1.Орг. момент 2. Изуче- ние нового матери- ала 3. Творчес-кая практи-ческая деятель-ность 4. Итог урока. Рефлек-сия | Эмоциональ- ная, психологичес-кая и мотивацион- ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока Словесно- иллюстратив-ный рассказ с элементами беседы « Деревянное зодчество. Русская изба» Просмотр мультимедийной презентации Беседа «Что мы будем рисовать» Практическая работа Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Настрой на урок. - Доброе утро, уважаемые гости и ребята! На уроке ИЗО рада видеть вас я. Сегодня мы будем красотой любоваться, И конечно же творчеством заниматься. Я желаю вам хорошего настроения, узнать много нового и плодотворной работы. Надеюсь, все готовы и настроились на урок. Если да, тогда начнем. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним древние обычаи, Вспомним нашу старину! -Послушайте отрывок стихотворения и скажите, о чем пойдёт речь сегодня на уроке Стучал топор, летели щепки, Со стоном падали стволы, Ломалися сучки и ветки, И капли падали смолы. Затем бревно к бревну ложилось, Крыльцо, наличники, окно. Наверно, так она рубилась, Но это было так давно. - Правильно, о русском доме (избе). Вы узнаете как строились избы. Познакомитесь с основными элементами декоративного украшения изб; 1 слайд (тема урока) Показывает слайды 2слайд - Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек - древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы. 3 слайд Изба- очень древний вид жилища (от древнеславянского слова «истьба» , «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из бревен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб. -Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? -А почему избы «рубили» ? 4 слайд Как строили избу. При постройке избы копали яму, в которую на 20–25 сантиметров углубляли сруб. Песком – для тепла и сухости – засыпали завалинки. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрубленными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появилось выражение «избушка на курьих ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в русском деревянном строительстве очень долго. Сначала делали четырехугольный венец (периметр строения) – четырехугольник из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен . 5 слайд Покатая крыша избы выкладывалась щепками, осиновыми дощечками . Самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. 6 слайд Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом. С обдуманным мужицким вкусом. И каждый со своим лицом. (типы изб) 7 слайд Декоративное убранство русской избы В старину во всей Руси нельзя было найти двух одинаковых домов - у каждой избы был особый вид. Видимая сказочность украшений избы не случайна. Помимо эстетических функций они защищали избу от негативных воздействий. 8 слайд Символика в народном искусстве. Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды. Эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли отверстия, края избы, от проникновения злых сил, были "оберегами". 9 слайд Окна- очи, глаза, свет. Окно - глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и наличники самая украшенная часть избы. Окна закрывались дощатым полотном - ставнями. Ставни могли быть резными, расписными. Окна со ставнями напоминают глаза избы, Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на все происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон. 10 слайд Лобовая доска над наличником - резная, украшенная тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы. На ней стелятся ветви растений, обитают фантастические существа: волшебные птицы, добродушные львы, полулюди- полурыбы. 11 слайд «Коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. Конь считался священным животным и хранил человека от сил зла. Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» (« кнес»), « князек». 12 слайд Вниз от коня налево и направо спускаются красивые резные доски. Они называются причелины, то слова «чело»- лоб. Левый конец причелин символизировал- утреннее восходящее солнце, а правый- вечернее заходящее. Стык причелин, чтобы в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим свешивающимся вниз, полотенцем (рушником). 13 слайд Проверь себя. Объяснение художественной деятельности учащихся на уроке, правила работы в группах. - А теперь ребята перенесемся на много лет назад и попытаемся представить себя в роли мастеровых. Сегодня на уроке нам необходимо украсить избу в стиле русских мастеров. Для этого мы создадим две мастерских. Каждая мастерская будет украшать свою избу. Работать вы будете в парах как сидите. Выполнять то задание, которое выберите. (задания на карточках). Вместе с карточками вы получаете шаблоны для выполнения задания. -
Причелины -2 чел. -
Лобовая доска -2 чел -
Полотенце , наличники -2 чел. -
« Конек», охлупень - 2 чел. -
Ставни– 2 чел. (в группах задействовано по 9-10 человек) Во время работы используйте наглядно- иллюстративный материал (на столах). Выполняя работу по декорированию, давайте вспомним, как правильно работать с красками и кистями. (палитра, меньше воды, кисти не оставлять в воде) - Какой основной цвет будете использовать в работе? (Характерный цвет деревенских изб, это мы наблюдали сегодня на примере картин известных художников, серебристо- серый, золотисто- коричневый.) Завершение работы прорисовка деталей Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. -Украсить элемент декора русской избы в стиле русских мастеров. Кто быстрее справился филворд « Элементы декора русского жилища». (При работе может использоваться музыкальное сопровождение) Коллективная работа. Сборка творческих работ в единое целое, анализ работ, подведение итогов. - Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая элементы декора постарались вложить в свою работу частичку своей души. Молодцы ребята! ( Песня «Русская изба»). Рефлексия. А теперь давайте украсим нашу поляну возле избы цветами. Выберите пожалуйста цветок, который передаёт ваше отношение к уроку, своей работе. Красный цветок- Урок очень интересный. Мне все понравилось. Розовый цветок – Мне понравился урок, но я не совсем справился. Голубой цветок – Было скучно. Я ничего не выполнил. | Слушают учителя, отвечают на вопрос. Слушают учителя, смотрят презентацию, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Выполняют задание. Рассматривают выполненное задание, оценивают их. Выполняют задание Уборка рабочих мест. . | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная, индивидуальная. Фронтальная Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Регулятивные: научатся сохранять и принимать учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникатив-ные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать учителя,одноклассников; формулировать ответы на вопросы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: научатся сохранять учебную задачу; планировать и оценивать свои действия. Познавательные: научатся пользоваться дополнительными источниками информации. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности и творческой деятельности Коммуникатив-ные: согласованно работать в парах. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, сориентированы на бережное отношение к архитектурным памятникам. Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникатив-ные: согласованно работать в парах,группе | Устные ответы Устные ответы Украшение элемента декора русской избы Оценивание учащихся за работу на уроке |