СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети-герои войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дети-герои войны»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №5 ст. Зеленчукской"











Внеклассное мероприятие


«Огонек ПАМЯТИ

юных героев Великой Отечественной войны посвящается…»












Подготовила классный руководитель Кузнецова Валентина Георгиевна






Пояснительная записка.

Каждый год наша страна отмечает знаменательный день – праздник ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ над фашистской Германией. Назовут ли наши дети эту Победу в ряду выдающихся событий прошлого столетия или значение победы в Священной войне поблекло в сознании детей? Преступно лишать молодежь исторической памяти о героическом подвиге советского народа, защитившего от фашистской чумы не только Отечество, но и всю Европу. Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. И память о павших в войне будет жить вечно, передаваясь от поколения к поколению. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, ибо эти жертвы не были напрасны - без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего.

Актуальность:Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь, а тем более младшие школьники мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Конечно, есть очень много книг, художественных фильмов о Великой Отечественной войне, но современные школьники предпочитают им другие виды занятий. Проведение в школе мероприятий посвященных Победе нашего народа в этой кровопролитной войне имеет огромное значение. Младшие школьники лучше воспринимают и запоминают, то, что им покажут и расскажут, чем то, что надо выучить и поэтому такие мероприятия запоминаются надолго. Необходимо, чтобы дети знали о войне. Точно сказано: «Забыл прошлое, потерял будущее.Праздник, посвященный Дню Победы, - один из самых важных в году. Чем дальше от нас уходят в историю годы войны, тем труднее донести до нового поколения, как дорого нашей стране далась эта победа. Дети должны знать, через какие ужасы, разруху, страдания, голод и смерть прошли их бабушки дедушки, а для многих уже прабабушки и прадедушки. Воспитание любви к своей родине, патриотических чувств начинается с малого – с памяти о трех, кто отдал свои жизни за ныне живущих. А потому, тема «Юные герои Великой Отечественной войны», является актуальной в наше время.


Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств на примерах мужества и героизма пионеров-героев.


Задачи: воспитывать чувство любви к Родине, уважения к ее защитникам; расширять знания о Великой Отечественной войне; развивать познавательную активность ;








Ход мероприятия


Слайд 1. Тема занятия


Слайд 2 Начало войны (видеозапись).

Чтец: Остановлюсь.

И вздрогнет солнце,

Когда почудится в глазах

Двухгодовалого младенца

Печаль, похожая на страх.

Как будто он такое слышит,

Что не могу представить я.

Земля огнем смертельным дышит.

Ни человека. Ни зверья.

И некому утрат измерить.

Слепые окна. Едкий дым…

Глазам детей нельзя не верить,

Еще больнее – верить им.

Они глядят и словно судят.

На дне бездонных этих глаз –

И правда тех, кто после будет,

И горечь тех, кто был до нас.

(В. Молодяков)

Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!


Слайд 3.

Звучит фонограмма: далекие разрывы, гул самолетов. На сцене ребята 1940-х годов, одеты в цветные рубашки платья. Сидят, прислушиваясь к звукам. Звук тише.

1. Что теперь будем делать? Как жить?

2. Я хотел стать путешественником, а сейчас решил, лучше моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

3. Моряком, конечно, хорошо, особенно капитаном. Но лучше быть танкистом. Садишься в танк, разворачиваешься – и полка нет!

2. Так уж сразу и полка?

3. Ну, может быть, и не полка, но многих бы гадов уничтожил.

2. Нет,нет, ребята. Нам надо помочь победить этих гадов. Без нас нашим никак..

1 Что же делать???

3. Надо думать…

Учитель. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгораются в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.

Как вы думаете, о чем и о ком мы сегодня будем говорить?



Слайд 4

Сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, ваши ровесники и младше. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества. О них написано много книг, стихов, песен, снято много художественных фильмов Сегодня день памяти мальчиков и девочек, погибших за свою Родину. Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера. .


Слайд 5

В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. И мы сегодня зажжём свечу памяти в честь юных героев войны.


На фоне музыки И.Крутого ученик зажигает свечу памяти


Ученик. Тогда нам было десять лет.

Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.

Ученица. Кто прожил только десять лет

Запомнит навсегда, как

Потушив дрожащий свет,

От станций отходили поезда.

Ученица. Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода

И не всегда была еда,

И как отец его тогда

За счастье воевал!

Ученики :

Юные безусые герои,

Юными остались вы на век.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить

Не сочтешь, а, прочим, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшемся в окно.


Слайд 6 (Видео труженики тыла-дети)

Ведущий: С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты. Маленькие труженики тыла В сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня. Когда замкнулось блокадное кольцо, в городе оставалось 400 тысяч детей. Им пришлось вынести все тяготы блокады наравне со взрослыми. Они росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве. Они разбирали завалы, очищали город от снега, выращивали овощи и картофель. Дети на наравне со взрослыми работали за станками, ремонтировали военную технику, производили оружие и боеприпасы – всюду действовали детские руки.


Слайд8,9,10

Ведущий: В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне с взрослыми, присвоено звание Герой Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы. Вспомним благодарно тех, чья юность опалена самой страшной в истории человечества войной, чье детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось, кто, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или партизанский отряд.

По-особому высоки и по-особому дороги нам подвиги юных участников войны и трудового созидания: ведь их совершали дети, подростки! Сколько им было отроду? 12, 14. В ту пору вся биография умещалась в несколько слов. Да, собственно, ее еще почти и нет.

20 тысяч пионеров получили медали «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных пионеров награждены медалью «За оборону Ленинграда».

И сегодня мы вспомним имена юных пионеров – героев, сделаем небольшую перекличку. Юные девчонки и мальчишки, ставшие вровень с самыми замечательными людьми нашей страны, навсегда оставшиеся в благодарной народной памяти.



Слайд 11-17

Ученик :

Леня Голиков родился в селе Лукино Новгородской области. Юный пионер в партизанском отряде был разведчиком. Его, как опытного партизана,

взрослые брали на взрывы вражеских поездов на железной дороге. За спасение раненого товарища Леню Голикова наградили медалью «За боевые заслуги». 13 августа 1942 года Леня в одиночку добыл у немецкого офицера очень ценные документы, за что он стал Героем Советского Союза. Юный пионер герой погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука. На могиле героя поставили обелиск, а на берегу реки воздвигнут памятник.

Ученик :

Валя Котик родился в маленьком украинском селе Хмелевка. Ему было 12лет, когда немцы оккупировали с. Шепетовку, где жил Валя. Юный пионер-герой был членом подпольной организации, партизаном. За смелость и храбрость Валика наградили медалью «Партизану Отечественной войны». Он заслонил собой старшего товарища от вражеской пули.

17февраля-1944года Валя был смертельно ранен при освобождении

г.Изяслава. Пионер-герой похоронен в садике перед школой, в которой учился. Когда закончилась война, Валю Котика посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. В 1958 году ему присвоено звание Героя Советского Союза. В с.Шепетовка и в г. Москве Вале Котику воздвигнуты памятники.

Ученик :

Марат Казей родом из села Станьково, недалеко от районного города Дзержинска. Марат партизанил в Станьковском лесу, ходил в разведку. Граната, с которой Марат кинулся на врага, разорвалась утром 11 мая 1944 года. Там, где партизаны подобрали мертвое тело своего любимца, жители окрестных деревень поставили памятник. За участие в боевых операциях юный партизан награжден: медалью «За боевые заслуги», медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени. 9 мая 1965 года Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик :

Зина Портнова родилась в городе Ленинграде. Эта смелая девочка была членом подпольной организации, она распространяла листовки, ходила в разведку. Во время пыток в тюрьме девочка молчала. При побеге от гестаповцев Зина убила трех немцев. Ее схватили на самом берегу реки. Зину Портнову расстреляли под Полоцком. Подвиг маленькой партизанки легендарен. Зина Портнова удостоена звания Героя Советского Союза.


Слайд 18 (Видео «Юные герои»)

Слайд 19

Ведущий: Маленькие герои большой войны. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде… Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, - трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбе ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И называли их люди героями.

Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете. Мы не знаем, кем бы они выросли – поэтами, учеными, космонавтами, строителями. Но знаем, что потеряли очень много хороших людей, которые совершили бы еще немало доброго.

Они мало прожили, но прожили достойно. Короткие биографии юных героев читаешь с волнением: такими светлыми, мужественными, добрыми встают перед мысленным взором дети народа – воина, народа - труженика.


Слайд 20

Минутой молчания почтим память юных героев погибших за счастье и свободу Родины. (Метроном)


Слайд 21

Учитель: Время не властно над нашей памятью

И мы говорим всему миру:

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Учитель: Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сыновей и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.

И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Сегодняшние дети – это завтрашние взрослые, от поступков и действий которых будет зависеть облик будущего мира.


Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!


Слайд 22

(Песня День Победы)

Ученик : Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.

Солдаты. Подарили вы планете

Великий май! Победный май!

Ученик: Нам нужен мир - тебе и мне, и всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим!


Ученик: Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство!


Ученик : “Нет!” – заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам…

Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!..

Учитель :Чтоб снова на земной планете не повторилось той беды.

Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна…


Слайд 23

Ученик :Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы.

На замечательной земле нам довелось родиться.


Ученик :Так пусть она цветёт всегда, пускай шумит садами.

Пусть люди смотрят на неё влюблёнными глазами!


Песня «Солнечный круг»





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!