СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дерево держится корнями, а человек дружбой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы поговорим о дружбе настоящей и мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы. Формирование нравственных качества, умение дружить и дорожить дружбой. Развивать умение рассуждать;  аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«"Дерево держится корнями, а человек дружбой".»

Тема: Дерево держится корнями, а человек дружбой.



     Цель: формирование нравственных качества, умение дружить и дорожить дружбой.

Задачи:

- развивать умение рассуждать

- аргументировать свою точку зрения

- развивать творческие способности

Оборудование:

Компьютер;

Проектор;

Экран;

Раздаточный материал (листы ватмана, маркеры, карточки, ручки, лучики солнца, листья бумажные)

Методы и приемы:

-беседа

-Ролевая игра

-Тестирование

Оформление: на доске: «Друг – это тот, кто…..», Слова: друг, товарищ, приятель; заготовка солнышка; ватман с деревом; плакаты, на которых написаны законы дружбы, пословицы о дружбе.

Слайд 1

 Игра-активатор. Предлагаю встать в одну шеренгу и рассчитаться на «первый», «второй». Теперь повернуться лицом к друг другу, первые номера напротив вторых.

Не разговаривая друг с другом, т. е. при помощи жестов поздоровайтесь, передайте свое хорошее настроение другу и попрощайтесь.

Спасибо, молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

Теперь первые номера садятся за 1 стол, вторые за стол № 2.

Рефлексия

Какие трудности вы испытали во время выполнения упражнения?

Чего вам не хватало?

Всегда ли без слов мы можем показать свое настроение другому человеку?

  1. - чтобы узнать тему нашего разговора, скажите, что чаще всего бывает верной, крепкой, долгой? (дружба.). Мы поговорим о дружбе настоящей и мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы. Что означает слово дружба?

СЛАЙД 2 – ТЕМА Дерево держится корнями, а человек дружбой.

  1. Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово ДРУЖБА?

Слайд 3

На столе у вас лежат карточки, напишите на них каждый по 2-3 слова связанные со словом «дружба». Первое что приходит на ум. Для меня дружба это взаимовыручка. Что значит дружба для вас?

-А теперь давайте по цепочке обсуждать по одному слову, если слово уже назвали , вы его у себя зачеркивайте, чтобы не повторяться.

Мы видим, что слово дружба для каждого означает что-то своё, каждый понимает это слово по- разному.

- а теперь давайте посмотрим в словарях какое даётся определение слову дружба.

А сейчас нам Настя Холманских прочтет стихотворение А.Л.Барто «Требуется друг»

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонка - на дыбы! Говорит «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».

- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ребята, может ли человек прожить жизнь без друзей?

Слайд 4. Важна ли для вас дружба?

 «Дружба нужна», если вы согласны с данным утверждением то я прошу вас  поднять карточку зеленого цвета, если не согласны  карточку красного цвета.

Если кто-нибудь подымит карточку красного цвета, убедить что дружба все таки нужна, (вы ведь сами в начале занятия писали что дружба это…….)

- Каких карточек больше?

Слайд 5

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом

Ученики показывают сценку «Буратино и Мальвина».

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. Буратино почему ты сегодня не весел?

Буратино. Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только не которые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «ну, как посадка прошла?». Он обиделся и почему-то ушел. А что я плохого сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» что тут было! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Не хорошо он поступил, правда ребята? (ответы детей).

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь, нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве так один разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что не правильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так? (переходит на шепот.) Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Это здорово ты придумал. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит». Запомните это.

- умению дружить и общаться с людьми надо учится с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день творить добро.

Слайд 6. ПЕСНЯ

 Ребята, мы прослушали песню о дружбе, как вы считаете какими качествами должен обладать хороший друг?

 Ответы я вам предлагаю написать на «лучиках», которые лежат у вас на столе.



СЛАЙД 25 солнце в лесу

А теперь прикрепите «лучики» к нашему солнцу. Обучающиеся поочередно крепят полоски бумаги к заранее приготовленному изображению солнца. Посмотрите, как засияло наше солнышко.

                                               Ты улыбкой, как солнышко брызни,

                                               Выходя поутру из ворот,

                                               Понимаешь, у каждого в жизни,

                                               Предостаточно бед и забот…

                                               Разве любы нам хмурые лица,

                                               Или чья та сердитая речь

                                               Ты улыбкой сумей поделиться,

                                               И ответную искру зажечь.

                                               Давайте и мы с вами улыбнемся

- Дорогие ребята дружба ценилась во все века и ценится в наше время. О дружбе сложено много пословиц.

- я читаю начало пословицы о дружбе, а вы должны продолжить ее.

  1. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  2. Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

  3. Один за всех – и все за одного.

  4. Дерево держится корнями, а человек – друзьями

СЛАЙД 26

Обсуждение

-Молодцы ребята вы прекрасно справились с заданием. Мы вспомнили лишь малую часть  пословиц, которые наполнены народной мудростью.

Каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Слайд 27

Воспитатель читает стихотворение.

Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет, в любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг, то встать ему поможет друг,

Всегда в беде надежный друг ему протянет руку.

А вы можете назвать себя хорошим другом?

Как вы считаете?

 Ответы обучающихся:

Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу предложить вам выполнить небольшой тест.

СЛАЙД 28

Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоего друга нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна

Б) Одолжишь другу денег.

B) Найдешь  приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Считаешь ли ты, что настоящий друг должен:

А) держать свои проблемы при себе

Б) говорить то, что хочет

В) делится всем

Слайд 29

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники пристают к твоей подруге. Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге.

В) Расскажешь об этом ее родителям…когда увидишь их.

4. Вы с группой поехали на экскурсию. Вдруг один из твоих друзей обнаруживает, что не взял с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ему, чтобы в следующий раз он лучше собирался в поездку.

Б) Поделишься с ним своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

СЛАЙД 30

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готова прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.







 Рефлексия

-Ребята все вы услышали свои результаты теста, и я думаю, что каждый из вас сделает выводы о том, какой он друг.

Слайд 31



 Ролевая игра

 -А сейчас я предлагаю вам следующее задание, каждая группа  получила конверт с заданием, в котором предлагается обыграть  ситуацию, в ситуации  участвуют двое друзей.

- Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.

Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

     Ситуация первая. Знакомьтесь: Илья и Саша

К доске выходят два ученика.

Илью некурящего молодого человека друг Саша, приводит в компанию молодых людей, которые курят.

Саша: Давай покурим? Один раз не понравится, больше не будешь.

Илья: Нет, я не буду.

Саша: Ты ж мне друг, не переживай никто не узнает!

Илья: Нет,  не хочу пробовать. Я думаю, воспитателю это не понравится.

Саша: ну и иди к воспитателю, друг еще называется!

Рефлексия

?Как вы считаете, можно ли назвать Сашу другом?

? хотели бы вы иметь такого друга как Саша?

?Как бы вы поступили на месте Ильи?

Ответы обучающихся:

- Настоящий друг никогда не будет предлагать вам , а тем более настаивать на этом шантажируя дружбой с вами.

Еще одна ситуация. В ней участвуют Дима и Влад.

К доске выходят 3 ученика

Ведущий:  Двое друзей возвращаются домой по темной улице, вдруг незнакомые парни подошли и стали требовать деньги, Дима начал объяснять, что у них нет денег. Повернувшись, обнаружил, что Влада нет. Придя домой позвонил Владу.

Дима: С тобой все в порядке? Я беспокоюсь.

Влад: Да я уже дома.

Дима: Ты почему ушел без меня?

Влад: Я думал это твои знакомые, не хотел мешать.

Дима: Нет, я бы тебе сказал об этом.

Влад: Понятно.

Рефлексия

?Как вы думаете, как поступил Влад?

?Хорошо или плохо?

? Как вы считаете, Влад поступил, как настоящий друг?

- Хотели бы вы иметь такого друга как Влад

? Как бы вы поступили на его месте?

-Какой вывод можно сделать из этой ситуации?

Ответы обучающихся

-Итак, настоящий друг никогда не бросит друга в беде.



-а сейчас Таня Гайчикова прочтет нам стихотворение В.М. Найдёнова

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно в любую минуту, всегда,

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живёшь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватило прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то, и станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо мы дружбой недаром зовём.

В. М. Найденов.

Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный закон дружбы. Группы  получают по ватману и приступают к  составлению закона дружбы.

СЛАЙД 32

Закон дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом, то …

Обсуждение составленных законов

- А я представляю закон дружбы следующим образом:

СЛАЙД 33

Закон дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом, то

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Сохраняй тайны своего друга.

Не бросай друга в трудную минуту.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Помогай другу.

Радуйся успехам своего друга.

Слайд 34

- А сейчас  Максим Котвицкий прочтет нам стихотворение

КОГДА ПЕЧАЛЬ ПРИХОДИТ ВДРУГ...

Когда печаль приходит вдруг
С дождливою грозой,
Ты помни то, что я твой друг,
Что я всегда с тобой.

Когда метель заполнит дом
И холод зимних вьюг,
И днём, и ночью помни то,
Что у тебя есть друг.

Какая б ни была беда
С тобой в который раз,
Я буду рядом навсегда
И завтра, и сейчас.

Когда тоска в глазах мелькнёт
И помрачит тебя,
Не вешай носа! Всё пройдёт.
Ведь у тебя есть я...

Слайд 35

Рефлексия

«Дерево дружбы»

-Ребята, сегодня мы говорили о дружбе, о том какие бывают друзья, о том как они поступают. Я вас попрошу продолжить одну из фраз:«На занятии сегодня я узнал…»

«Больше всего мне понравилось…». На столе у вас лежат листочки ответ напишите на них, теперь я попрошу вас прикрепить лист к  дереву и проговорить ответ.  У нас получится «Дерево дружбы» нашей группы. Посмотрите какое оно мощное.

                                                   Воспитатель

                                               Перед тем как нам расстаться

                                               И уйти всем по домам,

                                               Хочется мне попрощаться,

                                               Пожелав при этом вам,

                                               Чтобы добрыми вы были,

                                               Слов волшебных не забыли,

                                               Чтобы добрыми словами

                                               Говорили вы с друзьями.

                                               Друзья – это редкое богатство!

СЛАЙД ПЕСНЯ 36

Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.

Они готовы всегда выслушать тебя.

Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

- Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!

Я благодарю вас за сотрудничество, всем спасибо до новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!