Тема: Дерево держится корнями, а человек дружбой.
Цель: формирование нравственных качества, умение дружить и дорожить дружбой.
Задачи:
- развивать умение рассуждать
- аргументировать свою точку зрения
- развивать творческие способности
Оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Экран;
Раздаточный материал (листы ватмана, маркеры, карточки, ручки, лучики солнца, листья бумажные)
Методы и приемы:
-беседа
-Ролевая игра
-Тестирование
Оформление: на доске: «Друг – это тот, кто…..», Слова: друг, товарищ, приятель; заготовка солнышка; ватман с деревом; плакаты, на которых написаны законы дружбы, пословицы о дружбе.
Слайд 1
Игра-активатор. Предлагаю встать в одну шеренгу и рассчитаться на «первый», «второй». Теперь повернуться лицом к друг другу, первые номера напротив вторых.
Не разговаривая друг с другом, т. е. при помощи жестов поздоровайтесь, передайте свое хорошее настроение другу и попрощайтесь.
Спасибо, молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
Теперь первые номера садятся за 1 стол, вторые за стол № 2.
Рефлексия
Какие трудности вы испытали во время выполнения упражнения?
Чего вам не хватало?
Всегда ли без слов мы можем показать свое настроение другому человеку?
- чтобы узнать тему нашего разговора, скажите, что чаще всего бывает верной, крепкой, долгой? (дружба.). Мы поговорим о дружбе настоящей и мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы. Что означает слово дружба?
СЛАЙД 2 – ТЕМА Дерево держится корнями, а человек дружбой.
Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово ДРУЖБА?
Слайд 3
На столе у вас лежат карточки, напишите на них каждый по 2-3 слова связанные со словом «дружба». Первое что приходит на ум. Для меня дружба это взаимовыручка. Что значит дружба для вас?
-А теперь давайте по цепочке обсуждать по одному слову, если слово уже назвали , вы его у себя зачеркивайте, чтобы не повторяться.
Мы видим, что слово дружба для каждого означает что-то своё, каждый понимает это слово по- разному.
- а теперь давайте посмотрим в словарях какое даётся определение слову дружба.
А сейчас нам Настя Холманских прочтет стихотворение А.Л.Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».
А девчонка - на дыбы! Говорит «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Ребята, может ли человек прожить жизнь без друзей?
Слайд 4. Важна ли для вас дружба?
«Дружба нужна», если вы согласны с данным утверждением то я прошу вас поднять карточку зеленого цвета, если не согласны карточку красного цвета.
Если кто-нибудь подымит карточку красного цвета, убедить что дружба все таки нужна, (вы ведь сами в начале занятия писали что дружба это…….)
- Каких карточек больше?
Слайд 5
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом
Ученики показывают сценку «Буратино и Мальвина».
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. Буратино почему ты сегодня не весел?
Буратино. Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только не которые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «ну, как посадка прошла?». Он обиделся и почему-то ушел. А что я плохого сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» что тут было! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Не хорошо он поступил, правда ребята? (ответы детей).
Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь, нужно следить за своими словами.
Буратино. Я разве так один разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что не правильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так? (переходит на шепот.) Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Это здорово ты придумал. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит». Запомните это.
- умению дружить и общаться с людьми надо учится с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день творить добро.
Слайд 6. ПЕСНЯ
Ребята, мы прослушали песню о дружбе, как вы считаете какими качествами должен обладать хороший друг?
Ответы я вам предлагаю написать на «лучиках», которые лежат у вас на столе.
СЛАЙД 25 солнце в лесу
А теперь прикрепите «лучики» к нашему солнцу. Обучающиеся поочередно крепят полоски бумаги к заранее приготовленному изображению солнца. Посмотрите, как засияло наше солнышко.
Ты улыбкой, как солнышко брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Давайте и мы с вами улыбнемся
- Дорогие ребята дружба ценилась во все века и ценится в наше время. О дружбе сложено много пословиц.
- я читаю начало пословицы о дружбе, а вы должны продолжить ее.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Один за всех – и все за одного.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями
СЛАЙД 26
Обсуждение
-Молодцы ребята вы прекрасно справились с заданием. Мы вспомнили лишь малую часть пословиц, которые наполнены народной мудростью.
Каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Слайд 27
Воспитатель читает стихотворение.
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет, в любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надежный друг ему протянет руку.
А вы можете назвать себя хорошим другом?
Как вы считаете?
Ответы обучающихся:
Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу предложить вам выполнить небольшой тест.
СЛАЙД 28
Выполнение теста и анализ его результатов.
Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоего друга нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна
Б) Одолжишь другу денег.
B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Считаешь ли ты, что настоящий друг должен:
А) держать свои проблемы при себе
Б) говорить то, что хочет
В) делится всем
Слайд 29
3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники пристают к твоей подруге. Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.
Б) Бросишься на помощь подруге.
В) Расскажешь об этом ее родителям…когда увидишь их.
4. Вы с группой поехали на экскурсию. Вдруг один из твоих друзей обнаруживает, что не взял с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ему, чтобы в следующий раз он лучше собирался в поездку.
Б) Поделишься с ним своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
– Итак, подведем итог.
СЛАЙД 30
Больше ответов А:
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готова прийти им на помощь.
Больше ответов Б:
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В:
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Рефлексия
-Ребята все вы услышали свои результаты теста, и я думаю, что каждый из вас сделает выводы о том, какой он друг.
Слайд 31
Ролевая игра
-А сейчас я предлагаю вам следующее задание, каждая группа получила конверт с заданием, в котором предлагается обыграть ситуацию, в ситуации участвуют двое друзей.
- Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.
Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Илья и Саша
К доске выходят два ученика.
Илью некурящего молодого человека друг Саша, приводит в компанию молодых людей, которые курят.
Саша: Давай покурим? Один раз не понравится, больше не будешь.
Илья: Нет, я не буду.
Саша: Ты ж мне друг, не переживай никто не узнает!
Илья: Нет, не хочу пробовать. Я думаю, воспитателю это не понравится.
Саша: ну и иди к воспитателю, друг еще называется!
Рефлексия
?Как вы считаете, можно ли назвать Сашу другом?
? хотели бы вы иметь такого друга как Саша?
?Как бы вы поступили на месте Ильи?
Ответы обучающихся:
- Настоящий друг никогда не будет предлагать вам , а тем более настаивать на этом шантажируя дружбой с вами.
Еще одна ситуация. В ней участвуют Дима и Влад.
К доске выходят 3 ученика
Ведущий: Двое друзей возвращаются домой по темной улице, вдруг незнакомые парни подошли и стали требовать деньги, Дима начал объяснять, что у них нет денег. Повернувшись, обнаружил, что Влада нет. Придя домой позвонил Владу.
Дима: С тобой все в порядке? Я беспокоюсь.
Влад: Да я уже дома.
Дима: Ты почему ушел без меня?
Влад: Я думал это твои знакомые, не хотел мешать.
Дима: Нет, я бы тебе сказал об этом.
Влад: Понятно.
Рефлексия
?Как вы думаете, как поступил Влад?
?Хорошо или плохо?
? Как вы считаете, Влад поступил, как настоящий друг?
- Хотели бы вы иметь такого друга как Влад
? Как бы вы поступили на его месте?
-Какой вывод можно сделать из этой ситуации?
Ответы обучающихся
-Итак, настоящий друг никогда не бросит друга в беде.
-а сейчас Таня Гайчикова прочтет нам стихотворение В.М. Найдёнова
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно в любую минуту, всегда,
И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живёшь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватило прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то, и станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо мы дружбой недаром зовём.
В. М. Найденов.
– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный закон дружбы. Группы получают по ватману и приступают к составлению закона дружбы.
СЛАЙД 32
Закон дружбы
Если хочешь быть хорошим и верным другом, то …
Обсуждение составленных законов
- А я представляю закон дружбы следующим образом:
СЛАЙД 33
Закон дружбы
Если хочешь быть хорошим и верным другом, то
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Сохраняй тайны своего друга.
Не бросай друга в трудную минуту.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Помогай другу.
Радуйся успехам своего друга.
Слайд 34
- А сейчас Максим Котвицкий прочтет нам стихотворение
КОГДА ПЕЧАЛЬ ПРИХОДИТ ВДРУГ...
Когда печаль приходит вдруг
С дождливою грозой,
Ты помни то, что я твой друг,
Что я всегда с тобой.
Когда метель заполнит дом
И холод зимних вьюг,
И днём, и ночью помни то,
Что у тебя есть друг.
Какая б ни была беда
С тобой в который раз,
Я буду рядом навсегда
И завтра, и сейчас.
Когда тоска в глазах мелькнёт
И помрачит тебя,
Не вешай носа! Всё пройдёт.
Ведь у тебя есть я...
Слайд 35
Рефлексия
«Дерево дружбы»
-Ребята, сегодня мы говорили о дружбе, о том какие бывают друзья, о том как они поступают. Я вас попрошу продолжить одну из фраз:«На занятии сегодня я узнал…»
«Больше всего мне понравилось…». На столе у вас лежат листочки ответ напишите на них, теперь я попрошу вас прикрепить лист к дереву и проговорить ответ. У нас получится «Дерево дружбы» нашей группы. Посмотрите какое оно мощное.
Воспитатель
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Друзья – это редкое богатство!
СЛАЙД ПЕСНЯ 36
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.
- Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!
Я благодарю вас за сотрудничество, всем спасибо до новых встреч!