Тема урока:
«Деньги. Учимся экономить и беречь с детства»
Цель: познакомить учащихся с понятием «деньги» и со способами экономии денег в семье.
Задачи:
1. Формирование у учащихся представления о деньгах, как средств приобретения товаров и осуществления платежа.
2. Развивать у обучающихся представлений о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.
3. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
4. Развитие экономического мышления школьников.
Результаты:
Регулятивные: умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.
Тип урока: изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).
Методы и приёмы обучения: дискуссия, работа в группе, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Красиво мы все встанем,
Друг - другу радости, удачи пожелаем.
Учитель: за окном светит весеннее солнышко и согревает нас своим теплом. Давайте и мы улыбнемся друг другу и согреем своим теплом. Я желаю вам быть искренними в своих ответах и вежливыми друг к другу. Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний, постановка цели.
Учитель: ребята, сегодня нас ждет увлекательное урок по финансовой грамотности. Тему нашего урока нам поможет определить черный чемоданчик (звучит музыка из передачи « Поле чудес»).
Учитель: в черном чемоданчике находится великое изобретение человечества, предмет очень простой, но в то же время загадочный и даже волшебный. Потому, что он может превращаться в любой товар. С помощью этих предметов можно осуществить много желаний. Кто уже догадался, о каком предмете идет речь? (Ответы детей)
Учитель: название предмета, который спрятан в черном чемоданчике вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: Деньги.
Учитель: правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. На уроке вам предстоит узнать о законах денежного мира, которые необходимо знать ка-
ждому человеку.
Учитель: а сейчас посмотрите фрагмент из известной сказки. (Фрагмент сказки «Зима в Простоквашино» Э.Успенского).
- Фрагмент, из какой сказки смотрели? Кто автор? Как зовут героев этого фрагмента? За что кот Матроскин ругает Шарика? Как поступил Шарик? Может Шарик, зря потратил деньги? (Ответы детей).
Учитель: Так чему будем учиться на этом занятии? (Будем учиться правильно, расходовать и экономить деньги).
3. Изучение новой темы.
Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева «Пять рублей на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Пять рублей он дает ей: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить...»
- Ребята, можно ли купить столько товаров на пять рублей? (Нет).
- Почему? Как вы считаете? (Потому что, пять рублей это мало денег).
- А что можно купить на пять рублей? (Ответы детей)
- А все ли товары, названные сыном были для него предметами первой необходимости?
- Кто в ваших семьях решает, какой товар надо купить в первую очередь? (Ответы детей).
- Два друга Крош и Ежик тоже решили приобрести некоторые товары. Что же из этого вышло, давайте посмотрим. (Просмотр видеоролика. «Список Кроша»).
- О чем мечтал Крош? Как он хотел приобрести этот товар? А Ежик?
- О чем должен был подумать Крош?
- Принесла ли пользу Крошу и Ежику их задумка?
- К какому выводу они пришли?
- А какой вывод мы можем сделать с вами?
Вывод:
1. Ходить в магазин со списком товаров, которые нужно купить.
2. Стараться тратить деньги с умом.
3. Нельзя экономить на товарах первой необходимости, а не покупать всё подряд.
Учитель: а сейчас прочитаем текст на карточках, которые лежат у вас на столах. (На карточках написан текст и нарисован рисунок, где стоят два мальчика с синяками на глазах).
- Иногда вот такими возвращаются дети с прогулки. Какая причина драки? (Ответы детей).
- А что делать родителям? (В аптеке купить средство от синяков. Теперь надо их лечить).
- Опять расходы?
- А что надо делать вам сейчас, чтобы родители не тратили деньги на лекарство для вас? Чтобы вы меньше болели? (Не драться, уметь договариваться, вести здоровый образ жизни).
Работа в парах: у вас на столах листочки, прочитайте, отметьте полезные советы для здоровья. (Заслушиваются ответы детей из каждой пары).
- Какой вывод сделаем из этой работы?
Вывод: вести здоровый образ жизни.
Учитель: посмотрите на экран. (Поездка на машине. Водителя останавливает полиция, за превышение скорости, за разговор за рулем по телефону, вручают штраф).
- Ребята, что произошло в этой ситуации? (Ответы детей).
- За что он получили штраф? Что сделал не так?
- Придется заплатить деньги. Денежные расходы семьи увеличились.
- А какие еще нарушения могут быть на дороге? Так что надо делать?
- Какой вывод сделаем, чтобы не платить штрафы?
Вывод: соблюдать правила дорожного движения.
4. Физкультминутка.
Учитель: Хорошо потрудились, а сейчас отдохнем.
«Магазин»
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки
Ряженка, сметана, сыр, поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр»
соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики поочередно начиная с
Яблоки и виноград. больших пальчиков, при этом запястья обеих
рук плотно прикасаются друг к другу)
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок»-
запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и
наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно).
5. Продолжение по теме урока.
Учитель: ребята, у вас на столах лежат конверты, в них по 2 пословицы, выберите ту, которая подходит к теме нашего занятия. Посоветуйтесь, решите, кто будет отвечать. Слушаем ответы. (Дети читают пословицы, объясняют их смысл).
6. Итог занятия.
(Если осталось время нарисовать на листе яблоко и на другой стороне грушу).
Вывод: Экономно распределяем место, так как, если бы надо было вырезать все, то не получилось бы.
Учитель: скажите, чему вы учились сегодня? (Учились экономно расходовать деньги).
- Появилось желание научить кого-нибудь быть бережливыми, экономными? (Ответы детей).
7. Рефлексия.
Учитель: я рада, что вы справились со всеми заданиями.
- А сейчас посмотрите на свои столы: на них прикреплены лучики и капельки, а на доске солнце и точка. Подумайте: если вам было легко и интересно, то возьмите желтый лучик, если вы немного затруднялись, то оранжевый лучик, а если вам было совсем не интересно, или не понятно, то приклейте капельки к тучке.
- Спасибо за работу!