами-защитниками были некоторые знаменитые русские поэты и писатели.

Огромный вклад в дело защиты Отечества внесли наши ученые и инженеры. Выдающийся физик, создатель атомной отрасли Игорь Курчатов работал в окруженном фашистами Севастополе, где испытывал изобретенные им устройства по размагничиванию мин. Эти устройства защитили наши корабли. Советский инженер-конструктор Михаил Кошкин создал легендарный танк Т-34. Труженики тыла – простые советские граждане, в годы Великой Отечественной войны круглосуточно работали на оружейных заводах под девизом – «Всё для фронта! Всё для Победы!». На занятии, посвященном блокадному Ленинграду, мы вспоминали о том, как голодные жители города отправляли на фронт хороший, высококачественный хлеб для бойцов, при этом голодали сами.

Уже после Победы конструктор Михаил Калашников создал автомат АК- 47, который стал самым распространенным стрелковым оружием в мире (выпущено 100 млн единиц).

Посмотрим видеоролик и обсудим, какой вклад вносили ученые и изобретатели в оборону страны.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Вопросы для обсуждения с обучающимися:

  • Не только герой ролика Вадим Мацкевич или всемирно известный ученый Игорь Курчатов работали на победу. Так было во всех областях науки. Можете назвать еще имена ученых, которые трудились, чтобы усилить оборонную мощь страны? (пенициллин – микробиолог Зинаида Ермольева; работы с жидким кислородом для взрывчатки – Петр Капица; ракетное оружие – Сергей Королев; самолеты – Александр Яковлев, Андрей Туполев, Николай Поликарпов, Семен Лавочкин…)

  • Как вы думаете, а какая из наук важнее всего в деле обороны? В чем могут применять знания математики, физики, химики, специалисты в информационной безопасности?

Ответы обучающихся, обмен мнениями. Учитель при необходимости дополняет ответы обучающихся.

После просмотра видеоролика и обсуждения учитель подводит обучающихся к выводу о том, какие ценности отличают ученых, работающих на оборону: патриотизм, созидательный труд.


Учитель. Мы посмотрели, как известные ученые работали на армию во время и после Великой Отечественной войны. Но есть и военная наука, есть и военные профессии. Например, военные дипломаты, военные психологи или социологи. И заметьте, не все военные профессии связаны непосредственно с несением службы. Можно работать военным врачом, военным инженером или занимать административные посты. А вы знаете еще какие-нибудь военные профессии?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте пофантазируем. Какими, по-вашему, могут быть военные профессии в будущем?


Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте посмотрим видеоролик.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)


Вопросы для обсуждения с обучающимися:

  • Какую профессию вы бы хотели получить в будущем? Какая из перечисленных профессий вас привлекла?

  • Какие еще профессии будущего вы бы предложили в этой сфере?

Ответы обучающихся, обмен мнениями. Учитель при необходимости дополняет ответы обучающихся.

После просмотра видеоролика и обсуждения учитель подводит обучающихся к выводу о том, какие ценности отличают людей, выбравших военные профессии: защита Родины — это дело современных, умных, талантливых, энергичных, смелых, инициативных и творческих людей.


Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, какой вывод мы можем сделать по окончании сегодняшнего занятия? Какова роль вооруженных сил в нашей стране?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.


Заключительное видео, демонстрирующее следующий ценностно- смысловой ряд Вооруженных сил Российской Федерации:

    • любовь к Родине,

    • служение Отечеству,

    • патриотизм,

    • историческая память,

    • преемственность поколений,

    • единство народов России,

    • оборонительный характер,

    • высокие нравственные идеалы,

    • верность присяге,

    • справедливость и милосердие.


Учитель. В завершение хочу подчеркнуть, что сегодня российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе Специальной военной операции. Наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить согласно традиционным духовно-нравственным ценностям, которые исторически сделали нашу страну сильным, мирным и свободным государством.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!