СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День знаний в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День знаний в 4 классе»



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 2-4 классов по теме

«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»


Цель занятия: способствовать пониманию обучающимися значения учения для успешного будущего человека, формировать учебно-познавательную мотивацию и желание учиться, акцентировать идею, что развитие общества зависит от уровня развития науки и образования, воспитывать уважение к деятелям науки, выдающимся учёным, внёсшим вклад в развитие российского общества.


Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, самореализация.


Основные смыслы: День знаний — это праздник, который напоминает нам о том, как ценно образование, насколько для каждого школьника актуально стремление его получить, чтобы найти своё место в мире, овладеть профессией, которая будет полезна людям, стране.


Планируемые результаты.


Личностные:

  • испытывать познавательный интерес к изучению нового, стремление к открытию знаний;

  • стремиться к расширению своих представлений о достижениях в различных областях науки;

  • проявлять интерес и положительный настрой при общении.

Метапредметные:
  • принимать участие в совместной деятельности;

  • устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

  • активно участвовать в формулировании выводов.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.


Комплект материалов:


  • сценарий;

  • методические рекомендации;

  • комплект видеоматериалов;

  • комплект интерактивных заданий.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается со знакомства обучающихся с государственным праздником - Днём знаний и просмотра видеозаписи встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина со школьниками на Всероссийском уроке "Разговор о важном" 1 сентября 2023 года. В последующем обсуждении ребята узнают о традициях праздника, подготовятся к обсуждению традиций своей школы.


Часть 2. Основная.

В основной части обучающиеся подводятся к осознанию идеи, что качество жизни общества зависит от развития науки и образования. Именно новые знания становятся движущей силой прогресса, способствующего улучшению жизни людей. С целью активизации деятельности обучающихся им предлагается просмотреть отрывок из мультипликационного фильма.


Часть 3. Заключение.

Подведение итогов занятия, обсуждение вопросов учителя, выполнение творческо-игрового задания.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.


Учитель. Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас первое занятие «Разговоры о важном», с которого будет начинаться каждая учебная неделя.

Каждый год звонок веселый Собирает вместе нас.

Здравствуй, к знаниям дорога! Здравствуй, праздник сентября!

(В.А. Степанов)

Учитель. Совсем недавно, когда вы только пришли в школу 1 сентября, у нас был праздник - кто знает, как он называется? (День Знаний).


Учитель. Послушайте стихотворение:

Тетради в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. Тетрадка в линейку бормочет:

  • Грамматика!

А в клетку тетрадка ворчит:

  • Математика!

На чём примирились тетрадка с тетрадкой, Для нас до сих пор остаётся загадкой.

(В. Берестов)


Учитель. В стихотворении Валентина Берестова спор тетрадок не завершён, ответ остаётся для нас загадкой. Но мы с вами уже знаем, что все предметы важны, и что грамматик не может быть важнее математики, а математика важнее грамматики.


Учитель. Сегодня в нашем разговоре о важном принимает участие Юрий Павлович Вяземский, автор и ведущий программы «Умники и умницы».


Демонстрация видеообращения федерального спикера Часть 2. Основная.

Учитель. Человек всегда стремился изучать окружающий мир, накапливал


знания, ведь благодаря этому делаются открытия и появляются новые изобретения, совершенствуется техника и технологии. Предлагаю познакомиться с некоторыми великими людьми, знания которых изменили нашу жизнь и сделали нашу страну великой, а поможет нам в этом Познайка.

Ответы обучающихся.


Демонстрация видеоролика «Познайка-приветствие».


Привет, друзья!

Меня зовут Познайка, я из Российского общества «Знание». Посмотрите, какая у нас большая и красивая страна.

Россия стала такой благодаря людям, которые много учились.

Один из таких знаменитых людей - Пётр I, первый российский император.

Его именем гордится вся Россия!

Учиться Пётр начал с 5-летнего возраста. Знал несколько языков, освоил много ремёсел и наук.

Пётр I учился строить корабли, знал военное дело.

Пётр многое сделал для преобразования России, её просвещения и развития:

    • основал город Санкт-Петербург,

    • создал русскую армию и флот,

    • утвердил новую азбуку и шрифт,

    • при нём развилась торговля и было создано много заводов.

Благодаря своим знаниям Пётр I создал много нового, что сделало Россию великой страной.

Чтобы наша страна развивалась, каждый из вас должен много знать и4 уметь. Знания сделают вашу жизнь интересной. Вы сможете самостоятельно решать сложные задачи, создавать новое, проявлять свой талант.

Россия богата талантливыми людьми. А кого вы знаете? Поговорите об этом с учителем.

А я к вам ещё вернусь.


Учитель. Ребята, а хотелось бы вам благодаря своим знаниям сделать что- то очень значимое для людей нашей страны?

Ответы обучающихся.

Учитель. Кого из известных людей, наших земляков, вы знаете?

Ответы обучающихся.


Методические рекомендации: в качестве дополнительного задания учитель может порекомендовать обучающимся ознакомиться с интерактивной картой


«Знание и люди, меняющие Россию» (см. дополнительные материалы), которую разрабатывает Российское общество «Знание». Используя QR-код, ребята могут отправить свои предложения по заполнению карты и включению в общий список знаменитых людей своего региона. Выполнение этого задания рекомендуется после занятия, в рамках постразговора.


Учитель.

Ребята, какие имена вы узнали сегодня впервые? Какие чувства у вас вызывает факт того, что эти люди наши с вами земляки?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, в любом деле, которым мы занимаемся, важны знания, помогающие выполнить работу хорошо, качественно. Может ли человек, не имея знаний, качественно, хорошо строить дома, шить одежду, создавать новые машины?

Ответы обучающихся.

Учитель. А что произойдёт, если некий «незнайка», который плохо учился, возьмётся за ремонт машин или самолётов?

Ответы обучающихся.

Учитель обсуждает с детьми ответы, выслушивает и помогает им высказывать своё мнение, предлагает подумать и в нескольких предложениях связно высказать свои мысли.

Учитель. Знания меняют человека и всю жизнь общества. Например, какие знания и умения получил человек, когда научился сохранять и использовать огонь? Как изменилась жизнь людей, когда было изобретено колесо или когда появились первые печатные книги?

Ответы обучающихся.

Учитель. А как вы думаете, легко ли было человеку изобрести гвоздь, колесо, другие предметы? Как получилось, что человек стал изобретать?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте и мы с вами начнём открывать знания.

Орешек знаний твёрд, Но всё же

Мы не привыкли отступать...

И проведём игру «Хочу всё знать!»

Методический комментарий: учитель может взять все или несколько вопросов для обсуждения в зависимости от уровня подготовленности детей.


ДО КАКОГО ВОЗРАСТА РАСТЕТ ЧЕЛОВЕК

Учитель. Ребята, помните, какие вы были маленькие, когда ходили в детский


сад / когда пришли в первый класс? А сейчас вы очень выросли! А как вы думаете, до скольких лет растет человек? Ваши мамы и папы ещё растут? А бабушки и дедушки?

Ответы обучающихся.

Учитель. Большинство людей перестают расти в 20 лет. Но есть одна часть нашего тела, которая растёт почти всю жизнь, как вы думаете какая?

Ответы обучающихся.

Это уши! Они перестают расти к 80 годам. Удивлены? Ещё много интересного и удивительного о человеке вы узнаете, когда будете изучать в школе биологию.


ПОЛЕЗНЫЙ ПЕРЕКУС

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему мамы одиннадцатиклассников дают на экзамен своим детям шоколадки, хотя так же, как и ваши мамы, они уверены, что сладкое есть не очень-то и полезно.

Ответы обучающихся.

Учитель. Шоколад стимулирует работу нашего мозга и поднимает настроение, а это очень важно во время экзамена.

А откуда знают наши мамы об этом, как вы думаете?

Ответы обучающихся.

Верно, в школе они изучали такие предметы, как химия и биология, и теперь пользуются этими знаниями.


«ЯГОДА» КЛУБНИКА

Учитель. Ребята, кто из вас летом ел клубнику?

Ответы обучающихся.

А вы знаете, что с точки зрения биологии, клубника — это «ложная ягода».

Кто знает почему?

Ответы обучающихся.

Учитель показывает изображение клубники

Учитель. Ягода клубники на самом деле — утолщённая часть стебля. Мелкие семена на её поверхности не семена, а орешки, внутри которых есть свои семена.

На уроках биологии, которую вы начнёте изучать в 5 классе, вы узнаете еще очень много интересного об окружающем нас растительном мире.


ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Учитель. Ребята, если посмотреть из космоса на нашу планету Земля, то чего на ней больше - суши или воды?

Ответы обучающихся.


Учитель. Верно! Суша составляет лишь третью часть нашей планеты. Так почему же родители часто вам говорят: «Хорошо закрой кран!», «Береги воду!» и т. д. Неужели нам недостаточно такого количества воды?

Ответы обучающихся.

Учитель. Дело в том, что 97% всей воды, которая есть на Земле, — солёная и непригодна к употреблению. 2% воды находится в ледниках. Поэтому к употреблению пригоден только 1% воды. Именно поэтому нужно бережно относиться к ее запасам. Об этом и ещё о многом другом вы узнаете, изучая в школе географию.


ВКУС ВСЕЛЕННОЙ

Учитель. Желание узнавать что-то новое связано не только с возможностью применять эти знания на практике, но и с интересом и любопытством. Вот вам, ребята, интересно было бы узнать, какой оказалась бы на вкус Вселенная, если бы её можно было попробовать? Есть у вас версии?

Ответы обучающихся.

Учитель. Оказывается, что и учёным это стало интересно, и совсем недавно они узнали, что в составе Вселенной довольно много точно таких же химических соединений, что и в придающих малине её вкус. Учёные предполагают, что, если бы Вселенную можно было бы понюхать или попробовать, она пахла бы малиной.

Учитель. Новые знания появляются в разных науках постоянно, поэтому следует ожидать, что мы ещё очень многое узнаем о Вселенной, о Земле и о том, что на ней происходит и что раньше было тайной для людей. И вы можете поучаствовать в раскрытии этих тайн!

Учитель. Ребята, что нового вы узнали? А как нам могут пригодиться эти знания? Интересно ли было вам узнать что-то новое?

Ответы обучающихся.

Учитель обсуждает с детьми ответы, выслушивает и помогает им высказывать своё мнение, обращает внимание на ценность разносторонних знаний. Например, знание об умении водоросли приспосабливаться поможет учёным в их открытиях, знание о полезности лягушек поможет сохранять и оберегать этот вид животных.


Учитель.

Ребята, в нашей стране для школьников есть много разных проектов, где можно и получать знания, и применять их. На разных платформах детских и молодежных общественных организаций появляются новые проекты, давайте посмотрим, где сейчас можно принять участие.


Демонстрация презентации о проектах для детей и молодежи.


Учитель.

Многие открытия уже сделаны, а значит ли это, что в нашей жизни они уже не случаются? Как вы думаете? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Узнавать новое всегда интересно. И, конечно, впереди нас ждёт много открытий. И в этом году мы будем учиться (продолжать учиться) чтению, грамоте, математике, будем слушать друг друга и обсуждать всё, что узнаем из самых разных областей науки и искусства.

А сейчас с нами снова наш новый друг Познайка, и вместе с ним мы узнаем (вспомним) самые главные знания о нашей стране.


Демонстрация анимационного видео. Интерактивное задание

«Познайка-викторина»


Друзья!

Для любознательных ребят в Российском обществе «Знание» есть проект

«Знание.Игра». Когда подрастёте, вы можете стать её участниками и соревноваться с другими ребятами в интеллектуальных турнирах.

А сейчас давайте поиграем! И начнем мы с самых главных знаний о нашей стране, России.

Я объясню правила викторины. Я задам 4 вопроса о России, вам нужно будет выбрать один правильный ответ из трёх представленных вариантов.

Внимание! Правильные ответы следует озвучивать дисциплинированно - только с поднятой рукой.

Ну что, готовы? Давайте начинать!


Вопрос № 1

Какое место занимает Россия в мире по территории?

      • Первое

      • Второе

      • Третье

Пауза на Ответы обучающихся. 10-15 секунд

Правильный ответ: Первое


Молодцы, переходим к вопросу № 2.

Какой город является столицей России?

      • Москва


      • Санкт-Петербург

      • Великий Новгород

Пауза на Ответы обучающихся. 10-15 секунд

Правильный ответ: Москва


Итак, вопрос № 3

Как называется главная торжественная песня страны?

      • Гимн

      • Баллада

      • Марш

Пауза на Ответы обучающихся. 10-15 секунд

Правильный ответ: Гимн


Вопрос № 4

Кто в России был основателем русского флота?

      • Александр I

      • Александр II

      • Пётр I

Пауза на Ответы обучающихся. 10-15 секунд

Правильный ответ: Пётр I


Друзья, вы большие молодцы! Так много знаете о России! С вами очень приятно играть! Старайтесь в школе получить больше знаний, чтобы сделать нашу страну ещё красивее и богаче!

Ещё увидимся!


Часть 3. Заключение.


Учитель. Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как важно открывать новые знания, как они влияют на жизнь человека.

Ответим на вопросы:

  • Зачем нам нужны знания?

  • В каких случаях знание оказывается полезным?

  • Как полученные во время учёбы знания мы сможем использовать в дальнейшем?

  • Как вы думаете, помогает ли то, что мы узнаем много нового, нашей стране? Как это происходит, в чём выражается?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: учитель выбирает вариант задания с рабочим


листом в зависимости от уровня подготовленности детей.

Рабочий лист «Кем ты можешь стать благодаря знаниям?» (см. дополнительные материалы)

Учитель. Ребята, Познайка предлагает всем вместе понять, кем бы вы хотели стать благодаря знаниям, чтобы принести пользу своей Родине (обучающиеся соединяют линиями от центра, где изображена Познайка, изображения профессий на листке. Учитель спрашивает нескольких ребят, что они хотят сделать полезного благодаря знаниям).

Рабочий лист «Дерево знаний» (см. дополнительные материалы)

Учитель. В России каждый ребенок может получить знания в школе. Чему вы хотели бы научиться, чтобы принести пользу своей малой Родине, России?

Предлагаю вам написать об этом в форме мини-рассказа (3-4 предложения) на осенних листьях ваших «Деревьев Знаний», которые лежат у вас на столах.

Обучающиеся пишут свои рассказы.


Учитель.

Вы молодцы! В добрый путь! Мы с вами только в самом начале пути в Страну Знаний! Этот путь удивительный и захватывающий, ведь узнавать что-то новое всегда интересно! И я желаю, чтобы благодаря полученным вами знаниям наша страна стала еще более великой и могущественной!





3D».

ПОСТРАЗГОВОР

Экскурсия в технопарк/на научную выставку.

Просмотр и обсуждение документального фильма «Космическая станция


Работа с интерактивной картой «Знание и люди, меняющие Россию»

Российского общества «Знание»: отправка предложений к списку знаменитых людей региона.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Окружающий мир: страницы истории развития трудовой деятельности людей в Древней Руси, ремёсел, образования и наук.

Литературное чтение: стихотворения С. В. Михалкова «Школа», С. Я. Маршака «Первое сентября», В. А. Степанова «Праздник сентября», А. Л. Барто

«В школу».

Технология: ознакомление с современными информационными средствами.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Проекты Российского общества «Знание» (Знание.Театр, Знание.Кино,


Знание.Герои и т.д.).

Интерактивная карта «Знание и люди, меняющие Россию» Российского общества «Знание».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность всем людям, которые делятся с нами знаниями.

Благодарность родителям за первые знания в жизни, за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования.

Благодарность государству за возможность получать образование.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!