Н. В. Дернова, учитель русского языка и литературы средней школы № 28 г. Бреста
Тема Брестской крепости на уроках русского языка и литературы
Я помню день торжественного открытия Мемориального комплекса «Брестская крепость—герой», хотя мне было всего три года.
Цель современного образования — не только обучение, но и воспитание: воспитание молодого человека с активной гражданской позицией, с чувством любви к Родине, которое включает в себя и любовь к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, его культуре, литературе. Важно, чтобы ученики знали как можно больше о своём крае, городе, улице, на которой они живут, чтобы они узнавали их на страницах художественных произведений. На этом и строится моя работа с учащимися, которая осуществляется как на уроках русского языка и русской литературы, так и во внеурочное время и представляет собой литературное и лингвокультурологическое краеведение (краеведческое образование).
В каждом классе, с V по XI, на уроках русского языка можно найти не одну тему, где использование материалов о Брестской крепости будет не только уместным, но и познавательным, способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.
Так, при изучении темы «Стили речи» в V и VI классах тексты я подбираю сама. При анализе того или иного отрывка учащимся необходимо озаглавить текст, подчеркнуть предложение, выражающее главную мысль текста, определить стиль речи. Выполняя подобные задания, ученики должны вдуматься в содержание, а также выявить орфографические и пунктуационные трудности.
Текст 1
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 8 мая 1965 года
О присвоении Брестской крепости почётного звания «Крепость-Герой»
Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости в исключительно тяжёлых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа.
Отмечая исключительные заслуги Брестской крепости перед Родиной и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., присвоить Брестской крепости почётное звание «Крепость-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Председатель Президиума Верховного Совета СССР А. МИКОЯН Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ
Текст 2
Снаряды и мины падали сплошными потоками. Дыбили дёрн, вырывая в предрассветных, серо-зелёных валах чёрные ямы. Вбивались в столетние стены Цитадели, брызгая красной кирпичной крошкой. Сверкало пламя разрывов. С мёртвым посвистом разлетались осколки, отсекая ветки деревьев.
Из книги «Брестская крепость на ветрах истории» А. Суворова
Текст 3
Брестские крепостные укрепления заняли территорию около 4 квадратных километров на берегах Буга, Мухавца и каналов. Главное укрепление — Цитадель — разместилось на центральном острове и было окружено Волынским, Кобринским и Тереспольским укреплениями. Внешняя линия земляных валов превышала 6,5 километров при высоте около 10 метров. В толще валов находились многочисленные каменные казематы.
Из книги «Брестская крепость на ветрах истории» А. Суворова
Текст 4
1 июня 1836 года в торжественной обстановке был заложен первый камень будущего «сердца крепости» — Цитадели. В основание казармы были заложены памятная бронзовая доска и шкатулка с монетами. Спустя 117 лет, 19 апреля 1953 года, их найдут при разборке завалов у Брестских ворот Цитадели.
Материал из Интернета Веб-сайт: http://www.brest-sv.com/krepost/syvorov.html
Текст 5
Защитникам Брестской крепости
Вздыбили землю снаряды.
Рухнула наземь сосна.
Рокот моторов
Сквозь гул канонады —
Так началася война.
Брестская крепость над Бугом,
Ты и Отчизна и дом.
Матерью будь нам,
Соратником, Другом,
Нашим последним жильём.
Не отступили ни шагу
Мы перед злобой свинца.
Отчей земле,
Её гордому стягу
Были верны до конца.
А. Астрейка
При изучении темы «Собственные и нарицательные имена существительные» прописываются имена и фамилии защитников крепости. Так, на уроке ребята записывают следующие предложения:
-
Майор Пётр Михайлович Гаврилов в течение двух дней возглавлял оборону в районе Северных ворот Кобринского укрепления, а на третий день войны перешёл в Восточный форт.
-
Начальник пограничного отряда лейтенант Андрей Митрофанович Кижеватов был одним из руководителей обороны в районе Тереспольских ворот.
-
Командир взвода лейтенант Алексей Фёдорович Наганов погиб в первый день войны.
Некоторые цифровые данные, связанные с историей строительства крепости, началом войны, с созданием Мемориального комплекса, проговариваются в теме «Имя числительное». Например, при изучении темы «Количественные числительные» идёт работа над следующим текстом.
Одним из главных элементов мемориала Брестская крепость-герой является стометровый обелиск в форме четырёхгранного штыка русской винтовки. Это сложное инженерное сооружение высотой сто четыре с половиной метра и весом шестьсот двадцать тонн.
Порядковые числительные учащиеся находят в текстах:
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Одними из первых вступили в бой подразделения, находившиеся в Брестской крепости. В числе защитников Бреста сражались представители более тридцати наций и народностей Советского Союза.
25 сентября 1971 года был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость—герой». Присутствовало более 600 ветеранов Брестского гарнизона 1941 года.
При изучении темы «Глагол» в VII классе учащиеся работают с текстом, определяя вид и переходность/непереходность глагола. Текст для всех одинаков, а задания разные: вариант I — выписать глаголы совершенного вида, вариант II — выписать глаголы несовершенного вида, вариант III — выписать переходные глаголы, вариант IV — выписать непереходные глаголы.
Подвиг юного трубача
Долго не могли фашисты взять Брестскую крепость. Каждое утро горнист Петя Клыпа играл зорю. В ответ на задорные звуки горна фашисты посылали мины и снаряды.
Кончались патроны и гранаты, командиры решили вести остаток гарнизона на прорыв. И тогда Петя по приказу командира вышел из крепости и затрубил атаку. Маленький трубач шёл впереди, а за ним следовали защитники крепости. Фашисты не ожидали, что гарнизон способен подняться в атаку.
Прорыв удался. Многие бойцы вырвались из железного кольца, а юный трубач упал, и горн выпал из его рук.
Но горнист остался жив, попал в плен, дважды бежал из плена и только перед концом войны попал к своим.
В день славной годовщины Брестской крепости Пётр Клыпа принимал парад, на котором чествовали героев Бреста.
По Н. Богданову
В VIII и IX классах ребята не только работают с заданным текстом, но и сами создают тексты определённого стиля. При анализе того или иного отрывка предлагаются задания по развитию связной речи: озаглавить текст, подчеркнуть предложение, выражающее главную мысль текста, найти языковые средства, характерные для данного стиля, подумать, удалось ли автору раскрыть тему текста с помощью художественных средств.
Задание 1
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Озаглавьте его. Подчеркните предложение, выражающее главную мысль текста. Найдите эпитеты.
В самый грозный и страшный час в ж..зни народа, когда враг напал на нашу Родину, стена огня и смерти наглух.. отг..родила маленький г..рнизонл сражающийся у границы. Его защитники (не)п..лучали (н..)каких пр..казов своего* команд..вания0 им (не)..брасывали с самолётов боеприпасов и продуктов о них (не) писали в газетах и страна даже не знала о том, что они в..дут б..рьбу.
Обращаясь мыслями к Родине, к своим родным и близким, они испытывали чувство тревожной неизвестности. Они не могли видеть впереди ничего, кроме смерти позора и ун..жений вражеского плена, и (не)вольно думали о том, что быть может (н..)кто (н..) когда не узнает об их героической б..рьбе. И всё(?)таки они продолжали борот(?)ся, потому что Родина от котор..й они были отреза(нн,н)ы врагом жила в сер(?)це каждогом из защитнике., крепости. Они вели борьбу не ради славы, даже не ради своей жизни. Они просто выполняли свой воинский долг перед Отчизнойм, глубоко веря в то, что рано или поз(?)но враг будет изгнан с р..дной земли.
Задание 2
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Озаглавьте его. Подчеркните предложение, выражающее главную мысль текста. Найдите метафору.
Долго не могли взять фашисты Брес.кую крепость, которую окружили со всех ст..рон. На неё враги обрушивали бомбы, громили из пушек но героическая крепость всё равно (не)..давалась. В ней воевали даже дети.
Петя Клыпа — горнист, сын полка. Он каждое утро играл з..рю, а вечером — отбой. Фашисты св..репели и всё ожесточ..(н,нн)еем и чаще обстреливали позиц..и защитнике.. Цитадели".
Но вот кончились патроны и гранаты. Командиры приняли решение: ве..ти остатки гарнизона на прорыв, пробит(?)ся сквозь кольцо врагов к лесу и уйти в партизаны.
И тогда Петя вышел из крепости и затрубил: «В атаку защитники!»
Бе..трашный трубач ш..л впереди, и за ним из развалин поднимались солдаты. Словно из-под земли вырастали мужестве(н,нн)ые бойцы и с последними силами шлис на призывный клич(?) горна.
Удивлённые фашисты не ожидали, что погибающий гарнизон всё-таки способен подняться в атаку. Прорыв удался. Несколько воинов вырвалось из железного натиска враговсн.
По Н. Богданову
В IX классе после урока обобщения знаний по теме «Бессоюзные сложные предложения» в качестве изложения с творческим заданием ученикам можно предложить отрывок из книги Сергея Смирнова «Брестская крепость».
Отрезанная, окружённая врагом, осыпаемая снарядами и бомбами, Брестская крепость была как бы маленькой Одессой и маленьким Севастополем. Защитники крепости, ведя неравную борьбу, переносили такие же тяжкие лишения, какие испытывали в дни блокады героические ленинградцы. На развалинах цитадели они дрались так же упорно, так же ожесточенно, как два года спустя на камнях города-героя Сталинграда сражались участники великой волжской битвы.
Безвестными героями «не ради славы, ради жизни на земле» погибали защитники Брестской крепости.
Но наша память....
Ребята должны сами дописать текст изложения. Такие уроки напоминают составление мозаики из различных цветных кусочков стекла, когда учащиеся вспоминают, что знают, что слышали, и соединяют всё это в единую картину. Вполне естественно, что им не доставляет труда завершить работу над изложением действительно творчески.
Следует отметить, что в сборниках проверочных работ по русскому языку в V—IX классах, в сборниках экзаменационных диктантов за II ступень обучения и в сборниках экзаменационных изложений за III ступень обучения есть тексты о Брестской крепости, которые можно использовать на уроках.
В учебной программе по русской литературе существует ряд разделов, в которые можно и, я считаю, даже целесообразно включить материалы о Брестской крепости:
-
«Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» в VIII классе (2 спаренных часа + 1 час из резервных часов);
-
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие» в VIII классе (3 часа);
-
Читательская конференция «Дорога к бессмертию» (по повести Б. Л. Васильева «В списках не значился») (1 час из резервных часов);
-
«Русскоязычная литература Беларуси» в VIII классе (обзор);
-
Литература середины 1950-х — начала 1990-х годов в XI классе (обзор);
-
«Русскоязычная литература Беларуси» в XI классе (обзор).
Предлагаемый программой материал «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» в VIII классе, огромный, и его очень хочется донести до учащихся в полном объёме. На первых двух спаренных уроках идёт разговор о лирических произведениях, написанных во время войны и после неё, о стихах и песнях, о солдатах и тех, кто их ждал. Тема в данном случае более конкретна: «Поэзия военных и послевоенных лет». А урок можно начать такими словами:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял
и победил...
Тем, кто согревался дыханием в стужу
блокадных ночей...
Тем, кто ушёл вместе с дымом
из бухенвальдских печей...
Тем, кто на речных переправах шёл,
словно камень, ко дну...
Тем, кто на века безымянный канул
в фашистском плену...
Тем, кто ради дела сердце отдать был готов...
Тем, кто под машины ложился вместо
понтонных мостов...
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,
посвящается этот урок...
Важнейшая цель урока — воспитательная, направленная на продолжение работы по формированию патриотических и гражданских качеств учащихся. Показать мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним — единственная возможность дать жизнь своим родным и любимым, своей Родине. Задачи урока: обучающие:
-
ознакомить учащихся с творчеством поэтов в годы Великой Отечественной войны;
-
ознакомить учащихся с биографическими данными поэтов;
-
формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся — умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
развивающие:
• совершенствовать речь учащихся;
• развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
воспитывающие:
-
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга, гордости за народ, свой край;
-
развивать интерес учащихся к литературе, музыке, искусству.
Работа на следующем уроке, который добавлен из резервных часов, состоит из 3-х блоков. 1-й блок — художественная и документальная проза о Великой Отечественной войне, 2-й блок — это литература о Брестской крепости и 3-й блок — книга Сергея Смирнова «Брестская крепость».
Задачи урока:
обучающие:
• рассказать о значении художественной прозы и публицистики в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы;
-
продолжить знакомство с периодом 1941—1945 гг. в истории;
-
ознакомить учащихся с творчеством писателей в годы Великой Отечественной войны, литературой о Брестской крепости;
-
ознакомить учащихся с биографией и творчеством С. С. Смирнова;
развивающие:
воспитательные:
-
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, чувство гордости за народ, свой край;
-
прививать учащимся интерес к литературе, музыке, искусству.
Урок не оставляет равнодушным никого. Зачитываются отрывки из романа А. Фадеева «Молодая гвардия» и из рассказа А. Толстого «Русский характер». На некоторое время класс превращается в редакцию, где проходит бурное обсуждение, какие произведения должны быть включены в альманах «Если б камни могли говорить...» (стихи и песни о Бресте и Брестской крепости) и прозаический сборник «Здесь первый бой свой сделала война». И, конечно же, речь идёт о книге С. С. Смирнова «Брестская крепость».
Домашним заданием после такого урока является мини-сочинение на тему «Брестская крепость для меня...». Очень приятно, что ребята с уважением и трепетом пишут о Брестской крепости.
Я очень люблю свой город Брест. Его широкие улицы, красивые здания, зелёные парки и скверы. Люблю гулять по своему городу и веселиться с друзьями.
Моё самое любимое место в городе — Брестская крепость, место, в котором сохранилась и жива память о Великой Отечественной войне 1941—1945 года.
Когда заходишь в Брестскую крепость в гулкой тишине, как эхо минувшей войны, слышен стук метронома. И до глубины души пронзающий голос диктора: «Сегодня, 22 июня 1941 года, 4 часа утра...» Слышен вой авиабомб и снарядов, оглушающий грохот взрывов, крушащих камень, рвущих на части людские тела. Не выдерживал бетон, крошился и плавился кирпич, гнулся металл, а люди стояли. Они встали первыми по зову сердца и по велению долга. Встали в полный рост на пути врага, мужественно отражая его яростные атаки. Отрезанные от внешнего мира, мучимые голодом и жаждой, стояли они до конца и умирали героями. Дорогой ценой платил враг за каждый форт, каждый каземат, каждый камень Крепости...
...Сегодня над Брестом ясное небо. Время залечило раны войны. Исчезли с лица земли воронки от бомб и снарядов. Там, где грохотали взрывы, в предрассветной тишине мирно поют птицы.
Но память о подвиге советского солдата вечна!
Влада Мельник
Пройдёт несколько уроков изучения повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие», и мы продолжим тему войны, продолжим разговор о мужестве, преданности, любви и ненависти, о месте мужчин и женщин на войне; в форме читательской конференции с просмотром отрывков из кинофильма «Я — русский солдат» происходит знакомство с Николаем Плужниковым. Вместе с молодым лейтенантом мы проходим «дорогой к бессмертию» от железнодорожного вокзала до стен Брестской крепости с книгой Б. Л. Васильева «В списках не значился». Наш путь начинается на вокзале, где на минутку задержимся у одной Мемориальной доски, о которой речь в повести идёт в самом конце, выйдем через мост к улице Комсомольская, пройдём мимо бывшего ресторана «Беларусь» и далее до Брестской крепости. Конечно, не всё, что описано в повести, совпадает с реальностью, но это в данном случае и неважно. На то и существует историческая правда и художественный вымысел. Главное, чтобы ребята поняли, в чём ценность жизни, в чём состоит долг перед самим собой и Родиной.
Тему войны и Брестской крепости можно продолжить на обзорных уроках в XI классе, грамотно распределив время и затронув произведения, с которыми учащиеся ещё не знакомились.
Вне рамок урока также затрагивается тема Брестской крепости. Это классные и информационные часы, встречи с ветеранами, очные и заочные экскурсии, конкурс художественного чтения среди учащихся и учителей нашей школы, посвященный Великой Победе, школьный праздник «В сердцах и книгах память о войне!» (в рамках недели детской и юношеской книги), научно-исследовательская и поисковая работа, связанная с подготовкой и несением Вахты Памяти на Посту № 1 у Вечного огня Брестской крепости.